kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый сложный период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причём окружение подростка очень сильное оказывает на него давление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе».»

ТЕМА «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе».


Самый сложный период в жизни подростков, по общему мнению, приходится на 13-14 лет. Именно в это время неуверенность в себе и чувство неполноценности достигают своего апогея, причём окружение подростка оказывает на него очень сильное давление. Очень часто подростки и особенно старшеклассники обращаются к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скованность.

Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несостоятельным и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек. И это не случайно: подростковый возраст и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностного самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ровно и стабильно молодые люди переживают данный период, зависит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в критических и жизненных ситуациях, на умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот период находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего «я», к проявлению сильных и ярких сторон своей натуры и болезненного самоуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности. Неудержимое стремление проявить себя и в то же время болезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учёбе, поиске будущей профессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Довольно часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хорошими успехами в учёбе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врождённая сверхтревожность и застенчивость (высокий уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетается с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо приобретённая внутренняя скованность в определённых жизненных ситуациях. Например, в семье, где один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны.

Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в неполной семье; в восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе. По мере взросления «маменькин сыночек» имеет выбор в основном из двух жизненных путей: либо остаться психологически зависимым от матери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собственную самостоятельность и независимость. И в том и в другом случае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определённая тенденция: на развитие положительной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает её, одобряет её поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют её тревожной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе во многих случаях успешное развитие положительной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социометрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в своё время положительно отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в своём окружении. Неуверенные в себе, скованные и зажатые - это школьники, кого по тем или иным причинам «не переносила» их первая учительница и кто попал в позицию «отверженных» в классе.

Терпения и мудрости требует этот период от родителей. Иногда родителям кажется, что они были не такими, трудно вспомнить себя и свои переживания. Непросто бывает и принять изменения в собственном ребёнке, начать по-новому относиться к нему.

Подросток нуждается в поддержке и ободрении родителей. Просто форма выражения этой поддержки меняется. Хорошим вариантом может стать совместное времяпрепровождение, новые увлечения – вместе сходить в кино и обсудить потом фильм, внимательно прислушиваясь к мнению подростка, вместе учиться кататься на роликах, играть в боулинг или пойти в поход на байдарках. Это способствует укреплению и отношений, и авторитета взрослого. Большую помощь неуверенному в себе подростку могут оказать посещение тренингов уверенности, а также психологическая коррекция с опытным психологом. Сарказм и высмеивание происходящих перемен способны ухудшать отношения и отдалять родителей и подростков друг от друга. Если подросток требует больше прав – то должен понимать, что получает и больше обязанностей и ответственности.


Уверенность в себе необходима для того, чтобы справляться с жизненными трудностями и добиваться блестящих успехов. Для всех родителей важно, чтобы ребенок вырос уверенным в себе. Этому нужно уделять внимание на всех этапах развития, но именно в подростковый период ребенок чувствует себя особенно незащищенным. В это время родителям необходимо помочь ему, проявить внимание, вселить веру в себя.

Что для этого необходимо делать:


1. Гордиться успехами своего сына или дочери

Всегда случаются успехи и провалы, но если родители будут хвалить ребенка и акцентировать внимание на успехах, это выработает у него позитивный настрой. Помня о своих победах, ребенку будет легче подготовить себя к положительному результату.


2. Поддерживать ребенка в его начинаниях

Родителю следует открыто высказывать свое одобрение, если ему нравится новая идея его сына или дочери. Поддержка вселит веру и укрепит уверенность в себе. Если ребенок делится с родителями своими планами, важно внимательно выслушать его и помочь в осуществлении планов. Необходимо в любом случае с уважением отнестись к его мыслям и идеям.


3. Не вспоминать неудачи

В подростковый период психика ребенка неустойчива, поэтому неудачи воспринимаются в разы сильнее, чем у взрослого человека. Воспоминания о неприятных моментах могут оставить след в душе, и в дальнейшем негативно отразиться на его действиях во взрослой жизни. Вот почему психологи ищут причины проблем в детстве. Родителям не стоит напоминать о промахах своим детям. Лучше будет показать, какой полезный опыт можно извлечь из данной ситуации. Так же не стоит высказывать сожаления и упрекать ребенка.


4. Не нужно ругать за ошибки

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Если родители разозлились из-за какого-либо промаха ребенка, важно понять, что их ребенок только в начале жизненного пути, и надо позволить ему учиться на своих ошибках, объяснить неприемлемость этого поступка, но не ругать его.


Взрослые на правах родителя всегда хотят указать ребенку, как правильно, настаивая на своём опыте. Но если тот все решил сам, а родители читают нравоучения, результат будет обратный. И при положительном исходе дела у подростка не будет ощущение удовлетворения собой. Ему полезно что-то делать от начала до конца самому, такие вещи повышают самооценку. Обязательно нужно идти навстречу ребенку, если он просит совета.


6. Не читать нотаций

Есть разница между учением, когда ребенок воспринимает информацию, которую до него доносят, и поучением, когда тот ничего не хочет слушать, но родители постоянно пытаются ему рассказать, что, зачем и как необходимо делать. Это плохо влияет на уверенность в себе, так как на подсознательном уровне родитель внушает ребенку, что тот все делает неправильно и таким способом понижает его самооценку.


7. Не заставлять постоянно быть лучшим во всем

Некоторые родители пытаются за счет детей реализовать то, в чем сами не преуспели. Есть и те, кому необходимы успехи ребенка, чтобы хвастаться ими перед друзьями и родственниками. Груз, который они кладут на плечи ребенка, может вылезти им боком. Гордитесь ребенком, даже если он не первый и не лучший. Ведь не зря же говорят, что главное это участие, а не победа. Ваша вера и поддержка важны для ребенка в любом возрасте и жизненном этапе.

8. Отправьте на курсы или в лагерь

Часто подросткам, которым не хватает уверенности в себе, помогают специализированные курсы, которых с каждым днем становится все больше. Также помогают новые знакомства. Для этого можно отправить ребенка, к примеру, в заграничный лагерь, где он усовершенствует свои знания иностранного языка, а также заведет новых друзей.

Как вы видите, вариантов, как привить уверенность подростку много, пробуйте, а главное верьте в него, и у вас, и него все получится!

Самооценка - мнение о собственной личности, оценка её значения, отрицательных и положительных качеств характера и совершённых поступков. От неё зависит уверенность в себе. Самооценка подростка отличается неустойчивостью и подвержена воздействию внешних факторов. Важно, чтобы в такой момент родители помогли ему приобрести уверенность в собственных силах.

Виды самооценки человека

Чтобы понять, как помочь подростку обрести уверенность в себе, сначала необходимо разобраться, на каком уровне находится его мнение о своей личности. Выделяют 3 вида самооценки: заниженную, завышенную и нормальную (адекватную).

Подросток с заниженной самооценкой постоянно видит в своих действиях, мыслях, качествах характера и других характеристиках личности что-то плохое. Он постоянно сравнивает себя с идеальными образами, а все окружающие люди кажутся ему лучше. Из-за этого он может чувствовать себя жертвой, он не способен принимать комплименты и похвалу и предпочитает проводить время в одиночестве.

У подростков с пониженной самооценкой зачастую нет друзей, отсутствует желание заводить новые знакомства из-за боязни быть осмеянным. Ребёнок может впадать в паническое или тревожное настроение, ему не хочется обучаться новым навыкам из-за страха неудачи. У него также может появиться объект для подражания. Причинами заниженного самомнения могут быть:

Завышенное самомнение в подростковом возрасте встречается значительно реже, нежели заниженное. Оно характеризуется переоценкой собственных возможностей и значимости своей личности. Причинами могут быть сильная внутренняя уязвимость, особенности воспитания или внешняя привлекательность.

Хотя некоторым родителям может казаться, что чем выше мнение о себе, тем лучше, неадекватно завышенная самооценка таит в себе опасность. Такому подростку сложно заводить друзей, поскольку люди рядом с ним чувствуют некомфортно, а в дальнейшем подобное нарушение может привести к депрессии. Признаки завышенного самомнения:

уверенность в собственной правоте;

неспособность принимать чье-либо мнение, кроме собственного:

высокомерие;

боязнь совершать ошибки;

неумение просить прощения или прощать;

восприятие чужих побед как личную обиду.

Единственным видом самомнения, не требующим коррекции, является нормальная самооценка. Родителям ребёнка с адекватным самомнением не нужно думать, как помочь подростку повысить самооценку, поскольку он понимает и спокойно воспринимает собственные достоинства и недостатки.

Нормальная уверенность в себе формируется у ребёнка, воспитанного в семье, где царит уважительное отношение к мнению других, практикуется конструктивная критика и признаётся ценность человека вне зависимости от его наград или достижений. Такие дети хорошо ладят со сверстниками, проявляют уважение к другим людям и добиваются поставленных целей.

Действия родителей подростка

Если у вашего ребёнка заниженное самомнение, необходимо задуматься, как увеличить его самооценку. Чтобы помочь ему приобрести уверенность в себе, необходимо следовать некоторым советам.

Не меньшее значение для повышения самооценки имеет борьба со страхами, которые в большом количестве появляются у подростков. Часто они боятся быть смешными или нелепыми в глазах других.

Родителям следует объяснить, что все люди попадают в странные ситуации, выглядя при этом забавно, но ничего страшного в этом нет. С таким страхом можно бороться и с помощью игровой модели - к примеру, предложить ребёнку поучаствовать в юмористическом спектакле, облачившись в смешной наряд.

Как поднять самооценку девушке

Чтобы повысить самомнение, научитесь любить себя. Для этого определите собственные достоинства и каждый день напоминайте себе о них, особенно в моменты, когда чувствуете неуверенность .

Красивая одежда поможет быстрее повысить самооценку. Чтобы почувствовать, как придать себе уверенности и повысить самооценку с помощью гардероба, подберите собственный стиль. При этом руководствуйтесь своим вкусом и ощущениями - важно, чтобы вы ощущали физический и психологический комфорт в новой одежде. Не пытайтесь копировать чей-либо стиль.

Занятия спортом помогут обрести уверенность, ведь регулярные тренировки сделают фигуру стройной и позволят чувствовать себя здоровой и энергичной. Важно, чтобы выбранная физическая нагрузка нравилась. Сбалансированный рацион поможет дополнить эффект от спорта, поскольку подарит лёгкость в теле и улучшит настроение.

Не забывайте следить за личной гигиеной. Одежда всегда должна быть чистой, выглаженной и аккуратной. Регулярно мойте голову и расчёсывайте волосы, ведь девушке с неопрятной причёской не получится чувствовать себя красивой.

Научитесь нормально реагировать на похвалу и комплименты. Никогда не отрицайте хороших слов, сказанных в ваш адрес - лучше отвечайте на них благодарностью.

Найдите сверстников с общими интересами, ведь общение с ними пойдёт на пользу вашей самооценке. Постарайтесь подружиться с позитивными и уверенными в себе девочками, которые смогут оценить вас по достоинству.

Как парню стать увереннее

Чтобы парню-подростку приобрести уверенность в себе, необходимо понять, что не нужно стремиться к идеальности. Идеал является условным понятием, которого достичь невозможно. Это не значит, что не нужно стремиться быть лучше, но страдать от собственной неидеальности также не стоит. Поднять самооценку помогут и другие рекомендации.

Поиск хороших друзей является не менее важным и эффективным способом, как поднять самооценку парню. Противостоять трудностям значительно легче, когда у вас есть верные товарищи, особенно если вас соединяют общие интересы.

Коррекция завышенной самооценки

Опасность переоценки собственных возможностей для подростка заключается в завышенных ожиданиях от окружающих людей, что может привести к неспособности удовлетворения собственных амбиций. Это может спровоцировать депрессию. Чтобы сделать самомнение ребёнка нормальным, необходимо выполнить с ним ряд упражнений:

Помните, что и заниженная, и завышенная самооценка у подростка не является нормой, и её не нужно поощрять . В дальнейшем проблемы с уверенностью в себе могут привести к неудачам в жизни и нежеланию общаться с людьми из-за различных страхов.

Вы хотите помочь своему сыну чувствовать себя уверенно в коллективе - это по-настоящему хорошо, характеризует вас, как грамотных, вдумчивых, чутких родителей. В этом возрасте у ребёнка заканчивают формироваться устойчивые черты характера, формы поведения, становятся более стабильными свойства нервной системы, заключающиеся в том, чтобы определённым образом реагировать на окружающий мир, события, людей. Наиболее значимыми являются оценочные суждения сверстников, посторонних людей, ярко проявляется ориентированность всей жизни и её зависимость от социума, признаётся и реализуется ребёнком только социально одобряемое этой группой поведение, идёт перестроение своих мотивов, идеалов, поступков, суждений под норму группы. Семейные традиции отходят на второй план, при явном дисбалансе требований семьи и референтной(значимой для ребёнка) группы. Родители же в этом возрастном промежутке стараются усилить контроль и давление, продолжая выдвигать свои требования в подчинении ребёнка привычному образу жизни. Ваша главная задача сейчас, как родителей, дать сыну понять, что он так и остался для Вас самым любимым человеком. Он должен абсолютно точно знать, что родители его любят безусловно, безоговорочно, безотносительно к его поведению, поступкам, внешности, ошибкам, что он всегда для них ценен, важен, его принимают, понимают, поддерживают в семье всегда. Вот это сейчас и внушайте ребёнку, не только словами, но и поведением, поступками, решениями по отношению к нему. Разговаривайте, спрашивайте его мнение обо всём, сами делитесь своими проблемами, интересуйтесь жизнью, а не только учёбой-это позволит стать эмоционально ближе с ребёнком, сделать отношения открытыми и искренними, выяснить постепенно что и почему его беспокоит. Только терпением, любовью, спокойствием можно достичь желаемых результатов. Он сейчас обязательно должен чувствовать свою включённость в семью-пусть участвует в обсуждении семейных вопросов. Вы можете ненавязчиво предлагать ему свою помощь в чём-то, проявлять интерес к его жизни, обязательно ежедневно и, опять же, очень мягко, но настойчиво, привлекать к совместной деятельности, поручать выполнимые доступные дела и хвалить за их выполнение. Самая главная причина, по которой подростки (да и многие взрослые) утрачивают смысл жизни - чувство одиночества, внутреннего, душевного-не допустите этого. При этом совершенно не важно наличие людей рядом. Ребёнок просто перестаёт ощущать себя любимым и нужным этим самым людям - родителям, друзьям, конкретному человеку(может быть ему кто-то нравится, но его отвергает). Каждый ребёнок уникален и чувствует этот мир по своему. Но потребность в любви и признании является базовой для любого человека. Её неудовлетворённость для человека грозит очень большими проблемами с адаптацией в социуме. Проблемы сына с восприятием своей внешности - не редкость в его возрасте, они проявляются у многих подростков в разной степени. Девочкам в этом плане легче - косметолог, парикмахер, диетолог помогают им в этом. С юношами сложнее, многие из них почему-то избегают косметических салонов, хотя те предлагают ряд услуг и для мужчин - например так необходимая многим чистка кожи лица. Просто так убеждение в своей некрасивости, в несоответствии своей внешности общепринятым стандартам, как правило, не возникает. Пусковым механизмом, вследствие ранимости психики, может служить даже вскользь оброненное кем-то из класса, просто знакомым или даже незнакомым критическое замечание, сарказм относительно особенностей фигуры, волос, других внешних качеств. А если так о нём отозвались девочки, то он в это поверил и сам себя убедил, что некрасив. Ваши родительские мнения по этому поводу, уговоры не дадут результата. В таком возрасте для него важно мнение со стороны. Очень ценным и влиятельным является для всех оценка специалистов, профессионалов - им бы он поверил. Если есть возможность - оплатите фотосессию в студии. Там ему продемонстрируют его же, но только другими глазами. Это хороший психологический ход. И ещё обратите внимание на его отношение к компьютеру. Сейчас это вообще тенденция времени, как подростковая, так и и взрослая - компьютерная зависимость. Помочь избавиться от неё, если уже сформирована, сможет только специалист. Любая зависимость-это поытка уйти от психотравмирующих ситуаций реальной жизни либо тягостных впечатлений, эмоций прошлого, которые гнетут и не были до конца пережиты, отрегулированы и зависли. Так человек замещает эмоции радости, восторга, восхищения. Таким способом его организм заполняет пробелы удовольствия, которое должен получать от жизни другими способами, но не получает. Есть чёткая взаимосвязь психики и физиологии в образовании любой зависимости.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Как помочь подростку приобрести уверенность в себе».

Автор: Кашуркина Татьяна Тимофеевна

Дата: 15.04.2020

Номер свидетельства: 546788


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства