Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление и профилактика школьного буллинга"
Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление и профилактика школьного буллинга"
«Профилактика школьного буллинга»
Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка. Внедрение услуги «Профилактика школьного буллинга».
Задачи: 1) провести диагностическое обследование и собеседование с классным руководителем 6 класса с целью оценки эмоционального климата в классном коллективе и выявления возможных пострадавших от психологического или физического насилия от сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление и профилактика школьного буллинга"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Спешковская общеобразовательная основная школа»
Очёрского муниципального района Пермского края
Аттестационная работа
«Раннее выявление и профилактика
жестокого обращения с ребёнком в семье»,
«Профилактика школьного буллинга».
Работу выполнила:
социальный педагог
МБОУ «Спешковская ООШ»
Брагина Валентина Яковлевна
Пермь, 2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение __________________ стр. 3
2. Этапы работы по внедрению услуги: «Раннее выявление и профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье в МБОУ «Спешковская ООШ»
____________________ стр. 6
3. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (1 случай) __________________________________ стр. 7
4. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (2 случай) __________________ _________________стр. 11
Актуальность и особенности Муниципального Бюджетного
Общеобразовательного Учреждения «Спешковская Основная
Общеобразовательная Школа»
Актуальность оказания услуги «Раннее выявление жестокого обращения» напрямую связана с особенностями контингента учащихся нашей сельской школы.
В МБОУ «СООШ» обучается 58 учащихся и 30 детей посещают детский сад. Многие семьи сталкиваются с безработицей и низкой материальной обеспеченностью. Практически все дети из малоимущих семей. Имеются родители, которые не занимаются воспитанием детей в семье - отсюда вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и т. д.; низкий уровень общей культуры.
Количество учащихся группы риска и СОП
2017 -2018
2018 - 2019
2019 -2020
Количество учащихся группы риска
2
1
0
Количество учащихся
группы СОП
3(д/сад) +
1(школа)=
4 детей
3(д/сад) +
1(школа)=
4 детей
3 (д/сад) +
1(школа)=
4 детей
Социальный паспорт МБОУ «СООШ» в 2019 – 2020 учебном году
1.Наименование школы: МБОУ «Спешковская основная общеобразовательная школа»
Родители с ограниченными возможностями (инвалиды) ___-___
5. Количество активных родителей (члены классного, школьного комитетов, волонтеры и т.п.) __9___
6. 9 класс - комплектов: 1 класс - 3 человек
2 класс - 12 человек
3 класс - 5 человек
4 класс - 10 человек
5 класс - 6 человек
6 класс - 5 человека
7 класс - 4 человек
8 класс - 7 человек
9 класс - 8 человек
Детский сад – 30 человек
7. Кружки, секции, факультативы в рамках школы: 4 кружка, 1 спортивная секция, 11 факультативов, внеурочная деятельность 9.
№
п/п
Категории семей и детей
Количество детей
2019-2020 уч. г.
1
Всего детей
60
2
Многодетных семей:
- в них детей
8
12
3
Дети-инвалиды
2
4
Сироты
4
5
Беженцы
-
6
Количество малообеспеченных семей
21
- в них детей
46
- получили бесплатное питание
46
7
Опекаемые
5
8
Неполные семьи
12
9
Семьи «группы риска»
0
10
Дети «группы риска»
0
11
Семьи «СОП»
2
12
Дети «СОП»
4
Анализируя социальный паспорт школы и детского сада можно сделать вывод о необходимости своевременно выявлять нарушение прав и законных интересов ребёнка, своевременно помочь детям и их родителям. Следовательно, социальному педагогу школы необходимо овладеть и внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения», что является необходимым условием эффективной и результативной работы в условиях нашей школы.
Этапы работы по внедрению услуги:
«Раннее выявление жестокого обращения»
в МБОУ «Спешковская ООШ»
Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»
Установление контакта с семьей и формирование партнерских отношений по обеспечению в семье безопасных условий для жизни и здоровья ребенка
✓ Заранее проинформировать семью о цели и задачах предстоящего визита (по телефону, письменно, предварительный визит и др.), договаривается о времени встречи
✓ Во время визита: проинформировать родителей о целях и задачах своего визита, продемонстрировать свою поддерживающую позицию
✓ Вовлечь семью в совместную деятельность по оценке безопасности и оценке риска, используя навыки профессиональной коммуникации
✓ Оказать эмоциональную поддержку собеседнику в трудные моменты разговора
Разработка плана безопасности в случае, если обнаружены непосредственные угрозы безопасности ребенка
Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности
Описание I случая
В один из весенних дней на уроки не пришёл … Кирилл, первая мысль – заболел, что с ним бывает редко. Позвонила его маме, поинтересовалась, где
Кирилл. Поняла, что она удивлена отсутствием сына на уроках. Пообещала, что всё выяснит и перезвонит мне. Звонок раздался из КДН, оказалось, что в полицию обратилась мама, Кирилла обнаружили в другой деревне у бабушки, он сбежал из дома.
История семьи
Мать– … … …, год рождения 19…, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.
Другие члены семьи: два брата 25 и 22 лет, живут и работают в другом городе, у каждого своя семья.
Семья проживает в деревянном доме, где ребенку выделена отдельная комната, имеет отдельное место для сна и занятий. Санитарное состояние дома удовлетворительное, но пахнет табаком. Кирилл раздражается, что мама дома курит, на что она отвечает, уже не маленький. Семью можно отнести к категории семей с нестабильным материальным достатком. Это связано с сезонностью работы матери. Это влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации. Ребенок обеспечен необходимой одеждой, на новый телефон и велосипед заработал деньги сам, денег на карманные расходы нет, в школьной столовой питается бесплатно. В школьном коллективе обычно лидер, есть друзья.
Мама периодически интересуется учебными делами сына, родительские собрания не посещает, ссылается на график работы. Замечания в адрес сына выслушивает, наказывает его ограничением в чём-либо. Кирилл – первый помощник в доме, трудолюбив, самостоятелен, вся мужская работа на нём, он всё умеет и вынужден делать, в этом эму помогают друзья, а он им.
Мама осознаёт, что сын взрослый, но её раздражает, что он часто с ней стал конфликтовать и оценивать её действия. Из-за чего и произошёл конфликт. Мама призналась, что была в алкогольном опьянении, не сдержалась и швырнула в сына … (что именно, не сказал ни сын, ни мать). Она понимает, что произошло ужасное, хорошо, что сын увернулся, не ожидала, что он сбежит. Мама осознает, что её поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку (один из сыновей уже имел судимость). Согласилась подумать о помощи со стороны специалистов. Социальный педагог напомнил, что у Кирилла не продлён медицинский полис, он ему необходим. Пока психологическая обстановка в семье напряженная. Со слов Кирилла с мамой общается пока с осторожность, пытается не конфликтовать.
Форма оценки безопасности и оценки риска
жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения
ребёнка в семье
Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития ребёнка … Кирилла …, 2007 г. р.
ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ
ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Факторы
Риск
Высокий
Умеренный
Низкий
1
Возраст
✓
2
Особенности развития и
личности ребёнка
✓
3
Особенности травм
3.1. Локализация травмы
✓
3.2.Тип травмы
✓
3.3.Частота нанесения травмы
✓
4
Особенность поведения
родителей, говорящие о
возможности жестокого
обращения
✓
5
Роль эмоционального вреда
✓
6
Индивидуальные особенности родителей
6.1.Готовность родителей
признать случай жестокого
обращения с ребёнком
✓
6.2.Заболевания, влияющие на
поведение родителей
✓
6.3.Родительские навыки
воспитания
✓
7
Свобода доступа виновника
насилия к ребёнку
✓
8
Бытовые условия, окружение
✓
9
Предыдущие сообщения или
случаи жестокого обращения
✓
10
Восприимчивость к кризисам
✓
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С ребёнком … Кириллом …, 2001 г. р. умеренная.
ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА
Ф.И.О., год рождения ребёнка
… Кирилла …, 2007 г. р.
Домашний адрес …
Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка
… … …,19… г. р.
Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним.
Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать.
Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Не готова идти на контакт. Запустила в ребёнка тем, что попало под руку, была в состоянии алкогольного опьянения.
Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением).
Негативный жизненный опыт. Длительная работа с заключёнными.
Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Признание факта. Понимает, что не сдержалась.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА
… Кирилла …, 12 лет
Мероприятия по обеспечению
безопасности ребёнка
Срок выполнения
Ответственный
Подпись
1
Обратиться в страховую компанию для продления страхового полиса.
14.04.19
2
Обратиться к врачу с сыном.
17.04.19
3
Консультация психолога.
В апреле
Подписи сторон
Специалист
Родитель (ли)
Дата 07.04. 2019.
Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности
Описание 2 случая
К социальному педагогу школы обратились классные руководители с просьбой о помощи. Ученики … и … классов брат и сестра последнее время приходят в школу неряшливо одетыми, уроки выполнены не качественно, на вопросы классных руководителей отмалчиваются, родители на телефонные звонки не отвечают.
История семьи
Мать - …, образование основное общее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.
Отец - …, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму
Другие члены семьи: дочь …работает и живёт в другом городе. Дочь … и сын … учатся в МБОУ «СООШ»
Так как родители не имеют постоянного трудоустройства, то в период отсутствия работы выпивают.
Семья проживает в собственном деревянном доме, отопление печное.
В доме находились оба родителя. В комнате грязно, холодно. Мама готовит обед. Объяснила, что сейчас затопит печь и займётся уборкой в доме. Дети ещё в школе. Из разговора с родителями выяснилось, что они несколько дней выпивали. Этим и объяснилось отстранение от проблем и невнимание к детям. Родители осознают, что в это время не занимались детьми, которые уходили жить к бабушкам. Выяснилось, что семью поддерживают бабушки. Со слов родителей выпивают они не больше других, вот сейчас нашли временную работу и всё будет в порядке. Дети уже сегодня придут домой. Мама уже была лишена родительских прав на старшую дочь, поэтому она понимает последствия такого поведения. Но считает, что помощь специалистов не нужна.
Форма оценки безопасности и оценки риска
жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения
ребёнка в семье
Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития детей … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р.
НЕ ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ
ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ
Факторы
Риск
Высокий
Умеренный
Низкий
1
Возраст
✓
2
Особенности развития и
личности ребёнка
✓
3
Особенности травм
3.1. Локализация травмы
✓
3.2.Тип травмы
✓
3.3.Частота нанесения травмы
✓
4
Особенность поведения
родителей, говорящие о
возможности жестокого
обращения
✓
5
Роль эмоционального вреда
✓
6
Индивидуальные особенности родителей
6.1.Готовность родителей
признать случай жестокого
обращения с ребёнком
✓
6.2.Заболевания, влияющие на
поведение родителей
✓
6.3.Родительские навыки
воспитания
✓
7
Свобода доступа виновника
насилия к ребёнку
✓
8
Бытовые условия, окружение
✓
9
Предыдущие сообщения или
случаи жестокого обращения
✓
10
Восприимчивость к кризисам
✓
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ
С детьми … … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р. умеренная.
ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА
Ф.И.О., год рождения ребёнка
… … …, 2005 г. р. и … … …, 2008 г. р.
Домашний адрес
...
Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка
… … …,19… г. р.
… … …, 19… г. р.
Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним.
Факта жестокого обращения с детьми не выявлено, отсутствие со стороны родителей заботы о них.
Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Признаки пренебрежение основными нуждами детей.
Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением)
Негативный жизненный опыт. Употребление родителями спиртных напитков. Отсутствие постоянной работы у обоих родителей. Лишение родительских прав на первого ребёнка.
Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Постоянно поддерживают семью бабушки. Помогают детям и внукам. Родственники и односельчане дают вещи для детей.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА
… … …, 14 лет и … … …, 11 лет
Мероприятия по обеспечению
безопасности ребёнка
Срок выполнения
Ответственный
Подпись
1
Родителям обратиться к наркологу
апрель
2
Встать на учёт в службе занятости
апрель
3
Консультация психолога.
май
4
5
Подписи сторон
Специалист
Родитель (ли)
Дата 05.04. 2019.
Заключение
В первом случае оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребёнком, оценки безопасности нахождения ребёнка в семье. Итоговая оценка риска жестокого обращения умеренная. Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того, что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать. Мать признаёт факт. Понимает, что не сдержалась. Взрослый осознает, что его поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку.
Во втором случае семья живет в условиях значительного стресса и с помощью родственников в целом справляется с возникающими перед ней проблемами, однако поведенческие признаки и употребление спиртных напитков указывают на то, что это не всегда удается.
Социальному педагогу необходимо овладеть алгоритмом интервью с родителями по поводу жестокого обращения с ребенком, для готовности родителей к сотрудничеству и для предотвращения риска жестокого обращения с ребенком.
«Профилактика школьного буллинга»
Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка. Внедрение услуги «Профилактика школьного буллинга».
Задачи: 1) провести диагностическое обследование и собеседование с классным руководителем 6 класса с целью оценки эмоционального климата в классном коллективе и выявления возможных пострадавших от психологического или физического насилия от сверстников.
Собеседование с классным руководителем 6 класса.
Характеристика класса.
В классе 5 человек: 3 девочки и 2 мальчика. Все дети очень разные, активные и любознательные. Любят соревноваться, показать себя, принимают участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Трое учеников закончили 6 класс на «4» и «5» - это Беловодский Павел, Залётова Светлана, Носкова Александра. С тройками закончил 6 класс Вотинов Сергей, с одной тройкой по математике – Пилипчик Полина, которая пришла из Очёрской школы №2. Двое учащихся проживают в многодетных семьях – это Залётова Светлана и Носкова Александра, в неполных семьях – Беловодский Павел (мама), в семье опекуна Залётовой Ирины Витальевны – Вотинов Сергей. Все дети из малоимущих семей, кроме Вотинова Сергея, опекун получает пособие на содержание ребёнка от государства. Все учащиеся данного класса готовы к новому учебному году, имеют все необходимые школьные принадлежности, школьную и спортивную форму. Уроки посещают систематически, пропусков без уважительной причины не имеют. Все дети получают двухразовое горячее питание в школьной столовой.
Из анализа работы за 2018-2019 учебный год можно сделать следующие выводы
1) По учебной части:
-на начало года – 5 человек;
-на конец года – 5 человек;
-успевают все – 5 человек;
на «4» и «5» закончили учебный год – 3 человека: Беловодский Павел, Залётова Светлана, Носкова Александра;
с одной «3» по математике закончила Пилипчик Полина;
-неуспевающих нет;
-% успеваемости – 100%;
-% качества – 60%;
-пропусков без уважительной причины нет.
Классным руководителем определены на этот учебный год цели и поставлены следующее задачи:
Цель воспитательного процесса 2019-2020 учебного года:
создание условий для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности.
Задачи воспитательного процесса на 2019-2020 учебный год:
развивать мотивацию к учебной деятельности;
организовать творческую деятельность учащихся, способствующую самопознанию саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности;
содействовать включению учащихся во внеклассную деятельность школы и организаций окружающего социума;
развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс класса.
диагностическое обследование
Диагностическое обследование по теме «Буллинг»
Используя диагностические методики папки «Буллинг», проведены следующие диагностические обследования:
1. Анкетирование учащихся.
Вывод: у 75% учащихся настроение в школе обычно бывает хорошим;
у 25% - чаще плохое, чем хорошее.
100% учащихся удовлетворены взаимоотношениями с учителями и одноклассныками;
100% учащихся чувствуют себя защищёнными от публичного унижения, угроз, принуждения делать что-либо против их желания, недоброжелательного отношения к себе.
2. Методика «Древо» (Л.П. Пономаренко).
Цель: изучение межличностных отношений в классе, статуса учащегося.
25% - хотели бы быть более общительными и оказывать дружескую поддержку.
3. Методика оценки психологической атмосферы в классе(по
А.Ф.Фидлеру)
Цель: оценка психологической атмосферы в коллективе.
Вывод: 75% учащихся отмечают дружелюбие, согласие, теплоту, согласие, взаимную поддержку в коллективе.
Заключение
В классе благоприятная психологическая атмосфера, никто из детей не подвергается травле.
Библиографический список
Печатные издания:
1. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных//М.: Федеральный институт развития образования. – 2011.
Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов //СПб.: Речь. – 2006. – Т. 360.
Стандарт и методическое руководство услуги «Краткосрочное кризисное консультирование семей» //М: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2013.
Электронные ресурсы:
Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации «Семейно ориентированный подход в системе защиты детства. Межведомственное и межсекторное взаимодействие по предотвращению жестокого обращения с детьми». http://vectornko.ru/program/metod_mater/#content