Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Работа куратора по формированию толерантных отношений у студентов"»
Доклад на тему:
«Работа куратора по формированию толерантных отношений у студентов»
В работе каждого преподавателя есть трудная, но очень важная миссия - быть куратором. Одни преподаватели считают её дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее главной. Но как бы ни была трудна работа куратора, она, несомненно, нужна студентам, так как основным структурным звеном в техникуме является группа. В группе реализуется забота о социальном благополучии студентов, осуществляется сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Куратор сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для студента духовным посредником, неравнодушным наблюдателем индивидуального развития студента, помощником, создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в группе, координатором усилий педагогов, семьи, влияющих на развитие личности студента. Именно таким куратором я и стараюсь быть.
В настоящее время я являюсь куратором группы 309ТМ.
Сегодня все большее распространение в студенческой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение студентов. Поэтому необходим поиск эффективных методов воспитания студентов в духе толерантности.
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.
Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.
Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.
Толерантность является основой педагогического общения преподавателя и студента, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у студентов культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Для техникума проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе складывается взаимодействие между всеми студентами, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в группе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. Важно научить студента, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.
Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + студенты + преподаватель».Таким образом, семья в формировании толерантности у студентов имеет большое значение.Ведь эффективность воспитания студента зависит и от того, насколько тесно взаимодействуют техникум и семья. Мы, преподаватели, хотим, чтобы родители не боялись кураторов, а считали их своими помощниками, доверяли им, были терпимы. Взаимодействие техникума и семьи направлено на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, терпимости к другим людям.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Подходы к воспитанию толерантности
Студенты, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, группы, техникума, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. В своей работе я придерживаюсь принципов, которые помогают мне построить процесс взаимодействия со студентами и их родителями лучше.
Принцип целенаправленности
Формирование данного качества, возможно только при осознании студентом того, зачем ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и студента является одним из факторов успешности воспитания толерантности.
Принцип культуросообразности
Формирование в студенте умение строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью
Необходимо ориентироваться на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении студента с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. Необходимо возлагать ответственность за свое поведение на студентов.
Принцип уважительного отношения к личности
Независимо от позиции студента, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. Уважая и принимая позицию и мнение студента, при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир.
Принцип опоры на положительное в студенте
Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в студенте саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. Куратору и преподавателям необходимо создавать ситуации успеха.
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности
Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной
среды. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.
Принцип диалогичности и сотрудничества
Диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: студент-студент, студент-преподаватель, студент-преподаватель-среда, студент-преподаватель-культура.
Принцип воспитывающей рефлексии
Необходимо создавать условия для рефлексии студентам произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. Надо побуждать студентов к осмыслению и осознанию собственных действий, приемов, способов деятельности.
Таким образом, учитывая все принципы толерантности, я организую воспитательную работу, добиваясь при этом нужных результатов.
Классные часы и коллективно-творческие дела воспитывают терпимость по отношению к людям, позволяют студентам успешно адаптироваться не только к жизни в техникуме, но и за его пределами.
Учитывая возрастные особенности своих студентов при проведении коллективных дел, помогаю каждому студенту наиболее полно раскрыться, рассказать однокурсникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о других. Поскольку для студентов моей группы очень важно признание и одобрение со стороны взрослых, я опираюсь на те доверительные отношения, которые складываются у студента в семье. Стараюсь помочь каждому студенту осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого однокурсника, воспитывать в них уважение к себе, сверстникам и старшим.
Большое значение имеют и отношения с однокурсниками, а следовательно и возможности для использования этих отношений в учебно-воспитательных целях. Здесь необходимо внушить студентам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, которая называется группой. Идет формирование и развитие чувства сплоченности группы, разделение труда при выполнении заданий, умение считаться с общественным мнением.
В группе учатся студенты разных национальностей. Поэтому я обращаю внимание на формирование толерантных отношений между студентами, развиваю желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формирую стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать.
Для студента важно и то, как его оценивают сверстники и студенты других групп. И получить одобрение со стороны сверстников приводит некоторых из них к конфликтным ситуациям в группе. Поэтому моей целью является формирование умения правильно вести себя вовремя конфликта, завершать его справедливо и без насилия. А для этого необходимо создавать условия для формирования в группе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки.
В моей группе создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Осуществляется совместная организация и подведение итогов деятельности, распределение ролей и функций между студентами. Создаются ситуации свободного выбора студентами видов, способов деятельности. Каждый из них может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести вклад в общее дело.
Вместе со студентами мы готовили и проводили мероприятия:
классные часы на тему: «Терроризм — угроза обществу», «Здоровое питание», «Скажи наркотикам – нет!»,
принимали участие в проведении мероприятий и конкурсов: «День учителя», «Новогодний концерт», «Конкурс военно-патриотической песни», «А, ну-ка, парни!», спортивные соревнования
принимаем участие в конкурсе плакатов ко всем праздникам, занимая при этом призовые места;
Все студенты моей группы, без исключения, принимали участие в подготовке и проведении вышеназванных мероприятий. Ни один из них не остался наблюдателем.
Я, думаю, что моя работа станет примером и поможет вам так, как помогает мне, в организации воспитательного процесса.
Библиографический список
Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал. 2001.
Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. М.: Прогресс. 2003.
Декларация ЮНЕСКО о принципах толерантности.
Лизинский В. Принципы, нормы и правила успешного воспитания. // Народное образование. - 2002 . № 4.стр 12-16.
Степанов П. Как воспитать толерантность? //Народное образование. 2001 № 9. стр 23-24
Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001.
Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) «. Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Агротехнический техникум» с. Дивное
Доклад на м/о классных руководителей
на тему «Работа куратора по формированию толерантных отношений у студентов»
выполнил: куратор 309ТМ группы, преподаватель Гуливец И.В.