Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Подростковый возраст: задачи и проблемы."»
Классный час
Тема: Подростковый возраст: задачи и проблемы
Цель:
- выяснить с какие задачами и проблемами ребёнок сталкивается в подростковом возрасте, и определить пути их решения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны:
- называть основные задачи подросткового возраста;
- характеризовать проблемы подросткового возраста, определять пути их преодоления.
Основные используемые понятия: жизненные задачи, отношения, женская и мужская роли, эмоциональная независимость.
Основные виды деятельности:
- беседа;
- работа в группах.
Оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, схемы, таблицы, презентация к уроку.
Ход занятия
Организационный момент
Цель
Мотивация. Мысли мудрых.
Знакомство с темой
- Кого в современном мире называют подростками?
- Почему подростковый возраст называют критическим, переходным, переломным?
- Почему в разные исторические эпохи к подросткам относились не одинаково?
III. Основное содержание занятия
Учитель: подростку каждый день приходится сталкиваться с множеством проблем:
- родители не всегда понимают…
А какие ещё проблемы вы можете назвать из собственной жизни? (Ответы учеников)
Учитель: Чтобы понять, как достойно пройти подростковый возраст, необходимо определить какие задачи нужно решить в данном возрасте и найти оптимальные пути их решении. Психологи называют несколько таких задач и первая из них «Принятие своей внешности».
Что же такое внешность? (Ответы учеников)
Учитель: как иногда трудно принимать себя таким, как есть. Нравиться самому себе. У кого-то уши торчат, у кого-то веснушки, кто-то считает себя слишком толстым, кто-то – слишком худым. Да ещё если кто – ни будь об этом скажет… Всё, беда! Самокритика хороша, но в меру.
Необходимо принимать себя такими, какие вы есть. Каждый красив и хорош по-своему. Если человек жестокий, грубый, завистливый, кто захочет с ним общаться? (Ответы учеников)
А если он открыт, доброжелателен, обладает чувством юмора, умеет искренне интересоваться другими? То … (Ответы учеников)
Работа по группам.
Задание: составить из 5-10 предложений словесный портрет идеального человека (мужчины, женщины).(3-5 минут)
Обсуждение.
Учитель зачитывает суждение Л.Н. Толстого: «Существует странное укоренившееся заблуждение о том, что шитьё, стряпня, стирка, няньчанье составляют исключительно женскую долю и что делать это мужчине – даже стыдно. А между тем стыдно обратное: стыдно мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая женщина через силу стирает, стряпает и нянчит больного ребёнка».
Так каким, согласно этому суждению, должен быть настоящий мужчина? Согласны ли вы с Л.Н.Толстым?
Учитель: вторая задача – формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.
Учитель: если вы обижаете слабых, стараясь продемонстрировать свою силу, или дёргаете девочек за волосы, вместо того, чтобы помочь однокласснице поднять стулья в классе. То вы ещё не справились с решением второй задачи. В жизни есть и другие более приемлемые формы общения, например, говорить людям приятное.
Игра - тренинг «Цепочка»
К доске приглашается 6-7 учащихся, которые выстраиваются в линию, тот, кто стоит первым говорит соседу приятную фразу, которую бы он хотел услышать сам, и быстро переходит в конец строя. Следующий, передаёт фразу по цепочке, а через несколько секунд произносит свою фразу, и переходит в конец строя. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не произнесут «свои» фразы.
В конце тренинга учитель говорит о том, что формирование зрелых отношений – это очень важная задача и ею не стоит пренебрегать, так как на этой стадии подросток учится общаться.
Учитель: следующая задача – достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Она относится к сфере самопознания, самосовершенствования и познания окружающего мира. Во время решения этой задачи вырабатывается своя единая система мировоззрений. Формируется отношение других людей к вам. (12 слайд)
Что такое эмоции? Какого человека мы называем эмоциональным? Что такое мировоззрение? Что такое собственное мнение? Как его можно выражать? (На данные вопросы учащимся можно предложить ответить совместно, предварительно обсудив их в малых группах. Возможна дискуссия.)
Учитель: Следующая задача – подготовка к трудовой деятельности. Что такое «трудовая деятельность»? О какой подготовке ведётся речь? Как вы относитесь к выражению «Труд сделал из обезьяны человека»?
Учитель: другой не менее важной задачей является подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.
Учитель приводит утверждение Артура Шопенгауэра: «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».
Что хотел подчеркнуть этой фразой немецкий философ?
Что же такое семья?
Учитель: подросток не только учится нести ответственность за свои поступки, у него появляется потребность нести ответственность за общество. Человек в этом возрасте выстраивает собственную систему моральных ценностей и этических принципов. И это ещё одна задача.
Учитель: решение жизненных задач – это тяжёлый повседневный труд над собой. (Если ученики знают стихотворение, его можно прочитать вместе)
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь.
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони её от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в чёрном теле
И не снимай с неё узды.
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя безжалостно сорвёт.
А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай до темна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Н.А. Заболоцкий
Учитель: процесс преодоления подростковых трудностей можно изобразить схематически.
ОЦЕНКА СИТУАЦИИ ОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ +
+ ОЖИДАЕМАЯ ПОДДЕЖКА СО СТОРОНЫ ОЦЕНКА ПРОБЛЕМЫ И
ПОСТРОЕНИЕ НОВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ
Работа в группах.
Задание: постройте схему своего поведения в случае:
1 группа - конфликта с одноклассником;
2 группа - вы хотите познакомиться с человеком (девушкой, парнем);
3 группа – на улице вас останавливает группа незнакомых подростков;
4 группа – вас останавливает милиция;
5 группа – вам предлагают попробовать наркотики.
Учитель: следуя по пути взросления, подростки нередко совершают серьёзные ошибки. Последствия, которых сказываются на всей его дальнейшей жизни. Ребятам можно предложить дополнить схему. Или выполнить работу по заполнению схемы в группе.
предательство наркомания прекращение обучения
грубость алкоголизм совершение преступлений
(Могут быть и другие варианты.)
IV. Подведение итогов
Перечислите задачи, которые необходимо решить в подростковом возрасте.
Какие задачи вы считаете главными, а какие второстепенными?
Чему должен научиться подросток?
Могут ли ошибки совершённые в подростковом возрасте, повлиять на дальнейшую жизнь?