kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление и профилактика школьного буллинга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Профилактика школьного буллинга»

Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка. Внедрение услуги «Профилактика школьного буллинга».

Задачи: 1) провести диагностическое обследование и собеседование с классным руководителем 6 класса с целью оценки эмоционального климата в классном коллективе и выявления возможных пострадавших от психологического или физического насилия от сверстников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме "Раннее выявление и профилактика школьного буллинга"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Спешковская общеобразовательная основная школа»

Очёрского муниципального района Пермского края












Аттестационная работа

«Раннее выявление и профилактика

жестокого обращения с ребёнком в семье»,

«Профилактика школьного буллинга».





Работу выполнила:

социальный педагог

МБОУ «Спешковская ООШ»

Брагина Валентина Яковлевна






Пермь, 2019 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение __________________ стр. 3

2. Этапы работы по внедрению услуги: «Раннее выявление и профилактика жестокого обращения с ребёнком в семье в МБОУ «Спешковская ООШ»

____________________ стр. 6

3. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (1 случай) __________________________________ стр. 7

4. Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности (2 случай) __________________ _________________стр. 11

5. «Профилактика школьного буллинга»_______________________стр. 15

5. Заключение_____________________________________________стр. 17

6. Библиографический список ______________________________ стр. 18
















Введение

Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка.

Задача: внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения»,

«Профилактика школьного буллинга».


Актуальность и особенности Муниципального Бюджетного

Общеобразовательного Учреждения «Спешковская Основная

Общеобразовательная Школа»

Актуальность оказания услуги «Раннее выявление жестокого обращения» напрямую связана с особенностями контингента учащихся нашей сельской школы.

В МБОУ «СООШ» обучается 58 учащихся и 30 детей посещают детский сад. Многие семьи сталкиваются с безработицей и низкой материальной обеспеченностью. Практически все дети из малоимущих семей. Имеются родители, которые не занимаются воспитанием детей в семье - отсюда вредные «уличные» привычки: курение, алкоголь, нецензурная брань и т. д.; низкий уровень общей культуры.

Количество учащихся группы риска и СОП


2017 -2018

2018 - 2019

2019 -2020

Количество учащихся группы риска


2


1


0

Количество учащихся

группы СОП

3(д/сад) +

1(школа)=

4 детей

3(д/сад) +

1(школа)=

4 детей

3 (д/сад) +

1(школа)=

4 детей



Социальный паспорт МБОУ «СООШ» в 2019 – 2020 учебном году

1.Наименование школы: МБОУ «Спешковская основная общеобразовательная школа»

2. Количество детей 60

в том числе мальчиков 35 девочек 25

в том числе по проблемам

медицинским: психосоматическим, соматическим ___, физическим___

общения: отверженным_-__, конфликтным ___5_

Поведения: на учете в ПДН _0__, на учете в школе __2__, на учете в классах___

Уровня интеллекта: высокий__21___, средний__39___, низкий_____

3. Занятость вне школы

в том числе занимаются в кружках, спортивных секциях 35

в общественных движениях __-___

4. Количество семей групп риска по типам:

1) малообеспеченных __21 (детей 46) _ 2) неполных 12_ (детей 12)

3) безработные ___-___

4) имеющие членов семьи в местах лишения свободы ____-____

5) многодетных _8(12детей) __ 6) опекаемых 5 (детей 9)

7) беженцы __-____ 8) дети-инвалиды __2___

9) сироты ____4____

Родители с ограниченными возможностями (инвалиды) ___-___

5. Количество активных родителей (члены классного, школьного комитетов, волонтеры и т.п.) __9___

6. 9 класс - комплектов: 1 класс - 3 человек

2 класс - 12 человек

3 класс - 5 человек

4 класс - 10 человек

5 класс - 6 человек

6 класс - 5 человека

7 класс - 4 человек

8 класс - 7 человек

9 класс - 8 человек

Детский сад – 30 человек

7. Кружки, секции, факультативы в рамках школы: 4 кружка, 1 спортивная секция, 11 факультативов, внеурочная деятельность 9.

п/п

Категории семей и детей

Количество детей

2019-2020 уч. г.

1

Всего детей

60

2

Многодетных семей:

- в них детей

8

12

3

Дети-инвалиды

2

4

Сироты

4

5

Беженцы

-

6

Количество малообеспеченных семей

21

- в них детей

46

- получили бесплатное питание

46

7

Опекаемые

5

8

Неполные семьи

12

9

Семьи «группы риска»

0

10

Дети «группы риска»

0

11

Семьи «СОП»

2

12

Дети «СОП»

4

Анализируя социальный паспорт школы и детского сада можно сделать вывод о необходимости своевременно выявлять нарушение прав и законных интересов ребёнка, своевременно помочь детям и их родителям. Следовательно, социальному педагогу школы необходимо овладеть и внедрять услугу: «Раннее выявление жестокого обращения», что является необходимым условием эффективной и результативной работы в условиях нашей школы.

Этапы работы по внедрению услуги:

«Раннее выявление жестокого обращения»

в МБОУ «Спешковская ООШ»


  1. Родительское собрание на тему: «Поощрение и наказание детей в семье»

  2. Установление контакта с семьей и формирование партнерских отношений по обеспечению в семье безопасных условий для жизни и здоровья ребенка

✓ Заранее проинформировать семью о цели и задачах предстоящего визита (по телефону, письменно, предварительный визит и др.), договаривается о времени встречи

✓ Во время визита: проинформировать родителей о целях и задачах своего визита, продемонстрировать свою поддерживающую позицию

✓ Вовлечь семью в совместную деятельность по оценке безопасности и оценке риска, используя навыки профессиональной коммуникации

✓ Оказать эмоциональную поддержку собеседнику в трудные моменты разговора

  1. Разработка плана безопасности в случае, если обнаружены непосредственные угрозы безопасности ребенка


Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности

Описание I случая

В один из весенних дней на уроки не пришёл … Кирилл, первая мысль – заболел, что с ним бывает редко. Позвонила его маме, поинтересовалась, где

Кирилл. Поняла, что она удивлена отсутствием сына на уроках. Пообещала, что всё выяснит и перезвонит мне. Звонок раздался из КДН, оказалось, что в полицию обратилась мама, Кирилла обнаружили в другой деревне у бабушки, он сбежал из дома.

История семьи

Мать– … … …, год рождения 19…, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.

Другие члены семьи: два брата 25 и 22 лет, живут и работают в другом городе, у каждого своя семья.

Семья проживает в деревянном доме, где ребенку выделена отдельная комната, имеет отдельное место для сна и занятий. Санитарное состояние дома удовлетворительное, но пахнет табаком. Кирилл раздражается, что мама дома курит, на что она отвечает, уже не маленький. Семью можно отнести к категории семей с нестабильным материальным достатком. Это связано с сезонностью работы матери. Это влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации. Ребенок обеспечен необходимой одеждой, на новый телефон и велосипед заработал деньги сам, денег на карманные расходы нет, в школьной столовой питается бесплатно. В школьном коллективе обычно лидер, есть друзья.

Мама периодически интересуется учебными делами сына, родительские собрания не посещает, ссылается на график работы. Замечания в адрес сына выслушивает, наказывает его ограничением в чём-либо. Кирилл – первый помощник в доме, трудолюбив, самостоятелен, вся мужская работа на нём, он всё умеет и вынужден делать, в этом эму помогают друзья, а он им.

Мама осознаёт, что сын взрослый, но её раздражает, что он часто с ней стал конфликтовать и оценивать её действия. Из-за чего и произошёл конфликт. Мама призналась, что была в алкогольном опьянении, не сдержалась и швырнула в сына … (что именно, не сказал ни сын, ни мать). Она понимает, что произошло ужасное, хорошо, что сын увернулся, не ожидала, что он сбежит. Мама осознает, что её поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку (один из сыновей уже имел судимость). Согласилась подумать о помощи со стороны специалистов. Социальный педагог напомнил, что у Кирилла не продлён медицинский полис, он ему необходим. Пока психологическая обстановка в семье напряженная. Со слов Кирилла с мамой общается пока с осторожность, пытается не конфликтовать.

Форма оценки безопасности и оценки риска

жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения

ребёнка в семье

Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития ребёнка … Кирилла …, 2007 г. р.


ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

Факторы

Риск


Высокий

Умеренный

Низкий

1

Возраст



2

Особенности развития и

личности ребёнка



3

Особенности травм

3.1. Локализация травмы



3.2.Тип травмы



3.3.Частота нанесения травмы



4

Особенность поведения

родителей, говорящие о

возможности жестокого

обращения



5

Роль эмоционального вреда



6

Индивидуальные особенности родителей

6.1.Готовность родителей

признать случай жестокого

обращения с ребёнком



6.2.Заболевания, влияющие на

поведение родителей



6.3.Родительские навыки

воспитания



7

Свобода доступа виновника

насилия к ребёнку



8

Бытовые условия, окружение



9

Предыдущие сообщения или

случаи жестокого обращения



10

Восприимчивость к кризисам




ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С ребёнком … Кириллом …, 2001 г. р. умеренная.


ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА


Ф.И.О., год рождения ребёнка

… Кирилла …, 2007 г. р.

Домашний адрес …

Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка

… … …,19… г. р.

Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним.

Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать.

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Не готова идти на контакт. Запустила в ребёнка тем, что попало под руку, была в состоянии алкогольного опьянения.

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением).

Негативный жизненный опыт. Длительная работа с заключёнными.

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Признание факта. Понимает, что не сдержалась.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

… Кирилла …, 12 лет


Мероприятия по обеспечению

безопасности ребёнка

Срок выполнения

Ответственный

Подпись

1

Обратиться в страховую компанию для продления страхового полиса.

14.04.19


2

Обратиться к врачу с сыном.

17.04.19


3

Консультация психолога.

В апреле



Подписи сторон

Специалист

Родитель (ли)



Дата 07.04. 2019.


Оценка безопасности и оценка риска жестокого обращения с ребёнком, оценка безопасности нахождения ребёнка в семье. Составление плана безопасности

Описание 2 случая

К социальному педагогу школы обратились классные руководители с просьбой о помощи. Ученики … и … классов брат и сестра последнее время приходят в школу неряшливо одетыми, уроки выполнены не качественно, на вопросы классных руководителей отмалчиваются, родители на телефонные звонки не отвечают.

История семьи

Мать - …, образование основное общее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму.

Отец - …, образование среднее, постоянного места работы нет, сезонно работает по найму

Другие члены семьи: дочь …работает и живёт в другом городе. Дочь … и сын … учатся в МБОУ «СООШ»

Так как родители не имеют постоянного трудоустройства, то в период отсутствия работы выпивают.

Семья проживает в собственном деревянном доме, отопление печное.

В доме находились оба родителя. В комнате грязно, холодно. Мама готовит обед. Объяснила, что сейчас затопит печь и займётся уборкой в доме. Дети ещё в школе. Из разговора с родителями выяснилось, что они несколько дней выпивали. Этим и объяснилось отстранение от проблем и невнимание к детям. Родители осознают, что в это время не занимались детьми, которые уходили жить к бабушкам. Выяснилось, что семью поддерживают бабушки. Со слов родителей выпивают они не больше других, вот сейчас нашли временную работу и всё будет в порядке. Дети уже сегодня придут домой. Мама уже была лишена родительских прав на старшую дочь, поэтому она понимает последствия такого поведения. Но считает, что помощь специалистов не нужна.

Форма оценки безопасности и оценки риска

жестокого обращения с ребёнком оценка безопасности нахождения

ребёнка в семье

Во время проведения обследования семьи непосредственные угрозы для жизни, здоровья, развития детей … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р.


НЕ ВЫЯВЛЕНЫ И СОСТАВЛЕН ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С РЕБЁНКОМ

Факторы

Риск


Высокий

Умеренный

Низкий

1

Возраст



2

Особенности развития и

личности ребёнка



3

Особенности травм

3.1. Локализация травмы



3.2.Тип травмы



3.3.Частота нанесения травмы



4

Особенность поведения

родителей, говорящие о

возможности жестокого

обращения



5

Роль эмоционального вреда



6

Индивидуальные особенности родителей

6.1.Готовность родителей

признать случай жестокого

обращения с ребёнком



6.2.Заболевания, влияющие на

поведение родителей



6.3.Родительские навыки

воспитания



7

Свобода доступа виновника

насилия к ребёнку



8

Бытовые условия, окружение



9

Предыдущие сообщения или

случаи жестокого обращения



10

Восприимчивость к кризисам




ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РИСКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

С детьми … … …, 2005 г. р. и … …, 2008 г. р. умеренная.


ПЛАН ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

Ф.И.О., год рождения ребёнка

… … …, 2005 г. р. и … … …, 2008 г. р.

Домашний адрес

...

Ф.И.О., год рождения родителей или законных представителей ребёнка

… … …,19… г. р.

… … …, 19… г. р.

Краткое описание факта нарушения прав и законных интересов ребёнка, в том числе жестокого обращения с ним.

Факта жестокого обращения с детьми не выявлено, отсутствие со стороны родителей заботы о них.

Выявленные непосредственные угрозы для безопасности ребёнка. Признаки пренебрежение основными нуждами детей.

Дополнительные факторы риска жестокого обращения с ребёнком в семье (история семьи, уязвимость ребёнка перед жестоким обращением)

Негативный жизненный опыт. Употребление родителями спиртных напитков. Отсутствие постоянной работы у обоих родителей. Лишение родительских прав на первого ребёнка.

Факторы, способствующие снижению риска жестокого обращения с ребёнком в семье. Постоянно поддерживают семью бабушки. Помогают детям и внукам. Родственники и односельчане дают вещи для детей.


ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ РЕБЁНКА

… … …, 14 лет и … … …, 11 лет


Мероприятия по обеспечению

безопасности ребёнка

Срок выполнения

Ответственный

Подпись

1

Родителям обратиться к наркологу

апрель


2

Встать на учёт в службе занятости

апрель


3

Консультация психолога.

май


4




5





Подписи сторон

Специалист

Родитель (ли)



Дата 05.04. 2019.


Заключение

В первом случае оценки безопасности и оценки риска жестокого обращения с ребёнком, оценки безопасности нахождения ребёнка в семье. Итоговая оценка риска жестокого обращения умеренная. Ссадин и синяков нет. Но ребёнок ощутил гнев матери, испугался того, что могло произойти, если бы он не успел увернуться и убежать. Мать признаёт факт. Понимает, что не сдержалась. Взрослый осознает, что его поведение связано с обидой и беспомощностью по отношению к ребёнку.

Во втором случае семья живет в условиях значительного стресса и с помощью родственников в целом справляется с возникающими перед ней проблемами, однако поведенческие признаки и употребление спиртных напитков указывают на то, что это не всегда удается.

Социальному педагогу необходимо овладеть алгоритмом интервью с родителями по поводу жестокого обращения с ребенком, для готовности родителей к сотрудничеству и для предотвращения риска жестокого обращения с ребенком.

«Профилактика школьного буллинга»

Цель: принятие мер по защите прав и законных интересов ребёнка. Внедрение услуги «Профилактика школьного буллинга».

Задачи: 1) провести диагностическое обследование и собеседование с классным руководителем 6 класса с целью оценки эмоционального климата в классном коллективе и выявления возможных пострадавших от психологического или физического насилия от сверстников.

Собеседование с классным руководителем 6 класса.

Характеристика класса.

В классе 5 человек: 3 девочки и 2 мальчика. Все дети очень разные, активные и любознательные. Любят соревноваться, показать себя, принимают участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Трое учеников закончили 6 класс на «4» и «5» - это Беловодский Павел, Залётова Светлана, Носкова Александра. С тройками закончил 6 класс Вотинов Сергей, с одной тройкой по математике – Пилипчик Полина, которая пришла из Очёрской школы №2. Двое учащихся проживают в многодетных семьях – это Залётова Светлана и Носкова Александра, в неполных семьях – Беловодский Павел (мама), в семье опекуна Залётовой Ирины Витальевны – Вотинов Сергей. Все дети из малоимущих семей, кроме Вотинова Сергея, опекун получает пособие на содержание ребёнка от государства. Все учащиеся данного класса готовы к новому учебному году, имеют все необходимые школьные принадлежности, школьную и спортивную форму. Уроки посещают систематически, пропусков без уважительной причины не имеют. Все дети получают двухразовое горячее питание в школьной столовой.

Из анализа работы за 2018-2019 учебный год можно сделать следующие выводы

1) По учебной части:

-на начало года – 5 человек;

-на конец года – 5 человек;

-успевают все – 5 человек;

на «4» и «5» закончили учебный год – 3 человека: Беловодский Павел, Залётова Светлана, Носкова Александра;

с одной «3» по математике закончила Пилипчик Полина;

-неуспевающих нет;

-% успеваемости – 100%;

-% качества – 60%;

-пропусков без уважительной причины нет.

Классным руководителем определены на этот учебный год цели и поставлены следующее задачи:

Цель воспитательного процесса 2019-2020 учебного года:

  • создание условий для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности.

Задачи воспитательного процесса на 2019-2020 учебный год:

  • развивать мотивацию к учебной деятельности;

  • организовать творческую деятельность учащихся, способствующую самопознанию саморегуляции в учебной и внеклассной деятельности;

  • содействовать включению учащихся во внеклассную деятельность школы и организаций окружающего социума;

  • развивать сотрудничество с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс класса.

диагностическое обследование

Диагностическое обследование по теме «Буллинг»


Используя диагностические методики папки «Буллинг», проведены следующие диагностические обследования:

1. Анкетирование учащихся.

Вывод: у 75% учащихся настроение в школе обычно бывает хорошим;

у 25% - чаще плохое, чем хорошее.

100% учащихся удовлетворены взаимоотношениями с учителями и одноклассныками;

100% учащихся чувствуют себя защищёнными от публичного унижения, угроз, принуждения делать что-либо против их желания, недоброжелательного отношения к себе.

2. Методика «Древо» (Л.П. Пономаренко).

Цель: изучение межличностных отношений в классе, статуса учащегося.

Вывод: 25% учащихся выбрали комфортное состояние, нормальную адаптацию;

25% - позицию на лидерство;

25% - мотивацию на развлечения;

25% - хотели бы быть более общительными и оказывать дружескую поддержку.

3. Методика оценки психологической атмосферы в классе (по

А.Ф.Фидлеру)

Цель: оценка психологической атмосферы в коллективе.

Вывод: 75% учащихся отмечают дружелюбие, согласие, теплоту, согласие, взаимную поддержку в коллективе.

Заключение

В классе благоприятная психологическая атмосфера, никто из детей не подвергается травле.



Библиографический список

Печатные издания:

1. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных//М.: Федеральный институт развития образования. – 2011.

  1. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов //СПб.: Речь. – 2006. – Т. 360.

  2. Стандарт и методическое руководство услуги «Краткосрочное кризисное консультирование семей» //М: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения. – 2013.

Электронные ресурсы:

  1. Методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации «Семейно ориентированный подход в системе защиты детства. Межведомственное и межсекторное взаимодействие по предотвращению жестокого обращения с детьми». http://vectornko.ru/program/metod_mater/#content

17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Брагина Валентина Яковлевна

Дата: 02.03.2020

Номер свидетельства: 541665


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства