КТД как средство формирования личностных результатов освоения ООП
КТД как средство формирования личностных результатов освоения ООП
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания как культуросообразного процеса становления человеческого качества у обучающихся. В качестве исследовательской задачи по предложенной теме представлен опыт работы классного руководителя во внеурочной деятельности. Материал будет полезен учителям начальных классов и классным руководителям средней школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания как культуросообразного процеса становления человеческого качества в человеке. В качестве исследовательской задачи по предложенной теме представлен опыт работы классного руководителя во внеурочной деятельности.
Личностные результаты образовательной деятельности – это система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе. Одной из основных частей образовательного процесса является воспитание личности.
Всем известно: интерес, увлечения и умения рождаются в человеке в детстве – вот почему так велика ответственность начальной школы. Детям нужна такая школа, где им интересно, откуда не хочется уходить.
Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и всё что с ней связано – мораль, нравственность, духовность, религиозные культуры…) определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием Человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры.
В своих работах З.А.Малькова и Л.И.Новикова указывают на то, что нужно целенаправленно формировать идеологию школы, в которой преобладают ценности конструктивного поведения, позитивное принятие многомерности и многообразия окружающего мира, мажорный тон взаимоотношений, традиции школы и ритуалы.
Существует немало различных форм, методов организации учащихся в воспитательном процессе. Наиболее интересным нам представляется коллективная творческая деятельность или коллективное творческое дело. Коллективной творческой деятельностью, по определению автора данной технологии И.П.Иванова, называется «такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании и анализе; деятельность носит характер коллективного творчества и направлена на пользу и радость далёким и близким людям».
Апробируя технологию, предложенную Ивановым, мы пришли к сокращённой структуре КТД: учащиеся делятся на микрогруппы и проходят определённые маршруты (разговаривают с разными людьми, используют Интернет и СМИ) и выясняют наиболее интересные дела, которые можно провести в группе. Из «разведанных дел» выбирается самое интересное и полезное. Затем ребята приступают к обсуждению предстоящего дела. Тем самым рождается проект КТД и начинается работа по воплощению отдельных частей общего замысла. Микрогруппы готовят «кусочки» предстоящего дела. А совет дела координирует работу микрогрупп.
В проведении КТД учитель уже, как правило, не участвует, или только направляет деятельность учащихся (это зависит от возраста учащихся). Последним этапом – рефлексия. Подводим итог и определяем возможность проведения этого дела в других условиях (подшефный класс, младшая параллель, детский сад, социальная акция).
В работе над КТД выявлены противоречия между:
возрастающей учебной нагрузкой и малосформированностью таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему образованию;
В заключение можно привести слова В.А.Сухомлинского, который так оценивал роль коллектива: «Любая структура, любое организационное строение коллектива играет свою роль в воспитании учащихся лишь тогда, когда они имеют положительный опыт коллективистских взаимоотношений, приобретенный в первичных коллективах».
«Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».