Просмотр содержимого документа
«Как дисциплинировать ребенка на занятиях по дополнительному образованию»
Психологический семинар
Тема «Почему дети ведут себя так, а не иначе.
Как наладить дисциплину на занятии?»
Материал подготовила педагог-психолог Третьякова Н.А. 2022 год
Учащаемые коллеги! Мы часто сталкиваемся в процессе работы, когда обучающиеся на занятии не умеют себя вести и мешают другим.
Для начала давайте уясним себе, что поведение ребенка регулируется некоторыми законами поведения. Рассмотрим три основные из них.
1 Закон. Дети выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах. Как это проявляется? Давно ведь замечено, что одному из взрослыхребенок с удовольствием "садится на шею", в то время как при другом взрослом он ведет себя просто по-ангельски.
Почему в одной ситуации ребенок ведет себя по-одному, в другой ситуации (в другое время) - абсолютно по-другому?
Ответ прост: дети выбирают в тот момент именно такое поведение. Можно его объяснить и детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием или чем-нибудь другим. Это будет правомерно. Никто и ничто не может однозначно предопределить то или иное поведение. Люди, условия или события могут лишь предлагать определенное поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам ребенок.Выбор есть и у вас: можно действовать привычным "манипулированием", а можно изменить свое поведение, тем самым предоставить право выбора адекватного поведения и самому ребенку.
2 Закон. Любое поведение детей подчинено общей цели – чувствовать себяпринадлежащим к жизни в группе.
И эта "причастность" должна воплощаться в 3 целях (частных задачах) :
* ощущать себя умственно полноценным (интеллектуальная состоятельность);
* уметь строить приемлемые отношения со сверстниками и взрослыми (коммуникативная состоятельность);
* уметь вносить свой вклад в жизнь группы (состоятельность в деятельности).
3 Закон. Нарушая дисциплину, ребёнок осознаёт, что ведёт себя неправильно, но может не осознавать, что за нарушением стоит один из четырёх мотивов:
* привлечение внимания;
* борьба за власть;
* месть;
* избегание неудачи.
Зная эти законы мы педагоги можем выстраивать конструктивное взаимоотношение с обучающимися.
Так что же делать? Как наладить дисциплину на занятии?
Хочу поделиться советом!
Инструкция
1
Сделайте четкое разграничение всех этапов занятия. Четкое поэтапное распределение времени на занятии стимулирует обучающихся к более ответственному подходу к процессу обучения.
2
Разнообразьте методы и средства обучения на занятии. Чем интереснее занятие, тем меньше времени остается обучающимся для посторонних действий. Эффективным способом организации плодотворной учебной деятельности является групповая творческая работа.
3
Уважайте личность ребенка. Не допускайте унизительных слов и действий по отношению к слабым обучающимся. Ваша задача – видеть человека в каждом ребенке, пусть он даже и отъявленный хулиган и двоечник. Такие дети, как правило, чувствуя, что к ним относятся с уважением, стараются соответствовать ожиданиям педагога и ведут себя хорошо.
4
Ваши действия как педагога должны иметь четкую направленность и нести смысловую нагрузку. Если обучающиеся заметят, что вы сами не знаете, что дальше делать или чем заниматься на занятии, дисциплина будет утеряна.
5
С детьми 6-9лет неплохо действуют различные игровые системы наказания: система штрафов, выдача красных карточек и т.п. Необходимо искать различные методы, подходы, способы повышения уровня заинтересованности обучающихся в учебном процессе.
6
Отсутствие дисциплины на занятии у педагога нередко бывает, когда в группе есть неразрешенная конфликтная ситуация, для разрешения которой не всегда достаточно лишь откровенного разговора. Обратитесь за помощью к педагогу-психологу или к другому педагогу, если понимаете, что самостоятельно решить конфликт вы не сможете.
7
Отсутствие дисциплины на занятиях чаще всего наблюдается в подростковых группах, когда ребята вступают в переходный возраст. Для того чтобы на занятии была рабочая атмосфера, мотивируйте ребят на активную деятельность. Запланируйте такие занятия, как занятие - путешествие, интегрированное или дифференцированное занятие.
8
Хорошая дисциплина на занятии часто является следствием хороших взаимоотношений между педагогом и детьми, поэтому относитесь к обучающимся тактично, уважайте их достоинство, и они не позволят себе бестактного поведения.
9
Поддерживайте контакт с родителями. Но обращайтесь за помощью к ним и к администрации только в экстренных случаях. Таким путем вы сможете добиться хорошего поведения лишь на некоторое время. Если хотите, чтобы дети соблюдали дисциплину на ваших занятиях, налаживайте отношения с ними, станьте им другом, но не переходите черту, когда ребята посчитают, что им все дозволено. Любите детей - они очень хорошо чувствуют это. 10
У детей столько энергии, что часто она бьет через край. И педагогу очень сложно удерживать внимание на теме занятия, особенно если это занятия где приходиться заниматься «кропотливой», малоподвижной деятельностью (вязать, мастерить и т.д).
Как только вы заметили, что дети начали шептаться, отвлекаться, заниматься посторонними делами, смените вид деятельности, пусть ребята немного подвигаются. Дети просто устали сидеть на одном месте в одной позе. Проведите небольшую зарядку.
11
Лучше всего налаживать с детьми контакт в неформальной обстановке. Походы в музеи, кино, выезды на природу, способствуют сближению обучающихся с педагогом. Взрослых, заслуживших авторитет, ребята начинают воспринимать как лидеров и стараются не доставлять им беспокойства.
12
В процессе занятия преподавать должен быть максимально внимательным, быть в курсе всего, что происходит в группе, уметь следить за успехами каждого обучающегося. На занятии необходимо вовлекать в работу как можно больше обучающихся, избегать того, чтобы некоторые из них оставались без внимания.