Доклад на тему:«Принципы укрупнения дидактических единиц»
Доклад на тему:«Принципы укрупнения дидактических единиц»
Введение
Высокоэффективная самобытная технология математического образования, получившая в литературе понятийное оформление как укрупнение дидактических единиц (УДЕ), создана академиком Российской Академии образования, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, доктором педагогических наук, профессором Эрдниевым Пюрвя Мучкаевичем.
В данном реферате освещается методическая система
одновременного изучения взаимно-обратных действий и понятий, совместное изучения раздробления и превращения именованных чисел, использование метода противопоставления, использования удобной информации.
В течение нескольких лет я использовала элементы этой системы на уроках математики. Накоплен богатый наглядный материал по системе УДЕ – это таблицы - схемы, матрицы, карточки, игровой материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему:«Принципы укрупнения дидактических единиц» »
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «Принципы укрупнения дидактических единиц»
Выполнила: Манджиева В.М.
учитель начальных классов
средней школы № 17г. Элиста
г.Элиста 2011г.
СОДЕРЖАНИЕ:
стр.
1.Введение
2.Принципы укрупнения дидактических единиц
3. Примерные задания по олимпиаде по УДЕ в 1,2,3 классах
4.План –конспект открытого урока по математике в 1 классе
5. Список использованной литературы
Введение
Высокоэффективная самобытная технология математического образования, получившая в литературе понятийное оформление как укрупнение дидактических единиц (УДЕ), создана академиком Российской Академии образования, заслуженным деятелем науки России и Калмыкии, доктором педагогических наук, профессором Эрдниевым Пюрвя Мучкаевичем.
В данном реферате освещается методическая система
одновременного изучения взаимно-обратных действий и понятий, совместное изучения раздробления и превращения именованных чисел, использование метода противопоставления, использования удобной информации.
В течение нескольких лет я использовала элементы этой системы на уроках математики. Накоплен богатый наглядный материал по системе УДЕ – это таблицы - схемы, матрицы, карточки, игровой материал.
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев- заведующий кафедрой алгебры, геометрии и методики математики Калмыцкого государственного университета, профессор. Родился 15 октября 1921г. Вся его жизнь непосредственно связана со школой. Еще юношей в конце 30-х г.г. П.М. Эрдниев стал учителем начальной школы, и, видимо, уже тогда определился круг его педагогических интересов к этому звену народного просвещения: к постановке преподавания всего комплекса учебных дисциплин, к развитию личности ребенка, к поиску путей пробуждения интереса к учебе, к развитию творческого мышления начиная уже с 1 класса.
Главная тема и основная цель творческого ученого- разработка, пропаганда и введение в практику идей, связанных с так называемым укрупнением дидактических единиц.
Эрдниев выходит на одно из стратегических направлений дидактики- разрешение противоречия между объемом подлежащего освоению знания и объёмом индивидуальной памяти.
Традиционное обучение нередко «разводит» во времени прямые и обратные операции, понятия, отношения в пары, беря каждую как проявление одной и той же дидактической единицы.
Для стиля работы Эрдниева характерны настойчивость и энергия, стремление довести результаты до школьного учителя, до внедрения в практику современной школы, а сами исследования – до частных советов и указаний.
УДЕ- это методическая система самовозрастания знаний учащихся благодаря активизации подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве мозга взаимодействующих компонентов целостного представления.
Благодаря УДЕ интеллект школьника (студента) поневоле обогащается общими алгоритмами целостного освоения информации в любой отрасли знаний в богатстве связей и попосредствований.
Это наиболее ценное обретение психики школьника становится благодаря УДЕ как бы чертой характера на всю жизнь; как новый феномен педагогики; УДЕ заслуживает пристального внимания психологов и философов.
Решение проблемы математического образования в глобальном смысле требует, чтобы будущие учителя математики освоили УДЕ и другие прогрессивные методики на стадии обучения их в вузе. С прагматической точки зрения стала очевидной сейчас архаичность сложившейся университетской системы раздельного чтения, например, геометрии на разных кафедрах: аналитическая, элементарная, начертательная, дифференциальная.
УДЕ позволяет качественно преобразовать все элементы системы обучения: от структурирования содержания образования и форм его воплощения до труда учителя и, соответственно, школьников. Благодаря УДЕ достигается значительный рост продуктивности и производительности труда обучающихся о обучающих.
Технология обучения, основанная на УДЕ раскрывает и проводит в действие огромные психофизиологические резервы головного мозга у каждого ученика.
Идея УДЕ отвечает тенденции современного познания к интеграции и синтезу информации и утверждающейся в связи с этим в педагогике концепции непрерывного образования.
Понимание принципов УДЕ, воплощенных в структуре соответствующих учебников, позволит учителю конструировать собственные уроки и процесс обучения на базе укрупненных знаний.
В технологии УДЕ при обучении, например, математике важно различать следующие основные элементы;
1.совместное и одновременное изучение родственных разделов, взаимно-обратных действий;
2.обращение упражнений;
3.самостоятельное составление школьниками упражнений на основе сравнения и обобщения, индукции и аналогии;
4.восставление деформированных равенств;
5.освоение и составление граф-наглядной форме;
6.матричные задания;
7.представление информации в образно- наглядной форме;
8.выход на перспективу изучения будущего знания на основе свертывания и развертывания учебной информации.
УДЕ обеспечивает связь исторического и логического, как-то: совместное изучение обыкновенных и десятичных дробей; введение векторов на числовой основе; составление задач, упражнений и с последующим их решением. благодаря этому достигается целостность и осмысленность знаний. В учебниках, построенных на принципе УДЕ, повышена роль пропедевтики(опережения, по терминологии С.Н.Лысенковой) знаний и вместе с тем наращивания исходной информации через ее развитие и обогащение самими учениками.
Преимущества УДЕ перед общепринятой методикой обучения объясняются психологически- опорой на закономерности продуктивного мышления. Именно поэтому отдельные элементы технологии УДЕ начинают внедряться в школьную программу. Реализацию идеи УДЕ учителя не без основания называют применением методом противопоставления.
« Противопоставление облегчает и наше здоровое мышление» - указывал великий русский физиолог И.П.Павлов.
Эффективность технологии УДЕ, объясняется тем, что запоминание крупного блока знаний совершается в пределах активной фазы оперативной памяти(20-30 мин), т.е. в течение урока.
Результатом УДЕ становится также саморазвитие знаний, связанное с актуализацией резервов подсознания и согласованной деятельностью логического и образного (лево и правополушарного) механизмов мышления.
Особого внимания педагогов заслуживает еще одна особенность методической системы УДЕ: из-за инертности мышления ее положительное последствие проявляется достаточно убедительно не сразу, а через несколько лет после экспериментального применения.
УДЕ трактуется как многопрофильный психолого-дидактический феномен.
Характерными особенностями обучения посредством УДЕ выступают, в частности, следующие конкретные технологические способы оформления учебной информации: параллельная печать контрастных суждений (задач, террем); двухэтажная запись некоторых аналогичных определений и правил, например:
Если вычитаемое увеличить на несколько единиц,
а уменьшаемое уменьшить
оставить без изменения, то разность уменьшится настолько же единиц, увеличится.
Освоение УДЕ, как и методических систем педагогов-новаторов, нередко требует такой организации передачи соответствующей информации, которая получила название «ноу-хау» («знаю, как»). Автору нововведения нередко бывает недостаточно испытать и обосновать свою методику в пособиях и учебниках, следует еще и сверх того показать учителям на практике уроки, построенные по- новому.
Главным средством усвоения УДЕ является учебник, которым и определяет в конечном счете качество знаний школьника.
Одна из технологических установок УДЕ- это обязательный учет параллельного функционирования разнокачественных носителей общей информации с тем, чтобы приращение знания было результатом деятельности всего мозга, обоих его полушарий.
Более высокий коэффициент эффективности в экспериментальном классе говорит о том, что методика УДЕ содействует выработке таких качеств личности, как осмотрительность в суждениях и поступках, большая обдуманность умозаключений и контрольных операций, и в результате дает большую частоту верных ответов в экспериментальных классах по сравнению с контрольными за одно и то же время.
Методическая система, основанная на укрупнении знаний, проявляется и в микро этапах урока, положительно отражаясь на результатах каждого отдельного вычисления и рассуждения. Приведенный факт показывает также благотворное влияние системы укрупнения знаний не только на отдельного ученика, но и на коллектив класса в целом.
Новые возможности УДЕ неожиданно раскрываются в связи с разработкой
теории искусственного интеллекта, предполагающей четыре формы представления знания: семантическую, логическую, фрейловую и продукционную (фрейм- любое представление об объекте, ситуации).
При систематическом применении УДЕ происходит самовозрастание информации у каждого школьника.
В связи с этим особое значение приобретает уточнение методологических аспектов взаимодополнительных понятий знание и информация. Информация может пониматься как конкретная форма знания, знание же как инвариант информации.
Внутренняя информация, в отличии от внешней, тесно связана с психофизиологическими механизмами мышления человека, она во многом определяет мышление и определяется к динамике, трансформации, даже спонтанному изменению в отличии от статичной информации текста, т.е. внешней информации, закрепленной к тому же в канонах формальной логики.
В процессе обучения внешняя информация должна быть познана, дабы стала возможной ее трансформация во внутреннюю, т.е. личностное знание.
Технология УДЕ приближена к свойствам внутренней информации, что и приводит к упрощению и облегчению процесса обучения. образно говоря, процесс познания текста (книг, кинофильмов, речей других лиц), т.е. диалог с текстом, и есть процесс обучения.
В методологии УДЕ делается акцент на симультанное мышление детей, на когнитивные процессы (на стратегию понимания), а не на частные упражнения, рассчитанные поэтапно в одном случае на «развитие памяти», в другом - на «развитие мышления». Методическая система УДЕ представляет самобытную, приоритетную и конкурентоспособную технологию обучения.
По технологии УДЕ прямая и обратная задачи сращиваются в необычную крупную мыслительную единицу, в двуединое логическое образование, в оформлении которого поневоле участвует и умственные старания личности самого обучаемого.
Рассуждая в категории когнитивной психологии можно утверждать, что при обучении по УДЕ каждое число, понятие, суждение дальше сохраняется в кратковременной памяти.
По определению академика Эрдниева: «УДЕ- клеточка учебного процесса, состоящая из логически различных элементов, обладающих в то же время информационной общностью, УДЕ обладает качествами системности и целостности, устойчивостью и сохранностью во времени и быстрым проявлениям в памяти».
В основе УДЕ лежит принцип дихотомии и метод противопоставления, это создает благоприятные условия для организации учебной деятельности учащихся для использования фундаментальных закономерностей, оптимизирующих учебный процесс:
Психология УДЕ – это циклические связи, действенность обратной афферентации.
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев – это уникальное явление как в системе школьного образования, так и в дидактике. Он – один из немногих ученых, которым удалось детально разработать свою концепцию и приложения к ней, практически внедрив ее в массовую школу в виде учебников, сборников, дидактических упражнений и методических пособий для учителей.
Теория УДЕ усвоения знаний разработанная П.М.Эрдниевым, является одним из возможных вариантов оптимизации процесса обучения.