Классный час по профориентации "Кем ты хочешь стать и кем ты можешь быть!"
Классный час по профориентации "Кем ты хочешь стать и кем ты можешь быть!"
Наступает момент, когда в жизни каждому человеку приходится решать, где продолжить образование, а в дальнейшем кем он будет работать, т.е выбрать свой жизненный путь. Каждому человеку предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Но, получается так, что порой очень трудно реализовать это право. Не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности рабочего, и умений оценивать свои, выявить свои интересы и склонности. Для того, чтобы установить, обладаете ли вы качествами, необходимыми для успеха, в конкретном виде деятельности, умеете ли вы анализировать свои интересы и склонности, особености внимания, памяти, воображения, мышления и характера, сегодня на классном часе мы попробуем проверить ваши знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час по профориентации "Кем ты хочешь стать и кем ты можешь быть!"»
Тема «Кем ты хочешь стать и кем ты можешь быть!»
Цель: создание условий обучающимся для обоснованного выбора профессии в условиях реального рынка труда.
Задачи:
Помочь обучающимся выявить способности к определённому виду деятельности.
Научить ориентироваться в современном мире профессий.
Расширить информационные знания обучающихся о мире профессионального труда.
Ход урока.
Организационный момент.
Знакомство с целью и темой занятия.
Теоретическая часть.
Наступает момент, когда в жизни каждому человеку приходится решать, где продолжить образование, а в дальнейшем кем он будет работать, т.е. выбрать свой жизненный путь.
Каждому человеку предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Но получается так, что порой очень трудно реализовать это право. Не хватает знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к личности рабочего, и умений оценивать собственные способности, выявить свои интересы и склонности.
Для того чтобы установить, обладаете ли вы качествами, необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности, умеете ли вы анализировать свои интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и характера сегодня на классном часе мы попробуем проверить ваши знания и умения, необходимые для осознанного выбора профессии.
Если вы серьёзно размышляете о своём месте в жизни, о своей будущей профессии, то есть уверенность, что вы найдёте правильное решение.
Так что же такое профессия? (Ребята высказывают свои мысли).
Профессия — род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Профессия - это необходимая для общества, ограниченная область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.
Что такое специальность? (Ребята высказывают свои мысли).
Специальность – вид занятий в рамках одной профессии.
Поясним сказанное несколькими примерами. Профессия – учитель. Специальности – учитель технологии, химии, биологии, начальные классы и т.д. Профессия врач. Специальности – ортопед, педиатр, стоматолог, терапевт, хирург и т.д.
Теперь рассмотрим типы профессий. Все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов:
«Человек-техника». К нему относятся все профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением. Слесарь-ремонтник, водитель, техник (механик), токарь, инженер-физик и т.д.
«Человек-человек». Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, торговое, бытовое, медицинское обслуживание людей. К этому типу профессий относятся – учитель, врач, продавец, экскурсовод и т.д.
«Человек-природа». Конечно, любой предмет на Земле, и даже сам человек, принадлежит природе. Специалисты этого типа рыбовод, ветеринарный фельдшер, цветовод, микробиолог и т.д.
«Человек - знаковая система». Часто объектом труда человека выступают различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы , ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.д.. Это, например, чертёжник, нотографик, стенографистка-машинистка, корректор, экономист и т.д.
«Человек - художественный образ». Многим из вас нравятся профессии, труд которых связан с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью. Это профессии: фотограф – художник, музыкант, артист, журналист, витражист и т.д.
4. Практическая часть
- А сейчас давайте выполним задание № 1, вам нужно из перечня приведённых слов, выбрать те, которые означают специальности:
Маляр, художник – конструктор, шахтёр, судья, токарь, хирург, директор школы, пианист, литературный критик, преподаватель, лётчик – испытатель, закройщик, ткачиха.
- Следующее задание №2, вам нужно из перечня приведённых слов, выбрать те, которые обозначают профессии:
Водитель, директор совхоза, инженер, художник – конструктор, парикмахер, швея, кулинар, учитель математики, тракторист, резчик по камню, врач терапевт.
- Задание № 3, нужно составить список специалистов, которые участвуют в создании:
а) школьной формы,
б) ученической тетради,
в) газеты,
г) художественного кинофильма,
д) магнитофона,
е) батона хлеба.
Не мало важно, если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, сейчас мы поговорим о профессиональной пригодности. Профессиональная пригодность – это гармония человека и его дела.
Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения профессией и удовлетворённость человека своим трудом.
В основе лежат, прежде всего, способности человека. Способности не являются врождёнными. Ребёнок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т.е. с определёнными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения. Способности проявляются только в деятельности, причём в той, с которой связаны, т.е. деятельность не может успешно осуществляться без наличия этих способностей. Так, нельзя говорить, что у человека нет музыкальных способностей, если он не пробовал играть ни на одном музыкальном инструменте или петь. Значит, чтобы выявить свои способности, надо действовать.
Профессиональная пригодность – формируемое качество и во многом находится в руках самого человека. Известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки.
Так, физически слабый, малорослый А.В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканием Цицерон – знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием.
О непригодности человека к определённому виду деятельности можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать её выполнению. Поэтому для того, чтобы не совершить ошибки при выборе профессии, всем, кто стоит на пороге самоопределения, необходимо предварительно проконсультироваться с врачом.
Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять свои способности.
Мы уже с вами говорили о том, что для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии, а также знать свои индивидуально- психологические особенности, чтобы соотнести их с этими требованиями. Любая профессия предъявляет требования к интересам. Значение интересов в жизни человека велико: они побуждают овладевать знаниями, расширить кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия…
Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определённой деятельностью, жажду этой деятельности. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес к тем или иным явлениям действительности и устойчивое стремление самому действовать в этом направлении.
Конечно, профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями. И только в том случае, когда с интересами связаны жизненные профессиональные планы, говорят о профессиональных интересах.
А сейчас давайте выполним следующее задание №4:
1. Составьте общую характеристику своих интересов и склонностей:
а) область интересов…
б) предпочтительный тип профессии…
в) любимое занятие…
2. Назовите профессии, которые одновременно относились бы и к области ваших интересов, и к предпочтительному для вас типу профессий, им к предпочитаемой вами сфере деятельности.
3. Какие требования предъявляют к человеку эти профессии?
4. Где можно получить образование по вышеназванным профессиям в нашем регионе?
Практически все профессии предъявляют повышенные требования к тем или иным свойствам внимания работающего. Внимание превращается у конкретного человека в его очень важную способность – внимательность. Быть внимательным – значит следить за какими-то движениями, развивать внимательность – значит учиться различать скрытые движения в жизни, в искусстве, в природе, в науке, в людях. Разные профессии предъявляют особые требования к свойствам внимания. Различают два вида внимания: произвольное и непроизвольное. При действии первого человеку надо заставлять себя быть внимательным в другом случае предмет сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д. Для многих видов деятельности очень важно развитие произвольного внимания.
Давайте определим особенности вашего произвольного внимания. Задание № 5:
Перед вами на доске квадрат с 25 цифрами. (Дополнительно раздаются пустые квадраты). В течение 1мин. перепишите в пустые квадраты цифры в порядке их возрастания с рисунка слева на право. Начинать надо с пустого верхнего левого квадрата. Затем мы проверим, как вы справились с заданием. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40.