Идея раздельного обучения мальчиков и девочек была подсказана нашим научным руководителем, профессором Г.С. Угаровым. Во-первых, она подходит к специфике нашего лицея, где 70 % состава – мальчики. Во-вторых, мы все знаем, что в среднем звене, особенно в 5-8 классах, девочки по своему психо-физиологическому развитию превосходят мальчиков, они более самостоятельны, активны, деятельны. В смешанных классах девочки занимают более активную позицию. Мальчики в этом возрасте пассивны, нерешительны. В классах в лидерах в основном бывают девочки. В-третьих, как пишет Г.С. Угаров, «отсутствие научно-обоснованных взглядов на полоролевую и психосексуальную дифференциацию личности в раннем детстве, феминизированная школа и лишенное мужского начала семейное воспитание являются причиной рождения новой генерации граждан неопределенного пола. В связи с этим остро встал вопрос о переходе к раздельному обучению мальчиков и девочек». В четвертых, мы знаем положительный российский и зарубежный опыт дореволюционных мужских и женских гимназий, где воспитывали настоящих леди и рыцарей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Из опыта раздельного обучения юношей и девушек »
Из опыта раздельного обучения юношей и девушек
Сидорова М. П. Харанская школа-лицей здоровья и спорта, учительница химии, биологии.
Идея раздельного обучения мальчиков и девочек была подсказана нашим научным руководителем, профессором Г.С. Угаровым. Во-первых, она подходит к специфике нашего лицея, где 70 % состава – мальчики. Во-вторых, мы все знаем, что в среднем звене, особенно в 5-8 классах, девочки по своему психо-физиологическому развитию превосходят мальчиков, они более самостоятельны, активны, деятельны. В смешанных классах девочки занимают более активную позицию. Мальчики в этом возрасте пассивны, нерешительны. В классах в лидерах в основном бывают девочки. В-третьих, как пишет Г.С. Угаров, «отсутствие научно-обоснованных взглядов на полоролевую и психосексуальную дифференциацию личности в раннем детстве, феминизированная школа и лишенное мужского начала семейное воспитание являются причиной рождения новой генерации граждан неопределенного пола. В связи с этим остро встал вопрос о переходе к раздельному обучению мальчиков и девочек». В четвертых, мы знаем положительный российский и зарубежный опыт дореволюционных мужских и женских гимназий, где воспитывали настоящих леди и рыцарей.
В связи с этим становится актуальным вопрос обучения мальчиков и девочек в отдельных классах и организации внеклассной воспитательной работы с ними по определенным программам, где бы учитывались физиологические, психосексуальные особенности полов, их социальная ориентация.
Исходя из этих рассуждений, учебно-воспитательная работа в лицее ведется в трех раздельных классах мальчиков (7 «а», 10 «а», 11 «а») и в 10 «б» классе девочек по программам, разработанным в соответствии с их особенностями.
Воспитание детей всегда было и остается проблемой особой сложности. Происходящие в социально-экономической жизни страны изменения, смена ценностных ориентиров обострили эти проблемы.
На классного руководителя возложена очень ответственная, важная миссия воспитания подрастающего поколения. А если в классе одни мальчики, то работа с ними имеет свои особенности.
Задачи:
- Развитие умения рефлексивной деятельности, умения соотносить свои возможности и способности с требованиями избираемой в будущем профессии;
Нравственное самоопределение как способность осуществлять личный свободный выбор собственных жизненных ценностей;
Развитие ответственности за свои поступки;
Развитие способности ставить перед собой цели, адекватные социальным и личностным ценностям;
Развитие культуры общения и поведения.
Социально-психолого педагогический портрет 10 «а» класса.
Девиз класса: «Один за всех – все за одного. Мой класс и я – большая дружная семья: интересы одного не должны вредить коллективу, коллектив должен учитывать интересы каждого».
Класс был открыт в 1999-2000 учебном году в рамках научно-экспериментальной работы школы-лицея «Валеологизация учебно-воспитательного процесса» как экспериментальный класс раздельного обучения мальчиков.
Родители учащихся в основном среднего возраста. 5 семей многодетные (5-8 детей), остальные имеют по 2-4 детей. Трое круглых сирот: Беляев Петя из села Чемоики потерял в 2001 году обоих родителей, Никитин Ваня из села Павловска, Дмитриев Алеша из п. Тулагино также не имеет ни отца, ни мать. 3 юношей воспитывают только матери. Остальные семьи благополучные, среднего достатка. Среди родителей представителей интеллигенции – 33,0 %, служащих - 44,5 %, рабочих - 22,5 %. Родителей с высшим образованием – 5, со средним специальным – 20, со средним – 4.
По отношению к учебной деятельности, по уровню обученности 10 «а» класс можно охарактеризовать как класс со средним уровнем учебной мотивации. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования: 14 юношей ответили: «Учусь, так как убежден, что знания – основа будущих успехов». Цель обучения в школе они определили как стремление стать культурным, образованным человеком.
Класс имеет ежегодную стопроцентную переводную успеваемость. На «4» и «5» обучаются 7 учеников по итогам года. Любимые учебные дисциплины – информатика, физкультура. Проявляют интерес к физике, химии. Затрудняются по русскому, иностранному языкам. Учащиеся 10 «а» класса защищают честь лицея на предметных олимпиадах по физкультуре, черчению. Холмогоров Алеша занял 1 место на улусной олимпиаде по черчению, Егоров Миша успешно участвовал в улусной олимпиаде по физкультуре.
Уровень воспитанности учащихся 10 «а» класса можно оценить как средний. Об этом свидетельствуют данные тестирования, анкетирования, наблюдения, отсутствие правонарушений, межличностные отношения, отзывы окружающих. В силу возрастных особенностей юношей и в борьбе за лидерство могут иногда возникнуть конфликты, ссоры. Шумно бывает часто и на уроках. Но в целом в классе преобладает атмосфера здоровая, доброжелательная. Нет отдельных группировок. В классе благоприятный эмоционально-психологический и нравственный климат. Четко определились формальные лидеры. Неформальных лидеров нет. Кроме них в классе существует актив, поддерживающий классного руководителя в его работе.
Почти все учащиеся 10 «а» класса заняты избранным видом спорта и добились высоких результатов:
Кандидаты в мастера спорта - 1
Призеры России по боксу - 1
Призеры России по вольной борьбе - 2
Чемпионы и призеры РС(Я) - 11
Чемпионы и призеры улуса - 15
Состояние здоровья и физического развития удовлетворительное. Наблюдения показывают, что данные физического развития из года в год улучшаются. Распространенные заболевания – кариес, миопия.
У юношей 10 «а» класса хорошо развито чувство коллективизма. При подготовке к различного рода школьным мероприятиям, конкурсам, соревнованиям мальчики показывают сплоченность, стремление к победе, единодушие, взаимоподдержку. 10 «а» побеждает или занимает призовые места на всех внутришкольных мероприятиях.
Раздельное обучение помогло воспитать в юношах лидерские качества, активную жизненную позицию, патриотические чувства, ответственность, самостоятельность. Пятый год юноши 10 «а» класса защищают честь лицея на улусном конкурсе КВН, «Брейн-ринге». (2000-2001 – команда «Дикари» заняла 1 место в улусе, 2001-2002 команда «Чудики» – 1 место в улусе, номинант республиканского конкурса, 2002-2003 – команда «Бэрт Харалар» 2 место в улусе, 2003-2004 – 2 место в улусе). Егоров Миша признан «Лучшим капитаном» КВН. 2004-2005 – команда «Чудики» – 2 место в улусе, обладатель номинации «Лучший дебют» VII республиканского фестиваля школьных команд КВН-2004.
На улусном конкурсе «Брейн-ринг» юноши 10 «а» класса заняли 1 место в КМО и 3 место в улусе. Участники улусного конкурса «Самый спортивный класс» -2004 г. Победители улусной интеллектуальной игры «Что?Где?Когда?» – 2004 г. Победители школьного конкурса «Лучший класс» – 2005 г.
Это самый спортивный класс школы-лицея. Все юноши активно, целеустремленно, результативно занимаются вольной борьбой, легкой атлетикой, боксом, шашками. Среди них много чемпионов улуса, есть чемпионы республики, Зоны Дальнего Востока. Холмогоров Алеша – кандидат в мастера спорта по шашкам. Беляев Петя, Винокуров Никита - призеры Дальнего Востока по вольной борьбе. Осипов Ваня - призер Дальнего Востока по боксу. Спорт в этом классе занимает очень важное место в жизни ребят.
У юношей 10 «а» класса хорошо развиты трудовые навыки. На субботниках, трудовых десантах, на ремонте школы, во время летней трудовой четверти они первые в физической работе и общественно-полезном труде.
В целом, по спортивным показателям, общественной активности, по характеру взаимоотношений, по сплоченности, по уровню учебной мотивации, по характеру приоритетных жизненных ценностей коллектив 10 «а» класса - один из лучших в лицее.
Десятилетний опыт работы нашей школы-лицея доказал, что спорт является самым действенным, эффективным, могучим средством воспитания. Спорт формирует характер юношей, закаляет их волю, воспитывает в них упорство, настойчивость в достижении цели, стремление к победе. Спорт – часть жизни 10 «а» класса. Здесь о спорте говорят, спорят, ему отдают предпочтение перед другими занятиями. Не случайно идеалом для юношей 10 «а» класса являются Георгий Балакшин, Константин Цзю, Павел Пинигин. А на вопрос «Каковы ваши будущие жизненные цели?» юноши отвечают: «Добиться высших результатов в спорте».
Опыт работы экспериментальных классов раздельного обучения показывает, что при таком обучении повышается общественная активность мальчиков, развиваются их лидерские качества, навыки самоуправления, формируется активная жизненная позиция юношей. Все это благотворно сказывается на формировании их личности.