Практически полное перекраивание всей системы образования в России займет немалое количество времени и средств. Но, чтобы стать полноценной частью современного мира, это просто необходимо. Стоит надеяться, что сочетание традиционных и инновационных курсов позволит их разработчикам выработать новую методологию современного образования и сделать ондайн-обучение в России конкурентоспособным, перспективным и идущим в ногу со временем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дистанционное обучение в России"»
Дистанционное обучение в России: опыт и перспективы развития
В 2020 году в условиях пандемии всему миру пришлось столкнуться с таким неоднозначным нововведением, как дистанционное обучение. Неоднозначность этой формы заключается во многих его достоинствах и недостатках, что присуще всему новому, к чему люди еще не привыкли, и когда системы организации не налажены должным образом.
В новом формате обучения можно выделить ряд основных положительных черт. Так, В.И. Левин отмечает, что в основе дистанционного образования лежит ряд принципов, определяющих его содержание:
– свободный доступ, т.е. право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получить среднее или высшее образование;
– дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу;
– принцип гуманизации (процесс обучения гуманистичен к личности, т. к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал вуза, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему является «открытой», со свободным доступом.
Данное мнение разделяют Г.Г. Блоховцова и А.С. Волохатых, считая, что «люди могут обучаться по выбранной ими программе, не покидая свой дом или место работы, находясь практически в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет». Более того в дистанционном формате обучения «теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения».
Однако ряд исследователей отмечают и негативные аспекты онлайн-образования. Как считает Е.М. Власова, одним из них является отсутствие непосредственного взаимодействия между обучающим и обучаемым. Кроме того, Е.М. Власова поднимает вопрос оценки знаний и учёта индивидуальных особенностей обучающегося, которые, по мнению автора, не в полной мере учитываются в дистанционной форме обучения.
Итак, перечисленные выше аргументы подтверждают, что у дистанционного обучения есть как положительные стороны, так и отрицательные, как, собственно, и у любой другой формы обучения. Следовательно, необходимо решить вопрос оптимизации учебного процесса в нестандартных условиях обучения так, чтобы оно было эффективным, а также проблему объективного оценивания результатов без личного контакта.
Ю.В. Вайнштейн объясняет сложившуюся сложную ситуацию следующим образом: «Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых». Автор обращает внимание на несоответствие существующих отечественных разработок требованиям современного дистанционного и электронного обучения и считает искусственное наложение современных информационных технологий на традиционные образовательные формы и несоответствие принципов образовательного процесса современному уровню образовательных технологий основной глобальной проблемой развития дистанционного образования.
Ю.В. Вайнштейн видит корень проблемы в устаревшей педагогической литературе, которая не рассчитана на настолько быстро меняющийся мир и огромные скачки в технологической сфере. Как показала практика, адаптировать методический материал для дистанционного обучения и использовать его в рамках внедрения новейших информационных технологий просто необходимо в современном мире. Следом за изменением методической литературы возникает проблема переподготовки кадров, повышения квалификации преподавателей в области применения информационных технологий и повышения педагогических компетенций в области инновационных подходов в обучении.
В противовес точке зрения Ю.В. Вайнштейн можно привести концепцию смешанного обучения Н.Н. Скрыпниковой. Автор представляет смешанное обучение как продуктивную образовательную технологию, которую необходимо всесторонне исследовать и внедрять в образовательный процесс, и отмечает, что одной из основных проблем её реализации является неготовность педагогического персонала к её использованию в профессиональной деятельности.
Есть еще одна проблема, вытекающая из описанной выше и, безусловно, заслуживающая пристального внимания. Это сложность контроля знаний обучающихся, заключающаяся в отсутствии гарантии самостоятельного выполнения заданий. В данной ситуации необходимо сформировать требования к экспертизе качества электронных ресурсов, лицензированию образовательных учреждений, реализующих дистанционное обучение, нормированию оплаты труда преподавателей дистанционного обучения и т.п.
Затруднения в процессе дистанционного обучения могут возникнуть не только в организации самого процесса, но и в непривычности формы получения знаний. В комфортной обстановке на мыслительный процесс имеет влияние множество отвлекающих факторов, замедляя его. Отсутствие мотивации также не способствует обогащению знаниями и сводит на нет результаты учебного процесса, даже если до этого они были на приемлемом уровне.
Какими бы не были проблемы и затруднения в реализации дистанционного обучения, положительные стороны все равно перевешивают эту чашу весов и позволяют находить все новые и новые пути их решения, тем самым оптимизируя и улучшая всю систему, повышая её эффективность.
Как считает О.Г. Рубцова, организация учебного процесса в дистанционной форме – такой же сложный процесс, как и в очной форме, но организуемый на основе интерактивных информационных и коммуникационных технологий. Следовательно, проблема заключается не в самом формате получения образования, а в отношении к преодолению возникающих сложностей.
И.В. Киян утверждает, что если у человека есть мотивация к обучению и способности, то он выберет тот путь, при котором обучаемый пользуется мультимедийными обучающими программами, разработанными в престижном университете, лишь изредка прибегая к помощи тьютора. Более того, онлайн-формат позволяет получить качественное образование за значительно меньшие деньги.
Компьютерные телекоммуникации, по мнению И.В. Киян, имеют ряд неоспоримых преимуществ, позволяя:
– оперативно передавать на любые расстояния информацию в любом виде и объёме;
– осуществлять интерактивную и оперативную обратную связь, без чего процесс дистанционного обучения трансформируется в процесс самообразования;
– обеспечивать доступ к различным источникам информации;
– организовывать совместные телекоммуникационные учебные проекты, вмещающие разработки из разных стран;
– запрашивать информацию по любой актуальной теме через электронные конференции;
– проводить контрольные мероприятия с целью выявления эффективности управления качеством педагогических технологий, применяемых в образовательном учреждении.
Г.Г. Блоховцова и А.С. Волохатых подчеркивают, что даже самая хорошая система обучения не идеальна, и дистанционное обучение не является исключением из правила. Однако недостатки данного формата обучения, например, некорректное использование информационных технологий, отсутствие социального взаимодействия, по мнению авторов, «не оказывают значимого влияния на качество и эффективность дистанционного обучения».
Л.И. Аюпова отмечает, что дистанционное обучение в России развивается медленнее по сравнению с другими странами. По мнению автора, это сопряжено с рядом проблем, касающихся вопросов кадровой политики и подготовки кадров. Нельзя не согласиться с мнением Л.И. Аюповой о том, что, «несмотря на все существующие проблемы, дистанционное обучение должно развиваться, оно должно добраться до всех уголков нашей необъятной страны и всем предоставить возможность получения образования, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья».
Таким образом, можно заключить, что, очевидно, практически полное перекраивание всей системы образования в России займет немалое количество времени и средств. Но, чтобы стать полноценной частью современного мира, это просто необходимо. Стоит надеяться, что сочетание традиционных и инновационных курсов позволит их разработчикам выработать новую методологию современного образования и сделать ондайн-обучение в России конкурентоспособным, перспективным и идущим в ногу со временем.