kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Неисчерпаемое наследие В.Сухомлинского

Нажмите, чтобы узнать подробности

Не угасает интерес педагогической общественности к творческому наследию В.А. Сухомлинского. Он сформулировал идеи, которые отвечают потребностям современного общества. Воспитание без наказания, повышение роли личности учителя, природное воспитание, свободное развитие личности - вот основные составляющие "педагоги добра" великого Учителя. Его наследие имеет разноплановый и многоаспектный характер. Гармоничное единство идеалов, принципов и убеждений - тот огонек, который становится для юношества путеводной звездой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Неисчерпаемое наследие В.Сухомлинского »

Неисчерпаемое наследие В. Сухомлинского

в развитии духовной культуры учителя





Не следует быть каким-то ангелом, чтобы иметь моральное право воспитывать настоящего человека, надо самому быть настоящим человеком - жить правильно, любить людей, беречь свою честь патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца

В. А. Сухомлинский


Василий Александрович Сухомлинский принадлежит к плеяде выдающихся отечественных педагогов, которыми гордится наша страна.

Прошло несколько десятков лет, как перестало биться сердце великого Педагога.

Однако интерес профессионалов, учительской общественности к творческому наследию великого Учителя не угасает. Это объясняется тем, что в своих произведениях В. Сухомлинский сформулировал ценные идеи, которые по своему характеру и содержанию отвечают педагогическим потребностям современного общества.

Чего стоят только слова педагога: «Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно Оно и том, чтобы человек раскрыл способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создавать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми».

Идеи Сухомлинского - это вовсе не пустопорожние благие намерения, это уместное обращение к высоким материям, эстетическому и духовному началу, заложенному в человеке.

Синонимом педагогики В. А. Сухомлинского стала «педагогика добра» - воспитания без наказания, повышения роли слова и личности учителя, природное воспитание и свободное развитие личности в педагогически продуманной социальной среде.

В воспитании должны рационально соединяться любовь к ребенку, уважение к его личности и требовательность. Василий Александрович Сухомлинский развивал идею подъема учебно-воспитательного процесса до такого уровня, когда отпадает потребность в наказании.

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского имеет разноплановый, многоаспектный характер, его твор­ческая мысль претерпевала определенную эволюцию, он опирался на классическое наследие Я. А. Коменского, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, положивших начало гуманистической педагогике.

Василий Александрович резко осуждал формализм в учебно-воспитательном процессе, недооценку воспитательного аспекта в деятельности учителя, школы. Об этом он пишет в книгах: «Рождение гражданина», «Духовный мир школьника», «Павлышская средняя школа».

Процесс овладения знаниями он тесно связывал с воспитанием чувств. Он считал, что без эмоционального отношения к знаниям, без интереса, радости, увлечения невозможно успешное обучение.

«Будить чувства - не добавка к обучению, а главное условие формирования убежденности, духовной энергии, моральности. В слиянии чувства и мысли - гармония разума и сердца, где сердцу принадлежит самая тонкая мелодия» - писал он.

Самый лучший учитель для ребенка тот, кто духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца воспитанника.

В произведениях В. А. Сухомлинского неоднократно подчеркивается мысль о большом воспитательном значении слова как могучего средства воздействия на сознание и чувства. Слово приобретает воспитательную силу лишь тогда, когда подкрепляется личным примером, когда за ним следует дело, когда учитель не только призывает, но и учит, показывает, как надо делать. Эта проблема особенно актуальна сейчас, при общем снижении духовности, культуры, повышенной раздражительности, агрессивности детей и взрослых.

- Что привлекает детей, подростков, юношество в личности учителя?

Гармоничное единство идеалов, принципов, убеждений, взглядов, увлечений, вкусов, симпатий и антипатий, морально-этических принципов в словах и поступках педагога - вот что является тем огоньком, который притягивает юные души, становится для юношества путеводной звездой.

При этом очень важно, чтобы это единство выступало как органическая потребность воспитателя, как закон его жизни, без которого он не мыслит, не представляет себе личного счастья, полноты своей духовной жизни. Авторитет педагога - это творение его разума и души, умение утвердить в коллективе глубокое уважение к своим идеалам, принципам, убеждениям. В основе авторитета педагога лежит его деятельность, которая становится примером для воспитанников.

Педагогическое мастерство воспитателя определяет стиль взаимоотношений в детском коллективе, его духовную атмосферу.

В. А.Сухомлинский неоднократно подчеркивал необходимость проникновения в духовный мир школьника, осторожность в применении средств коллективного влияния, ибо их грубое использование может привести к проявлениям «толстокожести», издевательства над чувствами ребенка.

В. А.Сухомлинский считал, что школа должна пробуждать в детях прежде всего радостные волнения.

Педагогическое мастерство состоит в том, чтобы дать ребенку радость творчества, веру в себя, в свои силы.

В трудах Сухомлинского много интересных мыслей о роли учителя в общественной жизни, о его нелегком, - благородном и творческом труде.

«Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа».

Учителю необходимо много мудрости, душевности, открытости, чтобы в каждом ребенке видеть личность, чтобы радоваться его постоянному развитию и совершенствованию.

В этой радости - суть педагогического труда. Проникновение учителя в психологию детства, умение беречь и пенить доверие ребенка, педагогический такт, В. А. Сухомлинский рассматривал как обязательное условие эффективности педагогических влияний. Эти утверждения Василия Александровича Сухомлинского отвечают требованиям гуманистической педагогики.

Невозможно представить себе миссию воспитателя без его богатой жизни в мире книг. Библиотека учителя, которая пополняется из недели в неделю - это источник мысли, нравственной энергии.

Знания, взятые из книг, становятся богатством педагога, его совестью. Настоящая образованность учителя проявляется в том, что в нем воспитанники находят проводник к вершинам нравственности, его слова воспринимают, как призыв быть верными своим благородным убеждениям и непримиримыми к злу, неправде.

«Среди ценностей, которые познают мои воспитанники в годы детства, отрочества и ранней юности, на первом месте стоит знакомство с жизнью людей, моральная чистота которых - в выполнении долга перед людьми, обществом, народом, отчизной», - говорил В. А. Сухомлинский.

Педагогический коллектив - это стержень школы. Школа как очаг воспитания, как сила морального, шейного влияния старшего поколения на подрастающее, как центр многогранной духовной жизни живет только в педагогическом коллективе.

Поколение за поколениями дети поступают в школу, учатся, заканчивают ее, а школа живет непереходящими духовными ценностями, которые накапливаются и умножаются.

Наследником и хранителем этих ценностей является педагогический коллектив, который живет вечно столько, сколько живет школа. И именно от того, насколько мудро, бережно укрепляется из года в год этот главный корень школы, зависит сила его как очага воспитания, его влияние на сознание и чувства воспитанников. Педагогический коллектив создает облик школы. Школа становится большой воспитательной силой, если педагогический коллектив сохраняет непреходящие духовные ценности - в убеждениях, взглядах, традициях, привычках учителей, в личной неповторимости каждого педагога, в живых отношениях между учителями и учениками, в отношениях между детьми.

Для того, чтобы влияние личности воспитателя стало реальной силой, мало таланта, энергии, творческой работы педагога. Эта сила вдохновляется ценностями, созданными педагогическим коллективом, - его спадами, убеждениями, традициями, идеями, которые живут в школе не одно десятилетие.

Такое очень важное и необходимое дело, как внедрение передового опыта обучения и воспитания, ь: можно лишь при условии, если опыт отдельных педагогов становится достоянием коллектива.

В школе, где педагогический коллектив является мудрым хранителем духовных ценностей воспитания, молодой учитель быстро и безболезненно становится опытным мастером воспитания и обучения, избегает многих ошибок, которые часто становятся ему на пути, где нет такого педагогического коллектива.

Директор школы становится организатором и руководителем педагогического коллектива лишь постольку, поскольку он умеет объединить усилия учителей для коллективной мысли, умеет найти, указать путь ее развития в творческой работе и - это самое главное - умеет вместе с учителями из года в год накапливать духовные ценности учебно-воспитательного процесса.

Для этого директору нужно работать в школе не один год. Там, где часто меняются директора, создать «стоящий педагогический коллектив невозможно.

Появилось в статьях Сухомлинского и понятие «духовность», которое воспринималось в те годы как поповское словечко. Атеист по убеждениям, он в то же время о природе говорил так, что не оставалось сомнений: он видел в ней божественное начало.

Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского не утратило значимости и для современной педагогической науки и школьной практики. Анализируя природу педагогического труда, В. А. Сухомлинский утверждал, что по своей сущности, учительство - это непрерывное творчество: «Если вы хотите быть могучей силой, влияющей на коллектив, будьте для своих воспитанников, по выражению Т. Г. Шевченко, апостолом правды и науки, это значит, по существу - совестью народа».

Творческие достижения выдающегося педагога вошли в сокровищницу мировой педагогики и эффективно используются в организации системы образования в разных странах.



Литература

  1. Борисовский А. М. Сухомлинский В. А. - М.: Просвещение, 1985.

  2. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. - М.: Молодая гвардия, 1971.

  3. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. - М., 1973.

  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянська школа, 1972.

  5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в 6-ти томах. - К., 1980.

  6. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. - М.: Педагогика, 1990.

  7. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю.

  8. Сухомлинский В. А. Мудрость родительской любви. - М.: Молодая гвардия, 1988.



Гребенникова Л. В., заведующая Бахчисарайским



районным методическим кабинетом



Республики Крым






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Неисчерпаемое наследие В.Сухомлинского

Автор: Гребенникова Любовь Владимировна

Дата: 25.11.2014

Номер свидетельства: 135411


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства