Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе
Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе
Современному поколению довелось жить в эпоху потрясений и перемен, в период смены ценностей, идеалов, национальных традиций. Все эти перемены сказались на духовной жизни людей и в первую очередь молодежи. Безыдейность, низкая культура поведения, нередкие случаи уклонения от воинской службы, достаточно высокий уровень молодежной преступности – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми мы столкнулись за последние годы.
Для решения этих проблем в школе выработана система гражданско-патриотического воспитания школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе»
С.А. Старостина
учитель математики, МОУ-СОШ № 8, г. Клин
Гражданско-патриотическое воспитание в современной школе
Современному поколению довелось жить в эпоху потрясений и перемен, в период смены ценностей, идеалов, национальных традиций. Все эти перемены сказались на духовной жизни людей и в первую очередь молодежи. Безыдейность, низкая культура поведения, нередкие случаи уклонения от воинской службы, достаточно высокий уровень молодежной преступности – вот далеко не полный перечень проблем, с которыми мы столкнулись за последние годы.
Для решения этих проблем в школе выработана система гражданско-патриотического воспитания школьников. В основе формирования этой системы лежат следующие установки:
1) создание у учащихся комплекса личностных переживаний, воззрений и идей, что и является проявлением патриотизма: любовь к Родине, верность своему Отечеству, вера в него. Патриотизм - это изначально социальное чувство: чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности их судьбе.
2) формирование патриотической направленности мировоззрения, отношений, поведения и деятельности человека: уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины; культура межнационального общения (уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни и др.); стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие прогрессивному развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов.
3) создание условий для поднятия общей воспитанности человека, выражающейся в целостном мировоззрении, духовности, нравственных идеалах, нормах поведения личности. Патриотизм выступает социально-нравственным императивом, характеризующим ценностное отношение человека к Родине и Отечеству и побуждающим его к патриотически направленной деятельности. В систему работы школы по патриотическому воспитанию молодежи включены процесс обучения, внеурочная деятельность, работа с семьей. Урок – основная форма учебной деятельности. Цели, задачи, решаемые на уроке, во многом влияют на те навыки, умения, знания, ценности, которые ученик берет с собой во взрослую жизнь. И где, как не на уроках, ученик может осознать свою миссию – быть достойным гражданином своей Родины, патриотом. Героическая борьба, подвиги, самопожертвование, талант лучших сынов Отечества – информация, получаемая на уроках истории, литературы - пример для подражания современному молодому поколению. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм "от ума" не бывает, он бывает только от "сердца". Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Формированию патриотической направленности мировоззрения детей в немалой степени способствует внеурочная воспитательная работа на основе краеведческой деятельности, которая дозволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Краеведение служит одним из средств развития у школьников интереса к родной истории, помогает детям осмысливать окружающий мир, учитывать ошибки прошлого, и разумно относиться к своему будущему, призвано воспитывать у учащихся стремление сохранять и преумножать культурное наследие предыдущих поколений.
Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям:
духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении [1, с.13-15].
историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны [1, с. 27-28] ;
политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины [1, с. 33-34] .
профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач [1, с. 35-36].
Таким образом, используя в воспитательном процессе неисчерпаемые возможности педагогической деятельности, можно приблизиться к выполнению основной цели воспитания - формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина.
Список использованной литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.