В период адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в школе задачей учителей-предметников и классного руководителя является создание для учащихся атмосферы психологического комфорта и заботливой поддержки каждого ученика, поскольку от успешности адаптационного периода в значительной степени зависит направление и характер дальнейшего развития каждого обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Информационно-аналитическая справка »
Информационно-аналитическая справка
об изучении процесса адаптации учащихся 5-х классов
в новых условиях обучения
Согласно плана внутришкольного контроля директора ООШ с.Иран Черчесовой А.Г. в октябре-ноябре месяце 2012 года в 5-классе прошла административная проверка по адаптации учащихся.
Цель – установить уровень подготовки учащихся 4-ого класса при переходе в 5 класс и степень их адаптации.
Была проведена работа:
- посещение уроков в 5-ого класса,
- проанализирована успеваемость за 1 четверть 2012-2013 учебного года и за 2011-2012 учебный год,
- проверены рабочие тетради по русскому языку, математике,
- проверены дневники учащихся,
- проведена психологическая диагностика пятиклассников,
- проведено собеседование с классными руководителем, учителями-предметниками,
- проведено анкетирование пятиклассников
- проведено административное совещание по адаптации
В период адаптации учащихся 5 класса к новым условиям обучения в школе задачей учителей-предметников и классного руководителя является создание для учащихся атмосферы психологического комфорта и заботливой поддержки каждого ученика, поскольку от успешности адаптационного периода в значительной степени зависит направление и характер дальнейшего развития каждого обучающегося.
В 2012/2013 учебном году в 5 класс перешли трое учащихся. Классный коллектив возглавила опытный учитель Джиджоева А.Г.
Посещение уроков в 5-ом классе, собеседование с учителями предметниками, классным руководителем показали, что не все учащиеся успешно прошли адаптацию к обучению в основной школе. Наличие малой группы учащихся с невысоким уровнем познавательных интересов способствует болезненной адаптации в новых условиях обучения. Особенно у таких учащихся с недостаточно развитыми познавательными способностями, как Байматов Эрик, Сокуров Сослан . В 5 классе успешнее других осваивает стандарты обучения по предметам учебного плана Джибилов Валерий, сумевший адаптироваться в новых условиях.
В целом учащиеся 5-ого класса готовы к восприятию программного материала среднего звена. Однако процесс развития мышления имеет некоторые особенности: не в полной мере сформированы причинно-следственные связи, вследствие чего учащиеся затрудняются делать самостоятельные выводы и заключения. Не все учащиеся умеют отвечать четко и грамотно, у некоторых из них неустойчивое внимание. Особенно наглядно вышеназванные недостатки проявляются на уроках , где учителями активно задействуются индивидуальные формы работы, нарабатывается система посильных заданий для каждого обучающегося.
В целях получения информации об уровне готовности пятиклассников в основной школе и прогнозированию особенностей адаптации обучающихся 5-ого класса с 14.10.2012 по 21.10.2013г. в соответствии с приказами органов управления образованием прошли диагностические процедуры «Изучение готовности пятиклассников к обучению в основной школе». В октябре 2012г. в рамках внутришкольного контроля были проведены контрольные работы по русскому языку и математике в 5-ом классе с целью изучения преемственности преподавания в классах I и II ступеней. Общие результаты оказались заметно ниже, чем на итоговых контрольных работах в 4 классе в мае 2012 года. В 5 классе по русскому языку качество знаний уменьшилось с 42% до 33%; средний балл – с 4,0 до 2,7. При этом двое учащихся не справились с работой.. Только Джибилов В. справился с заданиями. В целом показатели знаний по русскому языку составили: качество –33 %; обученность – 45 %; средний балл – 3,6.
Техника чтения в 5 классе показала следующие результаты: 60% норма,30% ниже нормы .Большая часть учащихся понимают текст, но 70% учащихся читают с ошибками (Джибилов В. допускает 1-2 ошибки).Чтение не слоговое . Учащиеся допускают следующие ошибки: неверное ударение, окончания,выразительность
Трудности заключаются в следующем:
- не все учащиеся активны во время уроков
- не все выполняют домашнее задание, особенно по устным предметам.
- не все умеют сконцентрировать внимание на определённом виде деятельности.
По математике в 5 классе по итогам входного контроля качество знаний уменьшилось с 45% до 20 %.Двое учащихся получили неудовлетворительные оценки.
Анализ результатов контрольных работ приводит к выводу о сохранении проблем преемственности обучения начальных классов и среднего звена. Эти проблемы затрагивают не только педагогический, но и психологический аспект. Определенную трудность в процесс адаптации учащихся вносит определенная нескоординированность родителей . Учителя-предметники 5-ого класса Джиджоева А.Г., ДжибиловаЗ.Р., СиукаеваН.Ш. осуществляют большую работу как коллективного, так и индивидуального характера, направленную на завершение процесса адаптации пятиклассников в новых условиях обучения. По итогам I четверти 2012/2013 учебного года все трое пятиклассников не успевают по математике.
Наблюдения за ходом педагогического процесса во II четверти показывают, что все учащиеся успешнее адаптировались к условиям обучения: усвоили требования каждого учителя-предметника, наладили диалог с учителями и одноклассниками, наметились приоритеты в изучении предметов различных образовательных областей, развиваются познавательные интересы. Значительную роль в успешном осуществлении учебно-воспитательного процесса играет устойчивая положительная динамика в развитии межличностных отношений между учащимися и педагогами.
Рекомендации учителям.
1. Учителям-предметникам активизировать познавательную деятельность
учащихся (репродуктивную, продуктивную и творческую) за счет использования на уроках разнообразных методических форм и приемов с учетом возрастных особенностей учащихся.
2. Всем учителям в процессе обучения осуществлять личностно-ориентированный подход, соблюдать меры по предупреждению утомляемости детей к концу урока.
3. Учителям-предметникам постоянно развивать познавательные интересы и склонности учащихся с целью повышения качества их знаний.
4. Учителю математики Джабиевой Р.А. добиваться усвоения всеми учащимися стандарта образования по предмету за счет более эффективного использования индивидуальной работы в процессе обучения.
5. Учителям русского языка и математики более эффективно использовать возможности индивидуально-групповых занятий для повышения качества образовательных услуг.
6. Классному руководителю Джиджоевой А.Г продолжить работу по сплочению и развитию классного коллектива.
7. Всем педагогам продолжить отслеживание процесса адаптации учащихся 5класса с целью оказания учащимся действенной психологической помощи.