Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ
Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ»
Формирования БУД (базовые учебные действия) обучающихся с ОВЗ в условиях реализации АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) на уроке в СКШ
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что у школьников с особыми образовательными потребностями с большим трудом формируются важнейшие и необходимые базовые учебные действия. Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.
Согласно требованиям образовательного стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью определяется на момент завершения обучения в школе. Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой ― составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.
Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в переходе от знаний, умений и навыков к формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий, кратко (БУД).
Понятие «Базовые учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
БУД способствуют:
- пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни;
- принятию активной позиции, умению успешно решать жизненные задачи, сотрудничать и работать в группе;
- готовности быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
В сфере личностных БУД будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных БУД выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных БУД выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действиями моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных БУД выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности речи.
Практика показывает, что в коррекционной деятельности целесообразно использовать следующие приемы коррекции.
Приемы педагогической коррекции:
- приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для детей с нарушением интеллекта;
- приемы использования технических средств, специальных приборов и оборудования.
Приемы психологической коррекции:
- доверие к личности ребенка;
- формирование реально осознаваемых/действующих мотивов поведения;
- анализ конфликтных ситуаций;
- безусловное принятие;
- игнорирование;
- эмоциональное поглаживание;
- ассоциации;
- сочувствие;
- обратная связь;
- моделирование желаемого поведения;
- релаксация;
- ритуалы.
Приемы логопедической коррекции:
- повтор поставленного звука изолированно, в слогах, словах;
- повтор слогов, слов с оппозиционными звуками;
- изменение интонации, силы, тембра, темпа голоса;
- выделение определенного звука из ряда других звуков;
- дифференциация движений органов артикуляционного аппарата;
- дефференциация звуков по принципам твердости-мягкости, звонкости-глухости;
- прием удлинения и варьирования слогов;
- анализ и синтез слогов, слов;
- сопоставление и распространение предложений, рассказов;
- употребление и преобразование грамматических форм;
- выделение ударных и бузударных гласных;
- рисование буквы;
- обводка, штриховка букв;
- логопедический массаж: поглаживание, растирание, вибрация и т.д.
Данные приемы коррекционной работы обеспечивают формирование БУД.
Система коррекционной работы по формированию у младших школьников с ОВЗ базовых учебных действий включает целый ряд коррекционно-развивающих заданий и упражнений.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования базовых учебных действий. Я вам предложу таблицу, где вы можете проследить связь БУД с содержанием учебных предметов.
Необходимым условием полноценного формирования базовых учебных действий является организация совместной деятельности детей.
В едином алгоритме реализовываются рефлексивные моменты, предусмотренные на каждом уроке: подведение совместно с детьми итогов работы, оценка настроения, постановка целей будущей работы, планирование хода выполнения задания и пр. С учетом работоспособности детей дозируется учебная нагрузка, для повышения психофизической активности детей используются различные двигательные упражнения и физкультминутки.
Для формирования базовых учебных действий у учащихся в учебном процессе используются технологии, отвечающие принципам деятельностного подхода: игровые технологии, технологии непосредственно направленные на формирование действий планирования, контроля и целеполагания, что создает условия для постепенного перехода учеников к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, в том числе за счет развернутой алгоритмизации обучения, повторения общих алгоритмов действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании.