Классный час в 8 «А» на тему: «Зависть – удел слабых».
Цель:
- формировать собственную позицию по отношению к зависти.
- обсудить с учащимися, что такое человеческие пороки и как они влияют на жизнь человека.
- помочь учащимся осознать необходимость самовоспитания.
- познакомить с понятием «зависть», показать её влияние на человека.
- развивать речь учащихся, умение мыслить, рассуждать.
- воспитывать у учащихся положительные качества характера.
Задачи:
-развивать навыки межличностного взаимодействия и взаимодействия в группе;
-содействовать выявлению учащимися эффективных способов борьбы с завистью.
Оборудование:
Столы расставлены для работы в 4 группах, на столе каждой группы лежат чистые листы А4 и карандаши, фломастеры.
Форма: Беседа с элементами дискуссии и ситуативного практикума.
Ход мероприятия
Доброе утро, дорогие друзья!
Начать нашу встречу я бы хотела фрагментом мультфильма.
Какая неприятная черта человеческого характера представлена в этом фрагменте? Зависть…
ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА СЕГОДНЯ: «Зависть – удел слабых».
Как сказал французский литератор и философ Гельвеций: «Из всех страстей зависть самая отвратительная…»
3)А что такое зависть? Ответы детей.
ЗАТЕМ. Обратимся к словарям. В "Толковом словаре русского языка" С. И. Ожегова даётся такое определение зависти:
"Зависть - это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого".
А в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даля предлагается другое определение: "Зависть - свойство того, кто завидует; досада по чужом добре или благе; нежелание добра другому, а одному лишь себе".
4)Предлагаю послушать притчу о Змее. (Притча о зависти и ненависти) и подумать над вопросом «Почему появляется зависть?»
Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь.
Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше.
А змея не уставала ползти по пятам.
На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:
—До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?
—Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.
—Ты питаешься бабочками?
—Нет...
—Я сделала тебе что-то плохое?
—Нет.
—Тогда почему ты хочешь убить меня?
—Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!
5) Как вы думаете, почему появляется зависть?
Очень часто люди ненавидят друг друга, желают зла, а нужно всего лишь заглянуть в свое сердце и разглядеть там "змея зависти", который является одной из главных причин человеческой ненависти...
Русская и зарубежная литература много внимания уделила этому человеческому греху. Джонатан Свифт, Оноре де Бальзак, Мольер, Александр Пушкин, Уильям Шекспир, Петрарка. В художественной литературе много примеров зависти, вызываемой самыми разными причинами. На партах у вас лежать карточки с произведениями, в которых присутствует порок человека - зависть. Ваша задача – определить природу зависти?
"Морозко"
"Золушка"
Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" (Зависть старухи по отношению к тем, кто богаче)
Зависть Швабрина к Гриневу (Маша Миронова полюбила Гринева, «деревенского мужлана», а не его, столичного аристократа») из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
6)Как вы считаете, давно ли зависть стала пороком или только сейчас мы узнали об этой черте человеческого характера?
С исторической точки зрения главная и основная причина - появление неравенства, выделение бедных и богатых, собственников земли и безземельных. Именно тогда, на заре человечества, и появилась зависть, которая приводила к восстаниям, бунтам, неповиновениям, смерти. Люди с древних времен очень не любят завистников. Часто завистливый человек начинает искать способы получить то, чему завидует. Хорошо, если он решает сам заработать на нужную ему вещь. А если нет? На что может пойти человек, чтобы получить желаемое? (Украсть) Как-то психологи опросили 50 воспитанников детской колонии, совершивших кражи. 42 признались в том, что причиной воровства стала зависть. Захотели иметь то, чего у них не было, а у других было.
7)Ну а как же в реальной жизни? Чему завидуют в жизни?
Ответы детей.
Завидуют чужим заработкам. Завидуют соседу, переселяющемуся в другую квартиру. Завидуют родителям ребенка, который в 5-м классе начал сам изучать второй иностранный язык.
8)Читаю стих. Чуть Зависть нас однажды ранит,
Смертельной эта рана станет.
Природа Зависти одна:
Наметит цель себе она -
И чтоб достичь ее верней,
И день и ночь стремится к ней...
Как жалкий пес, завистник бедный
Страдает, отощавший, бедный,
И, задыхаясь в лютой злобе,
На всех он смотрит исподлобья.
Смеется Зависть нам на горе,
Когда корабль потопит в море.
Не станет пищи ей - сожрет
Сама себя, но не умрет.
9) Просмотр видеофрагмента «Окно» Песня-притча С.Копыловой
Беседа по видеофрагменту
Оставшегося в живых жаль больше, чем умершего. Умерший был хорошим человеком с чистой душой и ему и на том свете хорошо. А второму придется остаток жизни жить с осознанием своего поступка.
Зависть - одно из самых сильных человеческих чувств. Одна из христианских заповедей гласит: «Не завидуй».
Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его страстью. Он мучается и страдает. И из-за этого совершает очень плохие поступки.
10)А можно ли увидеть по внешнему виду человека - завистливый он или нет? Почему? (Он не умеет скрывать своих чувств. Они у него на лице, на языке, в делах. С такими людьми очень трудно иметь дело)
11)Можно ли зависть представить? Разминка
А) Закройте глаза, представьте человека доброго, его глаза, походку... А теперь завистливого. Его выражение лица, жесты… Откройте глаза. У каждого на парте лежит чистый листок бумаги и карандаши. Нарисуйте зависть, какой вы ее представляете. (Дети рисуют...)
Б) Нарисуйте на листочках символы к слову «зависть» (работа в группах). Ребята могут нарисовать:
•засохшее дерево;
•червивое яблоко;
•ядовитую змею;
•раненое сердце и т.д. Рисунки прикрепляются к доске, и учитель организует обсуждение символов.
12. Почему страшна зависть?
13.Что нужно сделать, чтобы победить зависть?
14. А как вы боретесь с завистью? Задание:Перед вами фраза: «Если я почувствую, что во мне зародилась зависть, то я...» это предложение так, как вы считаете нужным.
В Древней Лидии(страна Малой Азии) существовал замечательный обычай. Если дети хотели избавиться от какого-то нехорошего качества, мешавшего им учиться (лени, злобы...), они собирались вместе на опушке леса, садились в круг, закрывали глаза и представляли себе это качество. Потом рисовали его и... уничтожали, чтобы ни зависть, ни ложь, ни злоба никогда не поселились в их детских душах.
Я предлагаю вам, ребята, избавиться от зависти. Чтобы в нашей семье царили только доброта, любовь и согласие.
(Учитель вместе с учениками рвет рисунки, на которых они изобразили зависть, а мусор складывают в черный пакет)
Русский народ отразил свое чувство к зависти в пословицах и поговорках. Я вам предлагаю собрать пословицы и обсудить их.
Позавидовал плешивый лысому.
Лучше быть у других у зависти, нежели самому в кручине.
-Кто чужое желает, тот свое потеряет.
-В чужих руках ломоть велик, а нам достанется - мал покажется.
-На чужую кучу нечего и глаза пучить.
-Завидки берут, что нам не дают.
-Заохал дядя, на чужое глядя.
Мини-итоги
В ходе обсуждения темы ребята приходят к выводу, что зависть - опасное зло. Зависть может привести человека к преступлению. Закон накажет человека за совершение преступления, но человек должен сам бороться с таким пороком, как зависть, проявлять силу воли, целеустремленность.
А вы помните, что случилось с завистливой царицей?
Ответы детей. Умерла. Видео.
А неужели в царице не было ничего хорошего? Она была красавицей. И об этом ей постоянно говорило зеркальце: «Всех на свете ты милее, всех румяней и белее». Но царица не ценила то, что ей было дано. Каждый человек прекрасен (хорош) по-своему. И мы должны ценить себя и любить. И видеть в других людях хорошее, не завидуя, учились говорить друг другу комплименты.
Предлагаю посмотреть видео-фрагмент «Песня про зависть» и подумать, какие качества характера нам нужно воспитать в себе? Ответы детей.
Вывод: сегодня я принесла вам волшебное зеркальце, в котором вы не увидите зависти, а постараетесь увидеть только хорошее. Говорим друг другу приятные слова по кругу.
В заключение мне хочется вам пожелать доброты. Помните, что добро, сколь ни было оно мало, гораздо лучше, чем большое зло.
Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе на прокат.
Спасибо вам, ребята, за минуты общения, за ваше участие, поддержку.