Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе
Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе
Патриотическое воспитание является важнейшим в работе педагога начальных классов. В данной работе даётся понятие патриотизма и его составляющие. Отмечено, что наряду с патриотизмом формируются и нравственные качества, т.к. эти понятия неразделимы. В работе выделены направления - Историко-краеведческое, Семья и школа, Военно-патриотическое, Спортивно-патриотическое. По каждому направлению предложены мероприятия для детей или совместной работы с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе»
Нравственно-патриотическое воспитание в начальной школе
Воспитание патриота в современном обществе имеет огромное значение. Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности. Воспитание начинается в семье. И как воспитать в человеке чувство гражданина, любви к Отечеству?
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека. Любовь к Родине у каждого проявляется в своё время и по-своему. Сначала это происходит неосознанно, ребёнок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознаёт свою принадлежность к Отчизне. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога начальных классов. Ни для кого из Вас не секрет, что воспитание патриотических чувств детей невозможно без формирования нравственной сферы личности ребёнка, что человек – патриот должен обладать определёнными этическими качествами. Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!” Однако в воспитании Человека с большой буквы учителя младших классов сталкиваются с некоторыми трудностями:
Недостаточная устойчивость и прочность нравственных чувств детей.
За последние 20 лет нравственные ценности подверглись изменениям (понятия “дружба”, “совесть”, “доброта” понимаются не так, как раньше).
На формирование этих понятий большое влияние оказывают средства массовой информации, к сожалению, не всегда положительное. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Основной упор в воспитательном процессе младших школьников делается на следующие психологические особенности этого возраста. Первое – их моторная активность, выражающаяся в неспособности долгое время сидеть неподвижно и в огромном желании участвовать в подвижных играх и действиях. Игра "Зарница", туристические походы, разнообразные спортивные соревнования и многое другое – все это строится и держится на детской моторной активности. А сколько положительных эмоций приносят подобные мероприятия детям и взрослым.
Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Это не пустые слова, педагоги и родители должны растить чувство патриотизма, как нежный, едва распустившийся цветок, лелеять его и укреплять. Близкие и простые примеры, доступность и образность формы изложения, привитие чувства уважения к старшим: отцу и матери, дедушке и бабушке, простым, незнакомым людям, помогут в воспитании патриотизма. Ведь каждый человек – личность, и сердечная теплота и понимание друг друга также помогают любить свою Родину.
Работа в начальной школе ведётся по направлениям:
1.Историко-краеведческое направление.
Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающим его миром. В этом направлении можно провести следующие мероприятия : “День рождения города”. Для детей организуются экскурсии по городу, в краеведческий музей, конкурс рисунков на тему: “Павлодар – моя маленькая Родина”; проходит конкурс стихов “ Мой город”и т.д.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
2.Школа и семья – два важнейших воспитательно-образовательных института, которые изначально призваны пополнять друг друга и взаимодействовать между собой.
С этой целью в школе необходимо проведение работы с родителями. В течение года проводятся индивидуальные беседы с родителями, направленные на выяснение вопросов семейного воспитания, психологических взаимоотношений родителей с ребенком, успеваемости и посещаемости учащимися начальной школы. Систематически проводятся родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические).
Имеют важное зачение проведение совместных мероприятий с родителями, такие как, праздники “ Мама – солнышко мое”, “ Вместе дружная семья”, “ День рождения класса”, праздник “ Бабушки и внуки”,которые сближают детей с родителями.
3.Военно-патриотическое направление.
В феврале традиционно проходит месячник героико-патриотической работы. В ходе месячника ребята участвуют в конкурсе чтецов “Этих дней не смолкнет слава”, на который можно пригласить ветеранов, проводятся встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Ребята ежегодно поздравляют жителей микрорайона с Днём пожилого человека (1 октября). В мае проводятся традиционные мероприятия (праздник “Поклонимся Великим тем годам», проходят уроки мужества на тему "Подвиг не уходит в запас", в которых активно принимают участие все учащиеся начальной школы.
4.Спортивно-патриотическое направление.
В рамках данного направления проводятся такие мероприятия как: “Мама, папа, я – спортивная семья!”, спортивные соревнования "Весёлые старты" , “Зарница”, участие классов в Дне Здоровья.
Все эти мероприятия дают возможность сформировать и развить первоначальные понятия и представления о Родине, учат быть мужественными и смелыми, сильными и выносливыми, честными и правдивыми, уважительными к друзьям и коллективу.
“ Судьба страны, её будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мёртвой, а труд её безотрадным, если педагоги будут передавать ученикам, лишь некоторую сумму знаний. Нет, и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребёнку стать личностью самостоятельной, одухотворённой, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству”.