Просмотр содержимого документа
«Классный час "Табачный туман обмана"»
ТАБАЧНЫЙ ТУМАН ОБМАНА
Ход мероприятия
Мудрый человек понимает, что лучше воспретить себе увлечение,
чем потом с ним бороться»
Ф. Ларошфуко.
Цель: показать сложность и многоаспектность проблемы курения.
Задачи: познакомить детей с вредным влиянием курения на организм, дать информацию об основных способах отстаивания свой позиции.
Теоретические положения:
В обществе, где распространено курение, дети должны быть информированы о табаке и никотине, чтобы сделать здоровый выбор: не курить.
Подготовительная работа:
Подготовка небольших сообщений на тему.
Оборудование: мультимедийная установка, слайды
Ведущий.
"Курить или не курить" - это важный вопрос, решать который приходится каждому из нас в какой-то момент жизни. Подростки считают, что знают о вреде курения, однако в ситуациях, когда закурить предлагают друзья - соглашаются. Согласно результатам исследования, подростки - курильщики часто имеют друзей, которые также курят. Некурящий подросток нуждается в сильной убежденности и сильной воле, чтобы оставаться некурящим, когда большинство его друзей курит.
Проанализируйте высказывания Л. Н. Толстого:
"Трудно себе представить то благотворительное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом".
"Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове".
"Я раньше курил и потом бросил и совершенно не понимаю, как люди могут брать в рот эту гадость".
«Курить или не курить» , выбор будет зависеть от вашего отношения к проблеме табакокурения.
Разминка. Игра "Верите ли вы, что…?"
Ведущий задает вопрос учащимся. Если ответ «верю», дети идут направо, «не верю»-налево. Свое отношение к ответу ведущий показывает знаком: «зеленый» / «красный» и говорит правильный ответ с объяснением.
Ведущий. Верите ли вы, что:
1 - существуют сигареты, которые не приносят вреда? (нет)
2 - в России курят около75% мужчин и 20% женщин? (да)
3 - курение обеспечит тебе в жизни успех и удачу? (нет)
4 - курение в подростковом возрасте более опасно, чем во взрослом? (да)
5 - из каждых 100 человек заболевших во взрослом состоянии туберкулезом легких - 95 человек заядлые курильщики? (да)
6 - курение улучшает память? (нет)
7 - в России резко уменьшилось количество курящих людей? (нет)
9 - в мире ежегодно умирает от курения 3 млн. человек? (да)
10 - около 85% курильщиков хотят бросить курить? (да)
11 - никотин находят в крови и моче тех, кто сам не курит, а подвергается пассивному курению? (да)
12 - курение разрушает здоровье и укорачивает жизнь человека? (да)
13 - курение является одной из основных причин заболеваний сердца? (да)
14 - дети курильщиков чаще болеют бронхитами, пневмониями и другими болезнями, чем дети некурящих родителей? (да)
15 – курение никогда не мешает окружающим? (нет)
16 - первый опыт курения связан с кашлем, головокружением, головной болью, тошнотой, то есть организм сопротивляется и предупреждает о своем нежелании курить? (да)
17 - в сигаретном дыме содержится около 4000 опасных для здоровья химических соединений? (да)
18 - в жизни столько прекрасных удовольствий, что жертвовать ими ради курения глупо? (да)
Выступления учеников.
Ученик:
Табачный дым содержит около 30 ядовитых веществ: аммиак, синильную кислоту, угарный газ и др. Угарный газ - основной продукт горения и причина удушения на пожарах. Он вызывает кислородное голодание организма, так как соединяется с гемоглобином крови в 300 раз быстрее, чем кислород. В результате кровь теряет способность отдавать кислород тканям. Табачный дым содержит 8 % угарного газа, таким образом, при курении часть кровяных телец блокируется и теряет способность снабжать ткани кислородом. Степень кислородной недостаточности после выкуривания 1 сигареты оказывается такой же, как при подъеме нетренированного человека на высоту 3000 метров над уровнем моря. Возникшее кислородное голодание особенно пагубно для молодого, растущего организма, в котором очень интенсивно проходят все обменные процессы. У подростков хроническое кислородное голодание приводит к отставанию в росте и уменьшению мышечной массы. В результате недостатка кислорода возникает головная боль, головокружение. Хроническое кислородное голодание приводит к ослаблению памяти, снижению работоспособности.
Ведущий:
Посмотрим на опыте , что вдыхает в себя курильщик.
Демонстрируется опыт:
необходима: прозрачная пластиковая бутылка
трубка с сигарету длиной 5-7 см
шарик из ваты
пластилин
сигарета (без фильтра)
спички.
Сборка:
в крышке проделать отверстие размером с диаметр трубки
вставить трубку и замазать отверстие пластилином
вставить ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету с другого
завернуть крышку
сжав бутылку, выдавить из нее воздух
зажечь сигарету и медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.
Продемонстрировать детям ватный шарик после эксперимента.
Ученик:
Налет на ватном шарике - это табачный деготь - самая главная опасность для курильщиков. Человек, выкуривающий в день пачку сигарет, за год пропускает через легкие около 800 г табачного дегтя. Опасность дегтя заключается в том, что в его состав входят различные ароматические вещества и смолы, способные вызывать злокачественные опухоли. Эти вещества называются канцерогенами (от латинского «канцер» - «рак»). Наиболее активным канцерогеном в природе является вещество бензпирен, которое входит в состав табачного дегтя. Из 1000 сигарет можно получить до 2 мг бензпирена, которого достаточно, чтобы вызвать раковую опухоль у крысы или кролика. Если хотите, можете поставить опыт на себе и определить, какое количество выкуренных сигарет вызывает раковую опухоль у человека.
Ученик:
Бороться с этой вредной привычкой достаточно трудно. Курильщик становится не только психологически зависимым, но и приобретает физическую зависимость от никотина, содержащегося в табаке.
Организм начинает испытывать болезненную потребность в никотине, которую можно облегчить за счет увеличения его содержания в выкуриваемых сигаретах. Типичным становится режим курения – не только ежедневно, но и ежечасно. Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, усталость. Исследования показывают, что многие из тех, кто бросал эту привычку, позже вновь возвращались к ней. Большинство курильщиков не могут отказаться от этой привычки по собственной воле. Поэтому лучше не начинать курить.
Ведущий: все знают, что курить вредно для здоровья, но все же некоторые начинают курить. Для дальнейшей работы прошу вас разбиться на группы .
Как вы думаете, почему подростки начинают курить?
Заслушиваются ответы групп на вопрос.
любопытство,
подражание более старшим,
представление о том, курение помогает похудеть,
чтобы выглядеть более взрослым,
под воздействием рекламы.
Это основные причины, по которым подросток начинает курить.
Ведущий:
Рассмотрим такую ситуацию:
В компании, собирающейся у вашего подъезда, некоторые ребята курят. Однажды предложили попробовать и вам. Вам трудно принять решение. Попробуйте сформулировать отказ от предложения.
Каждая группа предлагает свои варианты ответа ( ситуацию можно проиграть наглядно).
Ведущий делает обобщение:
Если вас пытаются убедить сделать то, что вам не хочется делать, - откажитесь. Твердо скажите «нет» и при необходимости уходите.
- Нет, нет, я на самом деле хочу сказать «нет».
- Нет, спасибо.
-Нет, нет, я ухожу.
-Мне и так хорошо..
-Я спортсмен, не курю.
-Не хочу, чтобы от меня плохо пахло.
Можно попробовать найти компромиссное решение.
-Давай сделаем…вместо…
- Я не сделаю этого, но, возможно, мы могли бы…
Отшутиться:
-Если я закурю, то не смогу целоваться.
Важно помнить, что при решительном отказе не требуется подробно пояснять его причины, это исключает дискуссию по поводу этих причин. Попытки разъяснить свою позицию, как правило, вызывают еще более изощренные уговоры, и шансов настоять на отказе становится все меньше.
Ведущий:
Я прошу каждую группу закончить фразу:
Я не буду курить потому, что…
Вместо курения лучше…
(варианты ответов достаточно различны)
Ведущий просит поднять руки тех ребят, у которых есть любимое занятие, увлечение. Затем предлагает учащимся назвать разнообразные занятия человека, заменяющие курение.
Ведущий обобщает сообщения учащихся, подчеркивает важность здорового образа жизни.
Все смотрят анимационный фильм «Я больше не курю».
Литература:
Модульный курс профилактики курения, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович, М. «Вако», 2004