kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Тренировка глазомера при обучении безопасности и правилам дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс знакомит педагогов с методами и приемами, обеспечивающими эффективное развитие глазомера у школьников, как качества, необходимого для  адекватной оценки дорожных ситуаций и обеспечения безопасности дорожного движения.

Просмотр содержимого документа
«сш40. мастеркласс.Котов»


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40»









Мастер-класс

«ТРЕНИРОВКА ГЛАЗОМЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»






Котов Вадим Алексеевич,

преподаватель-организатор ОБЖ

МАОУ «СОШ №40»,








Старый Оскол

2020

Мастер-класс

«Тренировка глазомера при обучении безопасности

и правилам дорожного движения»


Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами, обеспечивающими эффективное развитие глазомера у школьников, как качества, необходимого для адекватной оценки дорожных ситуаций и обеспечения безопасности дорожного движения.

Задачи:

  1. акцентировать внимание учителей на вопросах, которые выпадают из внимания учите­лей, проводящих занятия по Правилам и безопасности до­рожного движения;

  2. раскрыть актуальность, познакомить с особенностями работы по развитию глазомера у школьников;

  3. дать рекомендации педагогам по использованию упражнений по развитию глазомера при организации работы с детьми;

  4. дать педагогам возможность овладеть приемами, с помощью которых обеспечивается развитие глазомера.

Основные подходы: деятельностный, компетентностный.

Ожидаемые результаты:

  1. получение педагогами представления о развитии глазомера у школьников с помощью упражнений;

  2. внедрение педагогами в образовательную деятельность упражнений по развитию глазомера.

Место проведения: класс.

Оборудование:

  1. мультимедийная установка (проектор, экран), презентация;

  2. набор палок (шестов) одинаковых по виду, но различных по длине (от 70 до 130 см);

  3. метровая линейка;

  4. классная доска, мел.

Раздаточный материал: тексты приложения к мастер-классу по количеству участников.

Время: 35 минут.

Основные этапы:

1. Значение тренировки глазомера в обучении безопасности и правилам дорожного движения (3 минуты).

2. Способы тренировки глазомера (2 минуты).

3. Занятие со слушателями по развитию глазомера (5 минут).

4. Ознакомление слушателей с упражнениями по развитию глазомера (4 минуты).

5. Проведение занятий по тренировке глазомера участниками мастер-класса (17 минут).

6. Рефлексия (4 минуты).


Ход мастер-класса.


1. Значение тренировки глазомера в обучении безопасности и правилам дорожного движения.

Излишне говорить, какое важное значение име­ет хорошо организованная педагогическая деятельность при обучении детей. Особый смысл она при­обретает при обучении Правилам и безопасности дорожного движения, где важны не только знания, но и развитие у обучаемых таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, коор­динация движений, реакция на опасность и т.п. Обучение Правилам и безопасности дорож­ного движения даже упрощенным методом немыслимо без учета возрастных и психофизиологических осо­бенностей учащихся. Мы коснем­ся только некоторых отдельных вопросов, которые в той или иной степени выпадают из внимания учите­лей, проводящих занятия по Правилам и безопасности до­рожного движения.

В Перечне знаний и умений по правилам и безопасному поведению на дорогах, которыми должны владеть учащиеся, приведенном в методических рекомендациях ГИБДД, читаем: «1-4 классы: уча­щиеся должны знать …что та­кое ос­та­но­воч­ный путь, его со­став­ляю­щие. Уча­щиеся должны уметь: …оце­ни­вать до­рож­ную си­туа­цию ви­зу­ально (при по­мощи гла­зо­мера), …оп­ре­де­лять ве­ли­чину сво­его шага и ско­рость сво­его дви­же­ния».

В планируемых результатах изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе указано: «Выпускник научится: адекватно оценивать ситуацию дорожного движения». Однако в имеющийся сегодня учебной и методической литературе не описаны приемы, с помощью которых ученик должен научиться этой адекватной оценке дорожных ситуаций. Произойти это должно как-то само собой.

Повседневная жизнь нередко заставляет пеше­ходов определять расстояния до приближающегося транспортного средства и тем самым обеспечи­вать свою безопасность при пересечении проезжей части. Объяснить детям, как следует определять безопасное расстояние до приближающегося транспорта, очень сложно. В значительной степе­ни здесь многое зависит от правильности развития глазомера.

С целью определения степени развития глазо­мера у детей были проведены специальные иссле­дования, результаты которых свидетельствуют о том, что дети основной (92,2%) и контрольной групп (83,5%) правильно определяют расстояние до предмета, удаленного на 5 метров. При оценке гла­зомера до предмета, расположенного в 15 м от испытуемых, дети как основной, так и конт­рольной групп, определяли его правильно толь­ко в 7,8% и 6,2% опытов соответственно. Подав­ляющее же большинство испытуемых основной (73,1%) и контрольной групп (73,2%) указало на расстояние больше существующего. При этом де­тей, которые завысили величину расстояния в два и более раз, было 53,8%!

Хорошо известно, что дети склонны переоце­нивать свои физические возможности. Изучение чувства опасности транспортной обстановки со­пряжено с серьезными методологическими труд­ностями, так как чаще всего имеются вербальные формы выяснения отношения к опасности, кото­рые получают не во время существования этой опасности, а лишь впоследствии.

Учитывая это, были проведены соответству­ющие исследования, в ходе которых каждому ре­бенку был задан вопрос: «Какое расстояние меж­ду тобой и приближающимся автомобилем по­зволит тебе безопасно перебежать дорогу шириной 15 м?». Полученные данные показали, что большинство детей, как мальчиков (71,7%), так и девочек (73,4%), определили безопасное для себя расстояние до приближающегося ав­томобиля менее чем в 20 метров! При этом харак­терным явилось то, что девочки значительно чаще (43,6%) мальчиков (16,3%) считали, что расстояние от них до приближающегося авто­мобиля даже менее 10 м достаточно для того, чтобы успеть перебежать дорогу перед авто­мобилем и при этом избежать столкновения с ним.

Напомним, что автомобиль, движущийся со ско­ростью 60 км/ч, проходит за 1 секунду 17 метров!

Принимая во внимание все эти обстоятельства, учить детей переходить дорогу на безопасном от приближающегося транспорта расстоянии, не кон­кретизируя его, дело абсолютно бессмысленное. А дать конкретные указания практически невоз­можно. Пожалуй, единственно правильное реше­ние - это постараться научить детей определять правильно расстояния до неподвижных и движу­щихся предметов. Единственное из известных учебных пособий для детей, в котором имеется материал по тренировке глазомера и определению безопасного расстояния до движущегося автомо­биля, это учебное пособие Н.Я. Жульнева для 1-4 классов (Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 класса: учебное пособие / Н. Жульнев. - Москва: Ливр, 1997).

Опыт показывает, что существует необходи­мость раннего длительного, регулярного обучения детей правильному поведению с учетом ежеднев­ного участия в дорожном движении и тренировка­ми глазомера.

При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. Результаты проведенных исследований показывают, например, что обнаружить у обследованных детей 4-9-лет­него возраста взаимосвязь между объемом заучен­ных Правил и адаптацией поведения к дорожному движению не удается. По мнению многих специ­алистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи прак­тического умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить детей не столько правилам, сколько ана­лизу возникновения опасностей на дороге, а этого не добиться без развития глазомера.

2. Способы тренировки глазомера.

Глазомер мы развиваем и используем в жизни на каждом шагу, часто даже не замечая этого, когда при­кидываем, за сколько времени можно пройти или пробе­жать некоторое расстояние, или когда на какой-либо площади размещаем разные предметы и даже когда протягиваем руку за каким-либо предметом. Но, чтобы сделать глазомер достаточно точным и получить уверен­ность в его правильности, нужно специально упражнять­ся. Такие упражнения интересны сами по себе, заниматься ли ими одному или с группой товарищей.

Как же развивать свой глазомер? Всякую прикидку расстояний на глаз надо проверять и проверять наи­более удобным способом, без специальных инстру­ментов, количеством пройденных шагов. Нужно только знать, как очень быстро по числу ша­гов, пройденных на измеряемом участке, определить его величину в метрах. Для этого нужно составить для себя таблицу перевода шагов в метры и запомнить ее основные значения. Поскольку длина шага у людей неодинакова, делается это индивидуально. Например, известна длина школьного коридора – 60 м. Ученик проходит это расстояние, отсчитывая количество шагов. У меня получилось 80 шагов. Делим 60 на 80 - размер шага равен 0,75 м. Составляем таблицу, занося в нее удобные для вычислений («круглые») позиции: 2 шага - 1,5 м, 4 шага - 3 м, 40 шагов - 30 м, 200 шагов – 150 м и т.д. Чтобы возможно чаще упражняться в развитии гла­зомера, следует эту таблицу иметь всегда при себе, а чтобы она надолго сохранилась, наклейте ее на картон и согните пополам в виде записной книжки.

Глазомер приобретается только путем упражнений. Интересно и полезно, идя с товарищами из школы, на прогулку, экскурсию, соревноваться в определении рас­стояний до предметов, встречающихся на пути; точность определения каждый проверяет шагами и по своей таблице перевода шагов в метры узнает действитель­ное расстояние. Если такие соревнования проводятся ча­сто, то за короткий срок значительно улучшается способ­ность определения расстояний на глаз.

Многое узнается путем сравнений. Путем сравнений вы можете определить и расстояние. А для того чтобы иметь с чем сравнивать, нужно предварительно измерить шагами длину тех зданий, заборов, кварталов, мимо которых чаще всего вы ходите, расстояния между столбами, дорожкам, и запомнить их размеры.

Один из способов определения расстояния на глаз состоит в мысленном откладывании на этом расстоянии таких отрезков, которые удалось запомнить: 1 м, 2 м, 5м, 10 м, 25 м, 50 м, 100 м, 200 м и т. п. Запоминаются эти отрезки не сразу, а в результате тренировок. Уп­ражнения для такой тренировки будут даны ниже.

Чтобы научиться определять на глаз величину не­больших предметов, нужно постараться запомнить отрезки в один и несколько сантиметров, в дециметр, в четверть метра и полметра. Для этого лучше всего точно измерить ширину и длину своих пальцев, свой рост и величину предметов, которыми часто пользу­ешься: тетради, ручки, ластика и т. п.

3. Занятие со слушателями по развитию глазомера.

Сейчас мы с вами проведем занятие, на котором потренируем глазомер и посмотрим, влияют ли на глазомер тренировки. Выбираются несколько слушателей – непосредственных участников тренировки. Они выходят вперед. Руководитель раскладывает за спиной участников 10-12 заранее заготовленных палок (прутов), одинаковых по виду, но различных по длине (от 70 до 130 см).

Затем он предлагает одному из участников показать руками величину метра. При этом руководитель поясняет, что человек среднего роста с достаточной точностью может показать величину метра, вытянув левую руку и приложив пальцы правой к рукавному шву у плеча.

Руководитель предлагает одному из участников повернуться кругом и быстро взять из разложенных ранее палку, которая по длине равна 1 м. Проверить указанным способом её величину. Таким образом, он пропускает каждого из отобранных слушателей.

Упражнение повторяется еще раз. Руководитель вновь просит участников взять другую палку, но тоже быстро, «схватывая» её длину «на глаз». Третий раз упражнение повторяют с тем участником, который делает грубые ошибки. Допускаемой ошибку можно признать, если взята палка не длиннее 105 см и не короче 95 см.

С каждым разом у слушателей будут более точные результаты, и их реакция будет быстрее.

Руководитель делает вывод: тренировка глазомера позволяет его развить. Обучаемые усвоили представление о длине метра и не делают грубых сшибок. С каждым повторением упражнения результаты улучшались.

4. Ознакомление слушателей с упражнениями по развитию глазомера.

Метод развития глазомера несложен; он состоит главным образом из практических упражнений, очень похожих по содержанию одно на другое, но выполняемых в различной обстановке и в разное время суток. При развитии глазомера практические упражнения следует проводить в такой последовательности:

  • на самые короткие расстояния – менее 1 метра,

  • короткие -1-50 метров,

  • близкие -50-100 метров,

  • средние - 100-200 метров,

  • дальние – 300-500 метров.

Слушателям предлагается самостоятельно ознакомиться с упражнениями по развитию глазомера по тексту приложения к мастер-классу, который раздается каждому участнику.


5. Проведение занятия по тренировке глазомера участниками мастер-класса.

Слушатели делятся на 3-4 группы в зависимости от их количества. Каждой группе предлагается по тексту приложения выбрать одно, наиболее понравившееся упражнение, и провести занятие по тренировке глазомера со слушателями других групп.

Рекомендуется выбрать упражнения для тренировки глазомера на самые короткие и короткие расстояния, удобные для демонстрации в занимаемом классе. В качестве оборудования можно использовать любые предметы, находящиеся в классе.

Группы выбирают ведущего его помощников, по мере готовности ведущие с помощниками проводят короткие занятия со слушателям мастер-класса на основе упражнений, приведенных в приложении.


6. Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша работа на мастер-классе, но пришло время подводить итоги.

Участникам мастер-класса предлагается заполнить таблицу из 3 граф.

«П» +

«М» -

«И»




В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

 В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него ненужной, бесполезной.

 В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.





Просмотр содержимого документа
«сш40. прложение. мастерклас. Котов»

ПРИЛОЖЕНИЕ

к мастер-классу «Тренировка глазомера при обучении безопасности

и правилам дорожного движения»

Описание игр и упражнений

Упражнения на самые короткие расстояния – менее 1 м

1. Одинаковые промежутки

  1. Для игры необходимы 8—10 одинаковых бумажных фигур (круг или квадраты). Ведущий кладет в ряд 3 фигуры плотно одну возле дру­гой и вынимает среднюю фигуру. Затем он предлагает одному из играющих разложить остальные фигуры по прямой линии так, чтобы между ними были такие же промежутки, как между двумя пер­выми. Нужно проверить, точны ли промежутки, вставляя между ними одну из фигур. Такое же упражнение можно проделать с ластиками, тетрадями или другими одинаковыми по величине предметами.

  2. Положить   две ручки (карандаша) под таким углом,  чтобы, если присоединить к ним третью ручку, они образовали бы равносторонний треугольник.

  3. Положить  две монеты  (ручки или другие предметы одинаковой длины) на таком расстоянии одну от другой, чтобы между ними точно поместилось столько монет (или других предметов), сколько назовет ведущий.

  4. Ведущий   ставит   два   одинаковых   предмета на каком-либо расстоянии друг от друга. Определить, сколько таких же предметов уложится между ними, и проверить это.

2.  Сколько места занимает предмет?

  1.   Дети, глядя на небольшой предмет  (книгу, вазу, стакан и т. п.), четырьмя полоскам бумаги ограничивают место, на   котором   он   должен   поместиться.   Проверить   это.

  2.    Нужно сделать то же самое, не имея предмета перед глазами, но выбрав такой, который дети видят несколько раз в день.

3. Кто точнее покажет?

Берется классная метровая линейка с сантиметро­выми делениями.

Один из играющих ставит ко­нец линейки на сиденье стула и становится напротив своих това­рищей, повернув линейку делени­ями от себя так, чтобы не вдеть деления. Товарищи предлагают ему по­казать 1, 2 или несколько деци­метров (а после достаточной тре­нировки, например, 15, 47, 85 сантиметров и т. п.), он должен пальцем сбоку линейки показать место, где, по его мнению, кончается заданный ему отрезок, а остальные дети видят, насколько точно он научился это делать.

Если имеются 2—3 линейки, можно одновременно давать одно и то же задание нескольким играющим, организовав между ними соревнование.


4. Вырезай точно

Играющие делятся на 2 группы и садятся парами. В каждую пару входит по одному играющему от раз­ных групп. Перед парами кладут картонку, в которой вырезаны небольшие отверстия — круглое, квадратное, в виде треугольника и прямоугольника. Все должны в определенный срок вырезать из бумаги «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия.

При вырезывании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а надо пользоваться только гла­зомером.

Ведущий с бригадирами групп проверяет, кто в каж­дой паре точнее пригнал «пробки», и одновременно выясняет, какая группа сделала это лучше.


5. Сравни с линейкой

Положите перед собой линейку, а потом выберете какой-нибудь предмет в комнате. Сначала без линейки определите длину предмета (карандаша, книги, ноутбука). Старайтесь сделать это точнее (можно время от времени смотреть на линейку и соотносить размеры). Потом измерьте предмет линейкой и определите погрешность.


6. С точностью до миллиметра

После проведенной тренировки играющие могут соревноваться на более точное определение толщины карандаша, спички, монеты и других подобных предме­тов в миллиметрах.


Упражнения на короткие расстояния - 1-50 м


1.  Проверка циркулем

  1. Ведущий чертит на классной доске вверху отрезок пря­мой произвольной длины более 1 метра и в нижнем углу доски ставит точку. Участвующие в игре рассчитываются по порядку номеров и по очереди подходят к доске. Играющие должны от точки, намеченной в середине доски, на рас­стоянии, равном начерченному отрезку, поставить свои точки и возле каждой подписать свой порядковый номер.

Правильность глазомера всей группы проверяется так: проводится окружность, центром которой служит точка, поставленная ведущим, а радиусом — длина на­черченного на доске отрезка.

  1. Соревнование такого же рода можно проводить и на местности; для этого нужна веревка длиною мет­ров в пять. На одном ее конце делается петля. Ведущий вбивает колышек, а все играющие на глаз вбивают вокруг него, скажем на расстоянии четырех метров, свой колышек и становятся возле него. Ведущий надевает на вбитый им колышек петлю веревки, точно отмеряет по веревке 4 м, конец этот берет в руки и, натянув веревку, вращает ее вокруг ко­лышка; так сразу проверяется глазомер каждого.

В этих занятиях может принимать участие целый класс.



2. Сравни с линейкой

Ученик кладут перед собой линейку. Ведущий выбирает три (можно больше) предмета в классе (ноутбук, шкаф, доска т.п.). Задача: без линейки как можно точнее определите длину (ширину) предмета. Начинать следует с определения длины наименьшего предмета. Можно время от времени смотреть на линейку и соотносить размеры. Результат записывается, после чего предмет измеряется линейкой и определяется погрешность. Допустивший меньшую погрешность считается победителем.


3. Быстро раздели на равные части

Проводятся две параллельные прямые (как провести параллельные прямые на местности — смотрите в примечании к данной игре) одинаковой длины (50-100 метров). На концах их ставятся вешки. Эти прямые рас­полагаются друг от друга на расстоянии 5 метров. Участвую­щие в соревновании до игры не знают размеров линий.

Две группы с одинаковым числом участвующих ста­новятся между этими прямыми спиной друг к другу. У каждого играющего своя метка (флажок, колышек или камень).

Обоим звеньям даются одинаковые задания - раз­делить, например, за 2 минуты отрезки прямой на 4 (2, 6, 8 и т. д.) равные части. Один из играющих делит на глаз отрезок пополам, после этого двое других делят полученные отрезки также пополам и т. д. Каждый ста­вит в соответствующем месте свою метку.

Правильность деления ведущий проверяет с помощью веревки, на которой обозначены метры, или другим измерительным инструментом (мож­но и шагами). Побеждает та группа, у которой меньше ошибок и они менее грубы.

Целесообразно с каждым разом давать более труд­ные задания (разделить на 3, 5, 7 частей) и уменьшать время, отведенное на их выполнение.

Примечание. Для проведения на местности параллельных линий без помощи измерительных инструментов вбиваются два ко­лышка на расстоянии, которое должно быть между параллельными линями. Двое учеников становятся возле этих колышков лицом друг к другу, делают поворот на 900 в ту сторону, где должны проходить пря­мые, намечают прямо против себя ориентиры и идут по направ­лению к ним, не отклоняясь, на требуемое расстояние. Пройдя это расстояние, каждый вбивает точно против себя по второму колыш­ку. Прямые между колышками будут параллельными.


4.  Сколько до колышка?

На полянке чертят кружок диаметром в 36—40 см. Во все стороны от этого кружка на расстоянии примерно в 5, 8, 10, 16, 22, 31, 45 и т. д. метров вбиваются перенуме­рованные колышки. Тренирующиеся по очереди становятся в начерчен­ный кружок и, не сходя с места, определяют расстояние от себя до каждого колышка и говорят о его величине ведущему, который все это записывает. Допустивший меньше ошибок считается победителем.


5.   Определи расстояние

Ведущий ставит вешку и, зная величину своего шага, отходит от нее на определенное, известное ему (в метрах) расстоя­ние. Остальные играющие стоят в это время спиной к ве­дущему; по его сигналу они поворачиваются к нему лицом и определяют расстояние между ним и вешкой; после этого ведущий объявляет, кто его определил с наибольшей точностью действительное расстояние.

Затем играющие вновь отворачиваются, а ведущий приближается к вешке или удаляется от нее. Играющие вновь определяют расстояние между ведущим и веш­кой. Так повторяется 3 раза.

Победителем в игре считается тот, кто большее число раз правильно определял расстояние от вешки до веду­щего. Он же становится новым ведущим.

Упражнения на средние и дальние расстояния - 100-500 м


1. Определи по памяти

Представляет ли школьник размеры своей школы, дома, где он живет и т. п.? Интересно это проверить и про­вести соревнование. Для этого в группе детей, проводится тренировка в определении по памяти длины (ширины) хорошо всем известных зданий, расстояния между зданиями и т. п., с последующей достаточно точ­ной проверкой (шагами, превращая их в метры, или другим способом).

После такой тренировки каждое одна группа дает по соб­ственному выбору задание другой группе — определить по памяти размеры известных всем предметов, стро­ений. Проверка покажет, какая группа лучше с этим справ­ляется. Упражняться в этом можно и одному.


2. Сколько до пешехода?

Выберите из толпы прохожих пешехода, который двигается вам навстречу, и в уме определите, через какой промежуток времени или через сколько шагов вы с ним встретитесь. После встречи сравните, насколько правдивой оказалась предварительная оценка. Проанализируйте ошибку и повторите упражнение несколько раз. Аналогично упражнение можно выполнять по отношению к встречному транспортному средству, причем вы можете двигаться как пешком, так и в автомобиле. Разумеется, за рулем во время вашей тренировки должен находиться другой человек — ведь водитель не должен отвлекаться па выполнение упражнений.


3. Сколько до столба?

3.1. Упражнение напоминает предыдущее с той разницей, что нужно оценивать расстояние до неподвижного объекта. Попробуйте мысленно предположить, сколько шагов вам предстоит пройти до нужного объекта: допустим, до ближайшего дерева. Проверьте результат. Сравните его с тем, что вы предположили, проанализируйте ошибку и повторите упражнение. Чем ближе ваш ответ к действительности, тем лучше работает глазомер.

Определите сколько шагов от остановки до газетного ларька, а затем пройдитесь и сравните предположение и истинное количество.

3.2. Выберите дерево и оцените, сколько времени вам потребуется, чтобы дойти до него с определенной скоростью. Сравните результат с тем, что вы предположили, проанализируйте ошибку и повторите упражнение. Таким же образом тренируйтесь оценивать расстояние до стоящей машины, находясь в движущемся автомобиле (или, например, в городском транспорте).


4. Боковое зрение

Выполняя упражнение, вы научитесь оценивать расстояние до приближающегося сбоку объекта. Идя по улице, выберите любого пешехода, который двигается сбоку по отношению к вам, и постарайтесь заранее предугадать точку, в которой с ним встретитесь, если оба будете идти, сохраняя скорость и направление. Проанализируйте результат и повторите упражнение.


5. Занятие на оборудованной площадке

Тренировка проводится на специально оборудованной площадке Для этого выбирают такую точку, вокруг которой местность легко просматривается не менее как на 300 метров. Местность в одном из направлений при помощи мерного шнура разбивают на 100-метровые отрезки; в конце каждого из них устанавливают щит с указанием расстояния: 100 м, 200 м, 300 м. На площадке устанавливают «местные предметы», необходимые для усвоения конкретного расстояния. Учащимся дается задание всмотреться в предмет, находящийся на расстоянии 100 м. Затем учащиеся разбиваются на группы по количеству оборудованных направлений для наблюдения. Каждой группе даётся задание сравнить расстояние до предмета, расположенного на ее направлении, с отрезком местности в 100 м; решение записать. На первых занятиях можно удовлетвориться лишь ответом, что данное расстояние больше, меньше или равно 100 м. Каждого ученика, который сделает грубую ошибку, нужно заставлять ещё раз вглядеться в контрольный отрезок и сравнить его с заданным отрезком. Когда обучаемые побывают на всех направлениях, руководитель расставляет группы на новые направления. Здесь задача несколько усложняется: надо определить сразу два расстояния. Правильными можно считать такие доклады: «До бревна 100 м, до шеста больше 100 м»; «Пень ближе 100 м, до дорожного знака 100 м»; «Шест ближе 100 м, ель дальше 100 м» и т. п. Если обучаемые допустили много ошибок, занятие повторяется. Если же успехи вполне удовлетворительные, то руководитель с помощниками переставляет предметы на другие расстояния.

Для выработки навыка на следующем занятии расстояния до «местных предметов» вновь изменяются; кроме того, руководитель требует более быстрых ответов.

В дальнейшем обучают группы на отрезках расстояний в 200 и 300 м.


В процессе тренировки глазомера на средние и дальние расстояния необходимо помнить:

  • более крупные предметы кажутся ближе мелких, находящихся на том же расстоянии;

  • более близко расположенными кажутся предметы, видимые резче и отчетливее;

  • предметы яркой окраски (белой, желтой, красной) кажутся ближе, чем предметы темных цветов (синего, черного, коричневого);

  • ярко освещенные предметы кажутся ближе, чем слабоосвещенные, находящиеся на таком же удалении;

  • чем резче разница в окраске предметов и фона местности, на котором они видны, тем более уменьшенными кажутся расстояния до этих предметов (зимой снежное поле как бы приближает все находящиеся на нем более темные предметы);

  • во время тумана, дождя в сумерки и пасмурные дни при насыщенном воздухе наблюдаемые предметы кажутся дальше, чем в ясные дни;

  • чем меньше промежуточных предметов находится между глазом и наблюдаемым предметом, тем этот предмет кажется ближе;

  • предметы на ровной местности кажутся ближе;

  • особенно сокращенными кажутся расстояния, определяемые через водное препятствие (пространство), так противоположный берег кажется всегда ближе, чем это есть на самом деле;

  • складки местности (лощины, овраги), пересекающие измеряемую линию, тоже как бы сокращают расстояния;

  • при наблюдении лежа предметы кажутся ближе, чем при измерении стоя;

  • при наблюдении снизу вверх (от подошвы горы к вершине) предметы кажутся ближе, а при наблюдении сверху вниз — дальше.



4


Просмотр содержимого презентации
«мастер-класс.Котов»

Тренировка глазомера  при обучении безопасности  и правилам дорожного движения Котов Вадим Алексеевич,  преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «СОШ №40»,

Тренировка глазомера при обучении безопасности и правилам дорожного движения

Котов Вадим Алексеевич, преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ «СОШ №40»,

«1-4 классы: учащиеся должны знать …что такое остановочный путь, его составляющие.  Учащиеся должны уметь: …оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера ), …определять величину своего шага и скорость своего движения».   (Перечень знаний и умений по правилам и безопасному поведению на дорогах, которыми должны владеть учащиеся ) «Выпускник научится: адекватно оценивать ситуацию дорожного движения ».
  • «1-4 классы: учащиеся должны знать …что такое остановочный путь, его составляющие.

Учащиеся должны уметь: …оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера ), …определять величину своего шага и скорость своего движения».

(Перечень знаний и умений по правилам и безопасному поведению на дорогах, которыми должны владеть учащиеся )

  • «Выпускник научится: адекватно оценивать ситуацию дорожного движения ».

(планируемые результаты изучения предмета ОБЖ в основной школе)

Расстояние до предмета, удаленного на 5 метров правильно определяют: 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа Расстояние до предмета, удаленного на 15 метров правильно определяют: 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа указали на расстояние больше существующего: 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа завысили величину расстояния в два и более раз 53,8%

Расстояние до предмета, удаленного на 5 метров

правильно определяют:

  • 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа
  • 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа
  • 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа
  • 92,2 % - основная группа 83,5% - контрольная группа
  • 92,2 % - основная группа
  • 83,5% - контрольная группа

Расстояние до предмета, удаленного на 15 метров

правильно определяют:

  • 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа
  • 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа
  • 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа
  • 7,8 % - основная группа 6,2% - контрольная группа
  • 7,8 % - основная группа
  • 6,2% - контрольная группа

указали на расстояние больше существующего:

  • 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа
  • 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа
  • 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа
  • 73,1 % - основная группа 73,2% - контрольная группа
  • 73,1 % - основная группа
  • 73,2% - контрольная группа

завысили величину расстояния в два и более раз 53,8%

Какое расстояние между тобой и приближающимся автомобилем позволит тебе безопасно перебежать дорогу шириной 15 метров? Менее 20 метров: 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек Менее 10 метров: 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проходит за 1 секунду 17 метров.

Какое расстояние между тобой и приближающимся автомобилем позволит тебе безопасно перебежать дорогу шириной 15 метров?

  • Менее 20 метров:
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков 73,4 % девочек
  • 71,7 % мальчиков
  • 73,4 % девочек
  • Менее 10 метров: 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков 43,6 % девочек
  • 16,3 % мальчиков
  • 43,6 % девочек

Автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проходит за 1 секунду 17 метров.

Количество шагов Расстояние в метрах 2 1,5 4 3 6 4,5 8 10 6 8,5 20 15 40 30 60 45 100 85

Количество шагов

Расстояние в метрах

2

1,5

4

3

6

4,5

8

10

6

8,5

20

15

40

30

60

45

100

85


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Котов Вадим Алексеевич

Дата: 08.04.2021

Номер свидетельства: 577735

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства