kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме"Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме "Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе" раскрывает существенные преимущества туристской работы с учащимися любого возраста в любом школьном классе или объединении.Походы с ночевкой, обустройство быта, приготовление пищи у костра, палаточный лагерь-все единение с природой создает атмосферу коллективизма и толерантности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме"Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе" »

Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.

Классный руководитель 9 «А» класса Козляковская Лидия Сергеевна

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и кубановедения в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают основные знания по широкому кругу наук. А удовлетворить познавательные интересы школьников возможно лишь, используя разнообразные формы туристской деятельности.

К.Д. Ушинский писал: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.»

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» - знакомые слова из песни В. Высоцкого. А как туризм помогает решать воспитательные задачи?

Туризм развивает:

коллективизм

дисциплинированность

трудолюбие

любознательность

дружба

самостоятельность

взаимопомощь

кругозор

товарищество

инициатива







Туризм учит:

Практические навыки

Гражданское

становление

Преодоление

препятствий

творчество

самоорганизация

Общественная активность

Обеспечение

безопасности


самоуправление

Профессиональные

интересы

Выживаемость в любых условиях




Дети просятся в поход...

У многих классных руководителей возникает много вопросов. По какому маршруту пойти? Как не заблудиться? Будет ли класс вести себя дисциплинированно? Как обеспечить безопасность детей на транспорте и в лесу? Но, пожалуй, главный вопрос: «А зачем мне это нужно?!»

Каковы же мотивы - привлекательные для классного руководителя.

Во-первых, туризм — это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности, т.е. — ходьбы. Любой выход на луг, на берег реки, в лес для общения с природой полезен и прекрасен.

С пятого класса я начинаю водить ребят на прогулки в район улицы Заречной или в Российский лес. Мы вместе едим завтрак на траве, наблюдаем за птицами, животными, бабочками и другими насекомыми. Ребята непосредственно восхищаются полевыми цветами, росою на траве, каждому природному объекту, мы играем в подвижные игры. Здесь я замечаю веселых и шумных детей, тех, кому интересно и кому скучно. Ребята делятся своими впечатлениями, и я предчувствую, кто в дальнейшем пойдет в длительные походы. Я не стремлюсь сразу выезжать в длительные поездки - для этого надо быть уверенным в каждом ребенке.

Во-вторых, туризм – это нахождение и возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях — в лесу. Принести воды из родника, разжечь костер, поставить палатку в лесу - несет не только ценность, но и умение проявлять характер, выявление лидеров в группе.

Если поход с одной ночевкой, то трудностей не возникает, так как только на чуть – чуть уехали из дома. В палаточном лагере все намного сложнее. Даже я, впервые приехав в палаточный лагерь, считала дни до середины пятидневки и обратно. С детьми не бывает больших или маленьких проблем, все они важные. Так на третий день начинаются разборки: кто с кем не хочет жить, есть и дружить. И начинаются взаимные упреки. На четвертый день идет примирение. На пятый день все плачут, так как надо расставаться с новыми друзьями и ехать домой. А между детскими отношениями проходят сборы дров, дежурство по лагерю, походы, экскурсии, конкурсы, дискотеки, обеды и ужины, игры и отбой. А сколько радости доставляют открытая банка сгущенки, котелок чая и ночные страшилки и истории.

В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Т.е.- неформальные условия для общения между мной и учениками. Ночевка в палатке на склонах гор, песни под гитару и задушевные беседы у костра - никакой другой вид отдыха не даст таких впечатлений, о которых ребята часто вспоминают в школе.

Туристические походы очень сильно изменились в последние годы. Стало больше комфорта, дети с удовольствием ходят в многочасовые походы, но без рюкзаков и приготовления пищи. В последние два года немного изменилась ситуация, стало больше бесплатных многодневных походов как в школах, так и домах творчества. Так, например, Величкин Константин, в 13 лет прошел многодневный тяжелый поход, через день шел сильный дождь, но ему очень понравилось. А, в школе он подошел ко мне и сказал: «Лидия Сергеевна, поход хороший, но Вам было бы трудно идти».

Однажды в походе мы собрали все телефоны у ребят, чтобы они пообщались друг с другом. Вечером увидели, как 20 ребят дружно сидят на лавочке и нормально беседуют, смеются. Стемнело, но еще долго мы слышали детские голоса и не настаивали им разойтись. Общение- вот что в наше время стало дефицитом! А телефоны мы возвратили после утренней зарядки, возмущений не было.

В-четвертых, поход — активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания учителем авторитета у учеников и его укрепления. Туризм стал для меня школой педагогического мастерства.

В походных условиях приходилось сочинять и ставить сказки на новый лад, делать рекламы, сочинять частушки, загадки, участвовать в выставках рисунков, стихотворений, поделок из природных материалов, праздниках, играх. А еще надо уговорить ребят участвовать, завести всех, чтобы всё пело, играло и имело успех.

В-пятых - доверие родителей - одна из составляющих нашей работы. Поэтому прежде чем поехать в поездку, я провожу огромную предварительную работу. Рассказываю родителям на собрании о ближайших планах класса. В течение пяти лет я показывала им фотографии с походов и поездок, рассказывала о походной жизни. В Лаго-наки зимой я всегда брала родителей с детьми и позже они обменивались своими впечатлениями от путешествий. Провожу с детьми технику безопасности в походе. И сотрудничаю с туристическими фирмами, которые несут ответственность за услуги по договору.

Учитывая, что в последние годы я вела туристический кружок, то наши дети знают не только как правильно собрать рюкзак и двигаться в походе, но и разжигать костер, ставить палатку, сварить обед, оказать первую помощь и умение участвовать в туристических соревнованиях. В школьных турслетах мои ребята занимали первые места.

За эти годы мы побывали: в городе Горячем ключе, в Дантовом ущелье и Богатырских пещерах, Пшадских , Каверзинских, 33 водопадах, в дендрарии пос Лазоревского, трижды отдыхали в бухте Инал и палаточном лагере «Мечта», ежегодно были на плато Лагонаки и посетили каньон реки Белой,Большую Азишскую и Нежную пещеры, пчелинный грот, гору Облего. Трехдневное путешествие в Крым : Ялта, Бахчисарай,Феодосия,Алупка,Свято-успенский пещерный монастырь и т.д.

Поход — это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования. На уроках профориентации ребята просили рассказать о профессиях, связанных с туристической деятельностью.

Практически половина 9 «А» класса в прошлом году стали волонтерами отряда «Позитив», руководителем которого является Косолапова Ирина Викторовна. Учитывая то, что Ирина Викторовна все годы вместе со мной ездила во все туристические поездки и походы, то авторитет у моих детей у нее на высоком уровне. Ребята легко отзываются на школьные дела, которые им поручают: очистка берега реки у «Нептуна», акции по поддержанию порядка в станице, помощь одиноким старикам и детям, лежащим в больнице, готовят концерты для инвалидов и сбор денег для «Цветика-семицветика», «Георгиевская лента» и многие другие…. Они разработали стратегию и тактику и смело осуществили акцию «Приведи родителей на выборы», победили дважды в районе, как класс, так и 2 ученицы из класса.

Таким образом, учитель в туристской деятельности решает педагогические проблемы: раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

А что же думают сами ребята? Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям.

Так почему ребятам интересно ходить в походы?

Солохина Александра (15 лет)

Я начала заниматься туризмом из любопытства. Мне это понравилось, и я продолжаю этим заниматься, потому что, во-первых, много узнаешь, многому учишься, во-вторых, появляется ответственность. Знаешь, что в походе, если сама не сделаешь что-нибудь, за тебя этого никто не сделает. В-третьих, это здорово! Жалко, что другие не могут этого почувствовать.

Костяев Василий (15 лет) Мне нравится ходить в походы, и я люблю сложности.

Ульянова Катя (15 лет)

Я испытываю свою силу воли, когда не хочется, а надо. Хожу, чтобы отвлечься от учебы, встретиться с друзьями, наверное, самыми лучшими на этот период.

Величкин Константин (15 лет)

Я хотел заниматься туризмом всегда. Можно сказать, что это было моей мечтой — пойти в поход. У меня мама и папа ходили в походы и много мне о них рассказывали. Я даже с ними участвовал в туристических соревнованиях среди медиков. Когда в школе представилась возможность этим заняться, я, сразу научился вязать туристические узлы и ставить палатку.


Учитель, хоть один раз сходивший с ребятами на туристскую прогулку в ближайший лесопарк, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Козляковская Лидия Сергеевна

Дата: 31.07.2014

Номер свидетельства: 110922


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства