Просмотр содержимого документа
«Доклад "Асоциальные семьи. Помощь детям из асоциальных семей" »
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЙКОНУРСКИЙ ЭЛЕКТРОРАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
ИМЕНИ М.И. НЕДЕЛИНА»
Доклад на Совет по профилактике правонарушений по теме:
«Асоциальные семьи. Помощь детям из асоциальных семей»
Подготовил: Е.Е. Мухамедяр,
преподаватель I категории
г.Байконур
2015
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка,
поэтому их роль в формировании его личности огромна».
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную
роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка.
Педагогическое взаимодействие образовательного учреждения и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста обучающихся, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратить на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с пониманием близкого человека. Заметно потускнела сюжетно-ролевая игра, так как в семьях, как правило, один ребёнок. Увеличилось число разводов. Отсюда следует вывод: Образовательное учреждение обязано содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности студента, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители обучающихся.
Учреждение взаимодействует с родителями в следующих направлениях: информационное, воспитательно - развивающее, формирующее, охранно –оздоровительное, контролирующее, бытовое. При этом полное взаимодействие невозможно без педагогического и психологического изучения семьи. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Взаимодействие техникума и семьи должно быть индивидуальным, и поэтому педагог должен действовать в каждом конкретном случае из расчета с кем проживает ребенок, какие условия жизни, место проживания, социальный статус семьи и т.д. В воспитании неуместны общие рекомендации, инструкции, методические разработки и распоряжения. Рекомендации данные одной семье нельзя апробировать на другой семье. В данных ситуациях нужно научиться избегать советов.
Асоциальная семья -это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.
К неблагополучным семьям относятся не только те семьи, где родители ведут аморальный образ жизни, но и педагогически несостоятельные, конфликтные, асоциальные.
Основная задача образования дать каждому ребёнку тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи
- изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся,
-выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
-выявление причин возникновения у учащихся
*проблем в обучении,
*проблем в поведении,
*правонарушений
и принятия мер по их устранению;
*оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости
Индивидуальная работа с семьёй
1. Социальный патронаж семей
2. Консультации проводятся по решению проблем: успеваемость, агрессивное поведение, пропуски уроков.
3. Беседы имеют для большинства детей наиболее эффективный способ взаимодействия.
В функции техникума входит информирование, поддержка обучающихся и родителей, в свою очередь семья реагирует и помогает в данном случае нам. В семье воспитание строится на любви, опыте, традициях, личном примере из детства, на советах соседей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику техникума, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями, особую тональность взаимодействия с родителями. Родители не всегда должны говорить о своем ребенке, что он непослушный, капризный, плохой. Нужно научить родителей искать и находить в своем ребенке, что-то хорошее и индивидуальное.
Главное условие взаимодействия образовательного учреждения и семьи – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания школе, школа нам, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания ребенка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу. Семейное воспитание вносит эмоциональность в отношения, предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего очага, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к восприятию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. И для того чтобы семья успешно справилась с воспитанием детей, родители должны знать основные педагогические требования и создать необходимые условия для воспитания ребенка в семье. Что же это за условия? Прежде всего, та семейная атмосфера, когда каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условия правильного семейного воспитания - рационально организованный быт, режим жизни в семье. Идеалом, к которому стремится семья, школа, вуз, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться.
С этой точки зрения и определяются основные задачи работы педагогов с родителями: систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей. Ознакомление их с основами теоретических знаний, с практикой работы с учащимися; привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формирование у родителей потребности в самообразовании, ознакомление преподавателей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
При построении взаимодействия семьи и техникума должны учитывать определенные проблемы: воспитание в семье одного ребенка, специфика влияния неполной семьи на ребенка; дефицит общения родителей с детьми в связи с большой занятостью родителей.
3. Совместно с преподавателями-предметниками систематически держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок.
4. При необходимости трудновоспитуемых приглашать на Совет по профилактике правонарушений техникума.
5. Установить шефство за трудновоспитуемым студентом.
6. Вовлекать трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность группы и техникума.
7. Обучать трудновоспитуемых детей методам саморегуляции поведения.
8. Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Что не нужно делать:
1. Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с трудновоспитуемым студентом начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Работа педагогов с родителями осуществляется по направлениям: со всем родительским коллективом, группой или индивидуально. Взаимодействие техникума и семьи в воспитании необходимо, поскольку родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи мы не сможем обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает почти неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит легче, если педагог строит общение целенаправленно, учитывая ситуацию, заранее продумывает не только содержание беседы, но и ее ход, возможные варианты и неожиданные повороты.
Для успешной организации образовательного процесса необходимые знания о ситуации в семье, профессиональная помощь родителям и сотрудничество с ними в воспитании ребенка. Организация социального взаимодействия педагогического коллектива с семьей предполагает ряд аспектов: -индивидуальные тематические консультации, посещение семьи на дому, проведение классных и общетехникумовских родительских собраний.
Родительские комитеты классов должны помогать классному руководителю организовать различные мероприятия с участием детей и родителей, привлекать к работе интересных людей, помогать в организации и проведении экскурсионной работы, организовывать совместную работу родителей и обучающихся над проектами и творческими работами. Из всего вышесказанного можно сделать вывод: решение проблемы социализации личности ребенка невозможно без тесного сотрудничества и активного взаимодействия техникума и родителей.
Поскольку одной из главных целей образовательного учреждения является реализация концепции личностно-ориентированного обучения, то основной работой с родителями является индивидуальная работа: беседы, встречи, корректировка знаний ребенка с учетом его способностей и состояния здоровья. Как правило, такая работа дает высокий положительный результат, так как направлена на оказание помощи одному ребенку и его семье. Дети начинают работать активно лишь тогда, когда видят перед собой пример, образец для подражания, и им могут быть их родители. Но родителям и педагогам необходимо соблюдать несколько простых правил, чтобы не создавать конфликтных ситуаций, в которые как правило, оказывается втянут и невольный объект конфликта – ребенок: 1. всегда помнить, что и родитель, и преподаватель делают одно дело – воспитывают ребенка, 2. не доверять информационным источникам со стороны, добивайтесь непосредственной встречи, 3. не стесняйтесь сказать о мучающих вас вопросах – ведь если вы не спросите, то вопросы останутся, и проблема не уйдет, 4. не обсуждайте с другими родителями поведение и обучение не их детей, - это может вызвать отрицательную реакцию, 5. воспринимайте критику позитивно, делайте выводы, 6. если вы считаете, что вы правы, скажите об этом друг другу – и попробуйте найти истину, 7. помните, что вы доверяете воспитание самого главного в жизни – ребенка. Педагогическая реальность часто далека от желания родителей. Родители главенствуют в воспитании ребенка, и порой не признают никакого влияния на ребенка или их самих со стороны, особенно со стороны педагога.
Поэтому хочется подчеркнуть ещё раз необходимость совместной деятельности родителей и педагогов. Итак, можно сделать вывод, что совместная работа с родителями можно спланировать по двум основным блокам:
1. Повышение уровня психолого – педагогических знаний:
- лекции, семинары;
- педсоветы с участием родителей;
- дни открытых дверей;
- индивидуальные консультации;
2. Вовлечение родителей в образовательный процесс:
- родительские собрания;
- помощь в укреплении материально- технической базы;
Целью совместной работы является: расширение организованного воспитательного воздействия на обучающихся.
Задачи:
В работе с родителями:
— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе техникума и группы;
— формирование субъектной позиции родителей в работе техникума и группы, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
В работе с педагогами:
— формирование понимания значимости сотрудничества техникума с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение некоторых воспитательных мероприятий в техникуме и группе с участием родителей;
2) разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
3) организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
4) разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса техникума и группы;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;
Ожидаемые результаты:
- использование возможности семьи, формирование и развитие у молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
- родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у них уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций.
Давайте будем стремиться делать общение с родителями наших обучающихся активным, предметным, живым, разносторонним, позитивным, приносящим положительные результаты. Ведь: «Добро порождает добро» /В.А. Сухомлинский/
Для заметки:
Если ребенка постоянно критикуют, он учится - ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится - быть агрессивным.
Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
Если ребенок растет в честности – он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этом мире.