Доклад "Игра-путешествие как форма развития духовно-нравственных качеств личности"
Доклад "Игра-путешествие как форма развития духовно-нравственных качеств личности"
В настоящее время идет поиск таких технологий и в частности форм воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка. Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача – найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра - это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Существует множество различных классификаций игр. Многие делят их на игры тела(физические игры, двигательные), социальные игры(сюжетно-ролевые, деловые, комплексные) и игры ума(интеллектуальные игры, в т.ч. и игра-путешествие).
Игры-путешествия совершаются в воображаемых условиях по книгам, картам, документам. В игре-путешествии ребенок находится одновременно в двух планах: реальном и условном. Игра-путешествие решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Игра-путешествие – это не только педагогическая форма, но и система взаимоотношений, и деятельность. Где бы ни происходило задуманное путешествие, главное, чтобы оно было интересным. Т.О. игры-путешествия повторяют прошлое, предвосхищают будущее, но «работают» на настоящее – учат доброму и человечному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игра-путешествие как форма развития духовно-нравственных качеств личности"»
4
Игра-путешествие как форма развития духовно-нравственных и патриотических качеств личности.
Полякова Ирина Ивановна,
учитель русского языка и литературы,
директор Муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения основной школы с.Грудцино
Павловского района Нижегородской области.
В настоящее время идет поиск таких технологий и в частности форм воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого конкретного ребенка. Меняется понимание привычных вещей, меняется сам образ жизни общества. И поэтому перед педагогами ставится задача – найти гуманистические методы воздействия на личность ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром. Этому достойно может послужить именно игра - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом. Сегодня есть потребность сделать игру союзником школы в развитии и образовании учащихся всех возрастов.
В педагогической науке не существует единого мнения о классификации форм воспитательной работы, нет единого определения, что такое игра.
Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью обучения, отдыха, развлечения. Немецкий психолог К.Гросс первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Позицию К.Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
В.А.Сухомлинский предлагает такую метафору: Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Обратимся к Большому энциклопедическому словарю, в котором понятие игры изложено так: Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим… Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
В жизни ребенка игра занимает центральное место. Именно в игре он чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор, свободу.
Любая игра - это наука побеждать. В игре вырабатываются такие жизненно важные качества, как внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А еще игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Функции игры – это ее разнообразная полезность. Назовем наиболее важные функции:
Эмоциогенная функция. Игра меняет эмоциональное состояние, как правило в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо.
Диагностическая функция. Игра диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, она раскрывает в детях истинно детское, личностное. Писатель Ю. Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы».
Релаксационная функция. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей.
Компенсаторная функция. В игре ребенок примеривает еще не использованные, не выбранные возможности.
Коммуникативная функция. Игра является более широким фактором общения, чем речь, поскольку вводит в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Функция самореализации. Процесс игры – это всегда пространство для самореализации её участников.
Социокультурная. Игра – сильнейшее средство социализации ребенка. Сами того не осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем.
Терапевтическая функция. Игротерапевты используют игру для снятия неурядиц жизни, для коррекции нравственных взаимоотношений, для одобрения и ободрения ребенка, преодоления различных трудностей.
Существует множество различных классификаций игр. Многие делят их на игры тела(физические игры, двигательные), социальные игры(сюжетно-ролевые, деловые, комплексные) и игры ума(интеллектуальные игры, в т.ч. и игра-путешествие).
Игры-путешествия совершаются в воображаемых условиях по книгам, картам, документам. В игре-путешествии ребенок находится одновременно в двух планах: реальном и условном. Игра-путешествие решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность.
МБОУ ОШ Грудцино имеет в районе статус школы постоянно действующих семинаров по духовно-нравственному воспитанию личности, поэтому хочу представить опыт проведения игр-путешествий, направленных на воспитание именно нравственных и гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Игра-путешествие «Путешествие с волшебным клубком»(1 - 4 класс).
Цель игры-путешествия:
Ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие).
Задачи игры-путешествия:
— создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
— развитие любознательности и познавательного интереса учащихся;
— воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа;
— создание условий для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
В школе первой ступени доминирует познавательная деятельность в рамках игры-путешествия. Содержание путешествия составляют ценности русской национальной культуры. Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому логично начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ. Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
Игру-путешествие проводит Королева Книга, которая выясняет, любят ли ребята читать сказки и проводит викторину «Мы любим сказки»(Как в сказках называли лису? Почему? Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом?- вопросы на развитие нравственных установок). Детям открывается дорога в сказку, куда их сопровождает волшебный клубок. Он указывает дорогу, за ним и путешествуют дети. В ходе путешествия они встречаются с персонажами из разных сказок и выполняют различные задания. Баба Яга в избушке на курьих ножках загадывает хитрые загадки. Предлагает помочь собрать ей грибы(проверяя знание ядовитых грибов) и испечь для всех путешественников пироги. Волшебная яблонька из «Хаврошечки» просит угадать, из каких сказок фрагменты. Попав в сказку «Сивка- бурка», ребята инсценируют её отрывки, пытаются укротить скакуна. Путешествуя, добираются до волшебного сундучка, отгадывают, какие предметы из каких сказок, чем они помогли герою(игла, кольцо, гребешок).
Главное, что дети должны прийти к осознанию нравственных ценностей. Ведущие приводят их к мысли, что на доброте и трудолюбии мир держится. Отвечают, чему же научили их сказки? Завершается праздник хороводом-песней «Если добрый ты».
Особенно привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, танцевать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Привлекателен и языковой аспект. В то время как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора дают нам образцы красивой, образной и поэтической речи. Изучение народной культуры с помощью такой формы не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения, помогает классному руководителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Путешествие «Мой отчий дом, моя земля»(5 – 8 класс).
Цель: развитие нравственных качеств личности школьника: любви и уважения к родному краю, его истории, прошлому и будущему, чувства ответственности перед самим собой, обществом, формирование культуры поведения, общения, сплочение коллектива.
Суть игры - путешествие по городам Нижегородской области. Каждому, кто родился, вырос и состоялся в этом славном уголке России, должно быть присуще чувство гордости за принадлежность к героическим страницам Нижегородчины и за сопричастность к свершениям прошлого и настоящего. Не случайно отправной точкой стали слова Н.Рачкова:
Лишь бы те, кто придут на смену,
Не транжирили этот клад.
Лишь бы в спешке да мимоходом
Не нарушили связи дней.
Лишь бы знали, откуда родом,
И кровей каких, и корней.
Нам есть, чем гордиться, есть, что любить. Надо соблюдать лишь одно условие: знать предмет гордости. Мы совершили путешествие по местам, наиболее близким ученикам: с.Грудцино, г.Павлово, Н.Новгород. Классный коллектив(или разные параллели, классы) делились на 3 группы, которые и были организаторами-экскурсоводами по данной местности, готовили своеобразную «визитную карточку» города: происхождение названия, экскурс в историю, описание герба, рассказ о памятных местах, знаменитых людях, традиционных промыслах и праздниках и т.д. Экскурсия включала и практические, творческие, исследовательские задания(разгадывание кроссворда, участие в викторине, исполнение песен, защита проекта). Для оформления использовалась карта путешествия, выставка промыслов, книг, презентации.
Классный час, посвященный выдающемуся полководцу Александру Невскому, проведен в форме игры –путешествия в глубь веков «На страже Родины»(9-11 класс). Цель: расширить и закрепить знания ребят о жизни и деятельности А.Невского – яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика; на его примере формировать у школьников чувства гражданственности, уважения к историческому прошлому, героическим подвигам наших предков; побуждать учащихся к проявлению социальной активности, участию в возрождении величия и славы России. В качестве оформления используются портреты А.Невского, схема битвы на Чудском озере, плакаты и т.д. Отправляясь в глубь веков, старшеклассники узнают, откуда пришло название Россия, подробно знакомятся с жизнью и деятельностью А.Невского(13 век), просматривая отрывки из художественного фильма «Александр Невский», заочно участвуют в Ледовом побоище, переносятся на 140 лет вперед на Куликово поле, а затем обращаются к величайшим битвам в годы Великой Отечественной войны. Далее старшеклассники отправляются в недалекое будущее – они представляют себя защитниками Отечества, солдатами Российской армии, для них проводится турнир будущих защитников Отечества. Заканчивается путешествие шествием к памятнику погибшим воинам в селе и возложением цветов.
Такая форма позволяет воспитать чувство гордости за свой народ, за его славную историю, сострадание и глубокое уважение к воинам, погибшим в боях, к их семьям и близким.
Выбор темы, приемов и методов игры-путешествия зависит от конкретных задач работы учителя, классного руководителя. Игра-путешествие – это не только педагогическая форма, но и система взаимоотношений, и деятельность. В форме игры-путешествия можно построить программу воспитательной работы с классом. В летнем лагере на базе нашей школы в ходе реализации программы отдыха, оздоровления и занятости детей «Все краски Родины моей» ребята отправляются в увлекательное путешествие по родному краю и Нижегородской стороне. Каждый отряд – это космический корабль, который за смену сможет посетить планету Знакомств, планету Игр и приключений, планету Талантов, Фантазий, Лукоморье, планету Невиданных лесов, Смеха и подробнее узнать планету Земля.
Где бы ни происходило задуманное путешествие, главное, чтобы оно было интересным. Т.О. игры-путешествия повторяют прошлое, предвосхищают будущее, но «работают» на настоящее – учат доброму и человечному.
Этой работой мы подтверждаем закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».
Список литературы.
Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/М.Г.ермолаева. – 2 изд., доп. – СПбАППО, 2005.
Модель организации досуга и творчества детей. 5 – 11 классы: программа интеллектуального клуба, рекомендации/авт. – сост. Е.А.Ципляева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Нижегородская сторона. Программа интегрированного курса литературного чтения для начальной школы. – Н.Новгород, 2007.