kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: "Характеристика одаренностей младшего школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика одаренностей младшего школьника

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Характеристика одаренностей младшего школьника"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»








Доклад по дисциплине «Теоретические основы организации обучения в начальных классах»

Характеристика одаренностей младшего школьника







Выполнила:

Пасевин В., студентка 2 «А» группы.

Руководитель:

Штыркина А.И.







Камышлов, 2016




Виды одаренностей

Художественна одаренность


Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности - в музыке, танце, живописи, скульптуре, в сценической деятельности. Учитель должен видеть эти способности, способствовать их развитию и в случае действительно высокого уровня их проявления позаботиться о том, чтобы такой ребенок как можно скорее попал к соответствующему специалисту, который смог бы профессионально заниматься с этим учеником. Этот тип одаренности может проявляться у школьников с разной степенью широты: есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей - ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует. Многие выдающиеся творческие личности характеризовались сочетанием ряда различных художественных способностей, однако есть творческие личности и, соответственно, и дети лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

Составляющие художественной одаренности ребенка: -

эстетическое отношение к миру как ярко выраженная, устойчивая, неситуативная склонность ребенка к занятиям искусством, чувство удовлетворения, испытываемое им от самих занятий, благодаря которому впечатления жизни превращаются в потенциальное содержание художественных произведений. Эстетическое отношение к миру связано со способностью видеть во всем окружающем проявление внутреннего состояния, настроения, характера, воспринимать неповторимый чувственный облик вещей (цвет, движение, звучание, фактуру, уникальное сочетание черт) не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни;

- наличие «позиции автора» (направленность на создание произведения, в котором внутреннее содержание обретает свою «внешнюю» жизнь);

- художественное воображение – способность «соткать» чувственный образ, с максимальной выразительностью раскрывающий внутреннее содержание художественного произведения;

-тип мышления, отражающий особенности художественного восприятия мира (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, продуктивное);

-эффект новизны, неповторимость образов, продуктивность, способность к конструированию новой художественной реальности;

-яркость образов, их реалистичность, жизненность, достоверность;

-эмоциональная насыщенность и процесса воображения и его результата;

-обусловленность системой художественного языка;

-духовная содержательность;

-интуитивность и осмысленность.

-зрительной активности ребенка - воображения - чувства цвета - композиционного мышления в рисунке.


Творческая одаренность


Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершенствовании деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов".

. Так же можно дать определение, творческие способности - совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоокружающими.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

. Накопление впечатлений:

. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направления;

. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость.

Беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени.

Гибкость мысли - способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность - способность к производству идей, отличающихся от общепринятых, неожиданных решений.

Любознательность - способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность - способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.

Смелость - способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

В психолого-педагогической литературе приведены определения творческих видов деятельности.

Познание - образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

«Творческая деятельность младших школьников» - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Можно выделить компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

творческое мышление;

творческое воображение;

применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческих способностей школьника необходимо систематически обращаться к его эмоциональным переживаниям.

Для развития творческого мышления и воображения детей младшего школьного возраста следует предложить следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

  • рассматривать систему в развитии;

  • делать предположения прогнозного характера;

  • выделять противоположные признаки объекта;

  • выявлять и формулировать противоречия;

  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

  • представлять пространственные объекты.

Творчески мыслящий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. В результате такой помощи, ребенок должен научиться:

  • удивляться всему, будто видишь все в первый раз;

  • видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…);

  • мечтать (фантазия соединяет самые разные вещи, в одно удивительное целое).

  • владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);

  • создавать «законченную вещь», то есть произведение.

  • Также очень важно ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением или музыкой), помочь ему в обретении самого себя, учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;

  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;

  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;

  • говорить так, чтобы тебя услышали;

  • быть самим собой;

  • не причинять другому вреда своими чувствами или своей любовью;

  • трудиться творчески;

  • творить вдохновенно.

Вышеперечисленные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения, которое является высшей и необходимой способностью человека.

Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

Таким образом, опыт творческой деятельности предполагает: перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые.

Дети с творческой направленностью  обладают рядом поведенческих характеристик: отсутствие внимания к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы; яркий темперамент; неконформность этих учащихся, то есть их нежелание, а подчас просто неумение идти «в ногу» со всеми остальными. Очень часто ученики с этим типом одаренности не особенно хорошо учатся.


Общая интеллектуальная и  академическая одаренность


  • Интеллектуальная одаренность. Таких детей называют "светлыми головами" и "надеждой образовательного учреждения".

Школьники, как правило, обладают весьма значительными, глубокими знаниями, очень часто они умеют самостоятельно их получать - сами читают сложную литературу, могут даже критически отнестись к тем или иным источникам. Ученики этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, нередко склонны к философскому осмыслению материала. Высокий интеллект, развитый ум позволяют этим учащимся с легкостью усваивать разные предметы, однако их различное отношение к школьным предметам и, соответственно, учителям приводит к тому, что по одним предметам эти учащиеся учатся блестяще, а по другим - нет.

При этом типе одаренности отмечается устойчивая система познавательных интересов. Довольно часто именно этот тип одаренности представлен у умственных акселератов, или, как их еще принято называть, «вундеркиндов».

Успеваемость интеллектуально одаренных учащихся не всегда совпадает с уровнем их способностей: среди интеллектуалов есть и блестящие ученики, а есть и троечники, и даже двоечники.

Можно выделить два основных подвида интеллектуальной одаренности: 1) проявляются общие умственные способности и нет какой-либо специализации; 2) незаурядные способности проявляются, прежде всего, в одной какой-либо специальной области знания.

Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребенком, и ребенок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими  понятиями,  легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

  • Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по вторым предметам, которые воспринимаются ими не так легко.

При этом типе одаренности достаточно высокий интеллект тоже имеет место, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Прежде всего, умеют блестяще усваивать, то есть учиться. Особенности их познавательной сферы-мышления, памяти, внимания, некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Именно из этих учащихся получаются впоследствии замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела.

Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Структура математических способностей:

  • Получение математической информации;

  • Способность к формализованному восприятию математического материала,   схватыванию формальной структуры задачи;  

  • Переработка математической информации.

В нее входят:

а) способность к логическому мышлению в сфере количественных и    пространственных отношений, числовой и знаковой символики; способность мыслить математическими символами;

б) способность к   быстрому и широкому обобщению математических объектов,   отношений и действий;

в) способность к свертыванию процесса математического рассуждения и системы соответствующих действий; способность мыслить свернутыми структурами;

г) гибкость  мыслительных процессов в математической деятельности;

д) стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;

е) способность к быстрой и свободной  перестройке направленности  мыслительного процесса,  переключение с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении).

  • Хранение математической информации. Математическая    память — обобщенная память на математические отношения, типовые   характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения   задач и принципы подхода к ним.

  • Общий синтетический компонент. Математическая направленность ума.

Академический тип одаренности также имеет свои подтипы - есть учащиеся с широкой способностью к обучению они легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех школьных науках, а есть учащиеся, у которых повышенные способности к усвоению проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности /дети с академическими способностями, скажем, к точным наукам, или к гуманитарным/.


Лидерская, или социальная одаренность

Характеризуя лидерскую одаренность, используют также понятия «социальная одаренность», «социальный интеллект»,  «организаторские способности».

Эта одаренность характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитая интуиция, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

Существует много вариантов лидерской одаренности:

  • Есть эмоциональные лидеры, своего рода «жилетка» для каждого, с ними советуются, их любят, их мнение является во многих случаях решающим.

  • Есть лидеры действия - они умеют принимать решения, которые важны для многих людей, определяют цели и направление движения, прямо ведут за собой.

У многих школьников с выраженными лидерскими способностями интерес к школьному обучению недостаточен, и их незаурядные лидерские возможности реализуются в деятельности не только далекой от школы, но и иногда прямо с ней конкурирующей. Не имеют достаточной школьной мотивации и, обладая сильным характером и независимостью, откровенно ничего не делают в школе.

Невозможность завоевать статус лидера в школе ведет их на улицу, где они становятся лидерами антисоциальных группировок.

Такие ученики часто рассматриваются учителями только как заурядные хулиганы, что вызывает с их стороны соответствующее негативное отношение.

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником.

Таим образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты:

  • Интеллект выше среднего;

  • Умение принимать решение;

  • Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

  • Ощущение цели, направления движения;

  • Гибкость; приспособляемость;

  • Чувство ответственности;

  • Уверенность в себе и знание себя;

  • Настойчивость;

  • Энтузиазм;

  • Умение ясно выражать мысли.

Характерные черты, присущие людям, одаренным в социальном отношении:

  • они обычно обладают физической привлекательностью и  аккуратностью  во внешнем облике;

  • их явным образом принимает подавляющее большинство людей, которых они знают;

  • они обычно заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный вклад;

  • их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе;

  • они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям;

  • их поведение носит открытый характер — они не стараются показывать лишь «фасад»;

  • они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту;  

  • они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют резко свои дружеские симпатии;

  • они стимулируют продуктивное поведение вторых; они энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми социальными ситуациями, причем делают   это с тактом, юмором, проникновением в суть дела.

Следующие характеристики обычно присущи успешным лидерам:

  • интеллект выше среднего;

  • умение принимать решения;

  • способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

  • ощущение цели, направления движения;

  • гибкость, приспосабливаемость;

  • чувство ответственности;

  • уверенность у себя и знание себя;

  • настойчивость;

  • терпимость и терпение в работе с людьми;

  • энтузиазм;

  • умение ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме.


Психомоторная или спортивная одаренность

Хотя ученики со спортивной одаренностью далеко не часто хорошо учатся, это связано прежде всего с недостатком времени и соответствующего желания. Если у школьников, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то есть настрой, то они, как правило, могут превосходно учиться.

Практическая одаренность

Люди, которые с успехом применяют интеллект к окружающей действительности, не обязательно отличаются в работе с абстрактными понятиями, и академические требования не всегда способствуют проявлению их талант.

Ключевой особенностью практической одаренности Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.  Очевидно, что этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной (лидерской) одаренностью, возможно, включает ее в себя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад на тему: "Характеристика одаренностей младшего школьника"

Автор: Пасевин Валерия Валерьевна

Дата: 04.11.2016

Номер свидетельства: 355369


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства