Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»
Мастер-класс
«ТРЕНИРОВКА ГЛАЗОМЕРА ПРИ ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ
И ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Котов Вадим Алексеевич,
преподаватель-организатор ОБЖ
МАОУ «СОШ №40»,
Старый Оскол
2020
Мастер-класс
«Тренировка глазомера при обучении безопасности
и правилам дорожного движения»
Цель: ознакомление педагогов с методами и приемами, обеспечивающими эффективное развитие глазомера у школьников, как качества, необходимого для адекватной оценки дорожных ситуаций и обеспечения безопасности дорожного движения.
Задачи:
акцентировать внимание учителей на вопросах, которые выпадают из внимания учителей, проводящих занятия по Правилам и безопасности дорожного движения;
раскрыть актуальность, познакомить с особенностями работы по развитию глазомера у школьников;
дать рекомендации педагогам по использованию упражнений по развитию глазомера при организации работы с детьми;
дать педагогам возможность овладеть приемами, с помощью которых обеспечивается развитие глазомера.
Основные подходы: деятельностный, компетентностный.
Ожидаемые результаты:
получение педагогами представления о развитии глазомера у школьников с помощью упражнений;
внедрение педагогами в образовательную деятельность упражнений по развитию глазомера.
Место проведения: класс.
Оборудование:
мультимедийная установка (проектор, экран), презентация;
набор палок (шестов) одинаковых по виду, но различных по длине (от 70 до 130 см);
метровая линейка;
классная доска, мел.
Раздаточный материал: тексты приложения к мастер-классу по количеству участников.
Время: 35 минут.
Основные этапы:
1. Значение тренировки глазомера в обучении безопасности и правилам дорожного движения (3 минуты).
2. Способы тренировки глазомера (2 минуты).
3. Занятие со слушателями по развитию глазомера (5 минут).
4. Ознакомление слушателей с упражнениями по развитию глазомера (4 минуты).
5. Проведение занятий по тренировке глазомера участниками мастер-класса (17 минут).
6. Рефлексия (4 минуты).
Ход мастер-класса.
1. Значение тренировки глазомера в обучении безопасности и правилам дорожного движения.
Излишне говорить, какое важное значение имеет хорошо организованная педагогическая деятельность при обучении детей. Особый смысл она приобретает при обучении Правилам и безопасности дорожного движения, где важны не только знания, но и развитие у обучаемых таких необходимых качеств, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность и т.п. Обучение Правилам и безопасности дорожного движения даже упрощенным методом немыслимо без учета возрастных и психофизиологических особенностей учащихся. Мы коснемся только некоторых отдельных вопросов, которые в той или иной степени выпадают из внимания учителей, проводящих занятия по Правилам и безопасности дорожного движения.
В Перечне знаний и умений по правилам и безопасному поведению на дорогах, которыми должны владеть учащиеся, приведенном в методических рекомендациях ГИБДД, читаем: «1-4 классы: учащиеся должны знать …что такое остановочный путь, его составляющие. Учащиеся должны уметь: …оценивать дорожную ситуацию визуально (при помощи глазомера), …определять величину своего шага и скорость своего движения».
В планируемых результатах изучения предмета «основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе указано: «Выпускник научится: адекватно оценивать ситуацию дорожного движения». Однако в имеющийся сегодня учебной и методической литературе не описаны приемы, с помощью которых ученик должен научиться этой адекватной оценке дорожных ситуаций. Произойти это должно как-то само собой.
Повседневная жизнь нередко заставляет пешеходов определять расстояния до приближающегося транспортного средства и тем самым обеспечивать свою безопасность при пересечении проезжей части. Объяснить детям, как следует определять безопасное расстояние до приближающегося транспорта, очень сложно. В значительной степени здесь многое зависит от правильности развития глазомера.
С целью определения степени развития глазомера у детей были проведены специальные исследования, результаты которых свидетельствуют о том, что дети основной (92,2%) и контрольной групп (83,5%) правильно определяют расстояние до предмета, удаленного на 5 метров. При оценке глазомера до предмета, расположенного в 15 м от испытуемых, дети как основной, так и контрольной групп, определяли его правильно только в 7,8% и 6,2% опытов соответственно. Подавляющее же большинство испытуемых основной (73,1%) и контрольной групп (73,2%) указало на расстояние больше существующего. При этом детей, которые завысили величину расстояния в два и более раз, было 53,8%!
Хорошо известно, что дети склонны переоценивать свои физические возможности. Изучение чувства опасности транспортной обстановки сопряжено с серьезными методологическими трудностями, так как чаще всего имеются вербальные формы выяснения отношения к опасности, которые получают не во время существования этой опасности, а лишь впоследствии.
Учитывая это, были проведены соответствующие исследования, в ходе которых каждому ребенку был задан вопрос: «Какое расстояние между тобой и приближающимся автомобилем позволит тебе безопасно перебежать дорогу шириной 15 м?». Полученные данные показали, что большинство детей, как мальчиков (71,7%), так и девочек (73,4%), определили безопасное для себя расстояние до приближающегося автомобиля менее чем в 20 метров! При этом характерным явилось то, что девочки значительно чаще (43,6%) мальчиков (16,3%) считали, что расстояние от них до приближающегося автомобиля даже менее 10 м достаточно для того, чтобы успеть перебежать дорогу перед автомобилем и при этом избежать столкновения с ним.
Напомним, что автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, проходит за 1 секунду 17 метров!
Принимая во внимание все эти обстоятельства, учить детей переходить дорогу на безопасном от приближающегося транспорта расстоянии, не конкретизируя его, дело абсолютно бессмысленное. А дать конкретные указания практически невозможно. Пожалуй, единственно правильное решение - это постараться научить детей определять правильно расстояния до неподвижных и движущихся предметов. Единственное из известных учебных пособий для детей, в котором имеется материал по тренировке глазомера и определению безопасного расстояния до движущегося автомобиля, это учебное пособие Н.Я. Жульнева для 1-4 классов (Правила и безопасность дорожного движения для 1-4 класса: учебное пособие / Н. Жульнев. - Москва: Ливр, 1997).
Опыт показывает, что существует необходимость раннего длительного, регулярного обучения детей правильному поведению с учетом ежедневного участия в дорожном движении и тренировками глазомера.
При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. Результаты проведенных исследований показывают, например, что обнаружить у обследованных детей 4-9-летнего возраста взаимосвязь между объемом заученных Правил и адаптацией поведения к дорожному движению не удается. По мнению многих специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи практического умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Несмотря на всю важность самих Правил, надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, а этого не добиться без развития глазомера.
2. Способы тренировки глазомера.
Глазомер мы развиваем и используем в жизни на каждом шагу, часто даже не замечая этого, когда прикидываем, за сколько времени можно пройти или пробежать некоторое расстояние, или когда на какой-либо площади размещаем разные предметы и даже когда протягиваем руку за каким-либо предметом. Но, чтобы сделать глазомер достаточно точным и получить уверенность в его правильности, нужно специально упражняться. Такие упражнения интересны сами по себе, заниматься ли ими одному или с группой товарищей.
Как же развивать свой глазомер? Всякую прикидку расстояний на глаз надо проверять и проверять наиболее удобным способом, без специальных инструментов, количеством пройденных шагов. Нужно только знать, как очень быстро по числу шагов, пройденных на измеряемом участке, определить его величину в метрах. Для этого нужно составить для себя таблицу перевода шагов в метры и запомнить ее основные значения. Поскольку длина шага у людей неодинакова, делается это индивидуально. Например, известна длина школьного коридора – 60 м. Ученик проходит это расстояние, отсчитывая количество шагов. У меня получилось 80 шагов. Делим 60 на 80 - размер шага равен 0,75 м. Составляем таблицу, занося в нее удобные для вычислений («круглые») позиции: 2 шага - 1,5 м, 4 шага - 3 м, 40 шагов - 30 м, 200 шагов – 150 м и т.д. Чтобы возможно чаще упражняться в развитии глазомера, следует эту таблицу иметь всегда при себе, а чтобы она надолго сохранилась, наклейте ее на картон и согните пополам в виде записной книжки.
Глазомер приобретается только путем упражнений. Интересно и полезно, идя с товарищами из школы, на прогулку, экскурсию, соревноваться в определении расстояний до предметов, встречающихся на пути; точность определения каждый проверяет шагами и по своей таблице перевода шагов в метры узнает действительное расстояние. Если такие соревнования проводятся часто, то за короткий срок значительно улучшается способность определения расстояний на глаз.
Многое узнается путем сравнений. Путем сравнений вы можете определить и расстояние. А для того чтобы иметь с чем сравнивать, нужно предварительно измерить шагами длину тех зданий, заборов, кварталов, мимо которых чаще всего вы ходите, расстояния между столбами, дорожкам, и запомнить их размеры.
Один из способов определения расстояния на глаз состоит в мысленном откладывании на этом расстоянии таких отрезков, которые удалось запомнить: 1 м, 2 м, 5м, 10 м, 25 м, 50 м, 100 м, 200 м и т. п. Запоминаются эти отрезки не сразу, а в результате тренировок. Упражнения для такой тренировки будут даны ниже.
Чтобы научиться определять на глаз величину небольших предметов, нужно постараться запомнить отрезки в один и несколько сантиметров, в дециметр, в четверть метра и полметра. Для этого лучше всего точно измерить ширину и длину своих пальцев, свой рост и величину предметов, которыми часто пользуешься: тетради, ручки, ластика и т. п.
3. Занятие со слушателями по развитию глазомера.
Сейчас мы с вами проведем занятие, на котором потренируем глазомер и посмотрим, влияют ли на глазомер тренировки. Выбираются несколько слушателей – непосредственных участников тренировки. Они выходят вперед. Руководитель раскладывает за спиной участников 10-12 заранее заготовленных палок (прутов), одинаковых по виду, но различных по длине (от 70 до 130 см).
Затем он предлагает одному из участников показать руками величину метра. При этом руководитель поясняет, что человек среднего роста с достаточной точностью может показать величину метра, вытянув левую руку и приложив пальцы правой к рукавному шву у плеча.
Руководитель предлагает одному из участников повернуться кругом и быстро взять из разложенных ранее палку, которая по длине равна 1 м. Проверить указанным способом её величину. Таким образом, он пропускает каждого из отобранных слушателей.
Упражнение повторяется еще раз. Руководитель вновь просит участников взять другую палку, но тоже быстро, «схватывая» её длину «на глаз». Третий раз упражнение повторяют с тем участником, который делает грубые ошибки. Допускаемой ошибку можно признать, если взята палка не длиннее 105 см и не короче 95 см.
С каждым разом у слушателей будут более точные результаты, и их реакция будет быстрее.
Руководитель делает вывод: тренировка глазомера позволяет его развить. Обучаемые усвоили представление о длине метра и не делают грубых сшибок. С каждым повторением упражнения результаты улучшались.
4. Ознакомление слушателей с упражнениями по развитию глазомера.
Метод развития глазомера несложен; он состоит главным образом из практических упражнений, очень похожих по содержанию одно на другое, но выполняемых в различной обстановке и в разное время суток. При развитии глазомера практические упражнения следует проводить в такой последовательности:
на самые короткие расстояния – менее 1 метра,
короткие -1-50 метров,
близкие -50-100 метров,
средние - 100-200 метров,
дальние – 300-500 метров.
Слушателям предлагается самостоятельно ознакомиться с упражнениями по развитию глазомера по тексту приложения к мастер-классу, который раздается каждому участнику.
5. Проведение занятия по тренировке глазомера участниками мастер-класса.
Слушатели делятся на 3-4 группы в зависимости от их количества. Каждой группе предлагается по тексту приложения выбрать одно, наиболее понравившееся упражнение, и провести занятие по тренировке глазомера со слушателями других групп.
Рекомендуется выбрать упражнения для тренировки глазомера на самые короткие и короткие расстояния, удобные для демонстрации в занимаемом классе. В качестве оборудования можно использовать любые предметы, находящиеся в классе.
Группы выбирают ведущего его помощников, по мере готовности ведущие с помощниками проводят короткие занятия со слушателям мастер-класса на основе упражнений, приведенных в приложении.
6. Рефлексия.
Вот и подошла к концу наша работа на мастер-классе, но пришло время подводить итоги.
Участникам мастер-класса предлагается заполнить таблицу из 3 граф.
В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» - записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него ненужной, бесполезной.
В графу «И» - «интересно» - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему.