kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка по самопознанию по теме: «Дружба крепкая»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по самопознанию «Дружба крепкая».

 Цели:

  • расширить представление о ценности дружбы, формировать навыки позитивного общения; 
  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;
  •  способствовать развитию системного мышления;
  • содействовать развитию речевой деятельности;
  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций; 
  • формировать  умение понимать другого человека, его чувства и поступки;   
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по самопознанию по теме: «Дружба крепкая»»

Методическая разработка по самопознанию 2 класс по теме: «Дружба крепкая»

Завирюха Татьяна Михайловна, Усш № 1



Цели:
Образовательные:

  • расширить представление о ценности дружбы, формировать навыки позитивного общения; 

  • приобретение коммуникативных умений, работая в группах;

Развивающие:

  • способствовать развитию системного мышления;

  • содействовать развитию речевой деятельности;

  • способствовать развитию творческих возможностей учащихся, чувств, эмоций; 

  • формировать умение понимать другого человека, его чувства и поступки; 



Воспитательные:

  • способствовать воспитанию культуры общения, формировать уважительное отношение к друзьям, одноклассникам;

  • способствовать воспитанию свободной личности, организуя такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности.



Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения: Мультимедийный комплекс, презентации по теме урока, распечатки стихотворения А.Барто «Требуется друг», фломастеры-карандаши, листы белой бумаги.


Ход урока 

Круг радости.

Звучит музыка. Учащиеся вместе с учителем произносят

Мы дружные ребята,

Не ссоримся совсем!

Мы дружные ребята,

Об этом скажем всем!

Нам вместе интересно,

Мы весело живём,

Друг друга уважаем,

В обиду не даём!


- Посмотрите на гостей добрым взглядом и с улыбкой, улыбнитесь друг другу. А теперь займите свои места.


Сообщение темы урока.

- О чём пойдёт речь на уроке, вы узнаете, если составите слово из данных букв: РЖБУАД.
- Сегодня мы будем говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке. 

Беседа о дружбе. 
• Как вы понимаете смысл слова дружба.  
Дружба – это отношения, построенные на взаимной симпатии. Основана настоящая дружба на доверии, взаимопомощи. Людям, которые дружат, психологически друг с другом комфортно. Часто друзья бывают эмоционально ближе друг к другу, чем родственники. 
• Что значит дружить? (Ответы учащихся) 
Дружить – это значит уважать, помогать друг другу, доверять, быть искренним с друзьями, добиваться успехов и радоваться им вместе. 
• Какие стихи, песни, пословицы о дружбе вы знаете? 


Задание «Собери пословицу» (работа в группах)
- Соедините правую и левую части предложений так, чтобы получились пословицы о дружбе: 


Завести дружбу легко, 
Нет друга - ищи, 
а сберечь трудно. 

а нашёл - береги. 

Дружба, что стекло, - 
Один за всех - 
разобьешь – не склеишь. 
все за одного. 


- Объясните смысл пословиц.

Вывод: Дружить – очень не просто.



Просмотр мультфильма «Настоящий друг».

(Просмотр останавливается на середине м/ф, делается прогнозирование).

- Правильно ли поступил Кузя, навязывая своё мнение?

- Может ли быть разные мнения у друзей?

- Если у друзей разные мнения, разные взгляды, то они не могут быть друзьями?

- Ребята, как бы вы поступили в этой ситуации?

(Продолжение просмотра м/ф)

- Какой вывод для себя вы сделали, просмотрев м/ф «Настоящий друг»?

- Как вы считаете, Лунтик настоящий друг? Почему?


Творческая работа по группам.

- А сейчас вы за определённый промежуток времени должны составить правила дружбы на лепестках ромашки.

(Правила пишутся на лепестках ромашки)

Защита правил дружбы.


- Ребята, вот вы составили хорошие правила дружбы. Мы их сохраним, поместим в классный уголок, и в дальнейшем я буду наблюдать, выполняете ли вы их.


Работа с текстом.

– У Агнии Барто есть прекрасное стихотворение “Требуется друг”. Прочитайте его.

(У каждого лист со стихотворением, читают самостоятельно, 2 читают вслух выразительно).

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.

Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”


- Почему девочка так мечтала о дружбе с Ильиной?

- Почему она очень хотела подружиться со Светловой Надей?

- Почему героине так трудно было найти друга?

- Почему так долго не удавалось ей найти подружку?

- Что вы посоветуете этой девочке, чтобы с ней дружили, а не обходили стороной?



Творческая работа «Дом Дружбы».

– А есть мультфильм, в котором действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей. Кто этот герой? (Крокодил Гена).

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

- Но ведь у этих героев была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

Дружба – это трудоемкая работа. Настоящие друзья должны быть преданы друг другу, добры, отзывчивы. В нашем классе много ребят и все очень разные, но каждый по-своему особенный. Вы только учитесь дружить друг с другом. Фундамент дружбы в нашем классе уже заложен, и я предлагаю вам достроить этот дом дружбы всем вместе, вложить в него частичку своей души.


- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть и по каким законам жить в Доме Дружбы.

(«Построение» Дома Дружбы).

- Как вы считаете, хороший Дом Дружбы у нас получился? Красивый?


Творческое индивидуальное задание «Я желаю всем друзьям…»


Круг «От сердца к сердцу».

(Учащиеся поют песню под караоке «У друзей нет выходных»).


- Давайте все вместе прочитаем стихотворение о дружбе:

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.












































Дружить – это очень непросто.

Как проверяется дружба?

Можно ли назвать наш класс дружным? Почему?



Для того чтобы ваша дружба крепкой вы должны знать общие правила дружбы.


Правила дружбы.

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.

6. Не обманывай друга.

7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.

8. Не предавай своего друга.

9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.


Творческая работа в группах. «Ромашка»




Дети дарят сердечки своим друзьям.

Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?

Песня «Дружба крепкая»

Давайте с вами выработаем правила дружбы, ПОВЕСИМ В НАШЕМ УГОЛКЕ И ПОСТАРАЕМСЯ ЭТИ ПРАВИЛА СОБЛЮДАТЬ. (работа в группах по составлению правил дружбы)

  • Не выдавать чужие секреты;

  • Всегда быть откровенным с другом;

  • Не бойся попросить прощения;

  • Не груби;

  • Не надо менять друзей;

  • Надо быть постоянным в дружбе;

  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови если он занимается чем-то плохим;

  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда просит твой друг или когда ты сам пообещал).

  • радоваться вместе с другом его успехам;

  • предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

  • стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе, не создавать неловких ситуаций;

  • защищать друга; и т.д.

  • (правила составленные детьми вклеиваются в «газету»)

  • Вспомнить песни, где говорится о дружбе, друзьях.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Вспомните, как девочка Женя использовала свои 6 желаний.

У вас только один лепесток и вы можете загадать только одно желание, запишите его на лепесточке.

Какое было её последнее желание? (Для себя? НЕТ ДЛЯ ДРУГА!)

Давайте выберем лучшие из ваших желаний (вклеиваются в газету)

Прочитайте ваши желания.

Какие из желаний вам понравились больше?

Кого мы называем другом?

Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)

































Цель: расширить представление о ценности дружбы и единства во взаимоотношениях между людьми

Задачи:

  • раскрывать значение понятий «дружба», «единство», «дружный коллектив»;

  • развивать способность к сотрудничеству и взаимопомощи;

  • воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу.

Круг радости

Учитель читает строчки:

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.

Творческая деятельность

— В завершении сегодняшней темы мне хочется сказать вам о том, что дружбой нужно дорожить. Многие города имеют улицы «Дружба», детские сады с названием «Дружба», площади и парки с названием «Дружба», «Достык». Парки и аллеи, в которых сажают деревья политические лидеры разных стран призывают людей к сотрудничеству, дружбе и взаимопониманию между государствами.

— А сейчас я предлагаю вам, посадить дерево дружбы нашего класса. И только при условии, что ребята нашего класса будут дорожить дружбой, наше дерево вырастет красивым и будет радовать нас. Ухаживать за ним тоже надо вместе, дружно, сообща.

Волшебный мешочек

— На уроке у нас много гостей. Я думаю и им хочется вырастить своё дерево. Поделимся дружбой и добротой с гостями. Раздаются семена растений (комнатных)

От сердца к сердцу

— Закончить наш урок хочется замечательной песней, которая всем нам очень нравится. Кто знает слова, подпевайте. Исполняется песня «Ты да я, да мы с тобой»

Идея занятия: интегрировать знания, полученные при изучении тем на уроках окружающего мира, обществознания, литературного чтения и внеклассной воспитательной работы по направлениям:

1.“Развитие эмоционально-чувственной компетенции учащихся младшего школьного возраста”;

2. “Приобщение учащихся к социальному миру взаимоотношений”.

Развивать умения работать в команде, обобщая свои знания, делать выводы, пользуясь различными источниками информации, анализировать их. Работа по данным темам представляет собой определенную систему занятий, но не может и не должна быть ограничена только ими. Она требует от педагога индивидуального подхода к каждому ребенку, основанного на принципах педагогики сотрудничества и доверительного взаимодействия.

Проблемы начальной школы:

*средствами начального образования снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал школьников, нивелируется индивидуальность детей;

*неудовлетворительный уровень психо-физического здоровья и эмоционального благополучия детей. В этом и заключена воспитательная ценность выбранной темы.

Вид занятия: комбинированное занятие.

Тип занятия: интегрированное с использованием ИКТ.

Форма проведения: внеклассное мероприятие.

Цель классного часа: способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”,осознании своих обязанностей перед друзьями. Задачи: способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся; формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.

 Предварительная работа.

Чтение художественных произведений и обсуждение прочитанного (рассказы, сказки, притчи, легенды, стихи, в которых раскрывается тема дружбы). 
Подбор пословиц и поговорок о дружбе. 
Выставка книг разных писателей, поэтов о дружбе. 
Творческие работы учащихся: сочинения, сказки из рубрики “Мы писатели”; рисунки, коллективные работы, плакаты, презентации. Разучивание новых песен о дружбе и доброте. 
Проведение анкетирования среди учащихся класса. Занятия с психологами, направленных на сплочение детского коллектива .

Участники: школьники 3-го класса.

Оборудование:

Презентация (Приложение 1); песенки о дружбе; видеоролики. На партах папки с заданиями: тесты, раздаточный материал (ромашки, листики, колоски, магниты, кнопки). Лист ватмана для оформления “Тумбы для объявлений”, куда будут крепиться листочки-объявления “Ищу друга”. Карточки со словами – понятиями: Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Раздать листы с тестами на каждого человека. Блокноты “Карманное пособие для Друга” . Кодекс дружбы. Материалы для оформления книги “Дружба”.

Ход занятия

1. Организационный момент. (1,5 мин.) Диалог между учениками.

– Поговорим? 
– О чем? 
– О разном и о прочем. 
– О том, что хорошо. 
– И хорошо не очень. 
– Поговорим? 
– Поговорим. Вдруг будет интересно.

Психогимнастика. (Слайд 4)

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается упражнение“Улыбка” и просмотр клипа “ Дружба = Я + ты”.

Слово учителя. Улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом. Ребята, давайте сейчас посмотрим, друг другу в глаза, улыбнемся и скажем: “Я желаю тебе…” (Ребята говорят пожелания друг другу.)

2. Актуализация знаний. Постановка проблемы. (1 мин.)

Слайд-тема 1–2. “Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?” Слайд 3. Актуальные вопросы для обсуждения: Можно ли научиться общению? Как стать хорошим товарищем ? Кто становится другом? Как его найти? Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей? Почему дружбу называют школой самовоспитанием? Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии? Открывается тема урока: “ Поговорим о дружбе… Настоящий ли ты друг?”

3. Обсуждение основных вопросов занятия. (7–8 мин.)

Слайд 5. Написано предложение “Дружба – это…” Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”. Слайд 6. Открывается слайд со словами “друг”, “товарищ”, “приятель”.

Кто в дружбу верит горячо, 
Кто рядом чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадет. 
А если и споткнется вдруг, 
То встать ему поможет друг, 
Всегда ему надежный друг 
В беде протянет руку.

– Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о дружбе, о настоящем друге, о том как распознать настоящую дружбу от лживой, как распознать человека, который считает себя твоим другом, а сам имеет корыстные цели в общении с тобой. 
Говорят, что дружба – это любовь без крыльев, что как бы ни была редка истинная любовь, истинная дружба встречается еще реже. А что для вас значит это слово? Какое значение вы придаете дружбе? Да, ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом.

Чтение и обсуждение притчи о дружбе.

Послушайте притчу о дружбе:

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину”. Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”. Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: “ Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой”. 
– Есть ли у вас настоящие друзья? А вы можете назвать себя хорошим другом? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним небольшой тест.

4. Физкульминутка (психогимнастика) (1 мин.) Песня “Песенка о дружбе” – караоке (Слайд 7).

5.Выполнение теста и анализ его результатов. (5–7 мин.) Тест “Хороший ли ты друг” (Слайд 8–9).

1. Вы собрались в кино, но вдруг выясняется, что у твоей подруги (друга) нет денег на билет. Как ты поступишь? А) Пойдешь в кино одна (один). Б) Одолжишь подруге (другу) денег. B) Найдешь богатенького приятеля, который мог бы сводить вас в кино.

2. Ты хочешь пригласить подругу (друга) вместе провести вечер, но она (он) уже обещал (а) своей маме сделать уборку. Как ты поступишь? А) Проведешь вечер одна (один). Б) Поможешь ей (ему). Чем быстрее вы закончите работу, тем больше времени останется на веселье. В) Позвонишь другой (-ому) подружке (другу).

3. Ты идешь по улице и вдруг видишь, что шайка хулиганов пристает к твоей подруге (другу). Как ты поступишь? А) Сделаешь вид, что ты их не замечаешь, и поспешишь скрыться. Б) Бросишься на помощь подруге (другу). В) Расскажешь об этом ее (его) отцу…когда увидишь его.

4. Вы с классом поехали на экскурсию. Вдруг одна из твоих подруг (один из твоих друзей) обнаруживает, что не взял (а) с собой еды. Как ты поступишь? А) Скажешь ей (ему), чтобы в следующий раз он(а) лучше собиралась в поездку. Б) Поделишься с ней (с ним) своим обедом. В) Скажешь об этом учителю, чтобы он что-нибудь придумал.

– Итак, подведем итог.

Больше ответов А: Возможно, настало время сесть и подумать, почему никто не помогает тебе в трудных ситуациях. Настоящая дружба предполагает взаимную помощь и поддержку. Покажи своим друзьям, что ты в любую секунду готов(а) прийти им на помощь.

Больше ответов Б: Ты замечательный друг! На тебя можно положиться в трудную минуту. Таких как ты интересные события и приключения с друзьями ждут на каждом шагу. Самое главное – твои друзья знают, что всегда могут положиться на тебя!

Больше ответов В: Ты беспокоишься о своих друзьях, особенно когда они оказываются в сложной ситуации, но дружба – это не только приятное времяпрепровождение. Твои друзья должны быть уверены, что всегда могут рассчитывать на твою помощь. У тебя большие задатки. Чтобы стать настоящим другом, подумай о том, как их реализовать.

– Я надеюсь, что этот тест заставит каждого из вас задуматься о том, что быть другом – это сложный и кропотливый труд, это работа, прежде всего, над собой. Давайте подумаем, существует ли некий кодекс дружбы?

Учитель: Каждый человек стремится к общению с другими людьми. Это нормальное и естественное чувство. Но, к сожалению, в жизни мы встречаем как общительных, так и малообщительных людей. С детства мы усваиваем набор житейских правил, соблюдение которых обеспечит в будущем “роскошь общения”. А существуют ли секреты общительности? Можно ли этому научиться? Прежде всего необходимо осознать свои особенности и возможности. Это по силам каждому. Понаблюдайте за собой. Не исключены некоторые открытия, но ведь трезвый взгляд полезнее “розовых очков”.

6. Игра “ Знакомство – представление”. (7 мин.)

Слайд 10. Игра “ Знакомство – представление”, “Ищу друга!” (Раздаются цветные листочки.) Друг должен подходить вам по характеру, по темпераменту, по увлечениям. Ваш друг должен подходить вам как “ пазлы”. Например:

“Веселый жизнерадостный человек любитель бокса ищет друга”. 
“Скромная застенчивая девушка, любит стихи ищет подругу”. 
“Ищу друга, с которым можно ходить в походы!”.

Вы решили найти друга по переписке и для этого вам нужно написать объявление о себе в газету. Расскажите о своих сильных сторонах – о том, что любите, цените, применяете в себе, о том, что дает вам чувство уверенности. Не умоляйте своих достоинств, но сообщите и о своих недостатков. Все участники пишут объявления, а затем прикрепляют его на доску объявлений . (В классе доска с надписью “ Доска объявлений”.)

(Листочки – объявления вывешиваются на импровизированную тумбу для объявлений.) Думаю, что ваши объявления обязательно привлекут к себе внимание, ведь в основе общительности лежат два чувства – уважение и доверие, а эти чувства связаны с желанием понять, внутренний мир другого человека. Умение жить среди людей, иметь товарищей и друзей зависит исключительно от воспитания и самовоспитания.

7. Работа в группах. Игра “Слова”(5 мин.)

Слайд 11. Слова. Заполним таблицу. Левая и правая сторона класса. Что же сближает людей? Какие черты характера вы хотели бы видеть в своих друзьях? Давайте вместе с вами “разобьем” на две группы предложенные слова, обозначающие необходимые другу качества, и слова, обозначающие качества, которые нужно “изживать”. Понимание, Деликатность, Мелочность, Близость взглядов, Неуверенность, Зависть, Прощение, Доброта, Равнодушие, Благородство, Самокритичность, Болтливость, Сдержанность, Обдуманность фраз и поступков, Нахальство, Раздражительность, Искренность, Приветливость, Честность. Вот теперь вы смогли убедиться, сколько нужно воспитать в себе качеств, чтобы научиться стать хорошим Другом. Больше всего общительность проявляется в чувстве товарищества. Но как отличить истинную дружбу от приятельских отношений? У каждого человека по этому вопросу свое мнение. А какое оно у вас?

Надпись на доске: “Лже – Друг” “Настоящий Друг”: к какой колонке вы поставите данные надписи? Дайте теперь определение Друг – это …

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью. Наверное, и ваши друзья хотят видеть в вас такие же черты характера. Посмотрите еще раз внимательно на слова и подумайте, какие черты присущи вам. Каждый для себя пусть сделает вывод хороший ли я друг? А теперь посмотрим на те качества, которыми, по мнению большинства не должен обладать настоящий друг. На листочках напишите то, что вы хотели бы изменить в себе или совсем избавиться от недостойных качеств, чтобы у вас было больше друзей. Ваши откровенные записи предназначены только для вас, их никто не будет читать. Выбросив в урну эти листочки, мы будем верить, что сможем искоренить в себе то, в чем признались только себе. (Ученики пишут, сворачивают и выбрасывают в урну.)

8. Игра “Ромашка” (3 мин.)

Слайд 12. “Ромашка”. Итак, мы с вами рассказали друг другу, кто такой друг. Вы высказали интересные суждения о том, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать. А сейчас я вам предлагаю поиграть в “Ромашку”. Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просо словами, а напишите на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба состояться не может. (Каждому выдается по ромашке, ребята пишут в тайне, а затем прикрепляют на доске.) Ученикам предлагается прочитать свое качество. Все вместе, используя “ромашку”, еще раз отвечают на вопрос “Какими качествами должен обладать настоящий друг? ”.

9. Клип о дружбе”Барбарики– дружба” с обсуждением (3-4 мин.) +

+ Слайд 13. Расположите в порядке значимости следующие высказывания + (задание у детей) 
– Быть хорошим товарищем – это значит быть мягким и добродушным. 
– Быть хорошим товарищем – это значит быть серьезным и требовательным в отношениях. 
– Быть хорошим человеком – это значит уметь помолчать, когда этого требует ситуация. 
– Быть хорошим товарищем – это значит уметь сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого. 
– Быть хорошим товарищем – это значить хорошо знать недостатки друга и тем не менее любить его. (Что для вас важнее? Что будет на 1, 2, 3, 4, 5-м месте? Спросить несколько ребят.)

10. Игра “Доскажи словечко”… (Слайд 14).

Если есть друзья на све…. те 
Все прекрасно, все цве….. тет 
Даже самый сильный ве…., тер 
Даже буря не сло….. . мает 
Мы и в дождь, и в снег, и в стужу 
Будем весело ша… . гать 
При любой погоде дру…. – жим 
Дружбы этой не пор….. . вать 
И любой из нас ответит, 
Скажут все, кто юн и смел: 
Мы с тобой живем на свете 
Для………… Для хороших славных дел.

11. Повторный анализ теста. “Кодекс дружбы” (3-4 мин.)

Этот тест – настоящий самоанализ, но не приклеивайте себе ярлык “А я такой, что поделаешь. Принимайте все как есть”. Иногда очень полезно осознать, “какой я”, и провести какое-то психологическое конструирование. Помните: “Дружба– это школа воспитания человеческих чувств. Дружба нужна нам не для того, чтобы заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и прежде всего в самом себе добро”. Чем лучше кажутся вам люди, тем лучше вы сами. “Будьте для всех солнышкам… Человек только тогда и обретает мир в душе, если отдает себе на служение ближним”. Таким образом, между вами и друзьями создается некий духовный контакт. Дарите друг другу знаки симпатии и уважения, стройте общение на равных, а не в позиции сверху.

Кодекс дружбы. – Какие качества и навыки потребуются для того, чтобы постоянно поддерживать теплые отношения? Этот вопрос поставили перед собой английские психологи. Они составили опросник и опросили англичан, итальянцев, жителей Гонконга и японцев в возрасте от 18 до 60 на тему: “Что вы считаете самым важным для дружбы?”. Всего получилось 43 общих правила. Выяснилось, что при всех межкультурных различиях все опрошенные имеют сходный неформальный кодекс дружбы (авторы исследования утверждают, что эти законы универсальны для любой культуры).

– Давайте и мы с вами попытаемся составить универсальный кодекс дружбы.

Коллективное обсуждение и составление кодекса дружбы.

Если хочешь быть хорошим и верным другом: 
Делись своими успехами, неудачами и новостями. 
Умей слушать. 
Оказывай другу эмоциональную помощь и поддержку. 
Доверяй другу и будь уверенным в нем. 
Сохраняй тайны своего друга. 
Не критикуй друга публично. 
Не будь назойливым и не поучай. 
Не обсуждай друга в его отсутствие. 
Не ревнуй друга к другим его друзьям. 
Уважай внутренний мир и чувства своего друга. 
Возвращай долги. 
Радуйся успехам своего друга.

Карманное пособие для друга”. (Слайд 15.) – блокнотик с высказываниями. (Выдается в подарок ребятам).

“Если хочешь иметь друга – будь им!”
“У дружбы свои законы. Здесь отдают не поровну. Здесь каждый отдает свое”. 
“Юмор – кратчайшее расстояние между пробелом и сознанием”. 
“Не хочу ничего, не прошу ничего, Не нужны мне ни деньги, ни слава, Только б знать, что всегда у плеча моего Два товарища – слева и справа”. “Выполняя долг дружбы – оставайся свободным!” 
Что бы вы еще предложили внести в наше придуманное пособие? (Блокнотик вы заберете и подарите своему другу.)

12. Литературная страничка (Слайд 16).

13. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайды 17–18.) (3-4 мин.)

А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Учитель: Как же найти настоящего друга? Нужно ли его специально искать? Оглянитесь вокруг: рядом с вами одноклассники, среди которых вы обязательно найдете единомышленников по целям, мечтам, увлечениям. Но это не самое главное. Важнее всего осознание, что вы сами должны стать настоящим другом. У каждого человека есть святое право на свое мнение и на свою точку зрения. Если вопрос спора не слишком принципиальный, постарайтесь разговор сделать просто приятным. Прав друг или нет, сделайте так, чтобы ему с вами было хорошо. “Дружба”, все смотрим клип “ Дружба “Я + ты”.(Сюрприз– клип “наш дружный класс”.)

Итог: – Подведем итог.

Верно ли утверждение “Другом быть трудно, стать другом – большая работа”?

Листики” или “Человечки.”

На столе у вас лежат листочки (человечки). Я попрошу вас написать на них, что такое дружба. – Написали? А сейчас мы прикрепим эти листочки к дереву (человечки вокруг планеты), символизирующему наш класс, и я надеюсь, что каждый из вас сумеет не только найти настоящего, верного друга, но и стать им. Коллективное панно “Полянка Дружбы”. (Работа у доски).

Вывод: Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. От друга ждут верности, у друга ищут поддержки – помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью – он разделит ее с вами. Друг поймет ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны.

(Слайд 19.) Песенки о дружбе. Под музыку песенок прикрепляют листики (человечки)

Содержание занятия можно корректировать, разбить на два мероприятия, оформить в виде проекта “Секреты дружбы”.

Час самопознания во 2 классе на тему:

«Наш дружный класс»

Дерево крепко корнями, человек — друзьями.

Казахская пословица

Цель: представление о ценности дружбы.

Задачи:

  • развивать навыки позитивного общения;

  • формировать дружеские, доброжелательные отношения в классе;

  • воспитывать уважительное отношение к учителям и одноклассникам.

Ресурсы: карточки — «кирпичики» для строительства дома Дружбы, аудиозапись песни «Настоящий друг» (музыка Шаинского).

Круг радости

Начни день с дружбы.
Наполни день дружбой.
Так надо жить —
Дружбой нашей дорожить.

— Посмотрите друг на друга добрым взглядом и улыбнитесь.


Беседа

— Что такое дружба? (любовь, доверие…)
(Это близкие и доверительные отношения между людьми, основанные на уважении и взаимопонимании)
Тема нашей встречи: «Наш дружный класс».


Проблемная ситуация

Часто в школьной жизни и у нас в классе встречается такая ситуация: «Вас обзывают, дразнят». Как правильно поступить в такой ситуации? Вам помогут ответить на этот вопрос ваши товарищи. Они покажут вам сценку по рассказу Нины Артюховой «Саша — дразнилка».

— Понравилась вам сценка?

— Как поступала Ляля раньше, когда её дразнил Саша? (обижалась, плакала)

— Что ей посоветовала мама? (не дразниться в ответ, посмотреть на это с улыбкой)

— Послушалась Ляля маму?

— Помогло ей это избежать ссоры?

_ Дружный класс – это какой класс?

— Что вы под этим понимаете? (Это сплоченный коллектив, в котором одноклассники уважают, понимают, поддерживают и помогают друг другу)

Д/з. Дома вам нужно было написать сочинение «Какой класс можно назвать дружным?». (зачитать)

— А сейчас я задам вам самый главный, волнующий вопрос:
— А наш класс можно назвать дружным? А что нам нужно сделать для того чтобы наш класс стал по настоящему дружным?

— не ябедничать
— не обижать друг друга
— не драться
— не дразниться
— не подводить друзей
— доверять и уважать своих товарищей
— помогать друг другу.

Творческая деятельность «Строим Дом Дружбы»

  

— Расскажите о доме, который вы построили.

— Почему вы не все кирпичики использовали для строительства?

Цитата урока: В народе говорят «Дерево крепко корнями, человек — друзьями»

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Обобщение

Школа — наш общий дом. Наш класс — это семья. И пусть семья наша будет дружной, прочной и крепкой. А чтобы наш класс был по настоящему дружным, нам нужно придерживаться тех правил которые сегодня вы сами вывели: (чтение хором).

Дома вы приготовили подарок для своего соседа по парте. Я хочу, чтобы вы их подарили друг другу с добрыми словами.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка по самопознанию по теме: «Дружба крепкая»

Автор: Завирюха Татьяна Михайловна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287999


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства