kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление жестокого обращения с ребёнком в семье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка.

Задача: внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения»

Анализируя социальный паспорт школы и детского сада можно сделать вывод о необходимости своевременно выявлять нарушение прав и законных интересов ребёнка, своевременно помочь детям и их родителям. Следовательно, социальному педагогу школы необходимо овладеть и внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения», что является необходимым условием эффективной и результативной работы в условиях нашей школы

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление жестокого обращения с ребёнком в семье"»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Пермского края»

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Региональный центр практической психологии и социальной работы «ВЕКТОР»











Аттестационная работа

«Внедрение услуги:

«Раннее выявление жестокого обращения»

в МБОУ «Спешковская ООШ»



Работу выполнила:

слушатель курсов

профессиональной переподготовки

по программе «Кризисный психолог»

Брагина Валентина Яковлевна






Пермь, 2017 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение __________________ стр. 3

2. Этапы работы по внедрению услуги: «Раннее выявление жестокого

обращения в МБОУ «Спешковская ООШ» ____________________ стр. 6

3. Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание детей

в семье»_________________________________________________ стр. 6

4. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (1 случай) __________________________________ стр. 9

5. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (2 случай) __________________ ________________ стр. 13

5. Заключение____________________________________________ стр. 16

6. Библиографический список ______________________________ стр. 17

7. Приложения____________________________________________ стр. 18














Введение

Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка.

Задача: внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения»


Актуальность и особенности Муниципального Бюджетного

Общеобразовательного Учреждения «Спешковская Основная

Общеобразовательная Школа»

Актуальность оказания услуги «Раннее выявление жестокого обращения» напрямую связана с особенностями контингента учащихся нашей сельской школы.

В МБОУ «СООШ» обучается 58 учащихся и 30 детей посещают детский сад. Многие семьи сталкиваются с безработицей и низкой материальной обеспеченностью. Практически все дети из малоимущих семей. Имеются родители, которые не занимаются воспитанием детей в семье - отсюда вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и т. д.; низкий уровень общей культуры.

Количество учащихся группы риска и СОП


2014 -2015

2015 - 2016

2016 -2017

Количество учащихся группы риска


2


3


2

Количество учащихся

группы СОП

0(д/сад) +

2(школа)=

2 детей

1(д/сад) +

2(школа)=

3 детей

2 (д/сад) +

3(школа)=

5 детей



Социальный паспорт МБОУ «СООШ» в 2016 – 2017 учебном году

1.Наименование школы: МБОУ «Спешковская основная общеобразовательная школа»

2. Количество детей 88

в том числе мальчиков 48 девочек 40

в том числе по проблемам

медицинским: психосоматическим, соматическим ___, физическим___

общения: отверженным_-__, конфликтным ___5_

Поведения: на учете в ПДН _2__, на учете в школе __2__, на учете в классах___

Уровня интеллекта: высокий__21___, средний__64___, низкий__3___

3. Занятость вне школы

в том числе занимаются в кружках, спортивных секциях 58

в общественных движениях __-___

4. Количество семей групп риска по типам:

1) малообеспеченных __35 (детей 46) _ 2) неполных 12_ (детей 12)

3) безработные ___-___

4) имеющие членов семьи в местах лишения свободы ____-____

5) многодетных _8(12детей) __ 6) опекаемых 3 (детей 8)

7) беженцы __-____ 8) дети-инвалиды __1___

9) сироты ____4____

Родители с ограниченными возможностями (инвалиды) ___-___

5. Количество активных родителей (члены классного, школьного комитетов, волонтеры и т.п.) __9___

6. 9 класс - комплектов: 1 класс - 9 человек

2 класс - 7 человек

3 класс - 6 человек

4 класс - 4 человек

5 класс - 7 человек

6 класс - 7 человека

7 класс - 7 человек

8 класс - 6 человек

9 класс - 5 человек

Детский сад – 30 человек

7. Кружки, секции, факультативы в рамках школы: 4 кружка, 1 спортивная секция, 11 факультативов, внеурочная деятельность 9.

п/п

Категории семей и детей

Количество детей

2016-2017 уч. г.

1

Всего детей

88

2

Многодетных семей:

- в них детей

8

12

3

Дети-инвалиды

1

4

Сироты

4

5

Беженцы

-

6

Количество малообеспеченных семей

35

- в них детей

46

- получили бесплатное питание

46

7

Опекаемые

8

8

Неполные семьи

12

9

Семьи «группы риска»

2

10

Дети «группы риска»

2

11

Семьи «СОП»

3

12

Дети «СОП»

5

Анализируя социальный паспорт школы и детского сада можно сделать вывод о необходимости своевременно выявлять нарушение прав и законных интересов ребёнка, своевременно помочь детям и их родителям. Следовательно, социальному педагогу школы необходимо овладеть и внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения», что является необходимым условием эффективной и результативной работы в условиях нашей школы.


Этапы работы по внедрению услуги:

«Раннее выявление жестокого обращения»

в МБОУ «Спешковская ООШ»

  1. Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

  2. Установление контакта с семьей и формирование партнерских отношений по обеспечению в семье безопасных условий для жизни и здоровья ребенка

✓ Заранее проинформировать семью о цели и задачах предстоящего визита (по телефону, письменно, предварительный визит и др.), договаривается о времени встречи

✓ Во время визита: проинформировать родителей о целях и задачах своего визита, продемонстрировать свою поддерживающую позицию

✓ Вовлечь семью в совместную деятельность по оценке безопасности и оценке риска, используя навыки профессиональной коммуникации

✓ Оказать эмоциональную поддержку собеседнику в трудные моменты разговора

  1. Разработка плана безопасности в случае, если обнаружены непосредственные угрозы безопасности ребенка


Родительское собрание на тему:

Поощрение и наказание детей в семье.

«Наказание — это причинение вреда причиняющему вред.

Похвала — педагогический домкрат» В. Г. Кротов

Подготовительная работа к собранию

1. Подготовка анкет для родителей и учащихся по проблеме собрания.

2. Оформление плаката с мнением детей о поощрениях в их доме.

3. Подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Оформление памятки для родителей.

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье.

2. Формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.

Форма проведения собрания: обмен мнениями.

Вопросы для обсуждения:

  1. Виды наказаний и поощрений в семейном воспитании.

  2. Какие виды наказаний являются жестокими

  3. Значение наказания и поощрения детей в семье.

Анкета для родителей

  1. Можно ли воспитывать ребенка без наказаний?

  2. Что может послужить в вашей семье поводом для наказания?

  3. Как реагирует ваш ребенок на наказание?

  4. Всегда ли наказание эффективно воздействует на поведение вашего ребенка?

  5. Как вы ведете себя по отношению к ребенку после того, как наказали его?

  6. Какие меры воздействия на ребенка вы в вашей семье считаете наказанием?

  7. Принимаете ли вы совместное решение по поводу наказания своего ребенка или каждый из родителей делает это в одиночку?

  8. Как долго помнит ваш ребенок наказание?

  9. Какие меры наказания в вашей семье исключены?

Выдержки из сочинений детей

Отдельно оформляются выдержки из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений — что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

В качестве примера: «Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко». «Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник». «Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают». «Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей».

Плакат с мнением учащихся класса о поощрениях и наказаниях

Меня хвалят, если … Мне дарят подарки, если … Мне дарят деньги, если … Мне разрешают, если … Меня наказывают, если … Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях и наказаниях, которые они получают от родителей.

Ход собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

(Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.)

2. Знакомство родителей с мнениями учащихся по проблеме родительского собрания.

3. Анализ педагогических ситуаций (в группах), обмен мнением родителей по предложенным ситуациям.

4. В родительский дневник.

5. Памятка «Как поощрять ребенка в семье»

6. Возможности ДТД (детского телефона доверия) как способа экстренной психологической помощи детям, родителям.

7. Итог собрания





Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности

Описание I случая

В один из весенних дней на уроки не пришёл … Кирилл, первая мысль – заболел, что с ним бывает редко. Позвонила его маме, поинтересовалась, где

Кирилл. Поняла, что она удивлена отсутствием сына на уроках. Пообещала, что всё выяснит и перезвонит мне. Звонок раздался из КДН, оказалось, что в полицию обратилась мама, Кирилла обнаружили в другой деревне у бабушки, он сбежал из дома.

История семьи

Мать– … … …, год рождения 19…, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.

Другие члены семьи: два брата 25 и 22 лет, живут и работают в другом городе, у каждого своя семья.

Семья проживает в деревянном доме, где ребенку выделена отдельная комната, имеет отдельное место для сна и занятий. Санитарное состояние дома удовлетворительное, но пахнет табаком. Кирилл раздражается, что мама дома курит, на что она отвечает, уже не маленький. Семью можно отнести к категории семей с нестабильным материальным достатком. Это связано с сезонностью работы матери. Это влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации. Ребенок обеспечен необходимой одеждой, на новый телефон и велосипед заработал деньги сам, денег на карманные расходы нет, в школьной столовой питается бесплатно. В школьном коллективе обычно лидер, есть друзья.

Мама периодически интересуется учебными делами сына, родительские собрания не посещает, ссылается на график работы. Замечания в адрес сына выслушивает, наказывает его ограничением в чём-либо. Кирилл – первый помощник в доме, трудолюбив, самостоятелен, вся мужская работа на нём, он всё умеет и вынужден делать, в этом эму помогают друзья, а он им.

Мама осознаёт, что сын взрослый, но её раздражает, что он часто с ней стал конфликтовать и оценивать её действия. Из-за чего и произошёл конфликт. Мама призналась, что была в алкогольном опьянении, не сдержалась и швырнула в сына … (что именно, не сказал ни сын, ни мать). Она понимает, что произошло ужасное, хорошо, что сын увернулся, не ожидала, что он сбежит. Мама осознает, что её поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку (один из сыновей уже имел судимость). Согласилась подумать о помощи со стороны специалистов. Социальный педагог напомнил, что у Кирилла не продлён медицинский полис, он ему необходим. Пока психологическая обстановка в семье напряженная. Со слов Кирилла с мамой общается пока с осторожность, пытается не конфликтовать.

Форма оценки безопасности и оценки риска

жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения

ребёнка в семье

Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития ребёнка … Кирилла …, 2001 г. р.


ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

Факторы

Риск


Высокий

Умеренный

Низкий

1

Возраст



2

Особенности развития и

личности ребёнка



3

Особенности травм

3.1. Локализация травмы



3.2.Тип травмы



3.3.Частота нанесения травмы



4

Особенность поведения

родителей, говорящие о

возможности жестокого

обращения



5

Роль эмоционального вреда



6

Индивидуальные особенности родителей

6.1.Готовность родителей

признать случай жестокого

обращения с ребёнком



6.2.Заболевания, влияющие на

поведение родителей



6.3.Родительские навыки

воспитания



7

Свобода доступа виновника

насилия к ребёнку



8

Бытовые условия, окружение



9

Предыдущие сообщения или

случаи жестокого обращения



10

Восприимчивость к кризисам




ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ребёнком … Кириллом …, 2001 г. р. умеренная.


ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА


Ф.И.О., год рождения ребёнка

… Кирилла …, 2001 г. р.

Домашний адрес

...

Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка

… … …,19… г. р.

Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним.

Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать.

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Не готова идти на контакт. Запустила в ребёнка тем, что попало под руку, была в состоянии алкогольного опьянения.

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением).

Негативный жизненный опыт. Длительная работа с заключёнными.

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Признание факта. Понимает, что не сдержалась.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

… Кирилла …, 16 лет


Мероприятия по обеспечению

безопасности ребёнка

Срок выполнения

Ответственный

Подпись

1

Обратиться в страховую компанию для продления страхового полиса.

14.04.17


2

Обратиться к врачу с сыном.

17.04.17


3

Консультация психолога.

В апреле



Подписи сторон

Специалист

Родитель (ли)



Дата 07.04. 2017.

























Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности

Описание 2 случая

К социальному педагогу школы обратились классные руководители с просьбой о помощи. Ученики … и … классов брат и сестра последнее время приходят в школу неряшливо одетыми, уроки выполнены не качественно, на вопросы классных руководителей отмалчиваются, родители на телефонные звонки не отвечают.

История семьи

Мать - …, образование основное общее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.

Отец - …, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму

Другие члены семьи: дочь …работает и живёт в другом городе. Дочь … и сын … учатся в МБОУ «СООШ»

Так как родители не имеют постоянного трудоустройства, то в период отсутствия работы выпивают.

Семья проживает в собственном деревянном доме, отопление печное.

В доме находились оба родителя. В комнате грязно, холодно. Мама готовит обед. Объяснила, что сейчас затопит печь и займётся уборкой в доме. Дети ещё в школе. Из разговора с родителями выяснилось, что они несколько дней выпивали. Этим и объяснилось отстранение от проблем и невнимание к детям. Родители осознают, что в это время не занимались детьми, которые уходили жить к бабушкам. Выяснилось, что семью поддерживают бабушки. Со слов родителей выпивают они не больше других, вот сейчас нашли временную работу и всё будет в порядке. Дети уже сегодня придут домой. Мама уже была лишена родительских прав на старшую дочь, поэтому она понимает последствия такого поведения. Но считает, что помощь специалистов не нужна.

Форма оценки безопасности и оценки риска

жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения

ребёнка в семье

Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития детей … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р.


НЕ ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

Факторы

Риск


Высокий

Умеренный

Низкий

1

Возраст



2

Особенности развития и

личности ребёнка



3

Особенности травм

3.1. Локализация травмы



3.2.Тип травмы



3.3.Частота нанесения травмы



4

Особенность поведения

родителей, говорящие о

возможности жестокого

обращения



5

Роль эмоционального вреда



6

Индивидуальные особенности родителей

6.1.Готовность родителей

признать случай жестокого

обращения с ребёнком



6.2.Заболевания, влияющие на

поведение родителей



6.3.Родительские навыки

воспитания



7

Свобода доступа виновника

насилия к ребёнку



8

Бытовые условия, окружение



9

Предыдущие сообщения или

случаи жестокого обращения



10

Восприимчивость к кризисам




ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С детьми … … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р. умеренная.


ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА


Ф.И.О., год рождения ребёнка

… … …, 2005 г. р. и … … …, 2008 г. р.

Домашний адрес

...

Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка

… … …,19… г. р.

… … …, 19… г. р.

Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним

Факта жестокого обращения с детьми не выявлено, отсутствие со стороны родителей заботы о них.

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Признаки пренебрежение основными нуждами детей.

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением)

Негативный жизненный опыт. Употребление родителями спиртных напитков. Отсутствие постоянной работы у обоих родителей. Лишение родительских прав на первого ребёнка.

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Постоянно поддерживают семью бабушки. Помогают детям и внукам. Родственники и односельчане дают вещи для детей.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

… … …, 12 лет и … … …, 9 лет


Мероприятия по обеспечению

безопасности ребёнка

Срок выполнения

Ответственный

Подпись

1

Родителям обратиться к наркологу

апрель


2

Встать на учёт в службе занятости

апрель


3

Консультация психолога.

май


4




5





Подписи сторон

Специалист

Родитель (ли)



Дата 05.04. 2017.






Заключение

В первом случае оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребёнком, оценки безопасности нахождения ребёнка в семье. Итоговая оценка риска жестокого обращения умеренная. Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того, что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать. Мать признаёт факт. Понимает, что не сдержалась. Взрослый осознает, что его поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку.

Во втором случае семья живет в условиях значительного стресса и с помощью родственников в целом справляется с возникающими перед ней проблемами, однако поведенческие признаки и употребление спиртных напитков указывают на то, что это не всегда удается.

Социальному педагогу необходимо овладеть алгоритмом интервью с родителями по поводу жестокого обращения с ребенком, для готовности родителей к сотрудничеству и для предотвращения риска жестокого обращения с ребенком.














Библиографический список

Печатные издания:

1. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных//М.: Федеральный институт развития образования. – 2011.

  1. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов //СПб.: Речь. – 2006. – Т. 360.

  2. Стандарт и методическое руководство услуги «Краткосрочное кризисное консультирование семей» //М: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2013.

Электронные ресурсы:

  1. Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации «Семейно ориентированный подход в системе защиты детства. Межведомственное и межсекторное взаимодействие по предотвращению жестокого обращения с детьми». http://vectornko.ru/program/metod_mater/#content











Приложение 1

Факторы риска жестокого обращения с ребенком

1.Возраст ребенка

При оценке возраста и степени уязвимости ребенка необходимо принимать во внимание не только его хронологический возраст, но и уровень развития у него навыков самообслуживания. Высокий уровень риска по возрастному фактору – это грудные дети и дети до шести лет, а также дети, уровень развития которых сопоставим с уровнем развития ребенка младшего возраста. Средний уровень риска по возрастному фактору – это дети школьного возраста. Низкий уровень риска по возрастному фактору – это дети младшего подросткового и подросткового возраста. Хронологический возраст ребенка устанавливается в процессе наблюдения за поведением ребенка.

2.Особенности развития и личности ребенка

Высокий уровень риска определяется у детей, которые отстают в развитии, страдают серьезными заболеваниями, требуют постоянного внимания со стороны родителей и являются особенно уязвимыми перед внешними стрессовыми факторами, изменениями в привычном окружении; а также дети, родители которых считают (обоснованно или нет), что они являются «неправильными» или «дефективными», либо что уход за ними требует больше времени и сил, чем за другими детьми в семье. Средний уровень риска определяется у детей, которые родились недоношенными; проявляют упрямство, самостоятельность, требовательность, что провоцирует родителей на применение травмирующих форм реагирования; хуже приспосабливаются к новым ситуациям; а также у детей, которые незначительно отстают в развитии или страдают менее серьезными заболеваниями. Их родители могут соглашаться с тем, что уход за ними сопряжен с рядом трудностей, но не испытывают чувств растерянности и беспомощности, когда им приходится удовлетворять особые потребности ребенка. Низкий уровень риска определяется у детей, которые обычно живут по распорядку; ведут себя предсказуемо; имеют меньше исключительных потребностей; выглядят довольными и счастливыми; легко успокаиваются и менее уязвимы перед негативными последствиями стресса; а также дети, родители которых не считают, что уход за ними сопряжен с какими-либо особыми трудностями.

3.Особенности полученных прежде травм

3.1.Локализация травмы

Высокий уровень риска определяется в случаях получения ребенком любых ударов по голове, груди или животу и сопряжен с высоким риском нанесения серьезной травмы, т.к. черепно-мозговые травмы и травмы внутренних органов могут привести к смерти или хроническому заболеванию. О высоком уровне риска также говорят следы сильных повреждений на любой части тела. Средний уровень риска определяется при получении ребенком небольших или умеренно больших гематом на ягодицах и бедрах и при отсутствии других травм. Низкий уровень риска – отсутствие гематом.

3.2.Тип травмы Высокий уровень риска определяется при получении ребенком в виде наказания серьезных травм и травм, сопряженных с риском для жизни, таких, как ожоги от погружения в горячую жидкость; гематомы, возникшие в результате нанесения ударов кулаками в область живота; сухие контактные ожоги; травмы, нанесенные колющими и режущими предметами. Подобные травмы могут свидетельствовать об эмоциональной неустойчивости и нерациональности поведения родителей. Средний уровень риска определяется при наличии следов от удара ремнем; ссадины на ягодицах, спине и ногах указывают на применение избыточной силы при физическом наказании для дисциплинирования ребенка. Низкий уровень риска – отсутствие травм.

3.3.Частота нанесения травм Высокий уровень риска определяется при частом применение физических наказаний, при применении наказаний с избыточной силой без необходимости в процессе дисциплинирования ребенка. Средний уровень риска определяется в семье, которая, в целом, является функциональной. Но при этом зафиксированы единичные случаи жестокого обращения с ребенком, которые были связаны с тем, что кто-то из родителей ребенка находился в состоянии сильного стресса. Низкий уровень риска – отсутствие случаев нанесения травм.

4. Особенности поведения родителей, говорящие о возможности насилия

Одни и те же поступки родителей могут с большей или меньшей вероятностью привести к причинению ребенку вреда в зависимости от обстоятельств, при которых они происходят. Если родители, действуя в соответствии со своими культурными установками, прибегают к телесному наказанию как к законному и необходимому средству защиты своего ребенка от грозящих ему опасностей, с целью наложения определенных ограничений на его поведение, такой ребенок подвержен меньшему риску, чем ребенок, которого родители регулярно подвергают его телесным наказаниям, стремясь при этом удовлетворить свои собственные эмоциональные потребности.

Примеры

Высокий уровень риска

❒ Ребенок 10-ти лет, которого периодически подвергают порке вне всякой связи с его поведением

❒ Ребенок 4-х лет с насморком, высокой температурой, воспаленными легкими, который не может нормально дышать и которому не оказывается медицинская помощь

Средний уровень риска

❒ Ребенок 10-ти лет, которого выпороли за то, что он пролил стакан молока, или которого подвергают подобным наказаниям чаще, чем остальных детей в семье

❒ Ребенок 4-х лет с насморком, больным горлом и температурой 39,5 градуса, которому не оказывается медицинская помощь (родители лечат его народными средствами и не настроены на взаимодействие с врачами)

Низкий уровень риска

❒ Ребенок 10-ти лет, которого один раз выпороли ремнем за то, что он вернулся домой через три часа после наступления темноты, причем сделали это любящие родители, но считающие телесные наказания необходимым элементом воспитания

❒ У ребенка 4-х лет болит живот, родители встревожены состоянием ребенка, отслеживают динамику его состояния и, в случае ухудшения, будут обращаться за медицинской помощью

5.Роль эмоционального вреда в определении уровня риска

Высокий уровень риска присутствует в семьях, в которых родители часто прибегают к телесным наказаниям, делают это без каких-либо очевидных причин, а в остальное время унижают или игнорируют ребенка. Пример Ребенок, живущий в неполной семье с эмоционально неустойчивой матерью, которая часто кричит на него по незначительным поводам, непредсказуемо прибегает к физическим наказаниям и игнорирует потребности ребенка большую часть времени.

Средний уровень риска – ребенок, живущий в семье, где родители адекватно удовлетворяют возрастные потребности ребенка, например, в питании, медицинском обслуживании, образовании, но часто применяют телесные наказания, которые оставляют на теле ребенка синяки (гематомы). Пример Ребенок, живущий с матерью, которая не в состоянии обеспечить его безопасность, в состоянии раздражения регулярно применяет физические наказания, но часто с ним играет, уделяет ему внимание и при этом открыто проявляет положительные эмоции. Низкий уровень риска определяется в семьях, где отдельные случаи физического наказания или неудовлетворения отдельных потребностей детей имеют место. При этом в семье, в целом, позитивная эмоциональная атмосфера, риск возникновения эмоциональных расстройств или причинения психологического вреда детям низкий.

6. Индивидуальные особенности родителей

6.1. Признание родителями факта жестокого обращения с ребенком и стремление его защитить. Степень, в которой родитель готов вмешаться в ситуацию в интересах ребенка и устранить условия, приведшие к жестокому обращению, является важнейшим фактором оценки уровня риска. Высокий уровень риска определяется в случаях, когда родители отказываются признать факт жестокого обращения с ребенком; выдумывают неправдоподобные истории, пытаясь объяснить травму или заболевание ребенка; не признают, что ребенок нуждается в защите; родители признают существование потенциально опасной ситуации, но отрицают, что это подвергает риску их ребенка. Пример Родители двухлетнего ребенка, которые говорят: «Он понимает, что нельзя подходить близко к яме, он в нее не упадет»

Средний уровень риска определяется в случае, когда родители признают, что ребенок получил или может получить травму, но у них отсутствует готовность или способность изменить сложившуюся ситуацию. Такие родители могут предпринять усилия к тому, чтобы осуществить необходимые изменения, частично завершить эти усилия или осуществить некоторые из необходимых изменений, тем самым снизив уровень риска, но не устранив его до конца. Пример Родители двухлетнего ребенка, которые говорят: «Он, конечно, может упасть в эту яму. Мы закроем ее старыми досками, а если появятся деньги, сделаем все основательно». Низкий уровень риска определяется в случае, когда родители без всяких оговорок признают, что они обязаны принимать меры по защите своего ребенка, и незамедлительно осуществляют все необходимые изменения. Присутствуют признаки, свидетельствующие о низком риске повторения случаев нарушения прав и интересов ребенка, в том числе жестокого обращения с ним (см. ниже). Пример Родители двухлетнего ребенка, которые говорят: «Он, конечно, может упасть в эту яму. Мы пока закроем ее так, чтобы к ней нельзя было подойти. А через 2 недели, когда получим зарплату, сделаем все основательно». Признаки низкого риска повторного нанесения вреда ребенку:

❒ Присутствие рядом с ребенком родителей, готовых при помощи специалиста изменить опасную для ребенка ситуацию

❒ Вербальные и эмоциональные реакции родителей указывают на то, что они переживают из-за полученной ребенком травмы, чувствуют свою вину и ответственность ❒ Родители демонстрируют искреннее сочувствие ребенку и выказывают желание не причинять ему вреда

❒ Родители проявляют готовность сотрудничать со специалистом, принять его помощь с целью не допустить повторения случаев жестокого обращения с ребенком

❒ Родители допускают нарушение прав и интересов ребенка только в тех случаях, когда они находятся в ситуации сильного стресса, в других случаях справляются со своими родительскими обязанностями и проявляют сочувствие к ребенку

❒ Родитель, не причастный к выявленному случаю нарушения прав ребенка, инициирует и эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка от повторных случаев нарушения его прав и интересов, в том числе, жестокого обращения с ним

6.2. Заболевания и индивидуальные особенности родителей, влияющие на качество исполнение ими родительских обязанностей

Высокий уровень риска определяется в тех семьях, в которых родители страдают заболеванием, которое резко снижает уровень их функциональности, при этом они отрицают существование проблемы, не обращаются за медицинской помощью или не выполняют предписаний врача. К этой категории также относятся родители, которые отрицают, что их заболевание или поведение отрицательно сказывается на качестве их ухода за ребенком. Пример Ребенок, живущий с умственно отсталой матерью, которая не в состоянии самостоятельно обеспечить его безопасность, а также игнорирует его большую часть времени. Средний уровень риска определяется в семьях, в которых родители страдают менее серьезными заболеваниями, которые не мешают им удовлетворять базовые потребности ребенка, либо симптомы которых успешно купируются, когда они принимают необходимые лекарственные средства или получают помощь извне. Пример Ребенок, живущий с умственно отсталой матерью, которая не в состоянии обеспечить полностью его безопасность, но часто с ним играет, уделяет ему внимание и при этом открыто проявляет положительные эмоции. Совместно с ними проживает сестра матери, которая участвует в уходе за ребенком.

Низкий уровень риска определяется в семьях, в которых родители страдают заболеваниями, которые не снижают уровень их функциональности, или когда симптомы таких заболеваний полностью купируются медикаментозным лечением, терапией или сторонней поддержкой. Среди конструктивных моделей поведения родителей отмечаются следующие:

❒ Родители признают, что их заболевание оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком

❒ Родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача

❒ Родители принимают от других людей помощь в выполнении тех своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно

❒ Второй родитель или другой взрослый член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей Пример Ребенок, живущий в полной семье, где мать страдает от периодических депрессий, во время которых испытывает трудности с обеспечением ухода за ребенком. Она регулярно посещает врача, ответственно относится к приему лекарств, которые достаточно быстро купируют симптомы заболевания. В период обострения в уход за ребенком включаются другие члены семьи

6.3. Родительские навыки воспитания

Высокий уровень риска определяется в случаях, когда родители не владеют навыками воспитания и ухода за детьми, ничего не знают о том, как должен развиваться ребенок; родители, поведение которых создает прямую угрозу жизни и здоровью ребенка Пример

❒ Молодая мать, которая не научилась готовить молочную смесь и кормить своего грудного ребенка, в результате чего ребенок не прибавляет в весе

❒ Родители, которые применяют жестокие телесные наказания или оставляют маленького ребенка без какого-либо присмотра

Средний уровень риска определяется в случаях, когда родители слабо владеют навыками воспитания. К этой категории относятся родители, которые применяют методы поддержания дисциплины, не соответствующие возрасту ребенка и непонятные ребенку; кормят своих детей, но почти ничего не знают о правильном питании; пытаются присматривать за своими детьми или поддерживать дисциплину, но не могут контролировать поведение детей; не всегда могут создать условия, необходимые для нормального роста и развития детей. Пример Молодая мать, которая из-за нехватки времени кормит двухлетнего ребенка взрослой пищей, от чего у ребенка периодически возникает расстройство желудочно-кишечного тракта. Когда ребенок плачет от боли в животе, объясняет ему, что она устала, сердится и требует от ребенка замолчать. Низкий уровень риска определяется в случаях, когда родители достаточно хорошо владеют навыками воспитания и в состоянии удовлетворять базовые потребности своих детей; способны обеспечить нормальное развитие детей; способны создать для детей безопасную среду, установить необходимые ограничения и создать условия для развития своих детей; при этом не обладают достаточной родительской компетентностью, а в стрессовых ситуациях могут неэффективно исполнять некоторые родительские функции; культурные/национальные/религиозные нормы, разделяемые семьей, связаны с насильственными приемами воспитания детей. Пример Малообеспеченные молодые родители, еще не обладающие достаточным опытом семейной жизни и воспитания детей, ведения домашнего хозяйства, из-за чего в семье часто бывают раздоры; при этом одобряющие использование физических наказаний для дисциплинирования детей только в крайних случаях – «как последний аргумент» Существует ряд факторов, которые следует квалифицировать как сильные стороны семьи, даже если усилия родителей, направленные на воспитание детей, неэффективны или не соответствуют уровню их развития. К ним относятся:

❒ Родители выражают желание научиться качественно заботиться о своих детях

❒ Родители, проявляющие искреннюю заинтересованность в том, чтобы их дети росли здоровыми и счастливыми

❒ Родители демонстрируют здоровую привязанность к своим детям Информацию, необходимую для проведения оценки по этому фактору, можно получить в процессе наблюдения за родителями в моменты, когда они кормят, купают, воспитывают своих детей или играют с ними. Можно расспросить родителей о том, какие методы воспитания детей они предпочитают. Наиболее информативными будут ответы на открытые вопросы, например: «Что вы делаете, когда ребенок начинает бросаться едой?» или «Как вы поступаете, когда ребенок мочится в кровать?»

7.Свобода доступа виновника насилия к ребенку

Высокий уровень риска определяется в случаях, когда виновник не контролируется членами семьи, все еще находится в доме или может легко проникнуть в дом, может прибегнуть к насилию, если кто-либо попытается ему в этом воспрепятствовать, или проигнорирует предписание специалиста, чтобы он никогда не оставался наедине с ребенком. Пример Ситуация, когда в семье, где есть грудной ребенок отец страдает алкоголизмом, ранее судимый, склонный в состоянии опьянения к домашнему насилию, неконтролируемой агрессии и противоправным действиям. Мать ребенка боится мужа и не может ему противостоять, сама неоднократно становилась жертвой домашнего насилия. Средний уровень риска определяется в семьях, в которых виновник имеет ограниченный доступ к ребенку, а члены семьи демонстрируют готовность помешать ему повторно нанести вред ребенку, но не уверены, что это им удастся. Пример Ситуация, когда в семье, где есть грудной ребенок, отец страдает алкоголизмом, ранее судимый, склонный в состоянии опьянения к домашнему насилию, неконтролируемой агрессии и противоправным действиям. Брат матери ребенка, проживающий по соседству, готов и способен не допускать пьяного мужа к ребенку, мать готова обращаться к нему за помощью, но не уверена, что справится с ситуацией, если брата не будет дома

Низкий уровень риска определяется в тех семьях, где виновник находится далеко от ребенка и его возвращение не ожидается и/или когда члены семьи готовы и способны помешать виновнику получить доступ к ребенку. Виновник находится в доме, но члены семьи могут проследить за тем, чтобы он никогда не оставался наедине с ребенком, и/или ребенок может себя защитить. Пример Ситуация, когда мать, почувствовав, что пьяный муж становится агрессивным и есть высокая вероятность насилия над детьми с его стороны, имеет возможность отправить детей ночевать к бабушке

8.Бытовые условия и непосредственное окружение ребенка

Высокий уровень риска определяется в случае, когда дом непригоден для проживания, предназначен к сносу или имеются другие условия, угрожающие здоровью и безопасности ребенка. Средний уровень риска определяется в случае, когда дом нуждается в ремонте и проживание в нем угрожает здоровью или безопасности ребенка, но может быть приведен в состояние, обеспечивающее нужный уровень безопасности. Низкий уровень риска определяется в случае, когда бытовые условия не представляют серьезной угрозы здоровью или безопасности ребенка. Важно принимать во внимание мнение родителей о том, какие условия проживания можно считать безопасными для детей. Если бедность или другие социальные факторы ограничивают возможности родителей в плане перемещения семьи в более безопасное жилье, родители с достаточным уровнем компетентности стремятся самостоятельно устранить наиболее очевидные угрозы даже в некачественном жилье.

9.Предыдущие сообщения или случаи жестокого обращения с детьми Высокий уровень риска определяется в случае, когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, неоднократно поступали подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, и они были вынуждены принимать меры в отношении данной семьи.

Средний уровень риска определяется в случае, когда в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, либо неоднократно поступали не подтвердившиеся сигналы о жестоком обращении с ребенком, либо подтвердившиеся сигналы о случаях жестокого обращения с ребенком, которые не привели к серьезным негативным последствиям для ребенка. При этом органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, уже, возможно, оказывали помощь семье. Низкий уровень риска определяется в случае, когда ранее в отношении ребенка не поступало сигналов о жестоком обращении, семья никогда не попадала в поле зрения органов, уполномоченных осуществлять меры по защите прав ребенка. Жалобы, ранее поступавшие в органы, уполномоченные осуществлять меры по защите прав ребенка, были явно необоснованными, не соответствовали действительности или являлись результатом борьбы между супругами за право опеки над ребенком или попыток одного супруга причинить неприятности другому.

10. Восприимчивость семьи к кризисам

Степень, в которой семья подвержена кризисам, определяется тремя переменными факторами: уровнем стресса, переживаемым семьей, восприятием стрессовой ситуации родителями и наличием у семьи возможности прибегнуть к помощи извне с целью разрешения стрессовой ситуации. Высокий уровень риска определяется в случае, когда семья постоянно живет в условиях сильного стресса, обладает ограниченными и неадекватными адаптивными навыками и не имеет (или почти не имеет) возможности прибегнуть к сторонней помощи. К этой категории относятся также семьи, которые сознательно отказываются от сторонней помощи или предпочитают самоизоляцию. Средний уровень риска определяется в случае, когда семья живет в условиях значительного стресса и в целом справляется с возникающими перед ней проблемами, однако поведенческие признаки и эмоциональное состояние или настроение указывают на то, что это удается ей с большим трудом. Наличие у родителей выраженной тревоги о будущем семьи, депрессии и усталости говорит о том, что появление дополнительного стресс-фактора или утрата одного из существующих ресурсов помощи может в любой момент спровоцировать обострение кризиса, срыв адаптации.

Низкий уровень риска определяется в случае, когда потребности семьи удовлетворяются, и семья живет в условиях сравнительно небольшого внешнего стресса, имеет и активно использует хорошо развитые и надежные системы поддержки и эффективные индивидуальные адаптивные навыки. Наличие в семьях, живущих в условиях сильного стресса, конструктивных адаптивных навыков (даже если они существуют лишь в зачаточной форме) представляет собой важное положительное качество. Такие семьи обращаются за сторонней помощью; эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были; по мере возможности избегают стрессовых ситуаций; используют различные методы разрешения проблемных ситуаций; проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказать таким семьям помощь в расширении их возможностей по адаптации к сложным жизненным условиям и в разрешении проблемных ситуаций.













Приложение 2

Форма оценки безопасности и оценки риска

жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения

ребёнка в семье

Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития ребёнка …, … г. р.

НЕ ВЫЯВЛЕНЫ/ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

Факторы

Риск


Высокий

Умеренный

Низкий

1

Возраст




2

Особенности развития и

личности ребёнка




3

Особенности травм

3.1. Локализация травмы




3.2.Тип травмы




3.3.Частота нанесения травмы




4

Особенность поведения

родителей, говорящие о

возможности жестокого

обращения




5

Роль эмоционального вреда




6

Индивидуальные особенности родителей

6.1.Готовность родителей

признать случай жестокого

обращения с ребёнком




6.2.Заболевания, влияющие на

поведение родителей




6.3.Родительские навыки

воспитания




7

Свобода доступа виновника

насилия к ребёнку




8

Бытовые условия, окружение




9

Предыдущие сообщения или

случаи жестокого обращения




10

Восприимчивость к кризисам





ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ребёнком …, … г. р. …


ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА


Ф.И.О., год рождения ребёнка

…, … г. р.

Домашний адрес

Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка

…, … г. р.

Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением)

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

…, … лет


Мероприятия по обеспечению

безопасности ребёнка

Срок выполнения

Ответственный

Подпись

1




2




3




4




5





Подписи сторон

Специалист

Родитель (ли)



Дата ...





26



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брагина Валентина Яковлевна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541664

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства