Методическая разработка "Автоматизированное рабочее место классного руководителя начального и среднего звена школы"
Методическая разработка "Автоматизированное рабочее место классного руководителя начального и среднего звена школы"
Одной из составных задач можно рассматривать проблему автоматизации рабочего места классного руководителя. В системе воспитания школьников классному руководителю, безусловно, принадлежит особое место. Организация деятельности классного руководителя в воспитательном контексте является очень сложным процессом. Актуальным на сегодняшний день является вопрос: как помочь классному руководителю в ведении документации?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Автоматизированное рабочее место классного руководителя начального и среднего звена школы"»
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.АКМУЛЛЫ»
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра прикладной информатики
Направление 080800 – Прикладная информатика
Курс VI
АКАТЬЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА
РАЗРАБОТКА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Горбунов В.М.
Работа допущена к защите__________________
Заведующий кафедрой_____________________
Дата представления_______________________
Дата защиты_____________________________
Оценка__________________________________
Уфа 2013
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы автоматизации деятельности классного руководителя 6
1.1 Диагностический анализ системы управления школой 6
1.2 Проект автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена 13
1.3. Анализ принципов работы действующих информационных систем 18
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Разработка программного продукта 30
2.1 Выбор среды разработки АРМ 30
2.2 Разработка схемы реляционной базы данных 33
2.3 Руководство пользователя 48
Вывод по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ЛИТЕРАТУРА 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе идёт бурный процесс компьютеризации. Но, не смотря на это, в образовательной сфере до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. На сегодняшний день, основу компьютерного обеспечения информационных процессов составляют базы данных, входящие практически во все сферы человеческой деятельности. Они являются надёжным и эффективным средством представления структур данных, позволяют манипулировать данными. Системы управления базами данных отвечают за физическое размещение данных, описание данных, быстрый поиск данных по заданным условиям, поддержание баз данных в актуальном состоянии, защищают данные от некорректных обновлений и несанкционированного доступа, позволяют обслуживать запросы к данным одновременно от нескольких пользователей.
Одной из составных задач можно рассматривать проблему автоматизации рабочего места классного руководителя.
В системе воспитания школьников классному руководителю, безусловно, принадлежит особое место. Организация деятельности классного руководителя в воспитательном контексте является очень сложным процессом. Актуальным на сегодняшний день является вопрос: как помочь классному руководителю в ведении документации?
Классному руководителю необходимо хранить и использовать множество различной документации нужной для эффективной работы. Он всегда должен знать расписание своего класса, а также список учителей, которые в нём работают. Также у классного руководителя должны иметься все основные личные сведения об учениках, а также их родителях, номера телефонов для быстрого оповещения. Чаще всего все эти сведения находятся в различных тетрадях, блокнотах, листочках. Данные об учениках и их родителях для классного руководителя необходимы и на работе и дома. Поэтому приходится их переписывать по несколько раз, либо носить из дома на работу и с работы домой.
Классный руководитель ведёт учёт успеваемости и посещаемости учащихся, финансовый отчёт по оплате за питание, т.е. выполняет функцию статиста и контролёра. Кроме ведения классного журнала, классный руководитель должен по окончанию четверти сдать отчет в учебную часть о движении учащихся (выбытие, прибытие), об итогах успеваемости, с подсчётом успеваемости, качества знаний и средней обученности учеников. В отчётах отображаются количество отличников, количество хорошистов, количество успевающих, количество неуспевающих, процент качества и успеваемости у данного учителя, отчёт об участии детей в различных конкурсах и олимпиадах.
Актуальность темы дипломной работы связана со значительной тратой времени на бумажную работу классным руководителем и заключается в необходимости разработки автоматизированного рабочего места (АРМ) по автоматизации деятельности классного руководителя в рассматриваемой области.
Целью данной работы является разработка АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы.
Задачи:
проанализировать предметную область деятельности классного руководителя;
исследовать существующие программные продукты для современной школы;
выбрать среду разработки АРМ;
разработать АРМ для классного руководителя начального и среднего звена школы;
разработать документацию по использованию АРМ для классного руководителя начального и среднего звена школы.
Объектом исследования является деятельность классного руководителя в средней общеобразовательной школе.
Предметом исследования является автоматизация деятельности классного руководителя.
Предполагаемый результат исследования – разработка автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена школы, которое оптимизирует работу классного руководителя в школе.
Экспериментальная база осуществлялась на базе МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск.
Проект решения задачи «Разработка автоматизированного рабочего места классного руководителя младшего и среднего звена школы» состоит из двух глав и двух приложений.
Первая глава включает в себя описание предметной области, диагностического анализа системы управления школой, проекта АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы, анализа принципов работы действующих информационных систем.
Вторая глава содержит непосредственную реализацию решения задачи, описанную в первой части дипломного проекта. Она включает в себя обоснование выбора программных средств, используемых для разработки и успешной эксплуатации системы.
Все главы заканчиваются выводами. В приложении 1 приведено техническое задание по разработке АРМ, в приложении 2 приведено руководство пользователя.
Глава 1. Теоретические основы автоматизации деятельности классного руководителя 1.1 Диагностический анализ системы управления школой
Информация в наши дни стала не менее важным управленческим ресурсом, чем сырье, оборудование или кадры. От уровня организации сбора, накопления, хранения, поиска, передачи информации и методов ее обработки зависит эффективность всей системы управления. Известно, что чем раньше вы получаете необходимые сведения, тем больше возможностей и времени для принятия правильного управленческого решения.
Зачастую информация, прежде чем достигнуть уровня руководителя, должна пройти несколько инстанций, на которых задерживается и искажается. И наоборот, известны ситуации, когда решения руководства доходят до исполнителей слишком поздно. Только то предприятие, в котором налажена автоматизация рабочего места каждого сотрудника, способно обеспечить себе устойчивое развитие.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск (далее – Учреждение) создано на основании решения Благовещенского городского совета народных депутатов № 13-256 от 28 июня 1991 г. 1
Благовещенская средняя общеобразовательная школа № 5 на основании постановления администрации г. Благовещенск и Благовещенского района № 865 от 5 декабря 1998 г. переименована в Муниципальное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу (СОШ) № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан на основании постановления администрации Благовещенского района и г. Благовещенск № 1620 от 28 декабря 2004 г. переименована в Государственное образовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан.
Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан на основании постановления администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан № 290 от 15.03.2006 г переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск Республики Башкортостан на основании постановления администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан № 956 от 22.05.2008 г. переименована в Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск.
Официальное наименование Учреждения:
полное: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенск.
сокращенное: МОБУ СОШ № 5 г. Благовещенск.
Местонахождение Учреждения:
Юридический адрес: 453431, Республика Башкортостан, город Благовещенск, улица Комарова, 19.
Фактический адрес: 453431, Республика Башкортостан, город Благовещенск, улица Комарова, 19.
Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное учреждение.
Тип: общеобразовательное учреждение
Вид: средняя общеобразовательная школа
Анализ функциональной структуры школы2
Учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
1) образовательную
по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
индивидуальное обучение детей по коррекционно-развивающим, компенсирующим программам, разработанным в соответствии с основной образовательной программой;
обучение детей по индивидуальным планам, разработанным в соответствии с основной образовательной программой;
обучение на дому по медицинским показаниям;
обучение в форме экстерната, семейного образования;
дистанционное обучение;
профильное обучение
2) воспитательную.
Построение иерархической функциональной структуры
Для построение иерархической структуры МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск представим школу по функциональному принципу. Она имеет обширную сферу функциональной деятельности. Проведём декомпозицию системы школы по функциональному признаку. С её помощью мы сможем более детально изучить функции, присущие системе. На основе иерархической структуры мы уже легко сможем построить организационно-функциональную модель, а затем и организационно-управленческую структуру.
Выделим основные виды деятельности для функциональной структуры. В иерархической структурной схеме мы выделим три уровня иерархии:
производство,
обеспечение,
организацию и управление.
В производственную подсистема включаем все, что призвано способствовать процессу функционирования школы, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность.
В обеспечивающую подсистему объединим функциональные подсистемы снабжения школы, обеспечение кадрами, финансами, информацией, складскими помещениями, службой автоматизации и юридической консультацией.
В организационно-управленческую подсистему добавим организацию и управление деятельностью СОШ. Подсистема состоит из высшего руководства. В высшее руководство входят директор и заместители директора по учебной и воспитательной работе, социальным вопросам и финансам, административно-хозяйственной работе. Именно на этом уровне определяются ведущие цели, и формируется стратегия деятельности СОШ.
На рис. 1. Представлена иерархическая структура СОШ по функциональному принципу.
На рис. 2. представлена структура управления школой.
Рис. 1. Иерархическая структура СОШ по функциональному принципу
Рис. 2. Структура управления школой
Всей работой школы управляет директор. При составлении модели управления школы были использованы: Закон РФ "Об образовании", Устав школы, нормативно-правовые документы Министерства образования и науки, педагогического совета и органов общественного самоуправления школы [49]. Все структурные подразделения предусматривают конкретные цели. Они оценивают сложность объекта управления. В системе управления школы функционирует комбинация модулей, работающих по известным образовательным моделям[20,51].
Деятельность модулей управления определена следующими необходимыми требованиями:
согласовывать деятельность различных подразделений;
охватывать всю целостность работы школы;
применять открытость управленческой модели к изменяющимся социальным и экономическим условиям, позволяющая субъектам управления своевременно вводить в систему новые структуры и своевременно отказываться от устаревших;
использовать современные информационные технологии в системе управления школой;
В системе управления школы присутствует модуль классного руководителя. Это мы можем наблюдать на рис. 2. Как и любая деятельность, деятельность классного руководителя раскрывается следующими обязанностями3:
вести организацию учебно-воспитательного процесса в классе;
систематически вовлекать учащихся класса в деятельность как классного, так и общешкольного коллектива;
систематически изучать детей, их увлечения, а также условия их жизнедеятельности;
наблюдать и фиксировать отклонения в развитии и поведении учеников, своевременно осуществлять психологическую консультацию со специалистами, в сложных ситуациях проводить беседы с администрацией школы;
оказывать помощи ученикам в решении злободневных проблем;
своевременно вести документацию, отражающую уход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, электронный журнал, журнал по охране труда и технике безопасности, дневники учащихся);
вовлекать в воспитательную деятельность учителей школы, родителей учащихся, психологов;
повышать свой квалификационный уровень на курсах повышения квалификации в вопросах педагогики, психологии, теории и практики воспитания.
Вывод: проанализировав структуру управления школой, мы увидели место классного руководителя в работе СОШ.
1.2 Проект автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена
Основные функции СОШ
Рассмотрим подробнее работу СОШ [47, 43]. Во время проведения обследования общеобразовательного учреждения были выявлены:
целевые задачи;
функциональные деятельности каждого из подразделений СОШ и функциональные взаимодействия между ними;
информационные потоки внутри подразделений и между ними;
внешние по отношению к СОШ объекты и внешние информационные воздействия;
нормативно-справочная документация, данные по имеющимся в школе средствам и системам автоматизации.
Прямоугольниками на диаграмме изображаются функции, а данные и объекты – стрелками. Для построения контекстной диаграммы нам необходимо определить входную информацию (данные или материальные ресурсы), которая преобразуется в процессе для получения результата; выходную информацию - готовый результат; управление, которое влияет на процесс, но не преобразуется процессом.; механизмы, которые выполняют процесс.[33]
Для контекстного процесса СОШ определим необходимую информацию:
ВХОД - дошкольники;
УПРАВЛЕНИЕ – внутренняя и внешняя документация;
МЕХАНИЗМЫ – сотрудники, оборудование;
ВЫХОД – выпускники.
На рис. 3 представлена диаграмма контекстного процесса «СОШ»
Рис. 3. Диаграмма контекстного процесса «СОШ»
Стрелки, входящие в левую сторону поля – входные данные, преобразующиеся функцией в выходные. Стрелки, входящие в верхнюю часть поля – это управляющие воздействия. Стрелки, выходящие с правой стороны – данные или объекты, произведённые функцией. Стрелки, соединённые с нижней стороной поля обозначают механизм реализации, выполнения функций.
Следующим шагом является детализация контекстного процесса с помощью диаграммы верхнего уровня. Эта диаграмма содержит в себе четыре процесса:
Процесс 1.1 – Приём.
Процесс 1.2 – Начальное общее образование.
Процесс 1.3 – Основное общее образование.
Процесс 1.4 – Среднее (полное) общее образование.
На рис. 4 показана детализация процесса «СОШ»
Рис. 4. Детализация процесса «СОШ»
Следующим шагом является детализация контекстного процесса «Процесс» с помощью диаграммы верхнего уровня. Эта диаграмма содержит в себе два процесса:
Процесс 1.1 – Распределение по классам.
Процесс 1.2 – Классный руководитель.
Рис. 5. Детализация процесса «Приём»
На входе для классного руководителя личные дела дошкольников или обучающихся, а на выходе отчёты зам. по ВР, зам. по УР, финансовые отчёты родителям, характеристики на выпускников [48]. На рис. 5 показана детализация процесса «Приём».
Окончание одной работы может служить сигналом к началу нескольких работ, а так же одна работа для своего запуска может ожидать окончания нескольких работ. Перекрестки используются для отображения логики взаимодействия стрелок при слиянии и разветвлении или для отображения множества событий, которые могут или должны быть завершены перед началом следующей работы. При работе классного руководителя будем использовать Асинхронное «ИЛИ». Один или несколько предшествующих процессов должны быть завершены. Один или несколько следующих процессов должны быть запущены. Создадим диаграмму IDEF3.
В IDEF3 работы изображаются прямоугольниками с прямыми углами (рис. 6) и имеют имя, выраженное отглагольным существительным, обозначающим процесс действия, одиночным или в составе словосочетания, и номер (идентификатор); другое имя существительное в составе того же словосочетания, зависимое от отглагольного существительного, обычно отображает основной выход работы.
На выходе работы учебно-педагогической деятельности – отчёт о посещаемости, сводная ведомость, учёт учебной литературы, участие в конкурсах, работа с ученическими дневниками.
На выходе работы воспитание– отчёт зам по ВР, ведение дневника классного руководителя, журнала по ТБ, диагностики.
На выходе работы статистические данные – личная карта для ученика, карта здоровья, социальный статус семьи.
На выходе работы горячее питание – отчёт финансовой деятельности.
На выходе работы внеурочная деятельность – отчёт о посещении кружков, секций, отчёт о посещении театров, музеев.
На выходе работы с родителями – договор с родителями, поездка с детьми.
На рис. 6 изображена диаграмма IDEF3.
Рис. 6. Диаграмма IDEF3
Вывод: на данной диаграмме мы видим, сколько отчётов приходится готовить классному руководителю помимо его деятельности с детьми. Физические модели содержат информацию, необходимую системным разработчикам для понимания механизма реализации логической модели в СУБД.
1.3. Анализ принципов работы действующих информационных систем
Программное обеспечение за годы своего существования потерпело огромное изменение, начиная с программ, выполняющих простые логические и арифметические операции, до автоматизированных систем, способных управлять. Сегодня управление общеобразовательным учреждением, да и любым предприятием без компьютера немыслимо. Число программ учета и управления персоналом в России исчисляется сотнями. Появление современных программных продуктов увеличили возможности управления персоналом.
Прогресс в области современных автоматизированных систем управления позволяет постоянно наращивать производительность и функциональность программного обеспечения. Автоматизированные системы управления необходимы для совершенствования работы руководства образовательных учреждений, кадровых служб, а в последнее время и классных руководителей, и играют большую роль в повышении производительности их труда. Автоматизированные системы избавляют работников от рутинных операций при работе с приказами, отчетностью и соответственно увеличивает темпы работы и производительность в учреждении. Автоматизированные системы позволяют собирать, хранить и обрабатывать данные, они, прежде всего, разрабатываются для пользователей, не обладающего высокой квалификацией в области вычислительной техники и, как правило, имеют простой и удобный, легко «читаемый» интерфейс, который предоставляет пользователю все необходимые для работы функции.
Современные автоматизированные системы управления персоналом, которые представлены на рынке труда, по своей функциональной направленности позволяют осуществлять следующие функции:
отбор, аттестация сотрудников предприятия;
расчет заработной платы;
ведение штатного расписания;
хранение информации о сотрудниках
отражение движения кадров внутри предприятия.
Экспертные системы имеет смысл использовать на крупных предприятиях, где в основном сопоставляются личностные, профессиональные качества при подборе кадров, а также подобные системы достаточно дороги. В школах количество вакансий на занимаемые должности минимальны. Такие системы не позволяют автоматизировать рутинные повседневные операции персонала кадровых служб.
Комплексные системы возможно использовать для автоматизации управления персоналом на любом предприятии. Такие системы позволяют в первую очередь получить необходимую информацию по любому вопросу относительно структуры предприятия, штатного расписания, информации о сотрудниках и т. д.
В настоящее время на российском рынке наблюдается подлинное многообразие предложений по разработке и поставке автоматизированных систем управления персоналом.
Система «NetSchool»
«NetSchool» – это комплексная информационная система для современной школы. Она включает в себя электронный журнал и электронный дневник, аналитическую отчётность (отчёты для администрации школы, завучей, классных руководителей, учителей, учеников, родителей), интеграцию с другими программами (системы тестирования, учебные курсы, программы составления расписания, системы контроля доступа), SMS-рассылки для родителей от классного руководителя. Данный программный продукт предназначен для следующих пользователей4:
директор/завуч;
учитель;
ученик;
родитель;
секретарь;
специалист по кадрам;
медицинский работник;
психолог/социальный педагог;
администратор системы;
технический персонал.
Каждый пользователь имеет собственное имя и пароль для входа в систему «NetSchool». Безопасность различных частей базы данных может гибко настраиваться пользователем.
Для классных руководителей и учителей NetSchool позволяет:
вести календарно-тематические планы;
вести электронный классный журнал;
автоматически получать стандартные отчеты об успеваемости и посещаемости учеников;
просматривать мероприятия, проводимые в школе;
просматривать расписание;
подготовить и провести тестирование как отдельного учащихся, так и всего класса;
работать с подключенными к электронному классному журналу мультимедийными учебными курсами;
вести портфолио проектов и методических разработок.
Ведение электронного журнала обеспечивает автоматическое формирование отчётов для классного руководителя:
итоги успеваемости и качества знаний (они также доступны каждому ученику и родителю),
отчёт по успеваемости и посещаемости учеников,
средний балл ученика.
Стоимость лицензии составляет 16 000 рублей для одного учебного заведения. Сопровождение по истечению одного года составляет 4 000 рублей в год.
Система «1C:ХроноГраф Школа 2.5»
Система "1С:ХроноГраф Школа 2.5" представляет собой многофункциональную информационную систему администрирования деятельности и является платформой для создания общей информационной базы данных общеобразовательного учреждения.5
Программа предоставляет широкие возможности автоматизированной работы:
ведения базовых сведений, информации общего доступа;
ведения работы кадрового состава;
связывание данных об учащихся;
способов планирования и организации учебного процесса;
ведения административно-финансовой и хозяйственной деятельности;
формирования разнообразной отчетной документации (внешней и внутренней), как произвольной формы, так и определенного государством образца (формы ОШ1, ОШ5 и т.д., формы кадрового учета и другие);
формирования различных форм в различных форматах, т. е. импортирование данных формы, например, в программу Excel и дальнейшая их печать.
Программу "1С:ХроноГраф Школа 2.5" могут использовать в своей работе следующие категории пользователей, каждый из которых имеет разный объем пользовательских прав:
Делопроизводители;
Документоведы;
Секретарь;
Классный руководитель;
Преподаватели-предметники.
На рис. 7 изображен интерфейс пользователя Классный руководитель.
Рис. 7. Интерфейс пользователя Классный руководитель
Пользователю «Классный руководитель» доступны следующие функции:
Редактирование данных, описание материального оснащения и формирование паспорта кабинета, назначенного под ответственность или на заведование.
Формирование списка учащихся руководимого класса, но без возможности удаления данных. Перевод учащихся. Рассылка сведений об успеваемости. Работа со всеми печатными формами этого раздела.
Просмотр общешкольных плановых мероприятий. Формирование плановых мероприятий руководимого класса. Работа со всеми печатными формами этого раздела.
Просмотр расписания своего класса. Работа со всеми печатными формами этого раздела.
Просмотр данных по классному журналу руководимого класса.
Формирование списка учебной литературы. Работа с печатными формами журнальных страниц. Просмотр замечаний по классному журналу.
Обращение к нормативно-правовому обеспечению.
Работа с отчетами по классному журналу в рамках руководимого класса.
Дневник.ру
Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.6
Дневник.ру совмещает в себе три модуля:
дистанционное обучение,
управление школьным документооборотом,
социальная сеть.
Базовый функционал Дневник.ру бесплатный для всех участников образовательного процесса. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайн-тренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие ВУЗы России.
В 2010 году Дневник.ру получил награду «Премия Рунета» в номинации «Учительский интернет-проект». В апреле 2012 года Дневник.ру получил премию World Summit Award как победитель в категории E-Learning&Education. В августе 2012 года компания стала резидентом инновационного Фонда Сколково.
Проект поддерживается Министерством Образования и науки РФ, региональными департаментами и комитетами образования. Штаб-квартира Дневник.ру находится в Санкт-Петербурге, компания имеет представительства в Москве, Киеве, Башкортостане, Волгоградской, Астраханской, Нижегородской, Челябинской Екатеринбургской областях, в Хабаровском крае и Дагестане.
Уникальность проекта доказана 22 авторскими свидетельствами. Важной особенностью Дневник.ру является гарантия безопасности хранения и использования данных для образовательных учреждений, засвидетельствованная стандартом К2 согласно ФЗ-152 «О персональных данных».
С 2012 года МОБУ СОШ №5 г.Благовещенска подключена к сети Дневник.ру. Классные руководители заполняют сведения о своём классе, получают в итоге отчёты по успеваемости и посещаемости учеников.
Программа имеет понятный для любого пользователя интерфейс, имитирующий классный журнал. Работа в программе проста, что не нагружает пользователя и облегчает изучение программы пользователями с самыми разными навыками работы с ПК. Также данная программа позволяет экономить время пользователя. Работая с данной программой, учителя освобождаются от множества рутинных операций. Программа систематизирует и автоматизирует процесс тематического планирования и дает возможность, как учителю, так и администрации отслеживать прохождения программы и при необходимости осуществлять ее корректировку.
На рис. 8 представлен один из видов отчётов для классного руководителя по успеваемости класса.
Рис. 8. Успеваемость класса.
Внедрение электронного классного журнала – это постепенный переход от бумажной формы работы учителей, администрации, родителей к электронной форме, которая совершенствует, ускоряет процесс обмена и обработки информации и, наконец, объединяет всех пользователей в единое информационное образовательное пространство.
Преимущества электронного классного журнала:
открытость перед учащимися, родителями и администрацией школы хода образовательного процесса,
непредвзятость выставления промежуточных и итоговых отметок;
возможность анализа успеваемости отдельных учеников и класса в целом;
контроль за посещением учениками уроков, учебно-тематическим планированием и выполнением программ учителями;
высокий уровень защищенности данных журнала при условии соблюдения правил информационной безопасности
Единственным недостатком электронного журнала на сегодняшний день является то, что электронный документ не может быть полноценной заменой традиционному журналу, так как не имеет официального статуса. Таким образом, учителями ведется работа по заполнению двух копий классного журнала - в электронной и традиционной форме. Своевременность занесения информации и объективность вывода итоговых отметок - показатель результативности работы учителя с электронным журналом.
Электронные журналы и дневники постепенно становятся частью повседневной работы школ. Образование набирает обороты и не может отставать от других сфер жизни, так как школа воспитывает людей, которым предстоит автоматизировать общество будущего. А новый век без вычислительной техники, которая помогает нам не только вычислять, но и собирать, хранить, обрабатывать данные, новый век без интернета уже существовать не сможет.
Выделим особенности рассмотренного программного обеспечения:
Программные продукты требуют дополнительных финансовых затрат на их приобретение и дальнейшее обновление.
Любой новый пакет, появившийся на рынке, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, многие программные продукты автоматизируют деятельность пользователя, предоставляют множество дополнительных возможностей, но нововведения могут вызвать необходимость переобучения, что непрерывно связано с финансовыми и временными затратами.
Возможно снижение скорости работы при выборе пакета с дополнительными возможностями.
Иногда автоматизированные системы приобретаются из побудительного мотива престижа, а не при производственной необходимости. Но иногда старое сложно поменять на новое, и отказом от нового программного обеспечения может служить причина использования проверенного программного обеспечения удовлетворяющего пользователя по качеству решаемых задач и структуре интерфейса.
Вывод: рассмотрев принципы работы действующих информационных систем, мы увидели, что все программные продукты предназначены для пользователей школ, разработаны по типовым должностным инструкциям и нуждаются в доработке как с учетом специфики деятельности конкретного образовательного учреждения, так и с учетом требований учредителей.
Выводы по первой главе
В первой главе был проведен анализ предметной области. В начале главы проведен анализ работы СОШ, рассмотрена структура управления СОШ, проанализирована предметная область деятельности классного руководителя. Мы увидели, сколько отчётов приходится делать классному руководителю помимо его деятельности с детьми. Рассмотрены общие тенденции автоматизации рабочего места классного руководителя и особенности существующего программного обеспечения в современных общеобразовательных школах: система «NetSchool», система "1С:ХроноГраф Школа 2.5" и в МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск система Дневник.ру.
Имеются свои плюсы: с вводом в образовательный процесс электронного журнала и дневника отпала необходимость в подсчёте успеваемости и качества знаний учеников, отчётности об успеваемости и посещаемости учеников для классного руководителя перед учебной частью и родителями учеников. Также имеются и свои минусы. В частности, действующее программное обеспечение охватывает не всю сферу деятельности классного руководителя в конкретном образовательном учреждении, т.е. не полностью освобождает от рутинной работы с учетом всех требований учредителей по работе классного руководителя.
Анализ действующих информационных систем в сфере образования показал схожесть систем в построении общей отчётности по успеваемости и качеству знаний учащихся. Но, ни одна из них полностью не удовлетворяет всем поставленным целям перед повседневной деятельностью классного руководителя.
Рассмотрев принципы работы действующих информационных систем, мы увидели, что все программные продукты предназначены для пользователей школ, разработаны по типовым должностным инструкциям и нуждаются в доработке как с учетом специфики деятельности конкретного образовательного учреждения, так и с учетом требований учредителей.
Таким образом, первоочередной задачей является создание автоматизированного рабочего места для классного руководителя начального и среднего звена школы с учётом специфики работы в МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск и деятельности классного руководителя в этом образовательном учреждении.
Глава 2. Разработка программного продукта 2.1 Выбор среды разработки АРМ
Рассмотрим более подробно программные продукты компании Microsoft, а именно Visual FoxPro 3.0, Visual Basic 4.0, Visual С++, Access 7.0, SQL Server 6.5. Наиболее интересной чертой этих пакетов являются их большие возможности интеграции, совместной работы и использования данных, так как данные пакеты являются продуктами одного производителя, а также используют сходные технологии обмена данными [9, 10, 11, 42].
Visual FoxPro отличается высокой скоростью, имеет встроенный объектно-ориентированный язык программирования с использованием xBase и SQL, диалекты которых встроены во многие СУБД. Имеет высокий уровень объектной модели. При использовании в вычислительных сетях обеспечивает как монопольный, так и раздельный доступ пользователей к данным. Применяется для приложений масштаба предприятия для работы на различных платформах: Windows 3.x, Windows 95, Macintosh... Минимальные ресурсы ПК: для Visual FoxPro версии 3.0 – процессор 468DX, Windows 3.1, 95, NT, объем оперативной памяти 8 (12) Мб, занимаемый объем на ЖМД 15-80 Мб, а для Visual FoxPro версии 5.0 (выпущена в 1997 году) – Windows 95 или NT, 486 с тактовой частотой 50 МГц, 10 Мб ОЗУ, от 15 до 240 Мб на ЖМД.
Access входит в состав самого популярного пакета Microsoft Office. Основные преимущества: знаком многим конечным пользователям и обладает высокой устойчивостью данных, прост в освоении, может использоваться непрофессиональным программистом, позволяет готовить отчеты из баз данных различных форматов. Предназначен для создания отчетов произвольной формы на основании различных данных и разработки некоммерческих приложений.
Visual Basic – это универсальный объектно-ориентированный язык программирования, диалекты которого встроены в Access, Visual FoxPro. Преимущества: универсальность, возможность создания компонентов OLE, невысокие требования к аппаратным ресурсам ЭВМ. Применяется для создания приложений средней мощности, не связанных с большой интенсивностью обработки данных, разработки компонентов OLE, интеграция компонентов Microsoft Office.
Visual C++ – наиболее мощный объектно-ориентированный язык программирования, обладает неограниченной функциональностью. Предназначен для создания компонентов приложений для выполнения операций, критичных по скорости.
SQL Server – сервер баз данных, реализует подход «клиент-сервер» и взаимодействует с указанными пакетами. Главные достоинства: высокая степень защиты данных, мощные средства для обработки данных, высокая производительность. Область применения: хранение больших объемов данных, хранение высокоценных данных или данных, требующих соблюдения режима секретности. Указанные программные продукты имеют возможности визуального проектирования интерфейса пользователя, то есть разработчик из готовых фрагментов создает элементы интерфейса, программирует только их изменения в ответ на какие-либо события.
При выборе среды разработки АРМ мой выбор пал на Microsoft Access, так как:
Microsoft Access – это одна из самых мощных программ управления базами данных, одна из самых удобных и простых;
входит в состав Microsoft Office, который установлен на всех компьютерах в МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск и не требует дополнительных затрат по установке лицензионного программного обеспечения;
позволяет эффективно работать с данными пользователям, не являющимся специалистами по базам данных, таковыми являются учителя начальных классов и многие учителя-предметники;
работая в Access, пользователи могут импортировать данные в такие приложения как Microsoft Excel, Microsoft Word,
специфической особенностью СУБД Access является то, что вся информация, относящаяся к одной базе данных, хранится в едином файле. Такой файл имеет расширение *.mdb. Данное решение, как правило, удобно для непрофессиональных пользователей, поскольку обеспечивает простоту при переносе данных с одного рабочего места на другое.
Для разработки автоматизированного рабочего места классного руководителя были выбраны следующие программные средства разработки:
Процесс разработки конкретного программного приложения в среде Access в первую очередь определяется спецификой автоматизируемой предметной области. Техническое задание представлено в приложении 1. При разработке АРМ будим учитывать тот факт, что пользователем будет классный руководитель, который является «новичком» при работе с базами данных. Разработку АРМ будем вести по следующему плану:
разработка и описание структур таблиц данных;
разработка схемы данных и задание системы взаимосвязей между таблицам;
разработка системы запросов к таблицам базы данных и (при необходимости их интеграция в схему данных);
разработка экранных форм ввода/вывода данных;
разработка системы отчетов по данным;
разработка системы защиты данных, прав и ограничений по доступу.
Очевидно, что между перечисленными этапами существует большое количеств обратных связей, подразумевающих возврат к более ранним шагам, исходя из вновь открывшихся обстоятельств, которые невозможно было заранее учесть или предвидеть.
Описанная последовательность этапов разработки баз данных в MS Access не является безусловным эталоном. Однако очень часто отклонения от нее свидетельствуют не столько об оригинальности хода мысли разработчика, сколько о погрешностях, допущенных им при планировании процесса разработки, или вообще об отсутствии у него какого-либо плана.
С учетом анализа действующих информационных систем в МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск АРМ классного руководителя должно удовлетворять следующим требованиям:
хранить и редактировать личные данные об учениках;
хранить и редактировать карту здоровья учеников;
хранить и редактировать личные данные о родителях;
хранить и редактировать социальный статус семьи;
осуществлять быстрый поиск данных об учениках и его родителях;
вести учёт выдачи учебников, выданных школьной библиотекой;
вести учёт посещаемости учеников;
вести учёт успеваемости по четвертям;
вести учёт оплаты за питание в столовой;
вести учёт инструктажа по технике безопасности;
вести учёт внеурочной деятельности;
вести учёт участия детей в конкурсах и олимпиадах,
планировать проведение классных часов,
вести учёт всех мероприятий,
вести учёт работы с родителями.
Структура реляционной базы данных определяется составом таблиц и их взаимосвязями, при этом определяется состав полей. После определения структуры таблиц создается схема данных, в которой устанавливаются связи между таблицами.
АРМ классного руководителя начального и среднего звена СОШ содержит таблицы:
внеурочная деятельность,
журнал по ТБ,
инструкции,
карта здоровья,
классные часы,
конкурсы,
мероприятия,
оплата по столовой,
оплата ученика,
посещаемость,
предмет,
работа с родителями,
родители,
сводная ведомость,
ученик,
учет учебной литературы,
учителя.
Таблица «Внеурочная деятельность» содержит поля:
Код ученика,
Наименование кружка или секции,
организация.
Таблица «Журнал по ТБ» содержит поля:
Код ученика,
Код инструкции,
Дата инструктажа.
Таблица «Инструкции» содержит поля:
Код инструкции,
Номер инструкции,
Название инструкции.
Таблица «Карта здоровья» содержит поля:
Код ученика,
Группа здоровья,
Диагноз.
Таблица «Классные часы» содержит поля:
Дата,
Тема классных часов,
Примечание.
Таблица «Конкурсы» содержит поля:
Код ученика,
Название конкурса,
уровень,
Дата участия,
Результат.
Таблица «Мероприятия» содержит поля:
Дата,
Мероприятие,
Примечание.
Таблица «Оплата по столовой» содержит поля:
Код оплаты,
Оплата,
Дата.
Таблица «Оплата ученика» содержит поля:
Код оплаты,
Оплата,
Дата.
Таблица «Посещаемость» содержит поля:
Код ученика,
Дата,
День недели,
Пропуск по уважительной причине,
Пропуск без уважительной причины.
Таблица «Предмет» содержит поля:
Код предмета,
наименование предмета.
Таблица «Работа с родителями» содержит поля:
Дата,
ФИО матери,
ФИО отца,
ФИО опекуна,
Примечание.
Таблица «Родители» содержит поля:
Код ученика,
ФИО матери,
Место работы матери,
Образование матери,
Телефон матери,
ФИО отца,
Место работы отца,
Образование отца,
Телефон отца,
ФИО опекуна,
Место работы опекуна,
Телефон опекуна,
Родительский комитет,
Семья полная,
2-ой брак,
Ребёнок-сирота,
Количество детей,
Малообеспеченная семья,
Неблагополученная семья,
Опекаемый ребёнок,
Дети-инвалиды,
многодетная семья.
Таблица «Сводная ведомость» содержит поля:
Код ученика,
Код предмета,
Четверть,
Оценка.
Таблица «Ученик» содержит поля:
Код ученика,
Фамилия,
Имя,
Отчество,
Дата рождения,
Домашний адрес,
Пол,
Приказ о зачислении, Откуда прибыл,
Приказ об отчислении, Куда убыл,
Домашний телефон,
Сотовый телефон,
Национальность,
Серия и номер свидетельства о рождении,
кем выдано, дата выдачи,
ИНН,
Медицинский полис,
Страховое свидетельство,
Серия и номер паспорта,
кем выдан, дата выдачи,
Актив класса,
изучаемый язык.
Таблица «Учет учебной литературы» содержит поля:
Код предмета,
Код ученика,
Наличие книги.
Таблица «Учителя» содержит поля:
Код учителя,
Код предмета,
ФИО учителя.
На рис. 9 приведена схема структуры реляционной базы данных, а также приведены связи между таблицами.
Рис. 9. Схема структуры реляционной базы данных.
Для организации интерфейса и ускорения ввода данных, а также минимизации ошибок по разработанным таблицам создадим формы, которые в дальнейшем заполняются классным руководителем в следующей последовательности:
1) сведения об обучающихся (рис. 10);
Рис. 10. Сведения об обучающихся.
2) сведения о родителях (рис. 11)
Рис. 11.Сведения о родителях.
3) социальный статус семьи (рис. 12);
Рис. 12.Социальный статус.
4) предмет с указанием ФИО учителя (рис. 13);
Рис. 13. Предмет.
5) сводная ведомость (рис. 14)
Рис. 14. Сводная ведомость.
6) учёт учебной литературы (рис. 15)
Рис. 15. Сводная ведомость.
7) посещаемость (рис. 16);
Рис. 16. Посещаемость.
8) оплата ученика за питание (рис. 17);
Рис. 17. Оплата ученика за питание.
9) питание по дням (рис. 18)
Рис. 18. Питание по дням.
10) журнал по технике безопасности (рис. 19)
Рис. 19. Журнал по технике безопасности.
11) номер и название инструкции (рис. 20)
Рис. 20. Инструкции.
12) участие в конкурсах (рис. 21)
Рис. 21. Участие в конкурсах.
13) внеурочная деятельность (рис. 22).
Рис. 22. Внеурочная деятельность.
14) классные часы (рис. 23)
Рис. 23. Классные часы.
15) мероприятия (рис. 24)
Рис. 24. Мероприятия.
16) работа с родителями (рис. 25)
Рис. 25. Мероприятия.
После заполнения выше перечисленных форм, доступны следующие отчёты:
ООШ1,
номера телефонов детей и их родителей,
поиск номеров телефонов по фамилии ученика,
все данные об учениках,
все данные о родителях,
поиск данных о родителях конкретного ученика,
состав семьи,
учёт литературы,
сводная ведомость,
сводная ведомость по четверти,
сводная ведомость по четверти и по ученику,
пропуски по месяцам,
количество пропусков конкретного ученика,
стоимость обедов за конкретный период,
количество денег оплаты за год по ученикам,
остаток от оплаты за питание,
оплата по дням конкретного ученика,
по инструктажам,
внеурочной деятельности,
участия в конкурсах,
классных часов,
по работе с родителями.
Эти отчёты можно сразу же выводить на печать, а можно редактировать в текстовом редакторе Microsoft Word.
Вывод: разработанное АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы полностью удовлетворяет предъявляемым требования, учитывают специфику деятельности классного руководителя в МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск.
2.3 Руководство пользователя
Руководство пользователя — один из основных программных документов. Невозможно представить себе хоть сколько-нибудь сложный прикладной программный продукт, который не был бы укомплектован им в той или иной форме.
Основная задача документа состоит в том, чтобы обеспечить пользователям возможность самостоятельно решать все основные задачи, на которые нацелена программа.
Руководство пользователя АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы содержит полное описание программы с точки зрения целевого применения. В руководстве пользователя описаны:
назначение программы и условия применения;
основные задачи и возможности;
способ отражения предметной области в программе;
пользовательский интерфейс программы;
порядок решения основных пользовательских задач;
все функции программы и порядок их применения;
пользовательская настройка программы;
проблемы при использовании и способы их решения.
Полное руководство пользователя представлено в приложении 2.
Вывод по второй главе
Вторая глава была посвящена проектированию и разработке программного обеспечения автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена. В начале главы было приведено обоснование выбора программных средств, используемых для разработки и успешной эксплуатации системы. Выбор сделан в пользу реляционной системы управления базами данных Microsoft Access.
Далее во второй главе была проведена работа по разработке автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена школы с учётом требований, предъявляемых со стороны заказчика - МОБУ СОШ №5 г. Благовещенск. Техническое задание представлено в приложении 1. На начальном этапе были разработаны и описаны структуры таблиц данных, разработаны схемы данных и заданы системы взаимосвязей между таблицами.
Далее разрабатывались системы запросов к таблицам, многие запросы использовались при создании более сложных запросов. Для организации интерфейса и ускорения ввода данных, а также минимизации ошибок по разработанным таблицам создавались формы, которые первоначально должны быть заполнены классным руководителем. После заполнения экранных форм для ввода данных разрабатывались системы отчётов по данным с учётом требований, предъявляемых к АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы.
В заключительной части главы было приведено руководство пользователя, описывающее основные функции работы с программным продуктом. Полное руководство пользователя и описание программы с точки зрения целевого применения представлены в приложении 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация деятельности классного руководителя в воспитательном контексте является очень сложным процессом. Актуальным на сегодняшний день является вопрос: как помочь классному руководителю в ведении документации? Итак, рассмотрев тему "Разработка автоматизированного рабочего места классного руководителя начального и среднего звена школы", можно прийти к выводу, что классный руководитель нуждается в автоматизации рабочего места. От того, насколько грамотно спроектировано АРМ классного руководителя с учётом специфики общеобразовательного учреждения, зависит достижение поставленных целей. Цель выпускной квалификационной работы – это разработка АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы.
В ходе работы над проектом были рассмотрены общие тенденции автоматизации рабочего места классного руководителя и особенности существующего программного обеспечения.Были решеныследующиезадачи:
проанализирована предметная область деятельности классного руководителя;
исследованы существующие программные продукты для современной школы;
выбрана среда разработки АРМ;
разработано АРМ для классного руководителя начального и среднего звена школы;
разработано руководство пользователя по применению АРМ для классного руководителя начального и среднего звена школы.
Хочется отметить, что нельзя в образовательном учреждении просто «взять и ввести» такой вид работы. Кратко о том, какие преимущества применения АРМ классного руководителя. Начнем с того, что «бумажная» версия отчета требовала затрат огромного количества времени классного руководителя. Экономия времени. Эстетичность. Оперативность. Автоматическая обработка данных. Быстрый вывод отчётов, с учётом деятельности классного руководителя. Это основные преимущества данного применения АРМ. Поэтому классные руководители с большим пониманием должны будут отнестись к нововведению. Раньше классный руководитель должен был неоднократно, даже в течение одного дня, искать в своих записях сведения об обучающихся, телефоны родителей, ежедневно подсчитывать остаток денег на питание и каждую четверть перелистывать партфолио учеников, заполняя ведомости участия класса в различных конкурсах и олимпиадах. Сейчас, своевременно заполняя нужные формы, мы можем очень быстро получить интересующие нас сведения. Данные легко импортируются в Microsoft Word, Microsoft Excel, а из Microsoft Excel на сайт Дневник.ру (электронный журнал, электронный дневник).
На основании данных, полученных в результате анализа организации было установлено, что первоочередным является разработка физической модели АРМ классного руководителя начального и среднего звена школы и разработка схемы структуры реляционной базы данных. На основе исследования предметной области была построена инфологическая модель, спроектирована база данных. Они учитывали специфику работы классного руководителя в данном учебном заведении.
Со временем созданная система будет развиваться, и совершенствоваться, будут добавлены новые критерии оценки результатов работы и усовершенствованна логика и алгоритмы ее работы.
Данный программный продукт имеет простой интерфейс, отличается полнотой и простотой обращения. Он позволяет в удобной форме хранить сведения об учениках, их родителях, отслеживать финансовый вопрос в питании, делать свои заметки. Все данные можно распечатывать на принтере, переносить в Microsoft Word для редактирования.
АРМ классного руководителя начального и среднего звена даёт возможность применять её в подсистеме управления кадрами общеобразовательного учреждения. В то же время носит определённый унифицированный характер, что позволяет использовать её после несложных преобразований для других подсистем (старшего звена школы, вести учёт платных курсов).
Дальнейшее внедрение и использование данного проекта позволит с наименьшими затратами времени и большей эффективностью классному руководителю выполнять свои должностные обязанности и написание различных видов отчётов как четвертных, так и годовых.
ЛИТЕРАТУРА
Access 2007: недостающее руководство:[пер. с англ.] / М. Мак-Дональд. - [М.]: Русская Редакция, 2007; [СПб.]: БХВ-Петербург, 2007. - 784 с.: ил.
Delphi 7: учеб. курс / С. И. Бобровский. - СПб.: Питер, 2005. - 736 с.: ил.
Delphi 7/ А. Д. Хомоненко, В. Э. Гофман, Е. В. Мещеряков. - 2-е изд.; [перераб. и доп.]. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 1136 с.: ил.
Delphi. Программирование на языке высокого уровня: учеб. для студентов вузов / В. В. Фаронов. - СПб.: Питер, 2008. - 640 с.: ил.
Firebird: рук. разработчика баз данных : [пер. с англ.] / Х. Борри. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 1104 с.: ил.
InterBase и Firebird.: практ. руководство для умных пользователей и начинающих разработчиков / А. Г. Бондарь. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 592 с.: ил.
Microsft Access. Быстрый старт / А. Д. Хомоненко, В. В. Гридин. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 304 с.: ил.
Microsoft SQL Server: эффективная работа / А. В. Вишневский. - СПб.: Питер, 2009. - 541 с.: ил.
SQL Server 2008 для начинающих разработчиков: [пер. с англ.] / Р. Дьюсон. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 704 с.: ил.
Базы данных : теория и практика: [учеб. для вузов] / Б. Я. Советов, В. В. Цехановский, В. Д. Чертовской. - 2-е изд. - М.: Юрайт, 2012. - 464 с.: ил.
Базы данных: основы, проектирование, использование : учеб. пособие для студентов вузов / М. П. Малыхина. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 528 с.: ил.
Базы данных: учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Кузин. - М.: Академия, 2005. - 320 с.: ил.
Базы данных в Delphi: учеб.-метод. пособие / О. Г. Старцева, Л. С. Мустафина; Федер. агентство по образованию ГОУ ВПО БГПУ. - Уфа: [БГПУ], 2009. - 164 с.: ил.
Базы данных и Delphi: теория и практика / Д. Л. Осипов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2011. - 752 с.: ил.
Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. Самоучитель Microsoft Access 2009. – СПб.: БХВ – Петербург, 2009. – 720 с.
Воспитательная работа классного руководителя в 5-6 классах / Т. И. Галкина, В. В. Котельникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 313 с.
Гурвиц Г.А. Разработка реального приложения с использованием Microsoft Visual FoxPro 9. - Х.: Издательство ДВГУПС, 2007.
Гурвиц Г.А. Разработка реального приложения с использованием Microsoft Visual FoxPro 9. - Х.: Издательство ДВГУПС, 2007.
Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных, 6-е издание. – К.; М.; СПб.: Издательский дом "Вильямс", 2008. – 848 с.
Делопроизводство в общеобразовательном учреждении: (для директоров, администрации, секретарей, делопроизводителей образовательных учреждений) / Н. А. Рогачева, С. А. Смирнов; Центр "Педагогический поиск". - М., [2001]. - 160 с.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 кл. + новые собрания. – М.: ВАКО, 2005. – 254 с.
Документация в информационном обществе: парадигмы XXI века: докл. и сообщ. на X Междунар. научно-практ. конф. 25-26 ноября 2003 г. / Федеральное архивное агентство, ВНИИДАД. - М., 2004.
Информационные системы: учеб. пособие. Ч. 1 / О. Г. Старцева; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО БГПУ. - Уфа : [БГПУ], 2010. - 124 с.
Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: [учеб. пособие] / В. Ю. Пирогов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 528 с.: ил.
Информационные системы и базы данных: организация и проектирование: [учеб. пособие] / В. Ю. Пирогов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009. - 528 с.: ил.
Как сделать хорошую школу?!: практикоориентир. пособие по проектированию и управлению школой. (Ч. 2) / Л. М. Плахова; Центр "Педагогический поиск". - М., [2000]. - 160 с.
Как сделать хорошую школу?!: практикоориентир. пособие по проектированию и управлению школой. (Ч. 1) / М. В. Левит ; Центр "Педагогический поиск". - М., [2000]. - 160 с.
Калянов Г.Н. CASE - технологии: Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. - 3-е изддание. - М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 320 с
Классный руководитель: функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студентов вузов / Т. А. Стефановская. - 2-е изд. ; стер. - М.: Академия, 2006. - 192 с.
Классный руководитель в современной школе / В. П. Сергеева. - Изд. 3-е, перераб. - М. : Граф-пресс, 2001. - 192 с.
Лизинский В.М. Журнал «Классный руководитель». – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – № 6.
Маклаков С.В. BPWin, ERWin. CASE – средства разработки информационных систем. – М.: Диалог-МИФИ, 2007.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Уч. пособие. – М.: Пед. общ-во России, 2002. – 480 с.
Мандрыкин А.В. Информационные технологии в экономике: учеб пособие / А.В. Мандрыкин, А.В. Непышневский. Воронеж: ВГТУ, 2008, 235 с.
Менеджмент: [учеб. для студентов сред. спец. учеб. заведений] / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2008. - 288 с.
Менеджмент общеобразовательного учреждения: схемы, таблицы, модели, карты / М-во образования и науки РФ, БГПУ; [сост. Р. Р. Муниров]. - Уфа: Вагант, 2005. - 52 с.
Менеджмент общеобразовательного учреждения: учеб. пособие / Р. Р. Муниров; М-во обрзования и науки РФ, ГОУ ВПО БГПУ. - Уфа: [Вагант], 2006. - 140 с.
Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 144 с.
Михеева В.Д., Харитонова И.А. Microsoft Access 2002. – СПб.: БХВ – Петербург, 2007. – 1040 с.
Основы автоматизации процесса обучения / В. Г. Булыгин. - Йошкар-Ола: [Вертикаль], 2003. - 192 с.
Основы использования и проектирования баз данных: учеб. пособие / В. М. Илюшечкин. - М. : Юрайт : [ИД Юрайт], 2010. - 213 с. : ил.
Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов / С. В. Воробьева. - М.: Академия, 2008. - 208 с.
Основы управления педагогическими системами: [учеб. пособие для студентов вузов] / Л. И. Петрова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2008. - 349 с.
Педагогика: учеб. для студентов вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Междунар. АН пед. образования. - 8-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2008. - 576 с.
Практикум решения задач на ЭВМ: учеб.-метод. пособие / Л. Г. Соловьянюк; М-во образования и науки РФ, ГОУ ВПО БГПУ им. М. Акмуллы. - Уфа : [БГПУ], 2011. - 68 с.: ил.
Проектирование автоматизированных систем обработки информации и управления (АСОИУ): учеб. для студентов вузов / Я. А. Хетагуров. - М.: Высшая школа, 2006. - 223 с.: ил.
Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
Управление в системе образования : учеб. пособие / Н. Н. Панферова. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010. - 248 с.
Управление данными: учеб. / А. В. Кузовкин, А. А. Цыганов, Б. А. Щукин. - М.: Академия, 2010. - 256 с. : ил.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 160 с.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.
1 Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенска
2 Устав муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Благовещенска