Игровые приемы активизации учебной деятельности обучающихся на самоподготовке
Игровые приемы активизации учебной деятельности обучающихся на самоподготовке
В докладе коротко рассказано об одной дной из актуальных проблем специальной педагогики, в которой показано о социальной адаптации детей с особенностями психофизического развития. О том какое значение приобретает задача формирования у детей самостоятельной мыслительной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Игровые приемы активизации учебной деятельности обучающихся на самоподготовке»
МОКУ «Падунская общеобразовательная школа – интернат
Психолого - педагогической поддержки»
«Игровые приемы активизации учебной деятельности обучающихся на самоподготовке»
(доклад)
Составила: Дёгина Ольга Викторовна
Одной из актуальных проблем специальной педагогики является социальная адаптация детей с особенностями психофизического развития. Поэтому большое значение приобретает задача формирования у детей самостоятельной мыслительной деятельности. Успешное проведение самоподготовки в специальной (коррекционной) школе способствует этой задачи.
К.Д. Ушинский писал: «..чем долее вы будете обегать ребенка от серьезных занятий, труднее для него потом переход к ним. Сделать серьезные занятия для ребенка занимательными – вот задача первоначального обучения».
Самоподготовка должна строиться таким образом, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Воспитателю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, если их периодически и правильно использует воспитатель.
Игра – это одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Пример с Викой - мы с ребятами иногда меняемся местами т.е. роль воспитателя исполняет ученик, а роль ученика – воспитатель. С Викой Малышко мы готовили беседу «Человек и труд», разобрали все, что ей было непонятно, подготовили наглядный материал, пословицы, она выучила очень смешное стихотворении которое называется «Мозоль». Провела беседу хорошо, где затруднялась или подзабывала обращаясь к ученикам с вопросом обращалась ко мне и я вроде как ученик помогала ей. Ребята очень долго не могли понять зачем Петр 1 трудился, ответы были самые разнообразные «Было мало денег, может его кто-то заставлял и.т.д.»
В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Игра формирует устойчивый интерес к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью с другими людьми. Поэтому в начальной школе считается наиболее приемлемым использование именно игровой технологии.
Например в начале самоподготовки игра применяется для подготовки учеников к восприятию учебного материала. (дети все построились, садится тот кто правильно отвечает на вопрос воспитателя, вопросы могут быть самыми разнообразными, но обязательно познавательными например – назови число, месяц и год который у нас сейчас, расскажи стихотворение, считалку, какое сейчас время года, а какое следующее, какое было до этого, какая сейчас погода и мн.др.). Также дети очень полюбили игру с буквой, М.В. рассказывала нам про эту игру на педсовете и я охотно её применила, детям очень понравилась. Это когда называешь букву например «Б», задаешь вопросы и они ответить должны на эту букву.
В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на самоподготовке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что является успехом для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач.
Надо сказать, что роль воспитателя остается значительной на протяжении всей игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней воспитателя, от его заинтересованности в результатах. Кроме того не все школьники одновременно усваивают игровые правила, воспитатель продолжает помогать им в процессе игры. Эта помощь должна быть по возможности скрыта от других учеников, чтобы у всех – и у слабых, и у сильных – создавалось впечатление равноценности их участия.
Ребенку нужно помочь, упростив материал игры или сократив объем мыслительных операций. Упрощение содержания работы помогает слабоуспевающим школьникам не чувствовать себя ущемленными, играть наравне с другими, не терять интереса к игре и даже выигрывать.
Заключение.
Использование игр и игровых упражнений на самоподготовке может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть существенную роль при закреплении учебного материала.
Игра, умело и тонко введенная в самоподготовку, позволяет младшему школьнику испытывать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование игровых методов на самоподготовке создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, и в том числе различных способов самоконтроля и самооценки.
Игровые методы развивающего и психокоррекционного характера обязательно должны быть введены в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживающего психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их мышления к личности.
Присутствие игры как средства первоначальной организации самоподготовки, метода и приема обучения и воспитания, формы организации других видов детской деятельности, средства профилактики и коррекции тех или иных трудностей в детском развитии в педагогическом процессе начальной школы правомерно и необходимо.
Одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей. Необходимость укреплять психику ученика, развивать его мышление и эмоционально-волевую сферу, снимать остро-невротические реакции, нейтрализовать эмоционально-отрицательные переживания. Необходимо развивать «комплекс произвольности» - умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.