Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность как средство развития ответственности и созидательного отношения к себе, к другим и к миру.»
Выступление на РМО классных руководителей
Классный руководитель:
Абайдулина Оксана Николаевна
Тема: Функциональная грамотность как средство развития ответственности и созидательного отношения к себе, к другим и к миру»
А. А. Леонтьев: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений
Меня зовут ,Абайдулина Оксана Николаевна, работаю в МКОУ 1-Сибирцевской СОШ учителем технологии и искусства, являюсь классным руководителем 5,7 классов. Классным руководителем я уже 13 лет.
Любой ученик хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Индикаторы функциональной грамотности:
-общая функциональная грамотность;
-функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях;
-компьютерная грамотность;
-информационная грамотность;
-коммуникативная грамотность;
- функциональная грамотность при решении бытовых проблем.
Все индикаторы находят отражение вмоей работе как классного руководителя и реализуются в ходе воспитательных мероприятий. Например, общая функциональная грамотность формируется в ходе таких мероприятий как (Час доверия : классные часы «Телефон доверия –помощь в трудной ситуации», «Как выбирать друзей»), Минута славы, Давай знакомиться), которые требуют умения отвечать на вопросы, не испытывая затруднения в построении фраз, подборе слов, в написании мини-сочинений (поздравление другу, послание однокласснику, письмо солдату ).
Функциональная грамотность действий в чрезвычайных ситуациях формируется в ходе таких традиционных мероприятий школы как День здоровья, Осенний туристический слет. Ребята учатся оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему, обращаться за экстренной помощью к специализированным службам, заботиться о своем здоровье, вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности, умение работать в команде.
Функциональная грамотность при решении бытовых проблем формируется в ходе таких мероприятий как операции «Неделя добра», «Субботник»(Сделаем нашу школу чище и краше) - большая уборка территории школы , «Уют» - наведение порядка в классе, украшение класса к празднику «Новый год» эти мероприятия учат школьников планировать свою деятельность, правильно распределять время, выбирать орудия труда.
«Час финансовой грамотности» - учит грамотно распределять бюджет и как не попасться на уловки мошенников.
В нашей школе дети занимаются проектной деятельностью, я сама являюсь руководителем проектов, как индивидуальных так и групповых. Здесь прослеживаются такие индикаторы функциональной грамотностидля реализация школьных проектов как:
-компьютерная;
-информационная;
-коммуникативная грамотность.
В ходе реализации проекта школьники учатся искать информацию в сети Интернет,
пользоваться электронной почтой; работать с электронными таблицами; находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, грамотно использовать информацию из СМИ; работать в группе, уметь расположить к себе других людей; владеть своим настроением уметь приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Функциональная грамотность - это определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. её смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности заключается в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общении и социальных отношениях.