kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дистанционное обучение в России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практически полное перекраивание всей системы образования в России займет немалое количество времени и средств. Но, чтобы стать полноценной частью современного мира, это просто необходимо. Стоит надеяться, что сочетание традиционных и инновационных курсов позволит их разработчикам выработать новую методологию современного образования и сделать ондайн-обучение в России конкурентоспособным, перспективным и идущим в ногу со временем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дистанционное обучение в России"»

Дистанционное обучение в России: опыт и перспективы развития

В 2020 году в условиях пандемии всему миру пришлось столкнуться с таким неоднозначным нововведением, как дистанционное обучение. Неоднозначность этой формы заключается во многих его достоинствах и недостатках, что присуще всему новому, к чему люди еще не привыкли, и когда системы организации не налажены должным образом.

В новом формате обучения можно выделить ряд основных положительных черт. Так, В.И. Левин отмечает, что в основе дистанционного образования лежит ряд принципов, определяющих его содержание:

– свободный доступ, т.е. право каждого без вступительных испытаний начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

– дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем, с упором на самостоятельную работу;

– принцип гуманизации (процесс обучения гуманистичен к личности, т. к., например, учеба не ограничивается жесткими рамками времени, слушатель разрабатывает свою траекторию обучения, опираясь на потенциал вуза, выбирая различные дисциплины для изучения. Он может совмещать учебу с производственной деятельностью. Кроме того, сама процедура приема в систему является «открытой», со свободным доступом.

Данное мнение разделяют Г.Г. Блоховцова и А.С. Волохатых, считая, что «люди могут обучаться по выбранной ими программе, не покидая свой дом или место работы, находясь практически в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет». Более того в дистанционном формате обучения «теоретические знания усваиваются без дополнительных усилий, органично вплетаясь в тренировочные упражнения».

Однако ряд исследователей отмечают и негативные аспекты онлайн-образования. Как считает Е.М. Власова, одним из них является отсутствие непосредственного взаимодействия между обучающим и обучаемым. Кроме того, Е.М. Власова поднимает вопрос оценки знаний и учёта индивидуальных особенностей обучающегося, которые, по мнению автора, не в полной мере учитываются в дистанционной форме обучения.

Итак, перечисленные выше аргументы подтверждают, что у дистанционного обучения есть как положительные стороны, так и отрицательные, как, собственно, и у любой другой формы обучения. Следовательно, необходимо решить вопрос оптимизации учебного процесса в нестандартных условиях обучения так, чтобы оно было эффективным, а также проблему объективного оценивания результатов без личного контакта.

Ю.В. Вайнштейн объясняет сложившуюся сложную ситуацию следующим образом: «Проблема состоит не в том, как усвоить новые идеи, а в том, как избавиться от старых». Автор обращает внимание на несоответствие существующих отечественных разработок требованиям современного дистанционного и электронного обучения и считает искусственное наложение современных информационных технологий на традиционные образовательные формы и несоответствие принципов образовательного процесса современному уровню образовательных технологий основной глобальной проблемой развития дистанционного образования.

Ю.В. Вайнштейн видит корень проблемы в устаревшей педагогической литературе, которая не рассчитана на настолько быстро меняющийся мир и огромные скачки в технологической сфере. Как показала практика, адаптировать методический материал для дистанционного обучения и использовать его в рамках внедрения новейших информационных технологий просто необходимо в современном мире. Следом за изменением методической литературы возникает проблема переподготовки кадров, повышения квалификации преподавателей в области применения информационных технологий и повышения педагогических компетенций в области инновационных подходов в обучении.

В противовес точке зрения Ю.В. Вайнштейн можно привести концепцию смешанного обучения Н.Н. Скрыпниковой. Автор представляет смешанное обучение как продуктивную образовательную технологию, которую необходимо всесторонне исследовать и внедрять в образовательный процесс, и отмечает, что одной из основных проблем её реализации является неготовность педагогического персонала к её использованию в профессиональной деятельности.

Есть еще одна проблема, вытекающая из описанной выше и, безусловно, заслуживающая пристального внимания. Это сложность контроля знаний обучающихся, заключающаяся в отсутствии гарантии самостоятельного выполнения заданий. В данной ситуации необходимо сформировать требования к экспертизе качества электронных ресурсов, лицензированию образовательных учреждений, реализующих дистанционное обучение, нормированию оплаты труда преподавателей дистанционного обучения и т.п.

Затруднения в процессе дистанционного обучения могут возникнуть не только в организации самого процесса, но и в непривычности формы получения знаний. В комфортной обстановке на мыслительный процесс имеет влияние множество отвлекающих факторов, замедляя его. Отсутствие мотивации также не способствует обогащению знаниями и сводит на нет результаты учебного процесса, даже если до этого они были на приемлемом уровне.

Какими бы не были проблемы и затруднения в реализации дистанционного обучения, положительные стороны все равно перевешивают эту чашу весов и позволяют находить все новые и новые пути их решения, тем самым оптимизируя и улучшая всю систему, повышая её эффективность.

Как считает О.Г. Рубцова, организация учебного процесса в дистанционной форме – такой же сложный процесс, как и в очной форме, но организуемый на основе интерактивных информационных и коммуникационных технологий. Следовательно, проблема заключается не в самом формате получения образования, а в отношении к преодолению возникающих сложностей.

И.В. Киян утверждает, что если у человека есть мотивация к обучению и способности, то он выберет тот путь, при котором обучаемый пользуется мультимедийными обучающими программами, разработанными в престижном университете, лишь изредка прибегая к помощи тьютора. Более того, онлайн-формат позволяет получить качественное образование за значительно меньшие деньги.

Компьютерные телекоммуникации, по мнению И.В. Киян, имеют ряд неоспоримых преимуществ, позволяя:

– оперативно передавать на любые расстояния информацию в любом виде и объёме;

 – осуществлять интерактивную и оперативную обратную связь, без чего процесс дистанционного обучения трансформируется в процесс самообразования;

 – обеспечивать доступ к различным источникам информации;

– организовывать совместные телекоммуникационные учебные проекты, вмещающие разработки из разных стран;

– запрашивать информацию по любой актуальной теме через электронные конференции;

– проводить контрольные мероприятия с целью выявления эффективности управления качеством педагогических технологий, применяемых в образовательном учреждении.

Г.Г. Блоховцова и А.С. Волохатых подчеркивают, что даже самая хорошая система обучения не идеальна, и дистанционное обучение не является исключением из правила. Однако недостатки данного формата обучения, например, некорректное использование информационных технологий, отсутствие социального взаимодействия, по мнению авторов, «не оказывают значимого влияния на качество и эффективность дистанционного обучения».

Л.И. Аюпова отмечает, что дистанционное обучение в России развивается медленнее по сравнению с другими странами. По мнению автора, это сопряжено с рядом проблем, касающихся вопросов кадровой политики и подготовки кадров. Нельзя не согласиться с мнением Л.И. Аюповой о том, что, «несмотря на все существующие проблемы, дистанционное обучение должно развиваться, оно должно добраться до всех уголков нашей необъятной страны и всем предоставить возможность получения образования, в том числе и лицам с ограниченными возможностями здоровья».

Таким образом, можно заключить, что, очевидно, практически полное перекраивание всей системы образования в России займет немалое количество времени и средств. Но, чтобы стать полноценной частью современного мира, это просто необходимо. Стоит надеяться, что сочетание традиционных и инновационных курсов позволит их разработчикам выработать новую методологию современного образования и сделать ондайн-обучение в России конкурентоспособным, перспективным и идущим в ногу со временем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Дистанционное обучение в России"

Автор: Николаева Евгения Николаевна

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589788

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по истории 10 класс ( дистанционное обучение) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-distantsionnoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "217202"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433265042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Возможности дистанционного обучения для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью"
    ["seo_title"] => string(80) "vozmozhnosti_distantsionnogo_obucheniia_dlia_uchashchikhsia_s_tiazhioloi_umstven"
    ["file_id"] => string(6) "574631"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614648686"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Методическая разработка " Обучение на дому. Плюсы и минусы дистанционного обучения" "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-obuchieniie-na-domu-pliusy-i-minusy-distantsionnogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "238043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444470680"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Дистанционное обучение учащихся как одна из форм современных инновационных технологий образования "
    ["seo_title"] => string(117) "distantsionnoie-obuchieniie-uchashchikhsia-kak-odna-iz-form-sovriemiennykh-innovatsionnykh-tiekhnologhii-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "176940"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424520697"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Дистанционное обучение: проблемы и пути решения""
    ["seo_title"] => string(57) "statia_distantsionnoe_obuchenie_problemy_i_puti_resheniia"
    ["file_id"] => string(6) "563018"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1605010126"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства