kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дружба как основа духовно-нравственного воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление подготовлено для выступления на МО классных руководителей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дружба как основа духовно-нравственного воспитания»»

«Дружба как основа духовно-нравственного воспитания»

Кто из нас, работая учителем и принимая под свое руководство новый класс, не мечтает о том, что пройдет время, и из него получится настоящий дружный коллектив, в котором будет легко и приятно не только учить и воспи­тывать, но и жить в полном смысле этого слова? Научить детей дружбе — одна из задач, которую постоянно решают учителя, психологи, родители.
Все мы стремимся иметь друзей и страдаем от недостатка дружеского участия, так и в своей работе сознательно направляем свои усилия на то, чтобы обрести, достичь, создать, сформировать (ни один из глаголов не является пол­ностью адекватным) дружбу среди окружающих нас детей.
Мне кажется, дружба важна сама по себе, ибо она должна быть естест­венной средой обитания детей, а с другой стороны, она является инструментом развития ребенка, неким педагогическим средством, благодаря которому он может нормально развиваться как личность. Ведь только в дружеской атмосфе­ре, чувствуя поддержку друзей и товарищей, у ребенка открываются возможно­сти самораскрытия, которые как катализатор ускоряют все процессы личност­ного роста.
С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных - всему тому, чему родители не могут его научить.
С первых дней стараюсь научить ребят ценить друг друга, видеть в каж­дом неповторимую индивидуальность. Пытаюсь найти в каждом ученике ту точку опоры, которая поможет ему обрести веру в себя и признание однокласс­ников; создавать для каждого ситуацию успеха, поддержки, одобрения, чтобы общение и деятельность приносили ребенку радость.

Таким образом, в работе с классом использую правила: 
безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон;

беспристрастность в оценке поступков учащихся;

терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия;

диалогичность и открытость в общении с ребятами; 

отсутствие у меня страха признать свою неправоту, умение признавать ошибки;

использование чувства юмора как неотъемлемого методического средст­ва в работе с детьми;

умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзя­того мнения.

Эти правила нацелены и на то, чтобы развить духовно-нравственный мир моих учеников.

На классном часе, который проводится 1 раз в неделю, обсуждаем вопросы, как они представляют нашу жизнь в классе, о чем мечтают, какие традиции и обычаи хотят создать, по каким зако­нам мечтают жить. Выстраивание деятельности детского коллектива с опорой на законы дружбы помогает улучшить взаимоотношения в классе, способствует самопознанию и развитию гармоничной личности.

В основе духовно-нравственного воспитания лежат понятия о добре, зле, ответственности, милосердии, взаимопомощи, любви, долге, чести, достоинстве. Так как мы, учителя начальных классов, работаем над созданием детского коллектива, я за основу духовно-нравственного воспитания беру понятие «дружба».

К сожалению, слишком «агрессивной» стала жизнь, окружающая наших детей, поэтому не исключена вероятность физической агрессии, в том числе и «товарищеские» подзатыльники и тумаки. Но есть у моих пятиклассников (не у всех) страх другого рода. Это страх перед насмешкой и издевкой, страх ока­заться не таким как все. Очень трудно бывает увидеть, распознать эти страхи, тем более что довольно часто они маскируются замкнутостью или, наоборот, внешней агрессивностью ребенка.

Поэтому главной своей задачей вижу целенаправленное глубокое изуче­ние каждого ученика класса, умение чувствовать состояние ребенка, вести доверительный диалог с ним.

^ Средствами реализации этой задачи могут стать:

- коллективные творческие дела класса;

- театрализованные представления, игры;

- участие в соревнованиях, конкурсах;

- участие в школьных коллективных творческих делах;

- походы, экскурсии, коллективные поездки;

- цикл классных часов.

Важно обратиться к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. 

Для 5 класса предлагаю тематику классных часов:
Я и мое место на Земле.
Что такое дружба? Друг познается в беде.
Это страшное слово – равнодушие.

Знакомимся с понятиями «дружба», «вежливость», «воспитанность», «уважение». Задача - подвести детей к мысли об индивидуальности и своеобразии каждого человека.

Поведение и общение в классе. Приглашаем вас в гости.


Дети знакомятся с правилами этикета, с культурой отношений в коллективе, понятиями уважения и взаимного доверия как основы гуман­ных отношений.

3. Мое, твое, наше.
Я думаю так (о добре и зле)
Твоя ответственность перед собой и коллективом.


Представление о добре и зле, о счастье, обязанности ребенка в новых социальных отношениях.

Есть замечательные слова Д. Лихачёва: «Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими». Эти слова стали девизом на­ших дел в классе. Учимся испытывать чувство гордости за свой класс, когда каждый ученик отождествляет себя с классом, успех всего класса - это успех каждого, и наоборот, успех одного приведёт к успеху класса, поэтому я стара­юсь создавать ситуацию общего успеха.

Поэтому, даже применяя такую гуманную мето­дику, как коллективное воспитание, необходимо не потерять на каждом этапе коллективной организации дела вклад каждого конкретного ученика, только то­гда коллективное дело будет личностно-ориентированным.

Поэтому для того, чтобы научиться дружить, ребёнку не обойтись без нашей помощи. И начать здесь нужно с улыбки. Как и рекомендуется в известной песне, легче всего начать разговор именно с улыбки.

Литература


1) П.В.Степанов. Как создать воспитательную систему школы, М.-2006 г.

^ 2) П.В.Степанов, И.В.Степанова. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания, М.-2007г.

3) Д.В.Григорьев, И.В.Кулешова, П.В.Степанов. Воспитательная система от А до Я. М.-2006 г.

4) Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ре­дакцией Степанова Е.Н., М., 2000




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Дружба как основа духовно-нравственного воспитания»

Автор: Левина Наталья Викторовна

Дата: 22.11.2018

Номер свидетельства: 487125


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства