Тип классного часа: путешествие «Дорогой доброты и терпения».
Ход занятия
Учитель:
Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней.
- Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас.
(Диагностика настроения, слайд №1)
Учитель: Посмотри на «пушистиков». У них разные настроения. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение как у тебя.
(На ИД появляется слайд 1)
Вступительное слово учителя:
Хочется крикнуть людям Будьте щедрей на ласку! Путь человека труден – Мало похож на сказку. В мире без ласки, знайте, – Слёзы, дожди, морозы. Взрослым и детям, знайте, – Ласка нужна, не угрозы. Стремитесь открыть хоть однажды Звезду человечности в каждом.
(Выставка книг)
Учитель: Сегодня мы отправимся по сказочной дороге .
(Звучит музыка «В гостях у сказки».) Первая наша станция будет «Сказочная».
(Учащиеся закрывают глаза, вывешивается дорога и сказочные герои.)
– Вот мы очутились на первой станции нашей сказочной дороги, где нас встречают герои из сказок. (Золушка, Настя, Герда.)
– Узнаёте ли вы их?
А называется наша дорога так же, как наше занятие. Тему вы узнаете, если вспомните какие черты характера этих героев помогли им в жизни. (Ответы детей.)
– Правильно. Доброта и терпение. И по дороге мы с вами сегодня пойдем, которая называется «Доброта и терпение».
(слайд 2.)
Учитель: Следующая наша станция «Словарная».
– Как вы понимаете значение слова «доброта»? (Ответы детей)
– А терпение? (Ответы детей)
– А что такое зло?
– Что означает добрый?
– Каким делает человека доброта? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
- Для чего нужна доброта?
– А теперь давайте прочитаем как трактуется в толковом словаре значение этих слов.
(слайд 3 со значением слов.)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый –
Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
Несущий благо, добро, благополучие.
Терпение -
Способность терпеть.
Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.
«В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться... – это гениальность и доброта сердечная». Виктор Гюго ( слайд 4)
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Учитель: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце)
Учитель: И следующая наша станция «Солнечная».
– Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». Как вы понимете это выражение? (Ответы детей)
Учитель: – Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? («теплоту», «свет», «заботу»)
– Ребята, давайте мы создадим своё солнышко с его тёплыми лучами.
– Подумайте и напишите на солнечных лучиках свои ассоциации со словом «доброта».
(Дети читают написанное и прикрепляют лучики к солнышку)
– А всегда ли мы дарим добро и терпение самым близким нам людям?
Продолжение нашей темы вы узнаете из сказки.
Чтение отрывка о маме из сказки «Три сестры».
– О ком эта сказка? (О маме и детях)
– Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)
И станция будет называться «Слово «мама» дорогое».
Сейчас мы с вами поговорим о доброте и терпении с точки зрения веры. Слово предоставляется Зелениной Надежде Александровне.
Н.А. Понятие «добро» с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно - в Библии.
(Показывается Библия). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывется картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. (Показывается 10 заповедей). Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг ко другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте и терпении. (Звучит музыка). Как вы понимаете эти заповеди? ( Дети отвечают).
Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер. Правильно, это пятая заповедь. (Ребёнок зачитывает заповедь). Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, что бы исполнилось то, что написано. А когда мы вырастем, а родители станут пожилыми людьми – с какими качествами мы должны заботится о них? Доброта и терпение, конечно, главное.
Давайте с вами сделаем вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека? (Дети отвечают)
Учитель: следующая наша станция «Народная мудрость».
(Слайды 5–14)
- Существует множество пословиц и поговорок о доброте.
Собери пословицу и объясни значение.
Получив добро – помни, сделав – забудь. Жизнь дана на добрые дела. Добрые умирают, да дела их живут. Добро желаешь – добро делай. Помогай не словами, а делом.
Учитель: следующая наша станция «Конечная».
Наше путешествие по дороге «Доброты и терпения» подошло к концу. И сейчас, каждый из вас напишет, что он взял для себя из этого путешествия.
Продолжите предложение.
Для меня добрый и терпеливый человек - это …. (Слайд 15)
(ответы детей: это человек чести, это человек которому можно верить, который всегда придёт на помощь)
Учитель: – Говорят, если есть в человеке доброта, терпение, значит, он как человек состоялся.
Мы сегодня много говорили о доброте, терпении, а что вы сделали хорошего, доброго? Чем вы помогли людям?
Давайте дарить добро людям и природе, не будьте равнодушными к чужой беде. Добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем незнакомых людей, наших домашних животных да и самой природы.
(Звучит песня «Дорогою добра».)
Диагностика настроения.
Учитель: – Посмотрите ещё раз на «пушистиков» и подумайте изменилось ли у вас настроение после нашего занятия. Если да, то нужно раскрасить ещё одного «пушистика».