Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: выявить представление учащихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; способствовать формированию нравственных качеств учащихся: умению дружить, беречь дружбу.
На доске:
1. Цитаты:
«Дружба – это созвучие душ в соединённости судеб».
Восточная мудрость.
«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей».
Джон Ивлин.
«Дружба – … это бескорыстная стойкая приязнь».
В.И. Даль.
2. На обратной стороне доски:
Законы дружбы:
Не оставляй друга в беде.
Тебе не безразлично, какой твой друг.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Дружба испытывается в беде и опасности.
В.А. Сухомлинский
На столах:
Конверт №1 (в конверте лежит разрезанная пословица: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги».
Конверт №2 (в конверте находится проблемная ситуации).
Ход классного часа
Этапы
I. Приветствие.
- Ребята, давайте поздороваемся со всеми, кто пришёл к нам на классный час.
II. Информация. (в круге)
- Наш классный час посвящён сегодня очень важной теме. Прочитайте название темы на доске. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и учёные, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг и постараемся сформулировать правила дружбы.
Ш. «Я – позиция» (в круге).
1) Продолжите мою фразу: «Дружба – это…»
(дети передают друг другу карандаш)
- Готовясь к классному часу, я нашла несколько определений, раскрывающих это понятие.
«Дружба– это созвучие душ в соединённости судеб». Восточная мудрость.
«Дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Джон Ивлин.
2) Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего в нём цените?
(дети передают друг другу карандаш)
- Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба - …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
IV. «Я – позиция» и общественно-значимая норма. (в группе) - Прошу сесть в группы.
- Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
1) Возьмите конверт №1. Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
(Человек счастлив по настоящему только тогда, когда у него есть друг, с которым он может поделиться самым сокровенным, рассказать о своих печалях и горестях, И очень важно – уметь сохранить дружбу, потому что «дружба, что стекло, разобьёшь – не склеишь»)
Круговая дискуссия.
2) Возьмите конверт №2. Обсудите в группе проблемную ситуацию и ответьте на вопрос:
-Как бы поступил настоящий друг.
Ситуация: Твой друг получает плохие отметки, и родители тебе запрещают с ним дружить.
Круговая дискуссия.
4) Составление «Правил дружбы».
- Мы с вами обсудили пословицу, разобрали проблемную ситуацию, послушали, стих о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
(Ребята в группах, на отдельных листах, записывают 3-4 правила и прикрепляют на доске.)
Круговая дискуссия.
- А теперь послушайте, какие «Законы дружбы» составил великий педагог В.А. Сухомлинский.
Не оставляй друга в беде.
Тебе не безразлично, какой твой друг.
Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Дружба испытывается в беде и опасности.
В.А. Сухомлинский
- Мне очень приятно, что мнение нашего класса совпало с мнением такого великого педагога. Думаю, что отныне отношения между собой вы будете строить по этим правилам.
V. Рефлексия. (в круге)
- Прошу вернуться ко мне в круг.
1) Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?
Учитель раздаёт детям вырезанные из цветной бумаги сердечки.
*Дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться; с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться.
Если вы будете соблюдать эти правила, будете радоваться успехам других людей, будете не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесёте во взрослую жизнь.
Отрывок из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе».