Доклад "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Доклад "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Доклад на МО классных руководителей "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение - средняя
общеобразовательная школа с.Новосёловка Екатериновского района Саратовской области
Доклад
«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»
Подготовила: Филькина Л.Ф.,
учитель химии и биологии
2016 – 2017 учебный год
Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.
Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень - деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.
Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.
Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».
Доминирующий фактор сплочения:
общие интересы;
стремление приспособиться в специфических условиях;
авторитет лидера;
наличие социальных норм.
Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип сотрудничеста:
безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
беспристрастность в оценке поступков учащихся;
терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
использование чувства юмора;
отсутствие сделать ошибку и признать её.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.
Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:
открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
сотворчество (сотрудничество в творчестве);
успешность (с использованием инструмента оценки);
свобода выбора;
целевая направленность на конкретный результат дела;
привлекательность деятельности.
Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:
организация коллективной деятельности
Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение получают групповые формы учебной работы.
организация самоуправления
Одним из помощников в организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у младших школьников это желание поддерживается классным руководителем, всячески поощряется самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы.
организация работы с родителями;
Немаловажную роль в организации самоуправления в классе играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.
организация традиций коллектива;
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.
Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе.. Добрые традиции, развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.
воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
внеурочная деятельность
Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети:экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.
Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».
- «Песчаная россыпь» - бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.
- «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.
- «Мерцающий маяк» - формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.
- «Алый парус» - дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.
- «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Критерии коллектива:
групповая направленность;
способность группы к самоуправлению;
подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
интеллектуальная коммуникативность
(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);
- эмоциональная коммуникативность(общение и поддержка в радости и горе);
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)
Показатели развития коллектива:
мобильность;
товарищеские взаимоотношения;
мажорное мироощущение;
ответственность за коллективное дело;
самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей
Основная цель педагога - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.
Влияние педагога на формирование и изучение личности ребёнка.
Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.
Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность. Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.
Чтобы лепить, надо знать свойства материала - изучить душу ребенка.
Пути изучения:
а) личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;
б) изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по школе;
в) присутствие на уроках других учителей;
г) просмотр ученических сочинений на свободную тему;
д) психологические эксперименты (редко и осторожно).
е) индивидуальные беседы.
Ниже приведены некоторые методы формирования личности:
Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
Вести дневники наблюдений.
Необходимо остерегаться ошибок:
Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).
Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:
установление личных контактов;
изучение учащихся;
реализация индивидуального подхода;
средства индивидуального воздействия;
выстраивание программы личностного роста ребенка;
Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:
строить отношения с учениками необходимо на основе высоких этических норм;
требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;
помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;
Заключение
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
1.«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
2.«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);
3.«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
4.«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на
основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
5.«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
6.«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
7.«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности
Список использованной литературы
Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.