kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Родимая сторона мать, чужая - мачеха", о символах России.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час о символах России для учащихся 4 класса.  Это мероприятие позволяет углубить и расширить знания об истории символов России. Классному руководителю 4 класса необязательно давать готовый материал.Учащиеся при подготовке к классному часу могут самостоятельно подготовить материал о Флаге РФ и Гербе РФ. Классный руководитель помогает от сортировать материал. Но выучить  стихи  классный руководитель может предложить детям  заранее. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Родимая сторона мать, чужая - мачеха", о символах России.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Узуновская средняя общеобразовательная школа"











Конспект классного часа

на тему

“Родимая сторона – мать, чужая – мачеха”

(Народная мудрость) о символах России»

4 класс











подготовила учитель

Блохина Зинаида Васильевна,

высшая квалификационная категория























Цель:

  • Воспитать у учащихся уважительное отношение к государственным символам России, края;чувство патриотизма,

  • Формировать правое самосознание, гражданскую ответственность.

  • Совершенствовать знания по истории Российской символики.

Задачи:

  • Углубить представления о родном крае, о родине, рассказать об истории “государственных символов”: флага, герба.

  • Понять роль государственной символики в жизни страны, её значимость для граждан государства и каждого отдельного человека.

Оформление: На школьной доске репродукции с Государственным флагом РФ, Государственным гербом РФ, штандарт президента РФ, рисунки учащихся, песни о Родине, о России.

Ход классного часа

На доске эпиграф:

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха”

(Народная мудрость)

1. Поэтические строки (на фоне песни о России):

Огромные просторы

Леса, поля и горы

Озёра, реки и моря

Россия - Родина моя!

Родина – Россия-

Любимая страна

И если приглядеться

В ней много волшебства.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих огней,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный зной твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Огонь пылающих рябин.

Люблю всё то, что называют
Одним широким словом: Русь,
Но я пою и славлю ныне
Не твой ромашковый покой!
Я славлю Русь, как героиню,
Как землю гордости людской!

2. Слова учителя:

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной нашей,

Мы Родиной милой зовём.

Мы живём в России, в Российской Федерации. Наша страна большая и очень красивая.

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней

говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное;

Матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать бережёт и защищает от всяких врагов…

Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

А олицетворяют родную землю её символы. В нашей стране это - Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Эти символы закреплены Основным законом нашей страны – Конституцией.

Каждый народ создаёт и уважает национально-государственную символику страны. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, его цели, принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы

Символы государства выражают особенности исторического пути страны, её отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существующим ныне символам государства надо относиться с уважением, чтить их как памятники прошлого и достояние современности. Посягательства на символы государства во всех странах мира воспринимаются как знак неуважения и враждебности к стране, её народу.

- А что относится к государственной символике? (ответы учащихся)

-Россия имеет свои отличительные знаки - герб и флаг.

3. Герб России. (ФОТО)

Беседа с учениками:

  1. Опишите современный герб России; из каких частей он состоит, что они символизируют?

Герб сочетает в себе знаково-символическое и эстетическое начало.


Сообщение учащихся:

Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизирует единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображение всадника. Это – Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ, а в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

- Кто же такой был Георгий Победоносец?

4. Сообщение учащихся о Георгии Победоносце.

Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.

В некотором царстве – государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства – государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

- Современный герб России имеет своё историческое начало.

Сообщение учащихся:

Гербы возникли в нашей стране в конце 11 века, сначала отличительными знаками русских князей были печати, которые впоследствии приняли значение герба. На них было изображение святых, покровителей князя, изображения львов, олицетворяющих властную силу, а также изображение вооружённых конных всадников, которые постепенно превратились в образ святого Георгия Победоносца, поражающего копьём змея (дракона). Издревле змей считался олицетворением зла, образом врага. Воин-Георгий Победоносец- символ защиты родной земли от врагов.

В настоящее время – это герб столицы нашей Родины-Москвы.

Двуглавый орёл, как символ русского государства появляется более 500 лет назад.

Тогда над обеими головами орла были зубчатые короны, крылья  его были опущены вниз, клювы закрыты.

Впервые в 1497 году Иван III использует государственную печать с изображением

двуглавого орла.

С середины XVII века при царе Алексее Михайловиче 3 короны над двуглавым орлом стали означать союз русских украинцев и белорусов. У орла высоко подняты вверх и раскрыты крылья, на груди - щит с московским гербом, а в лапах скипетр и держава.

 Большие изменения в русском государстве происходят при Петре I. Россия становится империей, Пётр - императором. С 1722 года начинается история официальной российской геральдики: учреждена Герольдмейстерская контора и должность герольдмейстера. На гербе стала изображаться цепь ордена Андрея Первозванного, на крыльях орла щиты с гербами Великих княжеств и царств, входивших в состав России.

В результате Октябрьской революции, Россия превратилась в Советскую республику.

Учитель:

- После падения царского режима в нашей стране началась эпоха социализма, которая имела свою геральдику.

Сообщение учащихся:

Старый герб уже не годился. Работа над новым гербом завершилась в 1920 году. Он был овальной формы, на щите с фигурными краями в лучах восходящего солнца - изображение серпа и молота и надпись РСФСР. Девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» . В 1922 году образовался  СССР, снова нужен был новый герб. Щит на гербе заменён земным шаром, на нём изображение серпа и молота, в верхней части герба - пятиконечная звезда. Колосья обвиты лентой, по числу республик их было 15.

В 90-х годах XX века СССР  прекратил своё существование. В 1991 году наша страна вернула себе старое, но не забытое имя – Россия.

Флаг (ФОТО)

  1. Какие ещё символы государства кроме герба, вам известны?

Государственный флаг является официальным государственным символом России. Прямоугольное полотнище флага состоит из трёх горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего и нижний красного, отношение ширины к длине – два к трём.

- А где можно увидеть государственный флаг?

Государственный флаг постоянно поднят над резиденцией Президента в Кремле, над зданиями Правительства, государственной думы и другими государственными учреждениями.

Поднимают флаг за рубежом над российскими посольствами, торгпредставами на судах, плавающих в открытом море и в территориальных водах иностранных государств.

В настоящее время используется следующая трактовка значений цветов флага России:

  • Белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство;

  • Синий цвет верности, постоянства;

  • Красный цвет – символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Цвета государственного флага связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета красивы в картинах природы, наиболее часто белые, синие и красные ткани использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белый собор и красные стены, башни

Московского Кремля. Нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского двора в Царском селе под Санкт – Петербургом.

6. История флага Российского.

Сообщение учащихся:

1) Государственный флаг, как символ страны утвердился в России в XIX веке. Предшественниками его были военные знамёна. Самое древнее славянское название- стяг. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом, главным назначением стяга было собрать, “стянуть к себе” воинов для защиты своей земли, села или городка.

2)В те времена даже счёт войска вели по количеству стягов: т.е. часть войска называлось стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых – знамения. Так появилось слово “Знамя”. Цвета  использовали разные, но основным был красный. Красный значит красивый.

3)После крещения Руси боевые стяги стали священными. На огромных полотнищах изображались лики Спасителя, Богородицы, Креста и Святых. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. Появление в России трёхцветного флага связывают с царствованием Алексея Михайловича. Впервые он был поднят на отечественном военном корабле «Орёл». Цвета были выбраны: красный, белый, синий.
При Петре I появляется Андреевский флаг для военных судов.

4)После революции 1917 года был утверждён Государственный флаг России красного цвета.  В сознании людей красный флаг воспринимался, как символ свободы, его прославляли в стихах и песнях:

Именно с этим флагом советские люди пережили самые тяжёлые и трагические дни в жизни нашей страны. Великая Отечественная война. Советские солдаты совершали подвиги, спасая и защищая знамя части, берегли, как частицу Родины.

Герои подпольной организации «Молодая гвардия» в знак протеста немецкому режиму установили Красные флаги над главными зданиями города.

5)Днём рождения флага считается 20 января 1705 года. В этот день Пётр I подписал соответствующий указ. С петровского же времени известен точный порядок полос на флаге, оно совпало с древним пониманием мира: внизу – физический, плотский; выше - небесный; ещё выше – мир божественный. Позже, в XIX веке, полосам придавали значение содружества трём восточно – славянских народов – белорусов, украинцев и русских.

Официально бело – сине – красный флаг был утверждён как государственный флаг России только накануне коронации императора Николая в II 1896 году

6)Сегодня наш Российский флаг представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: синего, красного и белого цветов.

Красный цвет означает мужество, отвагу, героизм.

Синий-_небо, верность, свободу.

Белый-благородство, совершенство, волю.

С 1994 года, 22 августа считается днём Государственного флага РФ.

Самым главным флагом является штандарт Президента Российской Федерации – бело – сине – красное полотнище, с изображённым на нём гербом Российской Федерации.

- А где вы могли видеть штандарт?

Штандарт развивается над резиденцией Президента в Кремле, на знамёнах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках, на официальных государственных приёмах.

8. РЕФЛЕКСИЯ.

1.Беседа с учащимися:

  1. Где можно увидеть изображение герба и флага России?

  2. Зачем нужен герб?

  3. Зачем нужен флаг?

Гости и туристы, приезжающие из других государств, видят на границе трёхцветный флаг и Государственный герб. Герб мы видим на монетах и денежных знаках нашей страны, на печатях, подтверждающих подлинность ваших документов и т.д.

2. Герб 
– это символический опознавательно-правовой знак, составленный, изобразительно оформленный и утверждённый согласно строго определённым правилам.

Основная функция герба заключается в том, что он служит постоянным отличительным определителем – знаком – человеку, роду, региону, городу, государству, обществу или учреждению.

Государственный флаг Российской Федерации – это официальный символ государственной власти, выражающий идею единства и суверенитета государства.

3. Викторина.

  1. Почему мы называем Россию – Отечеством?, Родиной-Матерью?

  2. Какие Государственные символы вы можете назвать?

  3. Почему к Государственным символам надо относиться уважительно?

  4. Что символизирует современный герб РФ?

  5. Когда возникли первые гербы в нашей стране?

  6. Когда появляется первое изображение двуглавого орла?

  7. В каком году наша страна вернула себе старое, но не забытое имя- Россия?

  8. Что означают цвета на Государственном флаге РФ?

  9. Когда в России отмечают День Государственного Флага РФ?

  10. Что является главным Государственным флагом России?

  11. Где можно увидеть изображение герба и флага РФ?

  12. Зачем нужен герб?

  13. Зачем нужен флаг?


Учитель:

Какие ждут вас в будущем дела?
Об этом думать вы должны всё чаще.
И если гражданин вы настоящий,
Большой отдачи ждёт от вас страна.
И подымай безумья вопреки,
Свою решимость до конца бороться.
И может, от одной твоей руки
Зависит всё, что будущим зовётся.























Список использованной литературы:

    1. Л.В. Коротченкова « Сценарии классных часов»

    2. Н.Ф. Ромашина « Внеклассные мероприятия для 5-11 классов»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://www.smolpedagog.ru/

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  3. http://www.statesymbol.ru/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Классный час "Родимая сторона мать, чужая - мачеха", о символах России.

Автор: Блохина Зинаида Васильевна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289237

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства