Помещики села Ахметлей.______________________________стр.7.
История жизни, экономика, ремесла, торговля.
Социально-экономическое развитие населения Ахметлея.___стр.7-12. Предприятия, колхоз, руководители и орденоносцы села.
Мечети. Притча об имамах и муллах.________________стр.12.
Село в годы Великой Отечественной войны._______________стр.12.
Культура: история библиотеки._____________________стр.12-14.
Историческая справка села Ахметлей
История заселения Ахметлейских земель.
По рассказам живых свидетелей из истории села известен, что татарское село Ахметлей основано в 1866 году приезжими крымскими татарами, ранее живущими в Томбовской губернии 1600 годах . Относительно происхождения названия села Ахметлей у народа существует много различных предположений. Более достоверными является, то что первым поселенцем того времени, был человек приезжий из крымских татар. Это офицер-полковник Ахметов-Ахмет-Ахмат (Эхмэт) арабо-перс.,-«восхваление». Его брат известен был в селе Зоя-Бимашкино, Барышского района.
Их и было тогда всего 7 дворов. И место, где впервые возник наше село было покрыто лесами, озерами, балками, болотами «упкын».
Буягорское село Ахметлей основанный нашими предками крымскими татарами: булгоры-(татары) по кличке «татары», по диалекту-«мишары» и относился к татарской языковой группе.
Первое село было расположено в южной части бывшей Селитбинской суконной фабрики, где позднее был построен спирт завод, который в последствии был ликвидирован в 1956 году. В те далекие годы, когда одна нация враждебно жила с другими (религиозные суеверия) Евлашевские русские Кузнецкой волости, Пензенской губернии, живущие по соседству в 20 км, потеснили наших предков с их земель к востоку и они вынуждены были отступаться и расположиться в 3х км. к востоку, где и ныне проживает более 700 человек татар и насчитывается 400 дворов.
Село Ахметлей в самом его начале возникновения, был одним из самых отсталых татарских сел отдаленной части бывшей Симбирской губернии, Сызранского уезда, Б.Сайманской волости. Село Ахметлей располагается по карте так: юго-западной части (окраина) Ульяновской области, 25 км от районного уезда Николаевка. В 16 км от села проходит федеральная железная дорога ст.Никулино, с северной стороны граничит селами Эзекеево, Поспеловка, в 10 км Тат.Сайман. До федеральной дороги от села Ахметлей -16 км, с.Рызлей-6 км, с.Никулино-12 км.
Дореволюционный период. История селян.
Примерно к концу 1720 годах возникли ещё новые прилежащие к селу селения (улицы) «Чичин» на востоке села на горе, где первыми жителями были приезжие из Кавказа-чеченцы. Они жили там до 1800 года. Исправляли свои религиозные обряды, и ним иногда в гости на праздники приходили русские из соседнего села Поника. Немного позже русские и татары стали враждовать, в результате чеченцы вынуждены были переселяться на другие районы Царской России. (во всех бедах обвиняли чеченцев). Память о них и о их жизни остался старинное чеченское мусульманское кладбище, расположенное на южной окраине улицы на горе Чичин.
Примерно 1900 годах возникла новая улица «Боровая» (сосновый бор), ныне-«Новый план». Первыми предками и заселенцами этой новой улицы был, односельчане помнят Юсифа Туктарова (сэужан). А раньше на этой улице был сосновый бор и непроходимые черемухи, где были расположены десятки пчелиных ульев жителя-старика «Балкушка бабая». В период существования и освоения земель и села возникали новые названия полей как «Ташлы», «Багана алны», «Малиновка», «Роднички», «Абдюш», «Рукау», озера «Ворота», «Шэшэй», «Олы куак», «Ташлы».
В памяти односельчан сохранилось 1860 год, когда Ахметлейцы во главе «татарским борцом» Горланом (Горлан бабай) долгие годы боролись жителями русских сел Поники и Евлашево, в результате споров, происходили драки, кулачные бои- делили границы полей. Более достоверным событием является серьезное столкновение с косами 8 км от села Поники. И название этой границы полей сохранилось до сих пор «Спорное».
Многие уезжали от бедности на заработки на нефтепромыслы в г.Грозный и г.Баку. и там тоже гнули спину на богатеев. За гроши приходилось работать по 18-20 часов в день. Но хоть какие то деньги отсылали и привозили своим семьям. Урожаи тогда были низкими, да иначе быть не могло, ведь земля обрабатывалась кое-как. Соха и борона основные орудия сельскохозяйственного производства.
Основным занятием односельчан было земледелие. Имеющие лошадей крестьяне возили лес на расстоянии 35 км от Поспеловки до Никулино-ж/дорога, а те которые не имели лошадей занимались лесорубством, батрачили. На полях больше всего сеяли рожь, чечевицу, картофель. Сеяли зерно с лукошками и при этом приговаривали «на одно зерно-дай мне 1000». Собранного урожая до нового года не хватало. Ахметлейцы жили в избах крытой соломой и вместо ламп по вечерам горели лучины. Все крестьяне носили лапты. Держали в своём хозяйстве скот, коров, коз, овец, кур, гусей, да пчел.
Единственным механизмом в селе была ветряная мельница, расположенная на горе севера к востоку и принадлежащая кулакам Сабиру и Абдрахману. В летнее время крестьяне работали от зари до ночи. Многие женщины в поле и рожали. От полученных урожаев крестьяне должны были уплатить «Закият»-«Гошер»-отдать муллам.
Особенно население страдало от болезней. Своего медпункта не было, помощь заболевшим никто не оказывал. Медработника не было, поэтому много детей и взрослых умирали от оспы и тифа. Вот некоторые строки из воспоминания бывшего шофера-ветерана Люкмана Курмакаева.
- «В детстве я помню, что мой отец купил дом у Сэжуан эби за 35 руб. В доме у нас ничего не было. Жили в нищете и голоде, с ужасающим бескультурьем. По законам «Шариата» и согласно местным татарским обычаям женщинам-татаркам строго запрещалось показываться в обществе мужчин. О книге и мечтать было ничего. Тогда татарский народ и мечтать не мог о клубе, о книгах и кино. Народ знал только молитвы, покорение Аллаху. В мечетях где группы стариков подстрекаемых муллой по пятницам каждой недели читали намаз «Жомга». Заниматься музыкой, фотографироваться считалось большим грехом. Люди жили в избах крытый соломой 4/6 аршин. С маленькими окнами без дворов. Убогой была домашняя обстановка: голые стены, стол, поставка с кухонной утварью, немного одежды сделанные в ручную на ткацких станках. Домашняя посуда была сделана из глины и дерева. Деревянные кровати с разными насекомыми и стеланные соломой. Благоприятными условиями могли пользоваться только кулаки, баи, муллы.
-По опросам сторожил я узнал, что до и после революции в селе существовали люди, которые объединялись и грабили людей. И у всех таких банд были названия: «мри бандасы», «кырмыжын». В лесу имеются их землянки. В лесу ещё есть старинный дуб или некоторые его кличат «пьяный дубом»-сторожилы утверждают, что ему столько же лет сколько и селу не менее 300 лет, чтобы его обнять потребуется три человека, на нем есть дыра в которую все, кто его посещают бросают монетку или платок. И чеченское кладбище тоже сохранилось и утверждают, что если больным конем пройти вокруг него три раза, то конь вылечиться.
Первая мировая война и гражданская война.
Жители села Ахметлей, как и все граждане империи перенесли все исторические события. Все мелкие и великие войны, тяжелейшие строительства, каторожно-лашманная служба.
Первая Отечественная Война-против французских захватчиков, против Наполеона, которая закончилась на французской земле. Первая мировая война-но никак не нужная для России, война с супер вооруженными до зубов немцами. И поэтому уходя на службу мужики с семьями прощались на всегда. Ибо многие жители села на вечно остались на полях сражений различных стран Европы. Тем, кто возвращался домой живым, естественно с боевыми наградами и чаще в офицерском чине, выплачивали пенсию и выделяли участок земли.
Участниками этих войн были наши жители: Г.Ахметов, Б.Мансуров, А.Шарипов, И.Аширов. В архиве у нас есть документы участника трех войн-Миргали абый Арифуллина. До февраля 1817 года он воевал в Австрии, потом участвовал в октябрьской революции, воевал в составе легендарной дивизии Чапаева, против генерала Колчака, также был он и участником ВОВ.
Октябрьская революция.
Октябрьская революция 1817 года принесла много перемен. К сожалению не всегда положительных. К власти пришли не только пролетарии, которым ничего терять кроме своих цепей, но и пьяницы и хапуги и даже скрытые враги этой же власти. Которые старались всячески использовав советскую власть уничтожить трудолюбивых людей, в том числе крестьян.
1917 год победил октябрь, власть перешла в руки крестьян и бедняков. 1919 год в селе образовался первый сельский комитет бедноты-председателем был Умяр Абдрашитов. Активными участниками в работе комитета был Исхак Кудаев-участник 3х войн. Вместе с другими передовыми людьми села. Богачи, подкулачники не любили новую власть и тормозили в его развитии. Но народная воля сломала их сопротивление. 1920 год председателем с/совета избирался коммунист-революционер Мухамеджан Бякяров. В этот год начался подъём материального состояния бедняков и хозяйств. Крестьяне села получали от правительства помощь: продовольствие и др. Врагами был убит наш земляк через окно его дома председатель с/совета Мухамеджан Бякяров. 1921 год председателем с/совета избирался Бурган Мансуров и работал до 1926 года.
Нельзя забыть, с каким восторгом была встречена идея о комсомоле. 29 октября 1818 года в Москве состоялся первый съезд комсомола. Среди молодежи села нашлись горячие сторонники комсомола. И в августе 1925 года был создан Николаевский волком РЛКСМ, секретарем был избран Н.Г.Кудряков. В октябре того же года молодежь Тат.Саймана и других ближайших сел собрались, чтобы создать комсомольскую ячейку. Секретарем ячейки избрали Т.Алексеева, а заместителем Т.Буранова. В Сайманскую комсомольскую ячейку вошла молодежь шести населенных пунктов: Тат.Сайман, Ахметлея, Эзекеева, Поспеловки и Кочкарлея. А всего в ней было двадцать два комсомольца. Первыми членами ячейки были Т.Хаметова, Ф.Хабибуллина, М.Ханбекова, Д.Байбекова, Р.Баюшева, М.Бякаров, Х.Юсупов.
Первый пионерский отряд в селе Ахметлей был создан 1818 году. Его организовали комсомольцы Хамзя Юсупов и Тянзиля Асадуллина. Первыми пионерами стали: Зыя Шарипов, Мударис Дулкин, Ахмет Хабибуллин, Усман Дулкин, Фаридя Шафеева, Шагидя Яфясова, Гульжиган Юсупова, Талат Абуталипов, Мяргубя Бякярова.
Помещики села Ахметлей. История жизни, экономика, ремесла, торговля.
До 1861 года ахметлейцы были удельными крестьянами. После генерального межевания селом по частям владела С.П. Зимницкая, полковник А.П. Делсаль, Варвара Поспелова и её дочь. В 1900 году, как помнят односельчане населением управлял староста Юсиф Абдуллович Абдуллин (корочыбык халкы). По происхождению он был из средняков, после он ещё разбогател и дошел до старосты. Имел большое количество земель, магазин (это было кирпичное здание, которое потом до 1967 года был сельмагом), за магазином было расположены большие склады и рядом был большой яблоневый сад. Имел лесоучасток. Но сам до революции не дожил, в 1916 году он отравился ядом. Все что он имел, завещал своему старшему брату Ибни Абдуллину, который жил в городе Кузнецке, являлся большим фабрикантом. Имел там кожевной завод. После Юсифа Абдуллина селом управлял кулак Имади Ишанов. Лучшими землями села владели также кулаки С.Горбунов., И.Абдуллин, которые заставляли бедняков в поте лица трудиться на них. Добрая половина крестьян не имели ни лошадей, ни коров, они батрачили, как например Ислямали Дулкин. Он батрачил на кулака Абдуллина И. более 10 лет ухаживая за лошадьми и убирал двор.
В селе существовали искусственные плотины-основателем плотин был первый житель улицы «Боровая» Яхибба Абдюш Фахри (кара) Абдульмян. А в северной части проходила река «Ахметлейка». В 3х км от западной части богатый фабрикант Салехов А, открыл Селитбинский спирт завод, ручную суконную фабрику, где на фабриканта работали жители нашего села-Шайхи Байбеков, Зайнетдин Дулкин, Азис Ханбеков, Хасим Узбеков и др. Крупные торговцы такие как Аксак Моди (Марухан), Юнус Башаров, Юсиф Бартар, Мухамеджан Мурадимов-последний имел НЭП, также большой бакалейный магазин (бывшее здание с/совета). После появились ещё баи, как Сафат Хаметов, его сын Можиб Хаметов имел более 250 га земель. Крупными землевладельцами также были и братья Кудаевы, они имели более 300га земли, у которых работали безземельные крестьяне села. Также в селе была ветряная мельница, который принадлежал кулакам Сабиру и Абдрахману, которые пользовались всеми преимуществами мельницы, приобрела паровую машину-локомобиль и открыли паровую мельницу, где теперь существует колхозная мельница на этом месте.
Социально-экономическое развитие населения с.Ахметлей.
(предприятия, организации, руководители и орденоносцы села)
В начале 20 века село было одним из крупных и известных в губернии татарских сел, где на 650 дворов приходилось более 3700 жителей. Было 5 мечетей, 3 медресе. В 1920 была создана и организована первая партийная группа из пяти членов ВКП(б). был создан сельский Совет рабочих. Его председателем был Мухамеджан Бякяров. Первыми организаторами были коммунисты: Зайнулла Богапов, Алям Шарипов, Фятхия Дулкина, Нуретдин Аширов, Али Бякяров.
-1929 год председателем с/совета избирался Камиль Имадеевич Ханкеев. Зампредом работал Мухтар Зубарев. И в этот год начался первая коллективизация сельского хозяйства.
-1930 год председателем избирается Исхак Такташов и работал до 1932 года. 1930 год памятен тем событием что в этот год кулаки, подкулачники организовали в селе бунт. Возбужденные крестьяне толпой направились к заданию с/совета, который был расположен в доме кулака Хаметова потом она была сельской электростанцией (1957-1967). Были разбиты окна с/совета, разломали весь двор, разграбили кассу с/совета. В этот день тяжело был ранен коммунист Нясиб Абуталипов. Вот что говорил Нясиб абый:-«Помню, как меня первым ударил по голове Байдук Осам-подкулачник, я потерял сознание. Бунтовщики, найдя Нясиба во дворе Шафеева Имади кулацкие прихвостники толпой ворвались в двор и начали жестоко избивать его. Потом как на мертвое тело положили бревно. Поистине чудом остался жив коммунист Нясиб Азизович Абуталипов.
-1933 год председателем с/совета работал Мухамеджан Нянюкин. 18 лет трудился на этом посту инвалид войны Абдулхак Исмятуллович Амиров. С 1964 года председателем с/совета работал Кашаф Бурганович Кудаев.
-1929 год первым секретарем парт ячейки за тем парт группы был Якушкин, за тем Музафаров.
-1919 год в селе создана первая сельская начальная школа где обучались дети простых людей, потом на горе появилась 10ти летка. В нем обучались 650 детей тружеников колхозной деревни. Имелся школа интернет для учеников из окрестных сёл. Село имеет свой медпункт с родильным домом. В центре села построили в 1962 году, хороший клуб на 250 мест. Сельская библиотека с книжным фондом более 750 экземпляров, с паровым отоплением. Имеется отделение связи. Село было снабжено электричеством и радиофицировано. Среди односельчан имелись 19 преподавателей, офицеров. На различных уголках страны работали наши врачи 6 человек: Ф.Хабибуллин, Салехова, Мажитова. Кандидат медицинских наук, ныне покойник Мансур Мамышев.
В 1953 году была открыта с/библиотека. В новый клуб ежедневно приходили более 100 человек, показывали кинофильмы. 1929 год в нашем селе, как и в других уголках страны началось строительство новой жизни. В этом году был построен колхоз «Алга» объединением 13 дворов бедных крестьян. Зяйнулла Богапов первый председатель колхоза. 19 лет он трудился и умер от болезни в 1995 году. Нясиб Абуталипов участник в рагроме с/совета. В 1930 году работал завхозом колхоза «Алга». Летчиков в селе было трое. За годы советской власти выросли в нашем селе 65 учителей. Самыми лучшими плотниками артели были Мустяким Шабаев, Ильясов Нуретдин. Миргали Арифуллин был участником трёх войн, который 28 лет трудился ветеринаром в колхозе. В нашем селе работал колхозный кузнец Абурахман Кузнецов и Имади Юнусов. В 1935 году в артели насчитывалось более 250 хозяйств. Имели 200 лошадей, 1800га земли, 15 голов к.р.с., 80 голов овец, 3 овцефермы.
-1936 год, от Николаевки в наш колхоз привезли первый колесный трактор СТЗ. На который приходили посмотреть как чудо, первым за руль которого садился Ахметгали Хасымович Зябиров затем Абдулхак Аипов.
-1937 год, в этом году насчитывалось более 350 дворов, населением 1100 человек.
-1938-39 годы, на фермах насчитывалось около 100 голов к.р.с. 500г.овец, 200лошадей. Зав.фермой был назначен Закир Ибнеевич Муськин. В 1941 году на фронт из Ахметлейцев ушли 300 человек из улицы «Баровая» на фронт ушли 100 человек из них 8 женщин. Посевные земли снизились на 550 га. На полях трудились одни женщины и старики, дети. Весной 1944 года был такой период, что колхозники женщины, ради победы, вручную распахали более 45 га земли. Первые доярки артели: 1935год-Богапова Фярхи, Ханкеева Мярзия, Бякярова М.
В 1953 году в селе была открыта первая библиотека. Библиотекарем стал Х.Дулкин.
1955 год запомнился как год радио. В каждом доме звучали радиоприёмники, было сделано несколько радиоточек на улицах. Заведовал радиоузлом на селе М.Абдрашитов. в этом же году колхозе была создана птицеферма.
В 1959 году ахметлейцы отметили тридцатилетие колхоза «Алга». В 1960 году в хозяйстве перешли от оплаты трудодням к денежной форме. Период с 1958 по 1960 год характерен тем, что на базе объединившихся колхозов «Алга» и «Родина» был создан колхоз «Дружба».
В 1962 году построен и сдан в эксплуатацию новый животноводческий комплекс. Заведовал фермой А.Султанов. Наиболее памятным стал 1965 год, когда в каждом засиял электрический свет, в этом же году создана в колхозе и свиноводческая ферма.
В 1967 году в колхозе «Алга» были сделаны первые опыты по садоводству и пчеловодству, ответственными за эти отрасли был А.М.Ахметов. В этом же году был открыт и историко-краеведческий музей. Создан он добровольной основе и во многом его существованием люди обязаны Х.И.Дулкину, который по крупинкам собирал все, что связано с Ахметлеем.
В 1968 году в Ахметлее произошло большое несчастье. Во время пожара сгорело восемь тракторов и пять машин. Уже через год были построены гаражи и пожарное депо.
В 1971 году была организована кролиководческая ферма на 200 голов. В 1972 году сдан в эксплуатацию новый магазин.
В 1973 году на фермах перешли на машинное доение коров, что значительно облегчило труд доярок.
В 1975 году было сдано в эксплуатацию кирпичное здание средней школы. В этом же году начали строительство новых колхозных квартир, двухквартирных домов.
В 1976 году закончено строительство дорог и началось автобусное движение по маршруту Ахметлей-Николаевка. Ещё легче стало жить с появлением водопровода. Впервые он был проведен по улице Буровая в 1978году. В 1979 году вступила в строй первая вальцовая мельница.
В 1980 году сдано в эксплуатацию новое административное здание, где разместились правление колхоза, сельский Совет, почта, касса идр. В этот же период в колхозе был открыт и детский садик на 25 мест.
Многие колхозники удостоены звания «Заслуженный колхозник села», среди них Сяит Темирбулатов, Муршидя Абуталипова, Ислямали Дулкин, Яхия Туктаров, Исмаил Салехов, Рафать Сайфуллин, Анвяр Ахметов, Марзия Ханкеева и многие другие.
Председателями Ахметлейского сельского совета работали
В селе существовало 5 мечетей, в которых верховодили муллы: Маин, Ахсан, Мухамеджан, (третий брат Ибни Абдуллина) Шарибжан, Каюм, Калим, дом которого до сих пор стоит, Исмят мулла, Хафис бабай, Абдулла и Гали. В Ахметлее была небольшая религиозная школа (медресе). Учились там преимущественно сыновья богатеев. Главным в учении был «Коран». Ученики учили древний «Шариат». Были в селе 5 азанчы: Шакир, Хасан, Можиб, Нямай.
Сейчас в нашем селе 2 мечети: на центральной улице открыта мечеть№1 в 1994году, имам мечети-Перемячкин Юсиф Анварович. Мечеть №2 на улице «Новый план» открыта в 2002году, имам мечети-Дулкин Мидхать Якубович.
Село в годы Великой Отечественной войны.
Информация о памятниках.
В 1941 году Великая Отечественная война оборвала мирную жизнь села. Из Ахметлея ушло на фронт более 300 человек из них более 200 человек остались на полях войны. Имеющиеся автомашины, трактора, лошади были переданы для нужд Красной Армии. Жизнь на селе стала очень сложной. Посевные площади были сокращены до 550 гектаров. На полях и фермах трудились женщины, дети и старики. Почти вся работа велась в ручную. Самый тяжелый год-1942. Ахметлейцы, как и весь советский народ, во имя победы трудились, не покидая рук. Известно такой факт, что 45 гектаров земли было вспахано в ручную. Колхозники на своих плечах доставляли на поля удобрения.
В 1969 году в Ахметлее был установлен обелиск в память о погибших на войне «Скорбящая мать», а также был открыт первый мемориальный стенд в 1975 году «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Солдаты Победы». В 2013 году была открыта настоящая мемориальная доска участников и солдатам Победы.
Культура: история Ахметлейской сельской библиотеки.
Есть храм науки, есть Искусства храм и первый храм, конечно же храм божий, но есть один ещё библиотечный храм, ему должны мы поклониться тоже.
Первая изба-читальня в селе Ахметлей начала работать в 1926 году, она находилась на средней улице в центре села, заведовал избой-читальней Сулейманов Яхия Якупович.
В село было пять мечетей и мечетей и в 1938 году в здании одной из них стала работать сельская библиотека и сельский клуб и большими активистами, в этой работе были ахметлейцы Мамин Шамиль Мутыуллович и Мустеев Ирфан Зинатуллович.
Помещение было небольшим, перегорожено только ширмой, в одной комнате клуб, а в другой библиотека, началась война, их забрали в армию-на фронт.
После войны работала именно уже только в библиотеке местная девушка Абуталипова Зякия Насыбулловна, про нее сторожилы вспоминают, девушка была очень статная, грамотная, была заводилой всех мероприятий.
В 1950 году в библиотеке работала Жамиля Байбекова-она проработала до перехода на новое здание сельской библиотеки, потом вышла замуж и уехала в среднюю Азию.
И вот в 1953 году была построена наша сельская библиотека-вернувшись с фронта Харис Идрисович Дулкин так и остался на передовой. Первопроходец, первый музей, первый библиотекарь с библиотечным образованием на селе. До сих пор в библиотеке сохранились книги: где на книгах инвентарные номера написаны рукой Хариса Идрисовича. Он проработал 15 лет в своей любимой библиотеке, пока его не перевели секретарем партийной организации колхоза «Алга»-многие до сих пор хранят в своей памяти его вечера, дискуссии, часы музыки и поэзии.
За свою работу в библиотеке он награждался многочисленными грамотами и подарками.
С 1968 года библиотеку приняла племянника Х.И.Дулкина-Фагимя Мустякимовна Дулкина-тоже была очень активная, энергичная знала хорошо свою работу, как вспомнил про неёё бывший председатель с/совете А.У.Аюпов. человек на своем месте, она работала до 1973 года вышла замуж и уехала жить в Самарскую область.
С 1973 года по 1975 годы в библиотеке работала Зябирова Равиля Абдулхаковна. С 1975 года сделали две библиотеки детская и взрослая.
В детской библиотеке работала Нажия Ханяфиевна Богапова-она закончила Ульяновское училище, культуры, потом уже Самарский Институт культуры, а в взрослом отделе библиотеки-работала дочь Х.И.Дулкина-Гульфия Харисовна Дулкина-она тоже закончила Ульяновское училище культуры.
Стала поступать много новых красочных детских книг и журналов. Они очень интересно проводили утренники, день сказок.
В детской библиотеке разные годы его существования с 1982г. по 1985г.работала Муськина Сания Абдулхаковна.
С 1985г. по 1990 годы-работала выпускница Ульяновского училища культуры Курамшина Зульфия Моксимовна-специалист очень хорошая.
С 1991 года по 1994 годы работала библиотекарем детской библиотеки Каримова Марьям Хамзеевна.
С 1994 года по 1996 годы-выпускница Самарского института культуры Муськина Сария Дамировна.
С 1978 года по март 1980 года работала в сельской библиотеке -Богданова Фярися Мухамядиевна.
С 10 марта 1980 года 30 с лишним лет уже работает Каримова Марьям Шамиловна.
В 2008 году сельская библиотека отметила свой юбилей-55 лет.