Просмотр содержимого документа
«Классный час "Урок здоровья"»
УРОК ЗДОРОВЬЯ.
ТЕМА: «МЫ выбираем здоровый образ жизни»
Классный руководитель: Медведева Е.Ф.
Цели:
-воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
-продолжать воспитание отрицательного отношения детей к наркотическим веществам, вредным привычкам;
-выяснить, какие качества личности повышают риск возникновения наркотической зависимости, а какие помогают воздерживаться от употребления одурманивающих веществ;
-учить учащихся находить у одноклассников положительные качества личности, ценить позитивные свойства и достоинства своей личности.
Ход урока:
- Дорогие, ребята! Здравствуйте! (СЛАЙД1)
Мы говорим «здравствуйте»! Какой смысл мы вкладываем в это слово?
- заслушиваются ответы детей.
(Читает один из учеников) Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать и не иначе…
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решить все трудные задачи!
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!
В народе говорят, что за деньги здоровье не купишь. Заботиться о нём надо с первых дней жизни. До определённого возраста здоровье ребёнка берегут его родители. Но, подрастая, он должен делать это сам: укреплять его, развивать данные природой возможности. К сожалению не все люди это понимают. Спохватываются только тогда, когда здоровью уже причинён вред.
Мне очень хочется, чтобы вы выросли здоровыми, сильными людьми. Сегодня наш урок посвящён очень важному вопросу – вопросу здоровья, Здоровому Образу Жизни.
Человек должен быть здоров не только физически, но и нравственно. Как говорил А.П. Чехов “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда и мысли…”.
Настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под названием “Здоровье”. (СЛАЙД 2)
Для начала попробуйте дать определение: что такое здоровье?
Здоровье – это …” – продолжить фразу…(ответы - размышления детей)
Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье - это физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
- “От чего зависит здоровье?” (Дети высказывают свои точки зрения)
Здоровье зависит (СЛАЙД 3)
на 20% - от окружающей среды,
на 20% - от наследственных факторов,
на 10% - от медицинского обслуживания,
на 50% - от образа жизни.
-Но существует проблема 21 века – Как уберечь на Земле человека?
Самое ценное у человека – жизнь, а самое ценное в жизни – здоровье.
Нельзя попусту растрачивать своё здоровье. (СЛАЙД 4)
Сегодня мы постараемся определить факторы, определяющие ЗОЖ.
(СЛАЙД 5)
«ЧИСТО ЖИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»
« КТО АККУРАТЕН, ТОТ ЛЮДЯМ ПРИЯТЕН» Как вы это понимаете? (беседа с обучающимися)
-А какие пословицы и поговорки вам еще известны?
Личная гигиена.
-Отгадайте загадки и вспомните, что помогает нам соблюдать личную гигиену
а) Мудрец в нём видит мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана.
Овцу в нём видела овца,
А обезьяна – обезьяну.
Но вот подвели к нему Федю Паратова
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
б) Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком (расчёска)
в) Гладко, душисто,
моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было
Что это ребята?.. (мыло)
г) Костяная спинка,
Жёсткая щетинка,
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка)
д) Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз
Не забуду и про нос. (носовой платок)
е)Вот какой забавный случай
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока. (душ)
СЛАЙД 6 (В схеме ЗОЖ появляется первый пункт – соблюдение личной гигиены)
Правильное питание
-Иногда ребята заиграются и забывают про еду, а другие постоянно жуют то сухари, то печенье, то конфеты.
Правильно ли вы питаетесь?
Попробуем узнать о себе побольше. А для этого мы провели с вами анкетирование (заранее, на данный классный час анкета должна быть уже обработана).
Вопросы анкеты были такими: (СЛАЙД 7)
1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту? А) всегда, круглый год – 5 баллов. Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла. В) Никогда – 0 баллов.
2.Сколько раз в день вы едите? А) 4 -6 раз – 5 баллов. Б) 3 раза – 3 балла. В) 2 раза -0 баллов.
3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты? А) ежедневно, несколько раз 5 баллов. Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла. В) очень редко – 1 балл. Г) никогда – 0 баллов.
4.Когда и что вы едите на ночь? А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл. Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла. В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов. Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп? А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл. Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов. В) всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов. Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.
Ответы: (СЛАЙД 8 диаграмма)
Если вы набрали 13 – 15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9 -12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто – то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
0 – 8 баллов. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме дня, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.
Вывод(СЛАЙД 9 – в схеме ЗОЖ появляется второй пункт - правильное питание)
Для того чтобы еда пошла в прок, необходимо соблюдать правила питания:
(На распечатках у каждого ребенка, читаем по цепочке)
-Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
-Булочек и сладостей надо есть поменьше, особенно если имеешь склонность к полноте. В этой пище много углеводов, излишки которых организм превращает в жир и запасает под кожей.
-Не надо есть много жареного, копченого, соленого, острого. Такая пища может быть очень вкусной, но не очень полезной и даже вредной.
-Пища не должна быть очень горячей, обжигающей или очень холодной.
-Нужно стараться есть в одно и то же время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
-Утром перед школой надо обязательно завтракать. Некоторые ребят по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что- то на ходу, а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
-Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
Еще Гиппократ говорил: "Пусть пища будет вашим главным лекарством". А чтобы пища стала лекарством, она должна быть естественной, природной, то есть наиболее приспособленной для усвоения еще одним созданием Природы - человеческим организмом.
Движение – это жизнь! (Спорт) СЛАЙД 10 с фотографиями
Проводится анализ участия детей в различных спортивных и досуговых мероприятиях, диаграмма посещения кружков и секций обучающимися класса.( СЛАЙД 11)
(СЛАЙД 12 в схеме ЗОЖпоявляется третий пункт – движение, спорт)
- А существуют ли какие - то факторы, плохо влияющие на наш организм и на ведение ЗОЖ? (Дети отвечают - вредные привычки)
Алкоголь (СЛАЙД 13) – работа в парах
А вот эту пословицу расшифруйте. Ключом являются решённые примеры.
38 – 4 = А (34)
0 + 2 = Б (2)
9 + 6 = Н (15)
40 – 20 = Т (20)
78 – 7 = Д (71)
48 + 2 = П (50)
70 – 1 = В (69)
20 – 2 = Р (18)
19 – 13 = Е (6)
90 + 6 = Ь (96)
49 – 6 = И (43)
28 – 12 = О (16)
50 – п
71 – д
34 – а
43 – и
96 – ь
18 – р
16 – о
15 – н
20 – т
6 – е
69 – в
2 – б
1) 50, 43, 20, 96 2) 71, 16
3) 71, 15, 34
4) 15, 6
5) 69, 43, 71, 34, 20, 96
6) 71, 16, 2, 18, 34
Дети: Пить до дна, не видать добра.
Учитель: Как вы понимаете эту пословицу?
Ответы детей.
В давние времена существовала легенда, что тот, кто выпьет рюмку алкоголя превратится в орла которого без труда заклюёт курица, 2 рюмки – превратится в барана, самого безмозглого и тупого в стаде, а тот, кто выпьет 3 рюмки – станет свиньёй и будет валяться в грязи, никогда не видя ни зелёной листвы, ни сияния звёзд. Пьяный несчастен сам и приносит несчастье другим.
У женщин алкоголизм приобретает хроническую форму намного быстрее, чем у мужчин.
Алкоголизм приводит к преждевременному старению всего организма.
Алкоголизм вызывает постоянную тревогу и страх, депрессию.
У 94% пьющих родителей дети страдают психическими расстройствами или
становятся алкоголиками.
- Победить врага нам поможет это задание. Вот слоги на шариках. Составьте названия полезных напитков.
(СЛАЙД 14) работа в группах
мо
ко
ли
ком
ка
као
мо
ки
фир
йо
ло
фе
над
ке
ко
гурт
пот
сель
-А что еще может мешать многим людям вести ЗОЖ?
Курение.
Кто курит табак, тот сам себе враг:
- Курение родителей повышает риск того, что ребенок заболеет астмой, сердечнососудистыми заболеваниями, заболеваниями органов дыхания.
-Курение родителей повышает риск того, что их ребенок начнет курить в юном возрасте.
-Продолжительность жизни у курящих сокращается примерно на 8 лет
- Взрослые курильщики не щадят своего здоровья, но и не задумываются об окружающих. Ведь они вдыхают сигаретный дым. А это вредно. Особенно опасно для растущего организма: слабеет память, нарушается зрение, замедляется рост.
Работа в группах.
Игра “Собери и прочитай пословицу” ( на партах конверты с разрезанными пословицами, необходимо их правильно собрать)
Пословицы.
Курильщик – сам себе могильщик.
Табак – забава для дураков.
Курить – здоровью вредить.
Когда появляется табак, удаляется мудрость.
Поздоровавшись с сигаретой, попрощайся с умом.
ПРОВЕРКА - (СЛАЙД 15)
Итог:
Можно ли избежать проблемы, т.е вообще не курить.
Для этого надо вести антиникотиновую пропаганду среди людей, никогда не прикасаться к сигарете и вести здоровый образ жизни.
(СЛАЙД 16)
Наркомания – болезнь 21 века
С момента возникновения наркозависимости человек проживает не более 3-4 лет.
В нашей стране около 7 млн. наркоманов
- Очень часто в юном возрасте это происходит просто из любопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает очень трудно.
Ролевая игра «Умей сказать «нет»».
Многие дети начинают курить, пить, употреблять нарко- и психоактивные вещества под влиянием друзей. Им не хочется, но они не знают, как отказаться.
Сейчас мы поиграем в игру «Умей сказать «нет»». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать.
К доске выйдут 2 ученика и разыграют сценку предложения закурить. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Диалог №1
1 ученик: Давай закурим?
2 ученик: Я не могу.
1 ученик: Почему?
2 ученик: Родители увидят.
1 ученик: А мы отойдем за угол.
2 ученик: Мне нельзя, у меня сердце болит.
1 ученик: Ну, ты же не умрешь от одной сигареты!
2 ученик: А я сигареты без фильтра не курю.
1 ученик: У меня с двойным фильтром.
2 ученик: Да я спички забыл.
1 ученик: У меня есть зажигалка.
2 ученик: Соседи из окон нас увидят.
1 ученик: А мы пойдем в подвал.
Второй ученик молчит, не зная, что ответить.
Классный руководитель: Как вы думаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Дети считают, что победил 1 ученик.
Как это ни странно, 2 ученик ни разу не сказал «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, ведь его друг должен был уважать его желания. Иначе, о какой дружбе идет речь? Отговорки 2 ученика сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким образом, возникает впечатление, что он вот- вот согласится.
Диалог №2
1 ученица: У меня есть сигареты, давай покурим.
2 ученица: Ой, нет, я не могу!
1 ученица: А почему?
2 ученица: От меня будет пахнуть табаком.
1 ученица: Ну и что?
2 ученица: Родители узнают.
1 ученица: А ты к ним не подходи.
2 ученица: Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? Потому, что я курила.
1 ученица: А ты надушись.
2ученица: Тогда родители обо всем догадаются.
Классный руководитель. Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?
Класс считает, что победила первая ученица. Она настаивала на одной версии, что это было бы неуважением к семье.
Диалог №3
1 ученик: На, кури.
2 ученик: Я не буду.
1 ученик: А что тогда сюда пришел?
2ученик: Просто так.
1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.
2 ученик уходит.
Классный руководитель. Кто оказался сильнее в этом диалоге? (Ребята затрудняются ответить). Давайте повторим этот диалог по-другому.
Диалог № 4
1 ученик: На, кури.
2 ученик: Не хочу!
1 ученик: Кури, за компанию!
2 ученик: Отстань, кури сам, если хочешь!
1 ученик: А что ты тогда сюда пришел?
2 ученик: Захотел и пришел!
1 ученик: Ну, тогда иди отсюда.
2 ученик: Не хочу.
Классный руководитель. Вот сейчас 2 ученик стал явно сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
- за спортивные достижения;
- за силу;
- за смелость;
- за то, что хорошо разбирается в чем-то.
Классный руководитель: Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
- просто сказать «нет» без объяснения;
- отказаться и объяснить причины отказа;
- отказаться и уйти;
- на все уговоры говорить «нет», «не буду»;
- не обращать внимания на предложения закурить;
- постараться объединиться с тем, кто не курит;
- постараться избегать курящих компаний.
Просмотр видеоролика о вреде энергонапитков.
(СЛАЙД 17 в схеме ЗОЖ появляется последний пункт – отказ от вредных привычек)
Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики, алкоголь или сигарету, слово НЕТ!
Итоги урока:
- Вам молодым, предсказано судьбой, жить в 21 веке, да и не только жить, а ещё и творить. Вершить полезные, добрые, вечные дела.
Давайте подведем итог сказанного нами, и посмотрим схему ЗОЖ., которую мы получили (расшифровка некоторых пунктов)
-Соблюдай режим дня!
-Умывайся и чисть зубы утром и вечером.
- Чаще убирай и проветривай комнату.
- Читай и пиши при хорошем освещении.
- Занимайся спортом и делай зарядку.
- Закаляйся.
-Мой руки перед едой, после улицы и общения с животными.
- Гуляй на улице каждый день.
- Купайся каждый вечер.
- Следи за осанкой, Держи спину ровно.
- Ешь здоровую пищу.
- Занимайся на компьютере и смотри телевизор полчаса в день.