Просмотр содержимого документа
«Кружковая работа как одно из вспомогательных средств подготовки будущего специалиста.»
Кружковая работа как одно из вспомогательных средств подготовки будущего специалиста.
Современный специалист во всех сферах деятельности должен быть полноценной личностью, морально, интеллектуально и физически готовой активно осуществлять социально значимую трудовую деятельность в условиях все возрастающей конкуренции на рынке труда.
Внедрение новых стандартов в профессиональных образовательных учреждениях определило необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки будущего специалиста. Предназначение стандарта – нормативное закрепление требований к условиям, необходимым для выполнения социального заказа – воспитания успешного поколения граждан страны, владеющих общими и профессиональными компетенциями, адекватными знаниями, общечеловеческими ценностными установками. Ключевой составляющей стандарта являются требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена, сформулированные на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив, запросов личности, семьи, общества. В соответствии с образовательными стандартами программа подготовки специалистов среднего звена реализуется профессиональной образовательной организацией, в том числе и через внеурочную деятельность. Это означает, что профессиональная образовательная организация обязана обеспечить развитие обучающегося как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Именно поэтому необходимо предоставить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной траектории, сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности.
Государственные стандарты обращают внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности обучающихся за рамками учебных занятий, важность занятий по интересам, их соответствие потребностям и возможностям обучающихся. Такие акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории. Профессиональная образовательная организация должна дать каждому обучающемуся возможность стать таким, каким он хочет, к чему у него есть способности. Многообразие используемых форм обучения, содержательная работа, направленная на развитие ключевых компетенций обучающихся, должна быть направлена на обеспечение баланса знаний и навыков.
Новые образовательные результаты – это сформированные у будущих специалистов общие и профессиональные компетенции, предусмотренные стандартами, в соответствии со специальностью. Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение общих компетенций – обеспечить успешную социализацию будущего специалиста. В этой связи основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися общих компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования. Следовательно, эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках образовательного стандарта.
В данном случае под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: кружки, секции, научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, практикумы, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования образовательных стандартов среднего профессионального образования, предъявляемых к будущему специалисту.
Таким образом, одним из направлений организации педагогического процесса, способствующих формированию общих компетенций можно считать внеурочную деятельность, в частности кружковую работу.
Раскроем понятие - кружковая работа. Кружковая работа - одна из форм дополнительного образования обучающихся, заключающаяся в организации кружков, секций и клубов различной направленности. Кружковая работа осуществляется в процессе внеурочной работы в образовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования (дома творчества, дома культуры, клубы и пр.). Существует большое количество самых разнообразных кружков. Выделяют кружки: предметные (по учебным дисциплинам в соответствии с образовательными программами), художественно-эстетические (изобразительного творчества, музыкальные, хореографические, хоровые и пр.), технические (по видам технического творчества учащихся), натуралистические (юных натуралистов и пр.), туристско-краеведческие, физкультурно-спортивные (чаще называются секциями), любительские (по интересам) и пр. Формы воспитания, используемые в кружковой работе, соответствуют методике дополнительного образования обучающихся.
Занятия в кружках способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, формируют у них навыки самостоятельной и исследовательской работы. Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации обучающихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации. Занятия в кружках проводятся в форме бесед, рефератов, докладов, экскурсий, лабораторных и практических работ, участия в конкурсах и открытых мероприятиях. Кружок – это среда не только совместной деятельности, но и общения, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях осваиваемой сферы занятости. Кружок является наиболее распространенной, традиционной формой добровольного объединения обучающихся. Важным элементом кружка, его особенностью, является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, культуры, искусства, экономики. Очень важно, чтобы результаты деятельности обучающихся в кружках становились достоянием всего образовательного учреждения, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, связанный, прежде всего, с будущей профессиональной деятельностью. Для контроля результатов кружковой работы могут быть использованы следующие формы: конкурсы профессионального мастерства, творческие задания, эссе, круглый стол, диспут, дискуссия, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тренинги, творческие проекты в рамках одной дисциплины, междисциплинарные и профессиональные проекты, презентации, компьютерные симуляции, виртуальные проекты и др. Занятия в рамках кружковой работы осуществляются через сформированные мобильные группы.
В кружковой работе можно выделить несколько элементов, которые составляют единую цельную систему образовательно-воспитательной работы. Итак, мы рассмотрим следующие элементы.
- познавательную деятельность участников кружка и, соответственно, обучающую деятельность преподавателя.
Особенностью обучения в кружке является то, что обучаемый находится в ином положении, чем на уроке или на дополнительных занятиях: здесь он равноправный член коллектива, а не отстающий; здесь он получает возможность удовлетворить свои интересы на том уровне, который доступен ему в данный момент. В этом смысле многократно облегчается обучающая деятельность педагога, так как самая важная для него задача пробуждения интереса к своему предмету в кружковых занятиях решается намного проще.
- деятельность кружковцев и тесно связанную с ней работу по профессиональной ориентации обучаемых.
Во время занятий в аудитории, по программе те обучающиеся, которые не интересуются текущей темой, зачастую мешают заниматься тем, кому данная тема интересна. Работа в кружке устраняет эту проблему.
Кроме того, необходимо отметить, что занятия в кружке создают атмосферу заинтересованности в результатах своего труда.
- воспитательную деятельность преподавателя.
В кружках воспитательная работа также во многом облегчается, так как осуществляется она через вовлечение обучаемых в общественно полезную работу. Воспитание уважения и любви к труду является главным в воспитательной деятельности учителя.
Вовлечение в полезные формы деятельности возлагает на обучаемых определенные обязанности. Импонирует им и оказываемое доверие, и возможность верховодить в хорошем смысле слова, и удовлетворение непосредственных интересов к изучаемой сфере деятельности.
- наконец, важным элементом кружковой работы является общение участников кружка между собой.
На занятиях члены кружка учатся и культуре общения между собой. Атмосфера кружка создаёт для этого благоприятные условия, так как участников сплачивает общность интересов, единство цели, коллективный труд с элементами взаимопомощи и т.д.
Сущность кружковой работы заключается в том, что определенная теоретическая или прикладная программа изучается на основе самодеятельности коллектива, на основе работы товарищей, организованных в кружок. Коллективная форма самообразования имеет много преимуществ перед индивидуальной, и ее значение в основном сводится к следующему.
а) Работа в кружке имеет воспитательное значение. В сотрудничестве, при взаимной помощи друг другу, общими усилиями решаются какие-то вопросы. С каждым новым занятием кружка навыки этого сотрудничества, взаимопомощи, товарищества, словом, навыки коллективизма все больше и больше вырабатываются, и укрепляются у кружковцев.
б) Работа в кружке дает возможность более глубоко и полно изучать вопросы и лучше усвоить знания, а это очень важно. Кроме того, работа в кружке более экономит время, более продуктивна, чем занятия в одиночку. В более короткий срок возможно больше охватить материала, лучше проработать и усвоить.
в) К преимуществам коллективной формы самообразования перед одиночными занятиями относятся: дисциплинирующие начала, которые вытекают из необходимости своевременно посещать кружок, готовиться к заседаниям кружка, успевая к определенному времени, заниматься в определенные часы и т. д.; затем, оживление и подъем в работе, которые в кружке при коллективном труде легко возникают; далее, подражание и соревнование, которые также имеют большое значение в смысле успешности занятий каждого. Поскольку работа кружка идет и должна протекать по строгому плану, работа каждого члена кружка также происходит планомерно. Это большое преимущество. Никаких откладываний занятий со дня на день, легко случающихся без кружковых обязательств, не может быть. Наконец, подражание и соревнование. Слабый член кружка, видя успешную работу более сильных, видя их выступления в кружке, умение говорить, неизбежно подтягивается, стремится делать так же, догнать наиболее успевающих. Для кружковцев с более или менее одинаковыми способностями имеет значение и соревнование. Один выступил, сформулировал хорошо, другой старается сделать еще лучше. Это заставляет работать с большей отдачей, внимательнее прорабатывать материал до заседания кружка, появляется непосредственная заинтересованность в работе, а мы знаем, что интерес является движущей силой быстрого развития кружковцев, лучшего усвоения знаний.
Из всего выше сказанного можно сделать выводы, что кружковая работа имеет большое значение в воспитании и обучении. Организация кружковой работы позволяет развивать мышление в тематической области кружка, формировать умения самостоятельно приобретать, усваивать и применять знания; вырабатывать у участников кружка активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе процессам.
Кружковая работа – деятельность самодеятельных объединений обучаемых в виде формы внеурочной работы. Задачи кружковой работы - углублять полученные знания обучаемых на уроках, развивать способности, удовлетворять их творческие интересы и склонности, приобщать к общественно полезному труду.