kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Изучение психологической атмосферы в классе" (классно-обобщающий контроль).

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Результат воспитательной работы в классе во многом зависит от психологической атмосферы в коллективе учащихся, от того, как чувствует себя каждый член коллектива. Классно-обобщающий контроль, по изучению психологического климата, поможет классному руководителю в дальнейшем запланировать воспитательную работу с учетом результатов проведенного изучения, как учащихся, так и родителей. 

     Для формирования и поддержания социально-психологического климата в  классе  классный руководитель сможет использовать в своей воспитательной работе рекомендуемые эффективные способы.  Игры и упражнения помогут сформировать  и укрепить благоприятный социально-психологический климат в классе. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Изучение психологической атмосферы в классе" (классно-обобщающий контроль). »

Изучение психологической атмосферы в 8 классе.

(классно-обобщающий контроль)

Подготовлено:

Социальным педагогом

МБОУСОШ №3 села Шедок

Мостовского района Краснодарского края


С целью изучения психологической атмосферы в 8 классе и определения социализированности учащихся мною, социальным педагогом МБОУ СОШ№3 Забугиной М.А. в январе были проведены психологические диагностики для учащихся 8 класса «Уровень конфликтности личности», «Анализ тревоги в классе», «Исследование уровня социализированности учащихся», «Определение психологического климата класса» (Лутошкина Л.Н.).

Анализ полученных данных показал, что уровень конфликтности в настоящее время в классе соответствует среднему уровню. 59% учащихся имеют уровень конфликтности ближе к среднему, 29% - средний уровень и 12 % выше среднего, но в пределах нормы. Только для двух учеников в классе характерен повышенный уровень конфликтности. Жёсткий тип поведения в конфликтной ситуации характерен только для 10 % учащихся (2 чел.), более распространены смешанный и демократичный стиль поведения.

Результаты психолого-педагогической диагностики с применением методики определения психологического климата класса Лутошкина Л.Н. показали:

  • 74 % опрошенных детей отмечают, что в классе преобладает жизнерадостное настроение, коллектив активен и полон энергии.

  • 50% детей считает, что в трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение и уважительное отношении друг к другу, что их коллектив живет по принципу «один за всех и все за одного»,

  • 80 % учащихся считает, что в коллективе существует справедливое отношение ко всем членам коллектива, поддерживают слабых и доброжелательно относятся к новым членам.

  • Более 87% детей согласны с тем, что у членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают преподаватели.

Но вместе с тем, применение методики Лутошкина Л.Н. позволило выявить некоторые проблемы в межличностных отношениях: конфликты в отношениях, агрессивность, антипатия у некоторых учащихся, в трудную минуту коллектив «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения, каждый считает свое мнение главным, класс делится на группировки, которые конфликтуют между собой.

Применение методики изучения уровня социализированности личности учащихся (автор – М.И.Рожков) позволило установить, что уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности у большинства учащихся 8 класса средний:

- уровень социальной адаптации: - уровень автономности:

Высокий – 10 уч-ся (53%) Высокий – 9 уч-ся ( 45%)

Средний – 7 уч-ся (42%) Средний – 8 уч-ся (50%)

Низкий - 1 уч-ся (5 %) Низкий - 1 уч-ся (5 %)

- уровень социальной активности: - уровень нравственности:

Высокий – 7 уч-ся (42%) Высокий – 6 уч-ся ( 34%)

Средний – 10 уч-ся (53%) Средний – 11 уч-ся (61%)

Низкий - 1 уч-ся (5%) Низкий - 1 уч-ся (5%)

95 % учащихся имеют уровень автономности выше среднего или высокий, но 5 % детей - недостаточно автономны. Подробный анализ результатов диагностики показывает, что эти дети доброжелательны по отношению к своим одноклассникам; готовы идти на уступки, предупреждая конфликт; стиль общения с ребятами гибкий. Соответственно их выбор позиций в анкете и обеспечил показатель среднего уровня автономности.

При изучении социально-психологического климата в 8 классе также выявились определенные проблемы. Половина ребят в классе считает, что успехи и неудачи коллектива оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывает зависть и злорадство, в коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпимым к мнениям товарищей. Члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Это говорит о низкой сплоченности коллектива на данном этапе его развития.

Психологический климат класса зависит и от того, как чувствует себя каждый член коллектива. Изучая уровень тревоги в классе, выяснилось, что 60% опрошенных учащихся 8 класса нормально себя чувствуют в классном коллективе, 25% из них испытывают напряжение, 15%- испытывают тревогу. Наблюдения и беседы с учащимися, родителями и педагогами подтверждают результаты. Частые прогулы и опоздания некоторых учащихся тоже свидетельствуют об этом. Тем самым они избегают находиться в классе. Тревога и страх порождают защитные реакции, которые могут проявляться и в различных формах поведения: стать незаметным, агрессия, использование различных масок, отчуждение.

С целью выявления стилей родительского воспитания родителей учащихся 8 класса был проведен опрос «Можете ли Вы…? и анкетирование «Стили семейного воспитания».

80 % родителей используют в своем воспитании авторитетный стиль воспитания , т.е. осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признают право на саморазвитие. Трезво понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. 10 % - авторитарный, т.е. хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой, неуютно под их контролем. 10 % - индеферентный (проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с их стороны!).

Для 70 % родителей ребенок - самая большая ценность в их жизни. Они стремятся не только понять, но и узнать его, относятся к нему с уважением, придерживаются наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, они действуют правильно и могут рассчитывать на хорошие результаты. Для 30 % - забота о ребенке для них вопрос первостепенной важности. Они обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Порой они чересчур строги, в других случаях – излишне мягкие. Кроме того, они склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Им следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Анализ полученных данных показал, что большинство родителей 8 класса серьёзно относятся к воспитанию детей, но у некоторых не всегда это получается, поэтому классному руководителю необходимо помогать родителям находить и использовать методы воспитания для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные возрастные, психологические и личностные особенности, а также специфику этой семьи: структуру, материальное положение, воспитательные принципы, взаимоотношения, направленность, социально-правовую устойчивость, позицию ребенка в семье.

Для формирования и поддержания социально-психологического климата в 8 классе классному руководителю можно использовать в своей воспитательной работе эффективные способы:

- для межличностного взаимодействия укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;

- находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;

-формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

- создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка;

Классному руководителю 8 класса в своей работе можно использовать игры и упражнения, направленные на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе. Например:


1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.


На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".


Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)


2. Игра-проект "Символика моего класса"


"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)


Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!


Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.


1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!


2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

название класса;

девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);

символ класса.


Главное условие - проект должен объединить весь класс.


3 этап: Защита группами своих проектов.


4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)


3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".


Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.


Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.


Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.


4. Создание "Дневника класса"


Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.


Примеры игр и упражнений на сплочение класса:


1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.


2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".


3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.


4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.


Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

































Справка

по результатам посещения уроков в 8 классе

МБОУ СОШ №3 с.Шедок

(классно-обобщающий контроль)


31.01.2012г.

Цель: изучить обстановку в классе во время учебного процесса, проверить соблюдение правил поведения на уроках учащимися 8 класса.

Методы:

- посещение уроков;

-наблюдения;

-беседы с учителями-предметниками;

-беседы с учащимися;

- беседы с классным руководителем;

-работа с классным журналом и журналом учета посещаемости.

Результаты:

Посещены были уроки: алгебра, история, физика, физкультура.

На уроках учащиеся допускали нарушения правил поведения учащихся в МБОУ СОШ №3:

- невыполнение домашнего задания (алгебра из 12 сданных тетрадей, 8 выполненных заданий; физика (задачу не решили) - Фатьянов А., Лихненко В., Сергеев Д. Момотов В.; история – Радченко Н.; физкультура – Рудниченко Т. ( не было спортивной формы) ;

- нарушали дисциплину ( разговаривали ( история - Красовский Ю., Момотов В., Столяров Д., Фатьянов А., Сергеев Д., Голубятников О.; физика - Золотарев И., Стебаев А.); выкрикивали с места ( физика – Войцеховская Д., Шепелина В., Золотарев И., Стебаев А.; алгебра – Стебаев В., Столяров Д.), играли в телефон (Красовский Ю., Момотов В. – история), занимались посторонними делами (история – Момотов В., Голубятников О., Столяров Д.; физика - Столяров Д., Голубятников О., Золотарев И., Стебаев А.; алгебра – Стебаев В., Столяров Д. (развалился на стуле);

- не имели учебников по предметам (история – Момотов В.. Красовский Ю., физика – Момотов В. );

-не имели тетрадей по предмету (история и физика- Момотов В.);

- не имели дневников (история – Золотарев И.)

- опаздывали (история – Красовский Ю., Столяров Д.; физкультура – Красовский Ю., Кононов К., Момотов В., Даньшин Р.; алгебра – Стебаев В., Стебаев А., Золотарев И., Столяров Д.);

- пропускали уроки без уважительных причин ( Красовский Ю. – физика, Момотов В. - алгебра);


- домашнее задание или не записывали или запись производили не в дневниках (история – Красовский Ю., Момотов В., Сергеев Д., Голубятников О., Фатьянов А.; физика – Радченко Н., Ищенко Ю., Золотарев И.)

-переписывались записками (История – Фатьянов А., Сергеев Д.)

- не встала из-за парты Ищенко Ю. при опросе по алгебре, только выполнила правила после замечания учителя.

При опросе домашнего задания по физике: Золотарев И. и Стебаев А. переживали, чтобы их не спросили ( склонились над книгой); Ищенко Ю. на 2-ой вопрос не ответила, а ответила полностью на 3-ий вопрос; Лихненко В. на 2-ой вопрос не смог полностью ответить, помогла Лисовец А.; Воробьева Е. отвечала на 4-ый вопрос с помощью учебника; Сергеев Д. ответить на 5-ый вопрос не смог, помогла Радченко Н.; Ковалева Г. не полностью ответила на 6-ой вопрос.

На уроке алгебры активно работали: Фатьянов А., Лисовец А., Войцеховская Д., большинство учащихся только во второй половине урока включились самостоятельно в работу и продолжали работать до конца.

Выводы:

Учащиеся 8 класса допускают нарушения правил поведения на уроке, что негативно сказывается как на учебной деятельности всего класса, так и отдельного ученика.

Рекомендации:

Классному руководителю 8 класса:

- с учащимися на классном часе изучить Устав школы и Положение о правилах поведения учащихся в МБОУ СОШ №3;

- довести до сведения родителей результаты посещения уроков;

- подготовить документы на учащихся, допускающих систематические нарушения Устава школы, а именно: нарушение дисциплины на уроках для рассмотрения их поведения на заседании школьного СП (по мере необходимости);

- активизировать работу с родителями учащихся, допускающих систематические нарушения правила поведения на уроке с целью предупреждения профилактики безнадзорности несовершеннолетних.



Социальный педагог МБОУ СОШ №3 М.А.Забугина











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Изучение психологической атмосферы в классе" (классно-обобщающий контроль).

Автор: Забугина Марина Александровна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209410


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства