kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изучение вековых традиций и обычаев русского народа как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности учащихся начального звена

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИЗУЧЕНИЕ ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ  РУССКОГО НАРОДА   КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ   НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА

Просмотр содержимого документа
«Изучение вековых традиций и обычаев русского народа как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности учащихся начального звена»

ИЗУЧЕНИЕ ВЕКОВЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ РУССКОГО НАРОДА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА


Гребцова Н.И.,

учитель начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»


« Со времён старинных, давних
Праздник в гости к нам спешит»

Проблемы воспитания подрастающего поколения, формирование в их сознании чувства патриотизма, национального самосознания особенно актуальны в наше неспокойное время. В самые сложные периоды своей истории Россия с честью выходила из критических ситуаций только благодаря самоотверженному труду, вере в милосердие и справедливость, преданности своим вековым традициям. Нет будущего у государства, которое не воспитало у подрастающего поколения уважение к своим вековым традициям, к своей истории.

В милых и родных для каждого сердца уголках живёт историческая память о русских обычаях, обрядах, которые несли непроходящие ценности: любовь к матери, своей Родине, человечность и доброту, ответственность за свои дела и поступки. Важно воспитать в подрастающем поколении интерес к уникальной культуре края, где ты родился и вырос. Эти качества не рождаются сами собой. Память о традициях местной культуры, разнообразные краеведческие знания хранит старшее поколение.

Внесение в воспитательный процесс нестандартных форм работы, наполненных стремлением к воспитанию доброты, милосердия – необходимое условие современного образовательного процесса. Это способствует активизации деятельности учеников, формированию их гражданской позиции. Трудно найти в современном образовательном процессе более удачную форму работы, чем исследовательская деятельность.

Исследовательские работы по изучению художественного искусства своей малой Родины, местных достопримечательностей, народных промыслов края, особенностей национальной одежды – прекрасное средство для воспитания патриотизма, любви к тому месту, где родился и вырос. В ходе длительных поисков, изучения документов краеведческого музея, интересных встреч со старожилами сёл убеждаемся в том, что семьи по-разному отмечают праздники, что на Троицу наряжают берёзку, а на Масленицу пекут блины и сжигают чучело. Оказывается, есть обычаи, традиции, обряды, которые объединяют всех жителей в единую семью, связывают их. Разные праздники отмечают в разных сёлах. Но обычаи во многих сёлах одинаковые. Многие эти традиции и обычаи связаны с природой. Их главная цель – заклинать богатство, благополучие и счастье крестьянской семьи.

Праздники, праздничные обряды – это отражение явлений природы. А народ-земледелец обязан быть необычайно наблюдательным и внимательным к малейшим переходам матери-природы. Сам праздник, его суть есть ещё и поклонение природе, её светлым богам, это молитва народа-пахаря, а потому жизнь русского народа красна праздниками. Праздники – вехи времён года в свете самого земледелия, самоотверженной работы, труда во имя урожая, хлеба насущного. Такие выводы и заключения помогают убедить детей в мудрости тех ценностей, которые были у наших предков, заставляют задумываться о сути бытия русского человека. Обычаи несут огромную моральную нагрузку. Ведь многие мечтали не об огромном богатстве, а о благополучии семьи, её стабильности и покое.

С далёких времён человек считал себя частью природы, сопричастным к тем событиям, которые происходили вокруг него: будь тог течение и жизнь рек, путешествие Солнца, рост колоса. С незапамятных времён люди земли совершали свои обряды в строго определённое время года. Если провести исследование, то можно убедиться: всё зависело от сроков проведения сельскохозяйственных работ. А это было связано со сменой времён года. Именно поэтому народные праздники получили название - календарные. Особое место в череде календарных праздников занимает лето, не простое, а русское. Что знают дети об этом времени года, о тех обычаях и традициях, которые были связана со сбором первого урожая яблок, с первым хлебным колосом. Тысячелетиями создавалась красота «лета красного», творился соразмерный порядок традиционной жизни, полной труда и праздников, песен и приданий, обычаев и примет серьёзных дел. Но летом человек находил силы и для часов веселья, игр и потех. Лето играло особую роль жизни крестьянина. Работа, выполненная в это время года, кормило семьи целый год.

Праздники несли духовное общение людей и играли в их жизни большую роль. Жить всем миром означало выжить при любых напастях, невзгодах, бедах и неприятностях. В них была заложена мощная энергия. Они являются необходимым условием существования человека во все времена, так как помогали забыть о трудностях и неприятностях, о болезнях и недугах. Праздники, с их плясками, играми, с их увеселениями, давали возможность показать свои творческие способности, талант

Следует отметить, что на всех праздниках звучали русские народные песни с их необыкновенными напевами. Ведь уже давно учёные утверждают, что хоровое пение благоприятно влияет на здоровье. Особые звуки хоровой праздничной песни сплачивали людей в единый коллектив. Исследования о характере песен, их видах, разнообразии напевов и содержания вызывают огромный интерес у учеников начальных классов. Огромное удивление вызвало у детей утверждение о том, что праздничный всеобщий смех назван очищающим смехом Его благоприятное влияние на участников праздника несомненно. Возникшая в глубокой древности обрядовая культура Белгородчины необычайно интересна, многогранна во всех оригинальных формах и видах её проявления.

«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно…» - сказал К.Д. Ушинский. Народное творчество связано с историей. Народное это всегда глубинное, искреннее, важное для самой жизни, для сохранения её истоков. Народное искусство - сложное и многогранное явление. Понятие это очень глубокое и широкое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного творчества – музыку, устное народное творчество, различные ремёсла. Глубокое потому, что живёт вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. Мы говорили сегодня о традициях, обычаях. Традиция - это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах в течение длительного времени. В качестве традиций могут выступать нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды.

Растительным символом Матери-Сырой – Земли на Руси являлась берёзка, непременная участница всех праздников и обрядов, начиная от Троицы. В народе считается, что молодое деревце, которому пробуждающаяся земля подарила целительную силу, поможет вырасти новому урожаю, подарит благополучие людям и растениям. В результате исследования, дети убеждаются, что бабушки знают поверья, о том, что берёзка приносит добро, оберегает от зла и нечистой силы. «День святой Троицы», один из самых почитаемых на Руси праздников. Он сочетает в себе православную религиозную обрядность и сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков. Этот праздник вовлекает в свое действо и взрослых и детей, что создает удивительно богатую духовную атмосферу. Троица является одним из самых красочных и поэтичных народных праздников. Троицын день – середина летних святок

Нынче Божья Великая Троица,

Каждый дом посетила с утра,

Ах, сегодня по миру, как звонятся,

Переливчаты колокола.

Разливается праздник божественный,

Дух Святой побеждает неверие, 

Ах, сегодня величием торжественно,

Совершается в храмах моление.

В этот день лес именинник, его нельзя ни ломать, ни рубить, в этот день его почитают. Рано утром люди издревле украшали свои дома ароматной травой, цветами, веточками березы, верили, что они изгоняют все плохое. Березка для русского человека всегда была символом Матери Сырой Земли, символом счастья. В этот воскресный день, после обеда начинаются народные гулянья. Люди выходят на улицу, девочки и девушки украшают березку лентами, заплетают косами, завивают кольцами. Материал об этом празднике собирали долго из разных источников, использовали много литературы и воспоминания пожилых людей.

Особое место занимали фольклорные праздники, сочетающие в себе устное и изобразительное народное искусство. Красоту окружающей природы человек переносит в свой дом, в свой быт. Вышитые рушники, резьба по дереву – постоянные спутники быта русского человека. Здесь явно просматривается связь предков с природой. Именно поэтому фольклорные праздники в современных школах являются важным средством воспитания. Они помогают хранить память об особенностях быта русских деревень и городов.

Следует обратить внимание на то, что семья была одной из главных ценностей у русского народа. Именно поэтому важно было помнить своих предков, свой род. Очень часто имена детям давались в честь бабушек и дедушек. Так люди проявляли уважение к предкам. Каждая семья создавала, хранила и передавала из поколения в поколения свои традиции. Свои традиции имели сёла, деревни, города.

Воспитание патриота и гражданина – процесс очень долгий и сложный. Чтобы добиться успеха в этом нелёгком деле педагогу следует систематически включать в содержание начального образования материалы об обычаях и традициях русского народа, исторические сведения о тех местах, где родился и вырос. Обязанность каждого учителя хранить, беречь, развивать народное творчество.


Список литературы.

1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2009.

2.Богданович Н. У чистых истоков / Нелли Богданович. – Старый Оскол, ООО ТНТ, 2003.-256 с.

3.Герасимова З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12. – С. 47.

4.Константинов В.М. Охрана природы / В.М. Константинов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.-240 с.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гребцова Нина Ивановна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426530

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства