Просмотр содержимого документа
««Как противостоять стрессам. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».»
Родительское собрание
«Как противостоять стрессам. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».
Цели:
1) познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации;
2) проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам;
3) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Для Вас и Ваших детей наступает ответственная и волнующая пора – пора сдачи первых государственных экзаменов. «Экзамен» в переводе с латинского означает «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены. От того, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит результат аттестации вашего ребенка. Наша с вами задача – помочь пройти этот путь с честью. Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации.
Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы вы и ребята с процедурой проведения экзамена и порогом прохождения итоговой аттестации. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
2. Знакомство с нормативными документами по процедуре проведения ОГЭ.
1)Официальные сайты по вопросам подготовки и проведения
2) Нормативно – правовое регулирование ГИА-9. Федеральные документы
3) Актуальный материал ГИА
Многие испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки, проведения экзамена в «чужой» школе среди учащихся разных учебных заведений и др.) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).
Отличие ОГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.
Родителям важно постараться поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребенка. Вселить в него уверенность в успехе, обсуждать все трудности, которые возникают в процессе подготовки к экзаменам и их сдачи.
Необходимо контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время, желательно не позднее 22.00.
Важно поддерживать режим питания школьника. Он должен быть правильным: утром – молочные каши и бутерброд с чаем, в обед – первое и второе, на ужин – соки. В рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности – кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи. Необходима и витаминная поддержка организма.
Старайтесь контролировать режим труда и отдыха. Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности (с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками). В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.
Некоторые учащиеся приобретают вредную привычку заниматься поздно вечером и даже ночью. Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Занятия по ночам истощают нервную систему, приводят к хроническому состоянию сонливости.
Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.
Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена, поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так, чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.
Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Главное - постараться быть спокойнее. Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.
Рекомендации родителям.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте его после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка у детей во время тестирования заключается в том, что, не дочитав до конца задание, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Надеюсь, предложенные выше рекомендации и советы помогут Вам и Вашим детям справиться со стрессом — предстоящими экзаменами.
Литература:
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5 — 11 класс: М., «Вако», 2003