Просмотр содержимого документа
««Этнографические исследования» Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов.»
3. «Этнографические исследования». Особенности лексики и диалектологии. Топонимика и ономастика; местные легенды и сказания, связанные с названиями природных объектов; составление словаря местных названий природных объектов и их анализ.
Коллектив учащихся 11 класса ГБОУ ЛНР «БРЯНКОВСКИЙ УВК № 17».
Руководитель Дорошенко Галина Борисовна, учитель русского языка и литературы высшей категории
Республиканский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле»
Любовь к родной земле неоспорима. Каждый любит ее по-своему. Но невозможно по-настоящему любить то, что не знаешь. Наш проект знакомит с новыми страницами истории родного края, помогает прикоснуться к прошлому, осмыслить настоящее, заглянуть в будущее. .Наш проект помогает осознать себя частицей великого.
Изучение исторического и культурного наследия своего народа воспитывает уважение и гордость за землю, на которой живешь. Проект направлен на исследование учащимися фольклора, традиций и обычаев шахтёров нашей местности. Данная работа позволяет познакомиться с историей посёлков Анненка и Сабовка, где мы проживаем, с их топонимикой и ономастикой. Узнать, как местное население сохранило песни, легенды, связанные не только с названиями природных объектов, но и с тяжёлым трудом шахтёров. Исследовать особенности лексики и диалектологии на примере слова «тормозок».
В ходе работы мы глубже познакомились с историей своего края, узнали интересные факты, легенды, песни, частушки. Это накладывает на нас ответственность за будущее нашего края. Именно нам предстоит сохранить все духовное богатство и наследие нашего родного края, чтобы не потерять своих корней, чтобы не стать Иванами, не помнящими родства.
Форма проекта – краткосрочный.
Время выполнения проекта - декабрь 2015года - январь, февраль 2016 года.
Справка о деятельности коллектива учащихся 11 класса
ГБОУ ЛНР «БРЯНКОВСКИЙ УВК № 17».
Список учащихся 11 класса:
Арич Владимир - исследовательская работа по истории посёлка Сабовка
Белов Вадим – особенности лексики и диалектологии шахтёров
Белецкий Евгений - исследовательская работа по истории посёлка Сабовка
Ворончук Евгений - особенности лексики и диалектологии шахтёров
Данченко Екатерина - сбор легенд, связанных с названиями природных объектов
Заботин Александр - исследовательская работа по истории посёлка Анненка
Костикова Яна - сбор легенд, связанных с работой шахтёров
Костина Анна - сбор легенд, связанных с работой шахтёров
Лесюкова Юлия – сбор песен и частушек на шахтёрскую тематику
Меркулова Ольга - сбор песен и частушек на шахтёрскую тематику
Родина Алина - исследовательская работа по истории посёлка Сабовка
Сотников Вячеслав – работа с архивными и электронными документами, создание видеофильма «Марьин утёс»
Филинская Анна - сбор легенд, связанных с названиями природных объектов
Введение
На протяжении веков многие поколения людей пытались понять и дать объяснение тому, как устроен мир. Как и откуда появились люди? Какие места выбрали для проживания? Почему они дали те или иные названия природным объектам, откуда пришли легенды, песни, связанные с производственной деятельностью человека, а также как они повлияли на характер человека. Вопросы, на которые человек не мог дать ответа, обрастали тайной, загадкой, люди фантазировали, так появились легенды: легенды о жизни и смерти, легенды о чудодейственных скалах, реках, о Шубине - мифологическом персонаже, горном духе, шахтном домовом. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, обрастая всё новыми подробностями.
Наш проект посвящён этнографическим исследованиям в области истории родного края, местным легендам и песням, особенностям лексики и диалектологии, топонимике и ономастике.
Почему нами выполнена работа по данной тематике? Потому, что интерес к этой теме достаточно высок. Нашему поколению было интересно узнать о своем крае то, чего не знали – историю местности, легенды, предания, песни, узнать, почему так или иначе названы природные объекты. Начиная исследование, мы были уверены, что изучение фольклора будет способствовать более глубокому познанию исторического и культурного наследия Луганской области. Тема, выбранная для исследования, конечно же, интересна, но выполнять работу было затруднительно, так как специальной литературы по теме написано мало, трудности возникали и из-за неоднозначности, а иногда и прямо противоположной в научной литературе трактовки необходимых нам для исследования темы терминов.
Но цель, которую мы поставили – выявить и всесторонне изучить фольклор, связанный с названиями природных объектов, историческими местами края, с мифологическими персонажами, шахтёрским трудом, как жанры проявляются в наши дни, заставила нас справиться с трудностями.
Для этого нам предстояло решить следующие задачи:
изучить историю посёлков, в которых мы проживаем ( Анненка, Сабовка);
топонимику и ономастику природных объектов;
создать видеофильм о достопримечательности нашего края – Марьином утёсе;
фольклор, связанный с шахтёрским трудом;
записать воспоминания старожилов;
обобщить и систематизировать материал.
Методы исследования.
знакомство с библиографическими источниками (библиографической и поисковых систем Интернета);
заочные экскурсии в краеведческий музей г.Луганска, Стаханова;
изучение художественных произведений;
анкетирование учащихся;
встреча со старожилами;
интервьюрирование воспоминаний старых жителей.
Прогнозируемые результаты
Работа над проектом поможет нам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, с местным фольклором, глубже понять особенности народной культуры.
- привлечь внимание широкой общественности к проблемам сохранения экологического и культурного наследия;
- повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал молодого поколения через вовлечение детей и молодежи в проектную деятельность экологической направленности;
- создать фильм «Марьин утёс»;
- вовлечь учащихся в социально значимую творческую деятельность.
- формировать у подрастающего поколения социальные и духовно-нравственные потребности через приобщение к историческому, экологическому, культурному и духовному наследию родного края и участие в его изучении и сохранении.
Мы надеемся на то, что сможем реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой и экологической деятельности.
Реализация данного проекта предполагает:
развитие и укрепление чувства любви к родному краю, патриотизма;
формирование ведущих личностных качеств личности,
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе
использование приобретенных знаний по истории, экологии и культуре родного края на уроках истории, литературы, географии;
организацию практической деятельности.
З
Населенные пункты, входящие в состав города Брянки
десь особая жизнь и особый народ - брянковчане,
Степей вольных простор, это город-шахтер, это - Брянка моя!
ГлавaI. Краеведческий материал родной земли
1.1.История поселка Сабовка
Запорожский казак Герб Брянки
Основание же города непосредственно связано с появлением казачьих зимовников и хуторов, где жили запорожские казаки. Главная задача таких паланок заключалась в препятствии прохождения отрядов Крымской орды, которая постоянно грозила Украине, России и Польше.
В 1696 году был основан хутор Каменный, название которого пошло от названия балки «Каменный Яр». В девяти добротных зимовниках обосновались семьи посполитых казаков Ивана Скоропаденко, Фомы Глущенко, Макара Записного, братьев Андрея и Семена Кузьменко. В 1707 году, вблизи Каменного Яра, основано поселение Проток Гриценков, название которого образовано от слова «протока» и фамилии землевладельца и основателя поселения отставного сотника И.Н. Гриценко. Поселенцы выращивали овощи, хлеб, разводили овец, коз, коров, лошадей и волов.
Постепенно на этих землях стали появляться землянки и мазанки беглых от гнета Польши крестьян и казаков из правобережной Украины. Вскоре был основан хутор Тимофеевка помещика Т.З. Чермантеева.
В 1709 году на берегу реки Лозовой было основано сторожевое поселение Замковка, наименование которого связано с названием местности Каменный Замок.
В 1730 году уже более или менее обжитый участок земли выкупил по купчей помещик из Смоленщины князь С.Н. Терентьев. Он завез сюда семьи своих крепостных Сохиных, Харламовых, Петровых, построил избы и основал деревню Лозовую по уже названной так речке, которая текла между зарослями лозы.
Согласно указам императриц Елизаветы Петровны от 1753 года, а затем Екатерины II, эти земли щедро раздавались за боевые заслуги ветеранам русско-турецких и национально-освободительных войн.
Так, в 1776 году сербский офицер Павел Миокович основал село, назвав его Павловкой. В 1787 году Лозовая и Павловка объединились в одно село Лозовая Павловка.
В 1819 году сербский офицер Сабо основал в семи верстах от Лозовой Павловки село Сабовку. Позднее офицер Вуич основал село Краснополье.
История Сабовки своими корнями уходит вглубь столетий. Вблизи ее археологи обнаружили следы поселения и могильник кочевого племени половцев, живших здесь в ХI веке.
По статистическим данным из архивов Екатеринославской губернии, деревня Сабовка была основана в 1819 году, когда И.П. Сабо (Сабов), в прошлом черниговский помещик, офицер Новослободского полка, вышел в отставку и в семи верстах от Лозовой Павловки получил во владение земляной надел – Лазуровку, позже ставшую называться Сабовкой по имени ее владельца.
Сабовка относилась к Лозовопавловской волости Славяносербского уезда.
Откуда же название Лазуровка? По воспоминаниям старожилов раньше в Сабовке обитало три вида маленьких синичек: Гаичка, Городская и Лазоревка. Особенно много было последних. Отсюда и название земляного надела Лазуровка. Года три назад эти крохотные птички снова появились в сабовских балках и лесах.
В Лазуровке было 5 хижин, в которых проживали 22 человека. Жители этих хижин, крепостные крестьяне, переходили от одного помещика к другому, вследствие проигрыша их в карты или обмена на породистых собак.
До Сабова на этих землях уже были помещики Толстой и Коняев.
После выхода указа царя о переселении населения в мелкие селапомещик Лозовой Павловки вызвал из Сумской области 2 семьи: Василия и Никифора Андрющенко, а позже, из Васильевки, - семьи Токаренко, из Каменки – семьи Шевченко, из Олынцевского поместья (у Сентяновки) – семьи Грязевых, потом Суржи, Порохни, Федорова, Дегтярева, Захарченко (переселенцы Воронежской обл.)
К 1859 году население Сабовки увеличилось с 22 до 179 человек. Жители хуторов, деревень, селений – крепостные и государственные крестьяне – строили себе саманные хаты (глина с соломой), крытые соломой. Возделывали зерновые культуры, разводили скот, в основном овец, коров, волов, лошадей. Они занимались извозом, доставляя на волах сельскохозяйственную продукцию на ярмарки в Бахмут (ныне г. Артемовск, Донецкой обл.), Ростов-на-Дону, Харьков, Екатеринослав (ныне Днепропетровск). А оттуда привозили рыбу, лес, соль, железо, сушеные фрукты. На паре волов крестьянин зарабатывал в среднем 20-30 рублей ежемесячно.
Село Сабовка состояло из улиц, которые в народе назывались:
Гетманщина (ныне ул. Подгорная). Распространенные фамилии жителей (Суржа, Порохня).
Первые саманные хаты, крытые соломой, маленькие домики – кибитки начали строить от колодца (где сейчас живут Худовы) вверх вдоль речушки Долгой, впадающей в р. Лозовая.
Второй жилой массив назывался Крутая гора (ныне улицы 1 Мая, Саши Дегтярева – до сада). Распространенные фамилии жителей - Дегтяревы, Суржа, Захарченко, Токаренко.
Третий – Слобода (улицы Садовая, Советская – ныне Шекспира, Социалистическая – от Измайловых, Решетняк до Кислой балки). Распространенные фамилии жителей - Шевченко, Дегтяревы, Федоровы, Порохня, Токаренко, Измайловы, Андрющенко, Кривошаевы, Луганцевы, Решетняк.
На улице Садовой (Шекспира) располагалось имение пана Коняева. Там был красивый сад, ставки, водяная мельница, корчма.
Имение Сабовых находилось в современном Прапорском лесу.
Вид на местность, где начиналась Сабовка
(слева яблоневые сады)
У помещика был двухэтажный дом, канализация, криницы (родники), водяная мельница, вымощенная камнем широкая дорога, по которой ездили бричкой. Дорога тянулась до личной ж/д остановки Сабова (вблизи станция Ломоватка).
Из Дебальцево в Алмазную ездил поезд «Муха» с четырьмя вагончиками.
Рассказывают, что в 1822 году Сабов лично встречал на своей остановке братьев Раевских и А.С. Пушкина, а затем на своей бричке (карете) отвозил их в с.Еленовку.
Общаясь с местными жителями Сабовки, выяснили, что предков (наследников) Ивана Сабова в селе нет. После революции 1917 года они все выехали за границу. Имение было сожжено.
Еще услышали такую историю – быль о том, что у пана Сабова работала наймычкой (прислугой) Суржа Анна Андреевна. В гости к помещикам приезжало много людей, среди которых часто бывал сын соседского пана из старой Замковки. Анна ему очень понравилась. Однако жениться на простой сельской девушке он не мог, родители не позволили. От отчаяния парень застрелился. В предсмертной записке просил своих родителей передать его наследство любимой Анне, т.к. она ждала ребенка. Родилась девочка Мария.
Родители исполнили желание погибшего сына, отдали девушке вещи, посуду, золото (серьги). Кое-что сохранилось до сегодняшнего дня (посуда и серьги) и теперь передаются по наследству потомкам, живущим в Сабовке по сей день, как реликвия.
Мария Андреевна Захарова
(Суржа) с мужем Алексеем
Захаровым, детей у них не
было.
Мария Захарова (Суржа) со своими
племянниками. Слева – Иван, справа – Илларион.
Дед Марии – Суржа Андрей в армии (стоит справа).
В этой избе жила Мария с мамой Анной, потом с мужем Алексеем Захаровым.
С гармошкой дед Марии – Суржа Андрей Со временем они переехали на хутор Выдирный в дом по ул. К. Маркса. Когда мужа не стало, переехала к племяннику Леониду Илларионовичу в новый дом, построенный рядом с этой хатенкой (избой).
Рудник Брянка. Фото неизвестного автора 1905 г.
Из воспоминаний старожилов...
...До революции французы или бельгийцы разработали угледобычу, так называемыми в то время, «капитальными шахтами», местонахождение их - «Финские», где сегодня просматриваются большие красные терриконы.
На этом месте и были французские шахты. От них шла узкоколейка к станции «Ломоватка». В Сабовке, в районе Крутой горы и Долгой балки, иностранные капиталисты построили административный центр, больницу, баню и др.
С началом первой мировой войны многих горняков мобилизовали на фронт. Рудники заметно опустели. Только с июня 1915 года правительство разрешило предпринимателям бронировать горняков за шахтами. Количество рабочих опять увеличилось. На шахтах работали и военнопленные, а также женщины, подростки, дети. На площади Анненского месторождения до освоения его угольных богатств находились деревни Анненка, Сабовка, хутор Выдирный (вблизи Сабовского леса). На этом хуторе помещик Коняев построил два каменных дома где-то в 1926 г., затем продал их крестьянам – Сурже Феоктисту (потом жили Цурканы) и Овчаренко Поликарпу (где жила семья Дегтярева Владимира). Все остальные дома хутора Выдирный строили из дерева сами хозяева, которые и проживали там. Затем хутор слился с Сабовкой и стал именоваться ул. Карла Маркса (ныне ул. Коцюбинского). Распространенные фамилии жителей: Суржа, Дегтяревы, Порохня.
Из рассказов местных жителей.
… В годы гражданской войны, возле сельского колодца, на отдых остановилась банда Батьки Махно.
Сельский колодец в п. Сабовка (ныне ул. Подгорная)
Ехали они в с. Еленовку с обозом продовольствия, где Махно бывал не раз - оттуда было удобно ходить на Юзовку (Донецк). Его ближайший помощник - Лёва Задов был из тех мест.
Пятеро красноармейцев решили напасть на обоз, но их взяли в плен и казнили.
Когда махновцы уехали, местные жители похоронили порубленных солдат на сельском кладбище в двух могилах, поставили одинаковые памятники из дикого камня.
Одна из могил погибших красноармейцев времен гражданской войны.
В тридцатых годах девятнадцатого столетия, в связи с необходимостью добычи каменного угля для Луганского завода, увеличилась разведка недр земли. Месторождение каменного угля было открыто в районе Лозовой Павловки, Замковки, Анненки, Сабовки. Сабовский рудник позже стал называться шахтой №47
За хутором, недалеко от леса (где жили Жариковы) в1932г. был открыт Выдирный надвиг. Тянулся он до Горняка, пласт L 7, где уголь добывали вручную для Алчевского металлургического завода.
В отличие от других районов города Брянки, территория Сабовки даёт хорошее представление о том, как красив наш край в отдалении от промышленных объектов индустрии. Речки - Лозовая и Долгая - и балки имеют крутые, часто обрывистые склоны со скалистыми обнажениями пород. На берегу рек и в балках сохранились островки прекрасных дубрав, отдельные родники, красивые поляны с пышным многотравьем и разноцветьем ковыльной степи. Наши предки дали сабовским балкам красивые и памятные названия: Совиная, Россоховатая, Зеленая, Байрачная, Кислая, Лазурная, Круглая.
1.2. История посёлка Анненка
История бывшей деревни Анненки своими корнями уходит в глубь столетий. Вблизи неё археологи обнаружили следы поселения и могильник кочевого племени половцев, живших здесь в XI веке. По статистическим данным из архивов Екатеринославской губернии, деревня Анненка была основана в 1831 году помещиком и офицером О.П. Кордовским. Деревня была названа по имени его первой и единственной дочери. Сам же Кордовский погиб в одном из сражений, его дочь Анна Кордовская вышла замуж за помещика из села Олынцево (у Сентяновки). Небольшим имением в Анненке многие годы управлял родственник олынцевского помещика В.П. Нагибин.
В литературных источниках по истории края отмечается добрая слава созданной в Анненке племенной конюшни, поставлявшей породистых лошадей многим помещичьим хозяйствам. Память об умелом земледельце и животноводе В.П. Нагибине живет в рассказах и воспоминаниях старожилов, помнящих о нагибинской мельнице, нагибинской конюшне и о том, что в дореволюционном поселке Анненского рудника была Нагибинская улица. Иссякли многие тогдашние родники, и существенно обмелели реки. На площади Анненского месторождения до освоения его угольных богатств находились деревни Анненка и Сабовка, хутор Выдирный вблизи сабовского леса.
В отличие от других районов города, территория Анненки дает хорошее представление о том, как красив наш край в отдалении от промышленных объектов индустрии. Речки и балки имеют крутые, часто обрывистые склоны со скалистыми обнажениями пород. На берегу реки и в балках сохранились островки прекрасных дубрав, отдельные родники, красивые поляны с пышным многотравьем и разноцветьем ковыльной степи. Наши предки дали анненским балкам красивые и памятные названия: Журавлиная, Совиная, Россоховатая, Долгая, Братки, Мазурова, Ковыльная, Зеленая. Живописные анненские балки служат местом отдыха.
Балка Совиная
В 1911 году Анненский рудник состоял из пяти наклонных шахт, В жилом поселке Анненского рудника было 9 двухэтажных 12-квартирных домов, 15 одноэтажных 4-квартирных домов, 30 бараков и 24 личных домостроения. В поселке была школа на 80 мест, больница на 10 коек и частный детсад. Врач К.Д. Фришман и учитель В.Н.Ярошенко получали зарплату от рудника. Работали частные сапожные, портняжная, деревообрабатывающие мастерские, поселковые баня, парикмахерская и прачечная. В центре поселка находился магазин и трактир торгового дома Гавриила Тарасова, а также служебное здание полицейского пристава К. И. Мищенко.
Краеведы и старожилы в числе достопримечательностей дореволюционной Анненки отмечают музыкальный и вокальный талант замечательного гармониста, подлинного виртуоза игры на певунье-тальянке, исполнителя шахтерских и народных песен горняка-инвалида Антона Борисенко. Он играл и пел в трактире.
В марте 1938 года началось строительство шахты «Анненская». Ее северные границы были определены работами шахт Краснопольевского рудника, а южные — утвержденным отводом треста «Коммунарскуголь». Весной того же 1938 года на запасах Анненского участка была заложена шахта №16-16-бис артели «Горняк Донбасса». 23 января 1939 года шахта «Анненская» была принята приемо-сдаточной комиссией и передана тресту «Сергоуголь» для эксплуатации.
События Великой Отечественной оставили памятные вехи в летописи истории шахты «Анненская». Шахта «Анненская» одной из первых в крае возобновила угледобычу в 1943 году, рапортовав об этом 21 декабря 1943 г., в день рождения И. В. Сталина. Это был уголь из чердачных целиков верхних горизонтов. В полном объеме с подготовкой лав горизонта шахта восстановлена в сентябре 1944 г., и ее коллектив уверенно и прочно занял передовые рубежи угледобычи в области и Донбассе За период эксплуатации шахты 147 ее горняков были награждены орденами, двое анненцев — И. Н. Смоляков и Г.Л. Шелест — стали золотозвездными Героями Труда
Стела при въезде в посёлок Шахтный двор
Эпохой расцвета посёлка Анненка были 60-ые годы. В это время на посёлке велось активное строительство жилых домов, разбивались цветники, высаживались зелёные насаждения. В поселке действовала дневная и вечерняя школы, детский сад, ясли, клуб, библиотека, поликлиника, больница, пожарная часть, ВГСЧ, функционировал парк, действовали 4 общежития для рабочих шахты.
Увы, в конце минувшего столетия ордена Ленина шахта «Анненская» была признана особо убыточная. Поэтому сейчас в посёлке работает только школа, клуб, поликлиника, больница, библиотека.
Первомайка 1963г., нынешняя ул.Рудя Наш «ставок» в прошлом
Учебно-воспитательный комплекс №17 Наш клуб
2.1. Песенный фольклор
С незапамятных времён хранит и приумножает наш народ свою духовную сокровищницу – устную народную поэзию. В сказках и легендах, былинах и лирических песнях, частушках и преданиях, пословицах и поговорках отражает он исторический и художественный опыт трудовых масс, их борьбу за свободу и социальную справедливость. Благодаря устной народной поэзии люди лучше узнают своё прошлое и настоящее, глубже и прочнее осознают свою принадлежность к будущему.
Можно с уверенностью сказать, что никто с таким усердием не занимался изучением шахтерского фольклора, как Ионов. Он обошел весь Донбасс, встречался со старожилами, молодежью, записывал сказы, легенды, песни, частушки, пословицы, которые бытовали в шахтерской среде. Сказки, песни, частушки, пословицы, предания, обрядовые, народные песни, городские романсы, детский фольклор, заговоры, легенды Донбасса наиболее полно записаны в книге Петра Тимофеева «Протекших дней очарованье».
Мы тоже провели исследовательскую работу в наших посёлках и записали песни, частушки о шахтёрском труде. Особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью пословицы и поговорки, частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры людей. (Приложение №1)
Специальному изучению песенного фольклора рабочих Донбасса посвящена фундаментальная монография П.Т.Тимофеева. Исследователь отмечает богатство и разнообразие вариантов, бытовавших в различных «копальнях» старой Юзовки, вплетение традиционных фольклорных мотивов в новый контекст, что было обусловлено как социально-экономическим, так и культурно-этническим своеобразием Донбасса. Рассматривая тематическое и жанровое своеобразие песен, созданных и бытовавших в рабочей среде, Тимофеев подчеркивает, что важной их чертой является профессионализм. Он проявляется в образах, мотивах, сюжетах, связанных с шахтерским трудом. Наиболее распространенным является образ молодого рабочего, который пришел трудиться на шахту. Широко используется профессиональная лексика. Типичными для рабочих песен являются такие темы , как «подготовка и работа в шахте», «смерть шахтера», «разговор шахтеров». Подобное своеобразие рабочего фольклора делает его интересным источником для изучения жизни и работы шахтеров.
Главная тема, которая проходит через весь пласт донецкого фольклора – невероятная тяжесть шахтерского труда.
В песне «Шахтерская жизнь проклята» есть такие сроки:
Нет, ребятушки, трудней, Чем работа шахтерей Шахтер рубит, шахтер бьет, Под землею ход ведет ведет
На первом месте среди факторов тяжести работы горняков в песнях всегда стоит сам факт работы под землей, на большой глубине. Эта мысль передается с помощью различных художественных приемов. Так, для народных песен типична тема «прощания» в рабочем фольклоре, которая выступает как прощание с белым светом при спуске в шахту:
Прощай, прощай, белый свет, Увидимся или нет. Прощай, солнце и луна, Прощай, милая жена
(«На макеевской степи»)
Сам спуск в шахту в клети по 12–16 человек уже был связан и с определенной физической нагрузкой (повышенная вибрация) – и, особенно, с негативным эмоциональным эффектом:
Становилося на клеть По шестнадцать человек. Клетка дернула, рванула, Аж у сердце холонуло. Клетка вихрем понеслась, Аж вся зданья затряслась
(«На Донской земле привольной»)
Тяжелый физический ручной труд был характерен для рабочих всех горняцких специальностей. В «Песне забойщиков» перечисляется инструмент, которым они работали: «мы кланялись обушкам, зубкам и кайлам, балдам». В забое «шахтер рубит обушком, бьет балдой и молотком».
Транспортировка угля по лаве осуществлялась при помощи специальных саней, волоком:
А саношник только знает – Свою лямку надевает. Он не проехал сажень пять, Ободрал спину опять – Сел на саночки – заплакал, Отца с матерью проклял, Что у шахту он послал…
Это действительно был мучительный для человека, надрывавший силы труд с постоянной угрозой получения травм. При малой мощности пласта саночники работали ползком, при большой – на коленях или в согнутом положении. Одна из песен упоминает профессиональное заболевание саночников – мозоль на спине. Вес санок достигал 48 кг, вес груза – 100–200 кг. Нужно было доставить к штреку трое саней, чтобы заполнить одну полутонную вагонетку, в которой топливо транспортировалось к стволу и на поверхность.
Саночник
Откатка вагонеток по главным горизонтальным откаточным штрекам и другим горизонтальным выработкам также осуществлялась преимущественно вручную, в отдельных случаях применялась конная тяга. Лошади использовались для этих целей и на поверхности.
Лошади в шахте
В одной из самых распространенных и известных шахтерских песен, которая имела свои варианты почти на каждой копальне – «Коногоне» – очень наглядно представлен процесс транспортировки угля по лаве:
Вот здесь я раньше опускался, Свою я клячу запрягал, Цеплял четыре я вагона И мчался прямо под забой.»
Широко применялся женский труд. Один из персонажей песен – Маруся-ламповая (ламповые занимались зарядкой шахтерских ламп). В частушках поется:
Я вагончики гоняла И колесья мазала, Я бы с деточкой гуляла Да подруга сглазила. Я у батюшки, у матушки, Как розочка цвела, А на шахте позавяла, Как скошенная трава.
Женщины в шахте
Песни передают угнетенное настроение, которое постоянно сопровождало работу шахтера, потребность в утешении, забвении… Кабак, водка становятся способом хоть на минуту забыть о своей тяжелой судьбе.
Получил получку я Ровно двадцать два рубля, Два рубля отдал домой, Ну а двадцать – на пропой. Веселись душа и тело, – Вся получка пролетела
(«Нет смелее удальцов»)
Но тем не менее шахтёры часто с юмором относились к таким проявлениям. Это подтверждает «Песня Ерёмы», записанная со слов старожила деревни Краснополье Мисниченко А.П. (Приложение 1)
Песни с присущей им художественной выразительностью передают самочувствие человека, работающего в таких условиях, и формирующееся при этом отношение к труду и работодателям.
Одна из самых популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.
Существует несколько вариантов этой песни. (Приложение 1)
Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной войны её переделали на песню о танкистах.
2.2.Легенды, связанные с Шубиным.
Шубин (Добрый Шубин) - у шахтеров Донбасса мифологический персонаж, горный дух, шахтный домовой. Самый популярный шахтерский персонаж.
Образ Шубина
Шубин предстаёт в образе старого шахтёра, кашляющего по-стариковски, с ярко горящими глазами, волосатыми копытами. Шубин любит шутить: пугает шахтеров, внезапно разразившись во тьме смехом, или хватает за ногу. Обитает он якобы в дальних или в давно заброшенных выработках, где может бродить незамеченным. Обладает огромной силой. Шубин — настоящий хозяин подземелий.
Среди шахтеров о Шубине сложилось однозначное мнение: он – хозяин шахты, владыка здешних подземных богатств. Как и другие духи, «хозяева земли» вроде водяного, лешего, полевика, русалки и домового, Шубин отличается одновременно добротой, щедростью и в то же время чрезвычайной раздражительностью, злобностью. Доброжелателен он к честным труженикам, беднякам, а жесток и мстителен по отношению к наглым людям, особенно к угнетателям шахтёров. Шубин помогает рабочим, попавшим под завалы, но может под землей сбивать людей с дороги.
Одним словом, Шубин – достаточно своенравный и часто опасный дух, встреча с которым, по мнению шахтеров, не всегда – к добру!
Происхождение названия
По наиболее вероятной версии название произошло от прозвища специального рабочего-газожега, в XIX веке ходившего по выработкам с факелом и выжигавшего газ, предупреждая взрыв. Одет он был в овчинный тулуп, вывернутый мехом наружу. По другой версии - это фамилия горного мастера, работавшего в конце XIX века на одной из шахт Донбасса и имевшего талант предугадывать опасные ситуации под землей. По легенде, которую довелось слышать писателю Борису Горбатову, он — бывший шахтер, поссорившийся с шахтовладельцем-иностранцем и из-за мести взорвавший его шахту. С тех пор он бродит по заброшенным горным выработкам и пугает шахтеров: «Ну, кому встретится — тому, значит, скоро амба: завалит».
Собиратель донбасского фольклора Евгений Коновалов утверждает, что прототип Шубина - жадный шахтовладелец прошлого. Он остался в памяти углекопов как отрицательная личность: любил, переодевшись в рабочие лохмотья, ходить по выработкам - подслушивать, о чем говорят шахтеры, и следить за ними. В конце концов он погиб в завале, став тем самым духом. Есть версия о злом пьянице и драчуне - крепильщике Гаврюшке Шубине, которым матери в Кадиевке (нынешний Стаханов) пугали своих детей. Однажды он нахамил даже немцу-шахтовладельцу, когда тот упрекнул крепильщиков в перерасходе леса. Немец отомстил - в субботу, в день зарплаты Шубин вместо положенных полутора рублей получил 90 копеек. Обозлившись, Гаврюшка запил и вся Кадиевка два дня ховалась(пряталась) по хатам(домам). А в понедельник на шахте случилась авария, вместе с другими горняками погиб и Шубин. Только тела других подняли на поверхность, а его так и не нашли. Весь поселок вздохнул с облегчением, а все последующие беды в шахте стали валить на Шубина - мол, Гаврюшка со злобы пакостит.
В народном шахтерском восприятии это образ негативен. Не дьявол, но подземный дух, который несет с собой угрожающее пророчество, что будет, например, обвал или обводнение. Откуда взялся тот Шубин, на разных шахтах рассказывают собственные легенды. Например, в Кадиевке (нынешний Стаханов) говорят, был директор шахты Шубин — чрезвычайно жадный; страдал от бессонницы и фобий. Переоденется в «шахтерки» (рабочая одежда, спецовка), опустится в шахту и подслушивает, что в ночное изменение говорят о нем рабочие. И вот однажды он исчез в недрах.
Второй вариант: Шубин — крепильщик. Пьяница, матюжный (тот, кто употребляет нецензурные слова) парень, гармонист. Однажды поссорился он с десятником (мастером), побился — и так же пропал в недрах. А в Лисичанске Шубин — попрошайка. По базарам ходит, просит, а ночью перевоплощается и лезет в забой делать свои черные дела, чаще всего же рассказывают о Шубине, как о рабочем, который ночью должен был спускаться в шахту и выжигать метан. А для безопасности надевал шубу мехом наружу, смочив ее водой.
Там о нем рассказывают, как о выходце из тех людей, которые пришли из далеких губерний по заработок. Кстати, луганские шахтеры отличаются от донецких. Здесь, на Луганщине, шахтеры лишены лицемерия. Более раскованы в поведении. Добрее. А донецкие — они меркантильны. И Шубин у них меркантильный. У них даже пиво есть, какое называется «Шубин».
Фигура Шубина из дерева г.Донецк Фигура Шубина в парке кованых фигур
Добрый Шубин
Шахтерская фантазия приписывала Шубину самые необычные поступки: то он защекотал до полусмерти старика-стволового в рудничном дворе, то явился в шахте к забойщику, человеку трудолюбивому, рубившему в узком забое — печке крепкий пласт. Забойщик увлекся и забыл обо всем на свете. Вдруг «кто-то дернул его сзади за чунь». Забойщик подумал, что это кто-то из шахтеров шутит, и продолжал старательно орудовать обушком. Его снова дернули. Шахтер ругнулся, но не стал отвлекаться. Но вот его дернули снова несколько раз, и он гневно обернулся в сторону назойливого шутника. Но... в печке никого не было. А потом уже дернули его с такой силой, что забойщик кубарем выкатился из печки на продольный ход. И в тот же час у пласта что-то затрещало, загрохотало... Вырвались столбы черной угольной пыли, сплошным потоком стали выкатываться из печки крупные куски угля, и навалило их скоро огромную кучу. Забойщик, выходит, благодаря заботе Шубина и сам спасся, и заработал в эту ночь уйму денег.
В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме, он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего, и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.
Мы записали легенду том, как Шубин помогал шахтеру в тяжелом труде, например, сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто тут на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями. (Приложение №2)
Поверье, что Шубин предупреждает шахтеров об опасности ,живет среди шахтеров Донбасса и в наши дни. В апреле 2007 года горный мастер рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул все нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин гуляет и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас все обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило»
Злой Шубин
Однако, Шубин не всегда выступает как воплощение добрых сил. По другим рассказам он мстительный и часто злится, от чего в шахтах случаются аварии. Существует легенда о человеке, в поисках лучшей доли приехавшем на Донбасс и попытавшемся устроиться на шахту. Товарищи-шахтеры объяснили ему, что новичкам полагается проверка, а именно - нужно в одиночку спуститься в шахту с зажженным факелом и пройти по выработкам. Типа, если не испугается - сможет быть шахтером. Истинной целью было проверить, есть ли в выработках скопления газа и если есть, то выжечь (ну или взорвать, тут уж как повезет) его. Газ в выработке был, и концентрации его хватило для взрыва. С того времени дух рабочего бродит под землей и мстит шахтерам за подлость. Иногда он становится совсем ненасытным и тогда на шахтах случаются ужасные аварии, забирающие жизни десятков шахтеров. По погибшему никто не совершал панихиды, чтобы успокоить его душу, да и имя его неизвестно. Называют Шубиным, поскольку ходит он в овчинном тулупе, в том самом, в котором погиб. Чтобы прогнать из шахт злой дух, митрополит Луганский Иоанникий (УПЦ) специально спускался в шахту и служил молебен.
Забавные истории, связанные с Шубиным.
Шахтеры — большие любители всяких забавных историй. Кое-кто из них, тем более самые суеверные, забитые, несомненно, верили в существование какой-то неподвластной человеку подземной силы, которой в шахте надо остерегаться. Под землей человеку нередко приходилось наблюдать грозные явления, но постигнуть их своим умом и правильно объяснить их он не мог. В шахте случались внезапные обвалы, взрывы, затопления горных выработок водой, хлынувшей неведомо откуда, случались, да случаются и теперь, внезапные выбросы угля и газа. В тишине, под мрачными сводами горной выработки, слабо освещаемой тусклым светом шахтерских ламп, настороженный слух рабочего, оставшегося в силу различных обстоятельств в одиночестве под землей, уловит и гулкие раскаты оседающих пород, и потрескивание древесной крепи, и шипение воздуха, непременно сопровождающие отслаивание в кровле пластинок глея. Все эти загадочные явления суеверный шахтер, тем более еще не привыкший к шахте новичок, мог объяснить проявлением чего-то сверхъестественного и враждебного человеку.
Однако среди шахтеров было не столь уж много простаков: суровая жизнь, привычка к опасности, подстерегающей их под землей на каждом шагу, отчаянная готовность в любую минуту постоять за себя, неверие в Бога, коль наделил он их такой горькой судьбой, не уживались с верой и в Шубина. Поэтому наряду с преданием о хозяине пластов они рассказывали при случае, например, во время перекура в нарядной, всякие истории, в которых не было ничего таинственного. Так, в одном из сказов шла речь о козле, который случайно забрел по наклонному стволу в шахту и долго бродил там по горным выработкам, пугая народ.
А в наших краях рассказывают историю «Как гусь зарубщиков из шахты выгнал». В ней все события изображаются через восприятие одного суеверного шахтера. В тот день, когда случилась с ним беда, зарубщики завели между собой разговор о колдунах, ведьмах и о Шубине. Нервы у шахтера, когда он работал в лаве, были напряжены до предела. И вдруг неподалеку от него, в «воздушной», то есть в вентиляционном ходу, что-то зашуршало и захлопало.
— Ведьма! — крикнул забойщик и кинулся бежать. А позади него все продолжало что-то хлопать и кричать «го-го-го».
Вслед за паникером, побросав инструмент, бежали и остальные зарубщики. Не на шутку струсив, они едва выбрались из шахты.
Хозяину сообщили, что под землей появилась, видимо, нечистая сила, и надо бы пригласить попа, отслужить молебен. Хозяин прибежал в казарму и набросился с ругательствами на зарубщиков, поднявших панику. Но волей-неволей пришлось принимать какие-то меры. Кстати, старики-шахтеры вызвались полезть за хорошую плату в шахту и поймать нечистую силу. И вывезли они из шахты... самого обыкновенного гуся. (Приложение 2)
Все, работавшие в шахте, (даже в наше время), чтобы не обидеть Шубина случайно, делятся с ним тормозком, говорят уважительно.
2.3.Особенности шахтёрской лексики на примере слова «тормозок»…
Шахтёры в шахте обедают.
Тормозок – немного еды, которую заботливая жена дает мужу-шахтеру, когда тот идет на смену.
Для киевлянина или, скажем, питерца «тормозок» может значить что угодно – от опоздавшего на поезд растяпы до эстонца-лилипута. Но жители всех шахтерских регионов точно знают настоящий смысл. Это закономерно. Без тормозка шахтерская жизнь невозможно. Причем не всегда его собирают жены. Иногда это приходится делать и самим шахтерам – когда, например, надо задобрить начальника участка, чтобы поставил тебя в нужную бригаду, в нужную смену. Тормозок для начальника – всегда большой и всегда с выпивкой. Этим он отличается от шахтерского тормозка.
Поскольку еда занимает в нашей жизни исключительно важное место, тормозок широко представлен в шахтерском фольклоре.
Вот одна из популярных баек, которую нам рассказал шахтёр Голенко А.А. – житель п.Анненка
Перед работой сидит бригада, перекусывает. Я развернул тормозок, ем и читаю газету. Увлекся, а в это время ко мне подкралась крыса и стянула кусок сала. Разозлился я страшно, заметил ее, когда она уже пряталась в куске трубы. Закрыл обе стороны трубы рукавицами и стал бить по трубе молотком. Минут через пять товарищи говорят – мол, хватит, она уже сдохла. Откупориваю трубу и свечу коногонкой (шахтёрской лампой). И что я вижу? Сидит крыса, жива-здорова, только задними лапами закрыла уши. А передними держит сало, не спеша его доедает.
Фигурирует тормозок и в более серьезном жанре шахтерского фольклора. Вот история, встреченная на одном из интернет-ресурсов. «Отец работал в ночную смену и около 4 часов утра готовился спуститься в забой. В клеть набились 28 человек и уже готовились к спуску. Буквально за минуту до спуска один горняк вспоминает, что забыл в раздевалке тормозок, и говорит своим собригадникам - пойду за жратвой, а потом поеду следующей клетью. Его друг, уже сидевший в клети, говорит: "И я с тобой, что-то приспичило". Два товарища-горняка выходят из клети. Перегруженная клеть начинает опускаться и обрывается, пролетев вниз около 500 метров. До конца жизни мой отец благодарил друга, который забыл тормозок…».
В общем, тормозок – источник жизни для шахтера. С тормозком, действительно, связано много баек. Вот одна из них. Во второй половине 40-х - начале 50-х гг. в Донбасс хлынуло много молодых людей с Западной Украины для работы в шахтах. У кого-то с работой не сложилось, и он уехал назад, а кто-то остался, если не на всю жизнь, то надолго. Вот один из таких, кто решил остаться всерьёз и надолго, развернул свой тормозок вместе со сменой, и ест. Слово за слово, разговорились. Его спрашивают, мол, а почему ты остался в шахте работать? Тот ответил, что собирает на машину. Ему говорят, что с такими шикарными тормозками, где содержатся чуть ли ни все шедевры пищепрома (сало, колбаса, пирожки и пр.), тот до конца жизни не насобирает на машину, и что для этой цели надо есть пищу поскромнее. Например, кильку. Горе-заробитчанин поверил, и на следующий день развернул тормозок, где... одна килька.
Мой дед, Шалдин Александр Прокофьевич, (Белов Вадим) рассказал нам такую историю:
«Когда я начал работать в шахте, меня пытались «приколоть», что газеты, в которые заворачивают тормозок, нужно хранить для повторного использования. Грозились, что матери расскажут, чтобы она давала газеты поменьше. Я отшутился, что, мол, пусть даёт содержимое тормозка лично в руки, а я в карман спрячу». А мой отец, Лесюков А.В., вспоминает: «Когда я ещё до техникума работал в мехцехе одной из шахт, был у нас дедушка - на вид - колоритный одессит. И жена ему каждый раз давала усиленный тормозок, и тот всегда, изо дня в день, говорил, что это много, и он столько не съест. В итоге всё съедал, конечно же. С крысами - это вообще отдельная история. Однажды одна из таких "ларисок" у меня зельц с хлебом стащила, а лук не тронула... А так, они жрут всё, даже изоляцию кабелей».
Это слово есть даже у знаменитого поэта Анциферова:
Объясню хотя бы сухо, Что такое тормозок - Хлеба белого краюха, Сала постного кусок... В нашем крае поговорка Очень к истине близка: Не бывает хлеб без корки, А шахтёр - без тормозка.
2.4. Топонимика природных объектов
«Топонимика — это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре» — так метко высказался профессор
Н. И. Надеждин.
Топонимика — это наука, изучающая географические наименования (топонимы), историю их появления, преобразования и употребления. Топонимика относится к разделам другой, более широкой науки — ономастики, которая изучает все имена собственные.Интересно сопоставлять старые карты и топопланшеты с современной территорией края. Редкие деревни и села в окружении лесов и полей. Иссякли многие тогдашние родники, и существенно обмелели реки. На площади Анненского месторождения до освоения его угольных богатств находились деревни Краснополье, Анненка и Сабовка, хутор Выдирный вблизи сабовского леса. В отличие от других районов города, территория Анненки дает хорошее представление о том, как красив наш край в отдалении от промышленных объектов индустрии. Речки и балки имеют крутые, часто обрывистые склоны со скалистыми обнажениями пород. На берегу реки и в балках сохранились островки прекрасных дубрав, отдельные родники, красивые поляны с пышным многотравьем и разноцветьем ковыльной степи. Наши предки дали анненским балкам красивые и памятные названия: Журавлиная, Совиная, Россоховатая, Долгая, Братки, Мазуровка, Ковыльная, Зеленая. Живописные анненские балки служат местом отдыха.
Анненская балка «Зелёная»
Происхождение села Сабовка
По статистическим данным из архивов Екатеринославской губернии, деревня Сабовка была основана в 1819 году, когда И.П. Сабо (Сабов), в прошлом черниговский помещик, офицер Новослободского полка, вышел в отставку и в семи верстах от Лозовой Павловки получил во владение земляной надел – Лазуровку, позже ставшую называться Сабовкой по имени ее владельца. Сабовка относилась к Лозовопавловской волости Славяносербского уезда. Откуда же название Лазуровка? По воспоминаниям старожилов раньше в Сабовке обитало три вида маленьких синичек: Геичка, Городская и Лазоревка. Особенно много было последних. Отсюда и название земляного надела Лазуровка. Года три назад эти крохотные птички снова появились в сабовских балках и лесах.
Анненка
По статистическим данным из архивов Екатеринославской губернии, деревня Анненка была основана в 1831 году помещиком и офицером О.П. Кордовским. Деревня была названа по имени его первой и единственной дочери - Анны. Сам же Кордовский погиб в одном из сражений, его дочь Анна Кордовская вышла замуж за помещика из села Олынцево (у Сентяновки). Небольшим имением в Анненке многие годы управлял родственник олынцевского помещика В.П. Нагибин.
Так выглядит сейчас первый рудник
Мы провели исследовательскую работу и узнали от старожилов, почему названы так те или иные природные объекты.
Марьин утёс.
Марьин утёс утром Марьин утёс с высоты птичьего полёта
В пределах города Брянки расположен а геологическая достопримечательность природы – Марьин утёс. При опросе старожилов мы узнали о том, что жители Анненки и Замковки называли остатки выхода скальных пород на поверхность Синей скалой. Утром рано, когда солнце только начинало всходить, от реки Лозовой поднимался туман, и скала казалась синей. Но после выхода в свет знаменитого фильма «Тени исчезают в полдень», этот утёс переименовали в Марьин. Так под таким названием вошла эта скала в перечень объектов природно-заповедного фонда Луганщины как геологическая достопримечательность природы местного значения.
Река Лозовая
Исторические и археологические исследования ученых и краеведов доказали, что охотники и рыболовы жили на берегах реки Лозовой издавна; обнаружены их стоянки, относящиеся к периоду после древнего таяния ледников (примерно 15 тысяч лет назад). В названии реки отчетливо виден славянский корень (от слова лоза).Небольшая речушка с родниками. Причём, что удивительно, река Лозовая тянется много километров почти от Дебальцево, пересекая многие населённые пункты. Необычным является тот факт, что в районе Марьиного утёса эта речка прозрачна, словно горный ручей, — при желании можно даже разглядеть дно реки! А множество перекатов и изгибов довершают этот образ. Назвали эту речку так потому, что по её берегам росли лозы. По её берегам было много родников, которые имеют свои названия. (Приложение №3). В данный момент это небольшая речушка, но из воспоминаний старожилов мы знаем, что раньше это была река шириной 7-9 метров и глубиной 3-4 метра, на которой стояла даже мельница. (Приложение 3).
На контрольном исследовании, основная цель которого – это подведение итогов работы, мы предложили учащимся 7-11-х классов пройти анкетирование (в опросе участвовало 40 респондентов) по следующим вопросам:
1. Вы знаете историю нашего края?
2. Какие сказания, легенды, песни о нашей местности привлекли ваше внимание больше?
17 человек ответили: легенды о Шубине;
13 человек ответили: названия природных мест;
10 человек ответили: песни о коногоне
3. Должны ли мы знать фольклор нашего края?
4. Как вы думайте сегодня сочиняют частушки, песни, легенды?
5. Интересно ли Вам изучать родной край, его историю и культуру?
Выводы.
Данный проект позволяет реально познакомиться с историей, фольклором, топонимикой, культурными традициями родного края, представить свое будущее в неразрывной связи с будущим своей земли.
Работая над проектом, мы активно занимались исследовательской деятельностью, вели наблюдения, встречались со старожилами и узнали массу интересного о своей родной земле, посетили заочно краеведческие музеи г.Луганска и Стаханова, работали с архивными материалами, с дополнительной литературой.
Таким образом, проект развивает практические навыки исследовательской работы с краеведческим материалом, учит отзывчивости, чуткости, сплочению, формирует активность, творческие способности, а также служит мотивацией к дальнейшему исследованию и познанию родного края.
В ходе работы был создан видеофильм, который принял участие в городском конкурсе «Десять значимых мест Брянки», где завоевал 3 место. Автор Сотников Вячеслав. (Фильм прилагается)
Исследовательская работа завершилась, но требует дальнейшего продолжения. Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы - большинство учащихся заинтересовались изучением особенностей родного края через изучение истории родного края, топонимики природных объектов, фольклора, возрождение интереса к традициям и историческому наследию своей земли.
Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы, МХК, истории, экологии, при проведение внеклассных мероприятий.
Познакомилась я с парнем, До чего же он востёр, Я подумала – учитель, Оказалось, что – шахтёр.
За любимого волнуюсь, Признаюсь по честности, Он работает в забое, Я же – на поверхности.
Эх, шахта, забой Под землёй нет солнца, Буду лампочкой светить Милому в оконце.
Обняла б, поцеловала, Только милый мой далёк, Под землёй в забое рубит Для России уголёк.
Мне, подруга, о любимом Позаботиться пора, Он работает в забое, Даёт уголь «на гора».
На работе мой любимый, И волнуюсь за него, Но улыбками встречаю Я шахтёра своего.
А поглядите на такого:
Мало рубишь ты угля,
А не ходи ты возле дома,
Не расстраивай меня.
Ой, да край могучий, край певучий,
А дружный сталинский Донбасс!
И не отыщешь жизни лучшей,
Чем на руднике у нас!
Ой, что за горные комбайны!
А не машины – красота!
Уголь рубят, уголь грузят,
А под забоем – чистота!
Ой, устарел мой ухажёр –
А с молотком, с лопатой!
А ты комбайн, бери, шахтёр,
А потом невесту сватай!
Пословицы и поговорки о шахтёрском труде.
Шахтёр богу не родня, его бойся, как огня.
У шахтёра душа в теле, рубашонку воши съели.
В шахту спустился – с жизнью простился.
Уголь добывать – живу не бывать.
Санки, кайло и лопата – вот и вся техника проклята.
Уголь рубаем, а хлеба не знаем.
Когда поедим, а когда и так посидим.
Какое наше житьё? С утра за вытьё.
В шахте намаемся, в казарме наголодаемся.
Хлеб да вода – шахтёрская еда.
Были бы гроши да харчи хороши.
Шахтёру расчёт придёт – хозяин, как липку обдерёт.
Глубже в шахте – от хозяина дальше.
Шахтёр рубит со свечами, а смерть стоит за плечами.
Санки с углём потягаешь – шахту-каторгу узнаешь.
В шахте натрудимся, в жизни намаемся, время придёт – царём расквитаемся.
Шуточная песня про Ерёму (записано со слов старожила Мисниченко А.П.)
Раз Ерема после смены водки нализался,
И с бутылкою в руке к дому приближался.
Вдруг канава перед ним, как пройти, проехать?
А у пьяного шахтёра ум за разум косит,
И решил он разгромить земскую управу:
«Кто позволил вам нарыть близ дорог канаву?»
Но герой наш долго всё ж не кипятился,
И в канаве грязной той спать он уложился.
Спит Ерёма - беднячок, ничего не зная,
И свинью вместо жены к себе прижимает.
Спит Ерёма-беднячок, и в ус он и не дует,
И свинью вместо жены в пятачок целует.
А Ерёмина жена дома всё бранилась,
Как отстряпалась она, в розыски пустилась.
Вдоль по улице идёт, мужа всё искавши,
Глядь – а он в канаве спит, со свиньёй обнявшись.
Долго думала она, потом догадалась:
Толсту палку подобрала и к свинье подкралась.
Триста палок ей она вдоль спины влепила:
«Вот, чтоб мужа моего больше не любила!»
ПЕСНЯ О КОНОГОНЕ
Старая шахтерская песня Из сб.: Песни русских рабочих (XVIII - начало XX века). М.-Л., 1962
Вот лошадь мчится по продольной, По темной, узкой и сырой, А коногона молодого Предупреждает тормозной:
«Ах, тише, тише, ради Бога! Здесь ведь и так большой уклон. На повороте путь разрушен, С толчка забурится вагон».
И вдруг вагончик забурился, Беднягу к парам он прижал, И к коногону молодому Друзей на помощь кто-то звал.
Через минуту над вагоном Уже стоял народ толпой, А коногона к шахтной клети Несли с разбитой головой.
«Ах, глупый, глупый ты мальчишка. Зачем так быстро лошадь гнал? Или начальства ты боялся, Или конторе угождал?»
«Нет, я начальства не боялся, Конторе я не угождал, - Мне приказал начальник шахты, Чтоб порожняк быстрей давал.
Прощай навеки, коренная, Мне не увидеться с тобой, Прощай, Маруся, ламповая,
И ты, братишка (товарищ) стволовой.
Я был отважным коногоном, Родная маменька моя, Меня убило в темной шахте, А ты осталася одна».
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ О КОНОГОНЕ
(записано со слов старожила деревни Краснополье Мисниченко А.П.)
Гудки тревожно загудели, Народ валит густой толпой. А молодого коногона Несут с разбитой головой.
Зачем ты, парень, торопился? Зачем коня так быстро гнал? Или десятника боялся, Или в контору задолжал?
Ох, шахта, шахта, ты - могила, Зачем сгубила ты меня? Прощайте, все мои родные, Вас не увижу больше я.
В углу заплачет мать-старушка, Слезу рукой смахнет отец. И дорогая не узнает, Каков мальчишки был конец.
Прощай, Маруся ламповая, Ты мой товарищ стволовой, Тебя я больше не увижу, Лежу с разбитой головой.
Гудки тревожно загудели, Народ валит густой толпой. А молодого коногона Несут с разбитой головой.
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ О КОНОГОНЕ
Гудки тревожно прогудели, Народ бежит густой толпой. А молодого коногона Несут с разбитой головой.
Куда ты, Ваня, торопился, Куда кобылу свою гнал, Али приказчика боялся, Али в контору задолжал.
- Приказчика я не боялся, В контору я не задолжал. А мне забойщики кричали, Чтоб порожняк быстрее гнал
Ах, шахта, шахта, ты - могила, Зачем ты парня извела, Детишек по миру пустила А счастья в жизни не дала.
В углу заплачет мать-старушка. Слезу рукой смахнет отец. И дорогая не узнает, Каков шахтера был конец.
Прощай проходка коренная, Прощайте Запад и Восток, Прощай Маруся-ламповая, Прощай буланый мой конек...
Прощай, Маруся плитовая! Прощай, шахтерский городок! Прощай, маманя дорогая, И ты лазоревый цветок.
И будет карточка пылиться На полке пожелтевших книг В танкистской форме при погонах И ей он больше не жених.
Двенадцать раз сигнал пробило, И клетка кверху понеслась, Подняли тело коногона, И мать слезою залилась.
Гудки тревожно загудели, Народ валит густой толпой. А молодого коногона Несут с разбитой головой.
Приложение №2
(Записано со слов Логозинской Елены Пантелеевны, урождённой деревни Краснополье. Стилистика сохранена авторская.)
Встреча с Шубиным.
«Рассказывал мне дед историю, которая приключилась с его отцом в одной из шахт нашего рудника», - повествует жительница села Краснополье. Вы, наверное, знаете, что на шахте свой хозяин – Шубин. Иногда он может помочь человеку, а другой раз осердится и выгонит его из шахты. Как только выйдет последняя клеть с народом, он, превратившись в седого старика, садится в неё и спускается в шахту. После этого шахта обязательно окажется затопленной. А то превратится в невидимку, помогает шахтёру гонять вагонетки с углем. Мало кто его видел, но слышали о нём все.
Стояла зима, народ отмечал Рождество, прадед так кутнул, что деньги все и пропил. Что делать? Как прожить месяц без копеечки? И решил пойти к десятнику. Так, мол и так, денег даже на опохмелку нет, что делать? А тот в насмешку и предложил спуститься в шахту и «выкрутить» нарубанный уголь. (Шахта в праздник не работала.) Как только выедет на-гора, скажет, сколько выдал угля, деньги и получит. Парень оказался не робкого десятка, согласился.
Когда опустился в шахту, то в камере рудничного двора увидел седого старика с крючком, каким таскают вагонетки.
-Добро пожаловать! – проговорил старик. – Скучновато было мне, не с кем даже и пошутить…
Поглядел он на старика и подумал: «Наверное, новый штопорный». Пошёл к вагонеткам, отсчитал с десяток.
-Дедушка, я буду работать, а ты, не посчитай за труд, наведайся. Может, что случится со мной. - И погнал свои вагонетки.
Прошёл час. Парень натягал на вокзал угля вагонетки на четыре и только нагрузил первую, слышит: кто-то идёт и кашляет на ходу. Оказывается, это был тот дедушка, которого он встретил.
- Ну, что, парень, как дела? – спрашивает старик. – Есть уголёк?
Тут только он заметил, как ярко горят глаза у старика. Что-то не по себе стало, но вида не показал.
- Есть немного!
-Вижу, сказал тот. – Ну, вот что: ты грузи, а я потихоньку гонять буду в откаточный.
Парень согласился. И закипела работа. Не успеет вагонетку нагрузить, а старик уж гонит пустую.
Дрожь стала пробирать молодца, а старик торопит:
-Давай, давай! Я помогу тебе.
Сорок вагонеток нагрузил паренёк. Тогда старик говорит:
Теперь посмотри, остался ли уголь в лаве?
Парень полез, смотрит – вест уголь отбит!
Сколько пробыл наш герой в лаве – неизвестно. Только когда вылез и вышел на откаточный, то всё было заставлено вагонетками. Волос дыбом встал у нашего бати.
Возвратился он в казарму, друзья спрашивают:
- Парнище, где ты был? Зачем голову намазал мелом?
Человек-то, оказывается, седым стал. Дошёл он до нар, упал лицом вниз и уснул.
На следующий день рано утром пошёл он к десятнику, получил с него двенадцать рублей и ушёл.Догадались его друзья, что с Шубиным в шахте повстречался.
Как гусь зарубщиков из шахты выгнал
(Из воспоминаний старожила Белецкого Андрея Николаевича, 1928 года рождения)
Эту историю мне рассказал мой отец, Белецкий Николай Иванович, а ему его друг, который работал на этой шахте.
За шахтой Кадиевской был случай, когда гусь выгнал из шахтёнки семнадцать зарубщиков угля.
Шахтовладелец прошёл два небольших ствола до первого пласта угля. Это была шахта-мышеловка. Стоял один барабан, ходили лошади, выкручивая большие деревянные бадьи с углём. «Мышеловка» подготавливалась хозяином к зимней работе. Стволы были соединены ходом.
Время стояло летнее. Народу на этой шахте было мало, работала лишь небольшая артель орловских мужиков.
Однажды в шахте зарубщики завели разговор между собой о колдунах, ведьмах и, конечно, о Шубине(как без него обойтись?) над воздушной работал человек. Он был очень суеверный, верил в нечистую силу. А рядом сосед, как нарочно, начал рассказывать историю, как ему пришлось встретиться с ведьмой, как она хотела его задушить.
-Иду я, значит, ночью, часов в 12 (рассказывает мужичок), и только за угол завернул, чувствую, как кто-то меня за пиджак схватил. Я глядь назад, а она стоит, волосы распустила, вся в белом. Я так и обмер. А потом как закричу!
В это время послышалось хлопанье крыльев и что-то зашуршало в воздушной. Работающий над воздушной посторонился. Вдруг недалеко от него снова зашуршало, захлопало и запрыгало.
-Ведьма!- крикнул зарубщик и кинулся бежать.
А на само деле это был гусь. Он увидел огонь, людей, загоготал: го-го-го. Затем захлопал крыльями, собираясь лететь на огонь.
Зарубщики кинулись бежать кто куда: кто по откаточному, кто в другой уступ.
Спасайся, в шахте нечистая сила! – кричали они.
Гусь, оказавшись в темноте, ещё больше поднял гогот и, распустив крылья, хлопая ими, пошёл по откаточному. А там было просторно, просачивался лучик света, проходивший через ствол шахты, недалеко стояли шахтёры с коногонками. Гусь расправил крылья и с криком полетел к стволу. Люди в испуге кинулись в лестничное отделение и кое-как повылазили на-гора. Гусь долетел до ствола и поднял такой гвалт, что вылезавший последним стал кричать:
-Спасайте!
Сообщили хозяину, что у него в шахте нечистая сила завелась. Неплохо бы пригласить попа, чтобы тот отслужил молебен. Хозяин побежал в казарму, набросился на двух старых шахтёров:
-Что вы панику мне наводите?
Сидевшие на нарах шахтёры посмеивались над бешенством шахтовладельца и суеверием своих товарищей, а потом сказали, что если он заплатит сейчас им красненькую, то они сами полезут и поймают нечистую силу. Хозяин согласился.
Старики спустились в шахту и чрез минуту закричали, чтобы их подняли на бадье, так как они поймали нечистую силу. Все с интересом ждали появления этой нечистой силы. Каково же было удивление шахтёров, когда в руках старика они увидели обыкновенного гуся. Нашёлся и хозяин – крестьянин. Он жил рядом с шахтой и, заметив пропажу одного гуся. Погрешил на шахтеров. Дескать, мясца ребятушки захотели, вот гуся и украли.
Так шахтёры встретились с нечистой силой!
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Из воспоминаний старожилов посёлка Анненка о речке Лозовой ( Кишко Тамара Васильевна, 1930 года рождения.)
В 1943 году ширина речки составляла где-то 7-9 метров, а глубина достигала 4 метров. Очень много было всякой рыбы и раков. На реке раньше стояла мельница. Во время войны сюда возили зерно из посёлка Рудник и села Краснополье. Очень трудно было в те годы с едой , и мы часто бегали с местной детворой ( нам было по 4-6 лет), чтобы попросить хоть немного муки у мельника. Сначала там работал хороший мельник, и он нам давал по горсточке муки. Потом мельник сменился, и, когда мы прибегали, он всегда гнал нас прочь.
Во время ливней река разливалась на 10-15 метров. Топило всё: огороды, сараи, погреба. Со стороны Сабовки сильным течением несло бочки, корыта, гусей, кур, иногда даже коз и свиней. После половодья на реке не оставалось ни одного мостика – течение сносило всё на своём пути.
Помню ещё, что на берегу, недалеко от мельницы стояла маленькая кузница. Это был хиленький сарайчик. Так даже его сносило водой. Когда вода спадала, на огородах часто оставалась рыба. Меня и сестру мама посылала с вёдрами собирать рыбу. Было голодно, и благодаря этой рыбе мы выживали. Да и в на рыбалку часто ходили. Мальчишки ловили раков. Так наша Лозовая спасала жителей от голода.
На речке, где была мельница, стояла плотина высотой 4-4,5 метра. Благодаря этой плотине мельница работала очень долго.На реке было много купален. В некоторых местах стояли даже вышки. Вдоль берега было много криничек. Вода в реке была очень чистой. Вот такой запомнилась мне Лозовая с детства.
Воспоминания Логозинской Елены Пантелеевны, 1930 года рождения о родниках.
В детстве прекрасно помню, как мама часто нас водила на кринички (родники), которые находились в Замковке (посёлок, расположенный недалеко от Марьиного утёса). Там было 2 кринички. Одна называлась – Медная, потому что вода в ней была с привкусом меди, а вторая – Бабы Анны. Назвали её по имени женщины Анны, которая жила недалеко от неё и воду брала только там и мыла голову этой водой. Помню вкус этой живительной влаги - мягкая, кристально чистая, а холодная такая, что аж зубы ломило. По дороге в церковь мы с мамой обязательно проходили мимо этих криничек, чтобы напиться водички. У нас в селе Краснополье было много криничек: две возле кладбища, их люди обложили камнем, и теперь они похожи на колодец. Раньше мы ходили за водой на криницу, которая располагалась под скалой, возле речки Лозовая. Её так и назвали: Подскальная. В этой кринице плавала рыба. Дно было песчаное. Когда набирали воду, вода никогда не мутилась.
Криничек много было по берегу речки Лозовой. Детьми мы часто бегали купаться. Лозовая была широкой и глубокой рекой, а вода чистой, как слеза. Другой берег – скалистый, но поросший весной цветами. Мы часто взбирались на скалки, рвали цветы и любовались прекрасным видом. За лесом была ещё одна криничка «Совиная». Люди так её назвали, потому что в лесу жили совы и прилетали туда пить воду. Много людей приезжало из разных мест не только для того, чтобы набрать воды, но и полюбоваться прекрасными видами: речкой, лесом, скалами.