Конструирование образовательного пространства учебного занятия.Дистанционное обучение .
Конструирование образовательного пространства учебного занятия.Дистанционное обучение .
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, которое становится мощным стимулом для их развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конструирование образовательного пространства учебного занятия.Дистанционное обучение .»
8
Конструирование образовательного пространства учебного занятия.Дистанционное обучение .
Часть 1.
Конструирование образовательного пространства учебного занятия.
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, которое становится мощным стимулом для их развития. Вариативность образовательного пространства означает возможность изменений в его составе, поиск и определение оптимальных сочетаний разных условий для обеспечения полноценного развития личности обучаемых и реализации их способностей и возможностей.
Образовательное пространство – относительно новое понятие, сегодня оно органично вошло в систему философских представлений, представлений социальных наук, педагогики.
Действительно, до реформ последних лет школа в нашей стране была организацией с жестко заданными задачами и средствами их решения. В конце прошлого тысячелетия в мировом образовательном процессе возникает и широко обсуждается новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития, появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность находится в поиске новых путей воспитания и образования личности. Эти тенденции указывают на то, что основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.
На каждом занятии ученик должен чувствовать, заявлять свою гражданскую позицию, мыслить, анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщать, что невозможно обеспечить простой передачей знаний. Какие же изменения происходят с учебным занятием в современной образовательной среде? Отвечая на этот вопрос, мы можем говорить о конструировании предметного образовательного пространства. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, современная образовательная среда должна складываться из совокупности информационных образовательных ресурсов, информационно-коммуникационных технологий, педагогических технологий, обеспечивающих достижение соответствующих результатов. Из них важнейшими можно назвать формирование универсальных учебных действий, в том числе умение работать с информацией в любом виде и из любого источника, накопление опыта самостоятельной познавательной деятельности, обеспечение саморазвития обучающихся.
Под развивающей образовательной средой понимается такая образовательная среда, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса.
Образовательная среда может рассматриваться как развивающая, если эта среда обеспечивает возможности:
Для удовлетворения и развития субъектом своих потребностей на всех иерархических уровнях;
Для усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности.
Весь комплекс таких возможностей, обеспечиваемых конкретной образовательной средой, и составляет её развивающий психолого-педагогический потенциал.
Качество образовательной среды может быть оценено путём анализа качества:
Пространственно-предметного компонента среды.
Социального компонента среды.
Связей между пространственно-предметным и социальным компонентами среды.
Технологический компонент образовательной среды составляет связь социального и пространственно-предметного компонентов, или другими словами, педагогическое обеспечение развивающих возможностей.
В условиях становления новой системы образования направленность, содержание и характер деятельности учителя существенно меняются. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования в современной школе должен меняться сам образовательный процесс: выстраивание модели передачи знаний от учителя к ученику (в настоящее время учитель не единственный носитель знаний для ученика, как это было раньше). Информационная среда для учащегося расширяется теперь не только книгой, но и глобальной сетью Интернет, откуда все чаще берется информация о человеке и окружающем его мире. Поэтому необходим новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательный среды, а значит, и учителю необходимо овладевать соответствующей технологией. В частности, педагогу приходится реализовать ряд функций, которые при традиционном обучении, как правило, отсутствуют.
Современная образовательная среда - форма сотрудничества, которая создает особые виды общности между учащимися и педагогами, а также между самими учащимися. Бесспорно, что цель преподавания сегодня – это создание современной образовательной среды, в которой новые формы (образовательные технологии) помогут ученику получить знание о неповторимой смысловой многогранности мира и человека, дадут ключ к постижению знаний. Но следует помнить, что учитель, прельщенный инновациями (то есть формой), может потерять главное – донести до ученика содержание. Поэтому при выборе форм и методов обучения нельзя забывать об аристотелевской концепции «золотой середины», ведь любая учебная дисциплина, напрямую связанная с духовной составляющей личности, не должна превратиться в так называемое «информационное поле» прагматичного познания. Образовательные технологии нельзя применять бездумно, автоматически: подлинный педагогический эффект они дают лишь в том случае, если к их использованию педагог подходит творчески, исходя из цели урока, содержания учебного материала и особенностей класса.
К наиболее эффективным и результативным компонентам формирования современной образовательной среды можно причислить структурно-логические схемы и организацию дистанционного обучения. Данные технологии обладают рядом преимуществ в процессе учебной деятельности и дают не только ощутимые результаты в процессе подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ, но и помогают расширять кругозор ребенка и уводить его от мозаичного, фрагментарного представления о мире, человеке и культуре в целом, вносят в образовательное пространство разнообразные формы восприятия материала, таким образом, повышая интерес к предмету.
Структурно-логические схемы и дистанционное обучение – являются эффективными компонентами формирования современной образовательной среды, так как обеспечивают личностно-ориентированный, деятельностный и компетентностный подходы к обучению, обусловленные живым диалогом и сотворчеством учителя и ученика.
С целью выявления качественной характеристики метода структурно-логических схем было проведено социологическое исследование учащихся 10 классов. На вопросы:
- Помогают ли в изучении литературы структурно-логические схемы и в чем?
- Считаете ли вы полезной дистанционную форму обучения и в чем?
100% учащихся дали положительную характеристику применению структурно-логических схем, указав на их удобство и эффективность.
Часть 2 Современный ученик как субъект образовательного процесса
Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса, которые «обречены» на саморазвитие, внутренняя сила которого служит источником и импульсом развития каждого из них. «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. На этом только зиждется возможность педагогики, по крайней мере, педагогики в большом стиле». (С.Л. Рубинштейн)
Современные ученики – это отражение всех перемен, произошедших в стране и мире за последние десятилетия. Информатизация общества катастрофически накатывает, и как цунами, и накрывает нас с головой, а в этом потоке воды, под гигантской мощью волны, беспомощно и одиноко мечется сознание ребенка. Захлебываясь, чтобы всплыть, ребенок включает мозаичное, или клиповое мышление.
Слово «сlip» в переводе с английского обозначает «стрижка; нарезка». Клиповое, или мозаичное мышление - привычка к быстрой смене картинок, мельтешению, восприятию фрагмента, а не целостного объекта, что приводит, в итоге, к отторжению истинных духовных ценностей, духовного наследия в области культуры и искусства — всего того, что требует сосредоточенности и умения обнаруживать причинно-следственные связи. Молодежь предпочитает способ быстрого облегченного усвоения гигантского объема информации, потому что она не знает, как иначе противостоять информационным цунами. Отсюда – поверхностность и абсолютное непонимание, что такое глубокое и полноценное знание.
Неудивительно, что для современного подростка осилить что-либо из классической литературы 19-20 веков – уже сверхзадача. Безусловно, среди учеников есть исключения, то есть те, кто все же противостоит мозаично-клиповой эпидемии. Но заслуга в этом, в большей степени, семьи, а не школы. Однако таких детей мало, фактически единицы в общей массе обучающихся.
Обладатели клипового мышления не способны вдумчиво, глубоко анализировать учебный материал,понимать авторский замысел художественного произведения, поскольку образы не «задерживаются» в их головах надолго. Они стремительно забывают то, чему их обучали, потому что им необходимо постоянное изменение «картинок», а иначе им просто становится скучно и неинтересно. Познавательную активность сегодняшних учеников условно можно назвать «латентной». Но ведь сознание детей - защитная реакция организма на информационную перегрузку.
Клиповое мышление - это тип мышления, при котором человек мыслит не понятиями и образами, а ситуациями, картинками и эмоциями. У большинства учащихся происходит снижение коэффициента усвоения знаний, ослабление чувства сопереживания и ответственности, отмечается фрагментированное потребление информации, выстраивание не логических, а эмоциональных отношений. Отметим, что при постоянном использовании вторичной информации у учеников снижается способность к творчеству. А ведь творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Ребенок перестаёт стремиться к созидательности творчества, лишь перерабатывая то, что уже существует, и по-разному комбинируя фрагменты готовой информации.
Но есть и достоинство «клипового восприятия» – большая скорость обработки информации. Другая его особенность – предпочтение нетекстовой, наглядно-образной информации. Обратной стороной клипового мышления, требующего своеобразной виртуозности и реактивности, является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации, в том числе книжного текста.
Сегодня на наших глазах начинает исполняться пророчество канадского философа Маршалла Маклюэна (1911 – 1980) о том, что развитие электронных средств коммуникации вернет человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестанет быть базой нашей культуры.
Каждый учитель-практик прекрасно знает, что современные школьники по преимуществу визуальщики и кинестетики. Им необходимо посмотреть и потрогать, раскрасить и подрисовать, чтоб через собственные ощущения приобрести знания о мире. Визуально-моторный – это термин, обозначающий двигательные реакции, которые координируются зрительной стимуляцией. Кинестетика - приобретение знаний о своем восприятии, о своих ощущениях. Как ни парадоксально, но такой внешне несерьезный прием, как раскрашивание маркерами текста, бывает очень продуктивен, например, при анализе поэтического произведения.
Клиповость есть образ жизни человека, который вынужден постоянно «хвататься то за одно, то за другое дело» – формула, вполне универсальная для современного человека. И это, как ни прискорбно осознавать нам, взрослым, пугающая реальность.
Часть 3.
Структурно-логические схемы как эффективный способ формирования современной образовательной среды
Умение логически мыслить всегда являлось элементом духовной культуры человека, общечеловеческой ценностью, несоизмеримой с материальными благами, но в изобилии их приносящей и создающей, если человек действует, исходя из требований разума. Логика - раздел философии, наука о мышлении, решающая задачу, как получить истинное знание о предмете путём рассуждений, как правильно из одних утверждений выводить другие, чтобы при условии истинности исходных данных получить и истинный результат. Основные законы логики - это определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
Сам термин "логика" происходит от древнегреческого logos, означающего «слово, мысль, понятие, рассуждение, закон". Логика имеет множество правил, нарушение которых приводит к ложным выводам. Вспомним древнее умозаключение, вводящее в заблуждение: «Вы имеете то, что не потеряли. Рога вы не потеряли. Значит, вы имеете рога». Здесь умышленно допущена логическая ошибка. Согласно правилам логики объём малого тезиса («Рога вы не потеряли») должен полностью входить в объём большого тезиса («Вы имеете то, что не потеряли») – в данном случае это правило нарушено, поскольку потерять можно только то, что уже имеешь, и рога в этот перечень явно не входят.
Но в реальной жизни далеко не всё и не всегда так наглядно, как в этом примере. Неслучайно в сочинениях на ЕГЭ по русскому языку, литературе, в эссе по истории и обществознанию так часто встречаются логические ошибки или же наблюдается полное отсутствие логики в изложении собственных мыслей. К сожалению, ситуация "рогатого силлогизма" часто встречается и в нашей обыденной жизни: нам пытаются доказать вопреки всем законам логики, что мы кому-то что-то должны, что нам чего-то не хватает, что вокруг происходит совсем не то, что кажется очевидным. «Рогатый силлогизм» - всего лишь шутка, некий обман с долей юмора, а неразвитая способность к логическому мышлению плодит ошибки не только личностного, но и глобального масштаба на уровне государственной важности. Бесспорно, что логика - непобедимое оружие личности, как в создании собственной судьбы, так и в служении своему Отечеству, способность предвидеть возможные последствия своих мыслей и действий, умение ориентироваться в реалиях жизни.
Актуальность и эффективность применения структурно-логических схем на уроках неоспорима, потому что в школу приходит уже не первое поколение детей с клиповым мышлением, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, испытывающих трудности в восприятии длительной линейной последовательности – однородной и моностильной информации. Творчество и познавательная активность невозможны без непреодолимого желания получить истинное знание о предмете путем рассуждений.
По данным социологов и психологов, человек усваивает знание лучше, когда он их воспринимает наглядно – это 90%. И лишь 10% – когда слышит. Восприятие – это отображение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном влиянии на органы ощущений. Итак, если перед глазами ребенка находится сообщение, факт, вывод, они даже и без сознательного внимания откладываются в памяти, чтобы потом, в нужное время, воссоздаться.
Структурно-логические схемы используют учащихся с клиповым мышлением, они предпочитают нетекстовую, наглядно-образную информацию, но при этом упорядочивают ее.
В схемах при помощи стрелок показывается причинно-следственная связь суждений, умозаключений, понятий, приводящих к выводу по определенной теме или проблеме, то есть присутствуют анализ, синтез и сравнение. Анализ, синтез и сравнение как основа здорового мышления опосредованно становятся противоядием клиповому мышлению. Здесь вполне уместно вспомнить слова французского философа Рене Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»
Оптимальность и достоинства структурно-логических схем неоспоримы:
Зрительное восприятие структурно-логических схем намного эффективнее за счёт чёткой структуры смыслового содержания темы, которое преподносится с учетом законов логики: анализа, синтеза, сравнения, суждения.
Структурно-логические схемы создают целостную картину изучаемого материала при помощи наглядно-образной систематизации материала, основанной на ассоциативных и логических связях понятий, суждений, умозаключений.
Структурно-логические схемы обеспечивают концентрацию внимания за счет структурированности смысловых отрезков, на которых базируются понятия, суждения, умозаключения.
Активизируя различные виды мышления, структурно-логические схемы обеспечивают осмысленное усвоение требуемого содержания материала.
Структурно-логические схемы демонстрируют содержание темы при оптимальной смысловой и информационной нагрузке: информация представлена в удобном для восприятия виде, логика подачи информации не даёт двусмысленной интерпретации.
Структурно-логические схемы помогают восстанавливать целостную картину из смысловых фрагментов.
Структурно-логические схемы учитывают образ мышления современных учащихся, предпочитающих нетекстовую, наглядно-образную информацию, и способствуют формированию культуры научного познания, в основе которого лежит умение устанавливать причинно-следственные связи.
Часть 4.
Технология составления структурно-логических схем: от теории к практике
При составлении структурно-логических схем необходимо оперировать следующими понятиями:
Словарь понятий
Анализ - мысленное разложение предмета на составляющие его части или стороны. Это помогает зримо представить совокупность того, из чего состоит предмет, конкретизировать его свойства, делает познание реальным, доступным для человека процессом. Но нельзя познать сущность предмета, только разлагая его на составляющие стороны. Необходимо установить связи между ними. Сделать это помогает синтез.
Синтез - мысленное объединение расчленяемых анализом элементов.
Сравнение - установление сходства или различия предметов.
Суждение - форма мысли, в которой с помощью связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
Умозаключение – процесс мышления, позволяющий из двух или нескольких суждений вывести новое суждение.
Структурно-логические схемы могут быть 3 видов:
1 вид: СЛС «Следование» – алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
2 вид: СЛС «Циклическая» – алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
3 вид: СЛС «Образно-наглядная» - алгоритм, который строится на основе образа (например, часы, древесный срез (= полукружия) в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы.
При разработке структурно-логической схемы надо опираться на исходный материал художественного текста, так как СЛС предполагает установление логических взаимосвязей в литературном источнике с целью понимания авторского замысла.
Выбирается проблема, аспект, персонажи и т.д. для разработки и приемлемый вид структурно-логической схемы для решения поставленной задачи.
Устанавливаются причинно-следственные связи и графически выстраиваются в схеме. Можно использовать свойства геометрических фигур, которые помогут в установлении смысловых связей в произведении (Например, на основе конуса и его свойств построена схема к драме А.М. Горького «На дне», при этом вершина конуса может смещаться).
Выбираются ключевые понятия, герои, факты и т.д. Они станут основой смыслового взаимодействия с опорой на логические связи.
Ассоциации и логические связи, представляемые в такой схеме, обнаруживают себя, с одной стороны, из возможного прочтения этих понятий, с другой стороны, - в виде достаточно конкретного, однозначного, аргументированного вывода, который формулируется благодаря представленным связям. Образно-наглядная структурно-логическая схема представляет самый сложный вид схем, поэтому она требует комментария. Главное - разъяснить образ, на основе которого она сделана, и идею выстраивания логических связей.
В новых условиях урок литературы требует наибольшего мастерства педагога, поскольку знание литературы — особое знание. Оно базируется не столько на рассудке и памяти, сколько на сопереживании и сотворчестве. Нельзя не согласиться с писателем В.Распутиным: "В руках у учителя литературы — самое богатое наследие в мире, самое влиятельное на душу учение о добре... Это могучая духовная ограда от зла..." Отсюда и непомерная ответственность, стоящая перед словесником и определяющая главную задачу его служения ученику и школе – формирование культуры мышления ребенка и воспитание личности высоких духовно-нравственных принципов. Особенно важной миссия учителя-филолога становится в изменяющихся реалиях современности, ведь от того, что и как будут читать наши дети, сегодня, зависит завтрашний день России.
Испокон веков русская литература определяла лицо нации в разные времена. Широко известны слова А.И.Герцена: «Литература – трибуна, с которой говорит совесть нации». Именно словесность может осуществить этот трудный прорыв современного ребенка к собственной душе, как к главной реальности, и помочь восстановлению здорового мышления как процесса познавательной деятельности индивида, характеризующейся обобщенным, опосредствованным отражением действительности.
Художественная литератураутверждалась каквозможность передатьвзаимосвязь, логику, последовательность, закономерность действительностичерез творческоеиживое воссоздание характеров, событий, состояний; дарила проницательный опыт и помогала жизненной ориентации читателя. Художественное произведение показывает полноту многомерного смысла окружающего мира и дает наглядное, глубокое, целостное представление о мире, который предстаёт в причинно-следственных связях. Стать причастным к авторскому замыслу можно только в сотворчестве с писателем. В том и заключается сложность преподавания литературы.
Структурно-логическая схема демонстрирует ассоциативные, логические связи понятий, суждений, умозаключений, оперируя которыми можнодостигнуть следующих результатов:
- объяснить смысловую структуру художественного произведения;
- и в итоге раскрыть алгоритм авторского замысла.
Эффективность применения структурно-логических схем на уроках литературы проявляется в следующем:
- сокращается время обучения при одном и том же качестве знаний;
- повышается качество знаний при одном и том же времени обучения;
- увеличивается количество изучаемой информации при одном и том же уровне знаний и тех же временных затратах.
Рассмотрим технологию создания циклической структурно-логической схемы на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Первоначально следует выбирать смысловой аспект, который в данном произведении представлен циклически. Таким образом, находим алгоритм, в котором выявлены смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу в причинно-следственной связи.
Известно, что смысловым центром романа Достоевского «Преступление и наказание» является эпизод чтения главными героями Евангелия о «Воскрешении Лазаря».
Начинаем построение схемы со смыслового узла – «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЫ СПАСЕНИЯ». В романе каждый из героев циклически проходит путь греха – преступления - урока судьбы -наказания, но способен прийти к спасению по данной Достоевским в романе «ЕВАНГЕЛЬСКОЙ СХЕМЕ СПАСЕНИЯ», осознав слова Иисуса Христа: «Я есть воскресение и жизнь, верующий в меня, если и умрет, оживет».Налицо алгоритм, в котором можно выявить смысловые аналогии, повторяющиеся по заданному логической цепочкой циклу и помогающие яснее увидеть авторский замысел произведения.
Евангелие от Иоанна о воскрешении Лазаря, по авторскому замыслу, показывает человеку, какова логика человеческой судьбы и каким образом человек может прийти к спасению, стать счастливым, обрести душевную гармонию и принести счастье и свет окружающим. Для Ф.М.Достоевского очевидно, что спасение человека таится в глубокой вере в Христа, через глубокое очищающее покаяние. Духовные тупики и трагедии, по мысли писателя, берут начало в отступлении человека от веры. Раскаяние и покаяние – для Ф.М.Достоевского - понятия разные. И в этом авторский замысел произведения. Достоевский – православный христианин, и именно идею православия писатель преломляет в понимание логики судьбы и метафизики бытия. Покаяние несет перемену ума, а раскаяние – только осознание чувства вины и неутолимое страдание, заводящее человека в тупик и приводящее к духовному расколу, физической или духовной гибели. Именно потому мы видим мучающихся, страдающих и погибающих героев, которые так и не нашли Спасения, так и не увидели очевидную для писателя истину в идее воскрешения Лазаря, в евангельской схеме спасения. Их судьбы, на первый взгляд, абсолютно разные. Но цикличность в соотношении с евангельской схемой Спасения очевидна.
Свидригайлов совершает самоубийство, не найдя сил для покаяния, не приняв евангельскую схему Спасения, а раскаяние позволяет ему перед смертью совершить самые яркие поступки, фактически приводя героя к катарсису.
Лужин настолько глух к метафизике бытия, нечувствителен к греху, что его душа омертвела и не способна к воскрешению.
Мармеладов в силу слабоволия, уныния и гордыни, приведшей его к пьянству, заканчивает жизнь трагически, став жертвой и мучителем одновременно, но так и не найдя воли к покаянию.
Катерина Ивановна получает нищету в урок за тщеславие и гордыню, но бунт против Бога уводит ее от покаяния, и итогом жизни становится трагическая гибель.
Алена Ивановна, сребролюбивая, нечуткая к горю ближнего и
не способная не только к покаянию, но даже к раскаянию,
получает возможность спасения через мученическую смерть.
Лизавета – кроткая, незлобивая, верующая в воскресение, через мученическую смерть смывает грех блуда, дабы не запятнать своей чистоты перед Богом. Бог уводит Лизавету от возможных прегрешений. Смертьмучеников – вступление в жизнь духовную.
Сонечка не озлобляется ни на мир, ни на людей, признает свой грех и искупает его покаянием, приносит во имя родных смиренную жертву и является образцом исполнения евангельской схемы Спасения.
Раскольников трудно осознает свой грех, тщеславие и гордыня рождают бунт, раскаяние приводит его к мучениям и духовному расколу. Граничащим с отчаянием. На путь к покаянию и воскрешению по евангельской схеме его приводит Соня.
Каждый из героев преступает Закон Божий, и от того, способен ли он к Покаянию, зависит его дальнейшая судьба. В этом логика судьбы.
Раскольников и Сонечка Мармеладова обрели путь к Спасению, ибо «их воскресила любовь», любовь к Богу. По евангелию, «Бог есть любовь». Слова Д.С.Мережковского: «Разве преступление и святость не слиты в живой душе в одну живую неразрешимую тайну?» - обращают нас к мысли Достоевского: «Здесь Бог с Дьяволом борются, а поле битвы - сердца людей».
Рассмотрим технологию создания структурно-логической схемы «Следование» на примере стихотворению В. Маяковского «Лиличка!..»
В схеме показаны мытарства души лирического героя и причины возникновения данного состояния. Будем составлять алгоритм, в котором суждения, умозаключения, понятия имеют однократную последовательную связь.
Начинаем построение схемы с ключевого слова. Ключевое слово в стихотворении – АД («крученыховский ад» - ссылка на книгу А.Крученых» «Ад» с иллюстрациями Каземира Малевича).
Важно толкование ключевых слов стихотворения: ад, исступление и безумие. Ад – место, куда попадают навеки осужденные грешники, где властвуют над людьми дьявол и бесы. Исступление – крайнее возбуждение, необычайное напряжение на грани сумасшествия, экстаз. Безумие - еще одна составляющая состояния человека, несущего ад в своей душе. Таково состояние лирического героя, который понимает, что его любовь нечиста, греховна, но не раскаивается, а наоборот, жалуется («горечь обиженных жалоб») из-за того, что страдает, ибо он обожествил возлюбленную. Обожествление человека – это всегда путь к трагедии как зарождающегося чувства. Так и самой личности, испытывающей данное чувство.
Все происходящее с лирическим героем закономерно: страдания на выбранном пути неизбежны: «нет солнца», «нет моря» и т.д. Показываем стрелками следствие выбора героя. Лирический герой выбирает путь греха, оттого и страдает, приходя к мыслям о самоубийстве. Подводим итог - путь к счастью, – не самоубийство, а «выжженная любовью душа». Парадокс чувства героя отражается в нежности, которой герой готов «выстлать» каждый шаг возлюбленной. И такая тональность состояния во всех противоречиях придает силу и объем авторскому замыслу Маяковского.
Сравним с толкованием Любви в Послании апостола Павла коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Путь к такой любви лирическому герою не нужен, а ведь именно в долготерпении, жертвенности, в чистоте и надежде рождается не исступленная страсть, а светлое жизнеутверждающее чувство.
Рассмотрим составление образно-наглядной структурно-логической схемы на примере романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прочитав произведение, для построения структурно-логической схемы необходимо выявить алгоритм, который будет строиться на основе художественного образа или символа в причинно-следственной связи понятий, суждений, умозаключений по заданной проблеме исследования.
Булгакова интересует, прежде всего, метафизический человек, потому проблематика романа строится на триаде «БОГ – ЧЕЛОВЕК -САТАНА», и это определяет взаимоотношение смысловых и художественных структур произведения.
Уже в первой главе «На Патриарших» сформулирован главный экзистенциальный вопрос романа — о бытии Бога, а также о соотношении функций Бога и дьявола в космическом миропорядке.
Образ, наиболее подходящий для создания структурно-логической схемы, - круг. КРУГ — первичный символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Как бесконечная линия, круг символизирует время в вечности, «метафизический круг истины». Можно использовать для построения структурно-логической схемы треугольник и квадрат как символы. В христианстве треугольник- это символ всевидящего ока Бога. Квадрат считается низшим по отношению к кругу, и потому был принят в христианстве как символ земли и земной жизни. Круг внутри квадрата понимался как символ божественной «искры» внутри материальной оболочки.
Таким образом, символика фигур-образов, которую мы выбрали для построения схемы, напрямую соотносится со смысловой структурой романа «Мастер и Маргарита».
Структурно-логическая схема представлена в виде круга как духовного символа жизни-смерти, в котором пребывает бессмертная душа человека. В круг вписан квадрат, разделенный на 3 треугольника: бежевый, голубой и серый.
На пересечении диагоналей квадрата – Воланд -смысловой узел композиции произведения, поэтому его имя находится в центре, Замысел Воланда /сатаны/ – увести человека от Бога хитро, представ при этом перед миром поборником справедливости, борцом за истину, «СПАСИТЕЛЕМ НАОБОРОТ». Роман о Понтии Пилате, созданный мастером, становится не чем иным, как ЕВАНГЕЛИЕМ ОТ САТАНЫ. Рукопись спасена Воландом не случайно, ибо «черная месса» должна иметь текст-антипод Евангелию, которым и становится роман мастера.
Структурно-логическая схема демонстрирует логику происходящего в романе Булгакова. Рассмотрим цифры и фигуры.
(цифра 3) голубой треугольник - это события романа о Понтии Пилате, написанного и сожженного мастером. Это АНТИ-ЕВАНГЕЛИЕ для «ЧЕРНОЙ МЕССЫ» Воланда, спровоцированное к написанию им же самим, что следует из романа Булгакова. Связь романа как с Воландом, так и цель его написания – для бала у Воланда – обозначена черной стрелкой.
(цифра 2) серый треугольник - это «АНТИ-ЛИТУРГИЯ» («ЧЕРНАЯ МЕССА») – бал у Воланда (сатаны). Место владычества сатаны – ад, которое обозначено там, где в круг вписан серый треугольник.
Бал у Воланда – это кульминационный эпизод романа. Такой бал («черная месса» сатаны) требует предварительной подготовки: нужна королева бала, прошедшая строгий ритуал отречения от Бога, и анти-евангелие (извращенное евангелие как атрибут кощунства над верой в Господа).
Причастность Воланда к созданию романа о Понтии Пилате, встрече мастера и Маргариты, событиям в предпасхальные дни в Москве обозначена стрелками.
Красной стрелкой соединены мастер и Маргарита, встреча которых спровоцирована Воландом, потому эта стрелка проходит через имя Воланда, указывая на его причастность к данному событию.
Синяя стрелка раскрывает метафизическую сущность Маргариты: прелюбодейка, проводница идей Воланда, Королева бала сатаны. Маргарита, находясь в браке, изменяет мужу с мастером. Героиня никак не связана с мыслью о детях, о семье, она скорее жаждет остроты ощущений. Главное ее стремление – свободная, не скрепленная узами брака любовь с мастером. Путешествие к сатане (гл.21 «Полет») имеет целью участие в самом настоящем ШАБАШЕ, или «черной мессе» Воланда в качестве королевы бала. Для понимания облика Маргариты важно знать, что есть ШАБАШ. Из средневековых учений известно, что для участия в шабаше надо отречься от Бога, попрать Крест, вознести чудовищную хулу на Христа и Богоматерь. Для полета на шабаш ведьме следует натереться мазью, приготовленной из печени некрещеных младенцев. Маргарита восхваляет Воланда фразой: «Всесилен!», из чего следует, что героиня возносит хулу на Бога, отрекаясь от Него.
Фиолетовая стрелка раскрывает метафизическую сущность мастера, создавшего роман о Понтии Пилате, то есть Анти-Евангелие под воздействием темных сил и при участии Воланда, потому роман и искажает евангельские события. Искажает евангелие НЕ БУЛГАКОВ, а его герой, прельщенный бесом, сжигает роман мастер и с ужасом о нем вспоминает именно потому, что осознал метафизику своего деяния. Искажение евангельских событий и Образа Спасителя введено Булгаковым в роман сознательно: показать логику извращенного творчества под влиянием дьявола.
Название романа намеренно скрывает подлинный смысл произведения, отчего внимание читателя сосредоточивается в первую очередь на двух персонажах произведения как на главных, тогда как по замыслу событий они являются лишь «ПОДРУЧНЫМИ» ИСТИННОГО ГЛАВНОГО ГЕРОЯ. Каждый герой (мастер и Маргарита) выполняют особую роль в том действе, ради которого Воланд прибывает в Москву. Этим действом становится «великий бал» у сатаны (АНТИЛИТУРГИЯ), а Москва – своеобразной подготовкой к нему, то есть «ЧЕРНОЙ ПРОСКОМИДИЕЙ». Смысл Божественной литургии – в укреплении духовных сил человека, в тяготении к Любви и созиданию. Разрушение стремлений к укреплению сил духа во имя Любви и Истины – смысл деятельности дьявола, обезьяны Господа Бога.
Часть 5.
Дистанционное обучение как средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС
Термин "дистанционное обучение" означает организацию образовательного процесса, при котором преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на самостоятельности обучающегося, отделенного от преподавателя в пространстве или во времени, но имеющего возможность осуществлять диалог с педагогом при помощи средств телекоммуникации. Использование современных технологий делает дистанционное обучение действительно эффективным.
Интересна история возникновения данного метода обучения. В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX века. В 1988 был реализован советско-американский проект «Школьная электронная почта».
В XXI веке доступность компьютеров и Интернета делают распространение дистанционного обучения ещё проще и быстрее. Интернет стал огромным прорывом, значительно большим, чем радио и телевидение. Появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого ученика, где бы он ни находился.
Необходимо также отметить, что дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, совершенствоваться, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с инновациями. Позитивное влияние оказывает удаленное обучение и на обучаемого, повышая его творческий и интеллектуальный потенциалы за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения.
Выделим основные функции дистанционного обучения:
- доставка учебных материалов учащемуся на сайте;
- тестирование для выяснения уровня усвоения материала;
- работа с группами учащихся и индивидуально;
- контроль над процессом обучения;
- автоматизация работы преподавателя;
- диалог между учащимися, преподавателем и родителями.
Для активного использования элементов дистанционного обучения на уроках, необходимо в сети Интернет создать предметные группы классов, ориентируясь на диалоговую возможность Интернета, ретранслируется дополнительные материалы по предмету (текстовые файлы, видео-, аудио-, ссылки на полезные учебные сайты и т.д), даются ответы на вопросы учащихся, испытывающих затруднение в решении различных учебных задач и усвоении тем, поддерживается связь с родителями. Мобильность связи в процессе дистанционного обучения является основным преимуществом данной технологии.
На сайте в личном кабинете можно составлять домашние задания и контрольные работы для учащихся, разрабатывать тренажеры по предмету для сильных и слабых учащихся. На сайтах автоматически ведется учет выполненных работ с текущими результатами в классных журналах. Учащиеся видят комментарии учителя после выполнения заданий в дистанционной форме.
Данный вид работы позволяет контролировать учебную деятельность учащихся, активизировать их самостоятельную поисковую деятельность, делать насыщенным учебно-познавательную деятельность во внеурочном пространстве, создает возможность осуществлять постоянный контроль за учебной деятельностью класса, а также помогает расширить кругозор учащихся. В связи с лимитом учебного времени данный способ реализации образовательного пространства способствует усвоению материала каждым обучающимся в удобном ему темпе, а также дает право на консультацию учителя в случае затруднений.