kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буклет "Рекомендации учителю по формированию детского коллектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

в буклете разработаны рекомендации по вормированию детского коллектива которыми может воспользоваться классный руководитель

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буклет "Рекомендации учителю по формированию детского коллектива"»

Тема урока:Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

Цель: познакомить учащихся с основными определениями понятий «добро» и «зло», представление понятий греха, раскаяния и воздаяния в религиозных культурах мира.

Задачи:

- формировать представление учащихся о понятиях «добро» и «зло» с позиции нравственного смысла, выявить черты сходства и различия понятий «грех», «раскаяние» и «искупление» в разных религиозных традициях;

- воспитывать нравственные качества личности и этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, чувства ответственности за совершаемые поступки;

- развивать письменную и устную речи, навыки анализа текста, развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Основные термины и понятия: Грех, Грехопадение, покаяние, добро, зло, традиция

Наглядность: Картины на сюжет грехопадения Евы, высказывания русских писателей о доброте, пословицы о добре и зле, притчи, сказки.

Словарик к уроку:

Грех — прямое или косвенное нарушение религиозных заповедей (заветов Бога, богов, предписаний и традиций)

Добро – нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Делать добро – совершать моральные (добрые) поступки сознательно, бескорыстно.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить.

Покаяние – признание своей вины в чем-либо, обычно с просьбой о прощении.


Ход урока.

I. Оргмомент. Формулирование темы урока.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Познакомьтесь с притчей. Объясните её смысл.

Притча об индейце и волках.

(аудиозапись)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ......

Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность .....".

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы это понимаете? Объясните слова старого индейца.

- Сформулируйте тему урока. О чём пойдёт речь на уроке?

- Что каждый из вас хотел бы узнать нового для себя на этом уроке?

Тема: Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (На доске)

- Какие цели мы поставим для себя на этом уроке?

(На доске)



- Все ли слова понятны для вас? Объясните понятия. Что, по вашему мнению, выражают понятия: грех, раскаяние, воздаяние.

- Сегодня в течении урока мы выясним и дадим определение этим понятиям.

  • Изучение нового.

  • Ассоциации.

Работа в парах.

Добро и зло – материальный или духовный мир человека? Докажите.

Д – (доброжелательность)

О – (отзывчивость)

Б – (благородство)

Р – (радость)

О – (открытость)

З – (зависть)

Л – (лживость)

О – (обман)

Используя ассоциации, дайте своё определение добра и зла.

Добро – стремление к бескорыстной помощи ближнему.

Зло – намеренное, умышленное, сознательное причинение ближнему вреда, страданий.

( запись определений в тетрадь)

- Между добром и злом идет постоянная борьба, и зло, к сожалению, часто оказывается сильнее, потому что оно требует меньше усилий, не требует ежечасного, каждодневного терпеливого поведения, соблюдения норм, правил, законов.

- Как вы думаете, а для чего нужно зло?

(- высказать обиду,

- обиженный в отместку поступает плохо,

- наказать за что-то.)

- Добро и зло всегда борются между собой.

Сегодня солнце дает земле тепло, а завтра оно же выжигает молодые посевы; речная вода сегодня несет почве жизнь, а завтра выходит из берегов, заливая селения и убивая людей.

  • - Вопросы добра и зла издревле волновали людей, и разные религии отвечали на них по-своему. Например, на Древнем Востоке считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно вместе с сотворением мира. Древние греки считали, что беды, горе и несчастья, то есть зло, пришли в этот мир, вырвавшись из ящика, который из любопытства открыла женщина по имени Пандора (Ящик Пандоры).

  • - Иначе о происхождении зла в мире рассказывается в Библии.

Работа по учебнику стр. 24 второй абзац.

Грех, грехопадение.

Какой первый грех совершили люди? По какой причине их изгнали из райского сада?

- Когда-то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок. Поселив их в раю Бог разрешил им есть плоды от любого дерева, кроме плодов от дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла.

Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и Еву…

Однажды он подошёл к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?» Ева ответила: «Плоды от всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть». Тогда змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать её, говоря: «Нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло».

Когда Ева посмотрела на дерево после слов сатаны, то оно показалось ей хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделённым, потому что даёт знание. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также мужу своему Адаму. После этого Бог сказал Адаму: « За то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: «Не ешь от него», - то проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так совершилось грехопадение первых людей.

Вопросы учащимся (для работы по иллюстрации): Как вы считаете, удалось ли художнику передать то содержание,   которое   вкладывалось   в   понятии грехопадения составителями Библии? Ответ обоснуйте.

- Можно ли, совершив грех это исправить?

Учебник стр.25

Раскаяние — чувство сожаления по поводу своего поступка, проступка.

ВОЗДАЯНИЕ - то, что воздаётся кому-нибудь за что-нибудь, награда или кара. 

Воздаяние за труды, за помощь, за предательство.

- С тех далёких времён изменились человек и весь мир. Очень многие люди стали совершать грехи – нехорошие поступки.

- Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки?

- Весь мир был сотворен Богом. После сотворения мира Бог создал первых людей – мужчину и женщину. Они жили в прекрасном саду. Но в том саду было особое дерево — древо познания добра и зла. Оно означало свободу выбора - между добром и злом. Адам и его жена нарушили запрет, попробовали плоды этого дерева и с той поры в душе каждого человека присутствуют добро и зло.

Узнали? В какой книге можно эту историю прочитать?

Но эта история есть не только в главной книге христиан. Почти так же она рассказывается и в Торе. Это что за книга? (…) Только имя жены в Торе звучит на другом языке – на еврейском Ева - Хава. Упоминается эта история и в Коране.

5. Как же в этих религиях решаются вопросы добра и зла? Сегодня мы будем говорить об иудаизме, исламе, буддизме.

Работа в группах.

Учебник страница 26-27.

В представлении иудаизма, борьба добра и зла происходит в человеке постоянно. Поэтому задача иудея - бороться со злым началом в своей душе. И если невозможно достичь полной победы (это удаётся лишь праведникам), то можно хотя бы уменьшить количество зла. Свобода выбора между добром и злом и ответственность за свои поступки - величайший дар, полученный человеком от Всевышнего.

Тора учит евреев великому искусству творить добро, делиться добром с другими людьми. Если мы умножим в мире силы добра, мы изменим окружающий мир.

При этом понятно, что человек может совершить и злой поступок. Можно ли это исправить? Для исправления существует раскаяние. Проси прощения у Бога и живи по заповедям Бога.

В иудаизме считается, что в завершение истории еврейским народом будет править Мессия, который принесёт ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие.

Мусульмане считают, что добро и зло существуют в мире по воле Бога. Он указал в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путём добра и справедливости. Добро – то, что приносит пользу окружающим. А что оно даёт тому, кто его совершает? «Если вы творите добро, то совершаете его для себя» (из Корана). Это означает, что добро всегда отзовётся добром. Добро возвратится к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли.

Зло – то, что приносит людям страдания, горе и слёзы. Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе. И оно вернётся к тому, кто заставляет страдать других.

«Будьте братьями, помогайте друг другу, не обижайте людей, не ссорьтесь» (из Корана)

Поэтому для мусульман важно, чтобы человек верил в Бога, пославшего Коран. Вера в Единого Бога и следование его предписаниям даёт человеку право надеяться на избавление от ада. Добрые дела, которые совершает человек, а также искреннее раскаяние искупают его грехи.

Примеры из Корана: нужно всегда и со всеми быть приветливым, терпимым и не осуждать людей; плохо поступает тот, кто насмехается, издевается над другими людьми, злословит, сплетничает. «Стягиваются раны от копья, но не заживают те, которые нанёс язык».

Воздаяние: мусульмане верят, что Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим он обещает вечное блаженство в раю, а неверующим — вечные муки ада.

Как же буддисты понимают добро и зло?

Для буддистов зло – действия, которые увеличивают страдания. Добро - действия, которые уменьшают страдания.

Зло — это страдание, которым пронизана вся жизнь: муки рождения (ведь ребенок всегда плачет, когда входит в этот мир), болезни, ссоры с близкими, разлука с любимыми людьми, невозможность достичь поставленной цели и, наконец, старость и смерть. Буддисты верят, что душа бесконечное число раз рождается в этом мире в облике разных существ и каждое новое перерождение продлевает и увеличивает страдание. Поэтому подлинное спасение для буддиста — это именно освобождение от страдания.

Для достижения спасения необходимо уничтожить в себе ненасытную жажду желаний, отказаться от суетного мира. Тогда наступит просветление и перерождения души прекратятся. Такое состояние непроходящего покоя и удовлетворённости в буддизме именуется «нирвана».

Для достижения нирваны нужно идти путем добра. Путь добра: забота о других, доброта, сострадание, щедрость, правильная речь - воздержание от лжи, сквернословия, грубых выражений... Слова не должны причинять вред другим. «Никому не говори слов, переданных сплетником, хотя поверишь ему. Поступишь разумно, если, не выронив из уст, удержишь те слова в душе» (из «Дхаммапады»).

Путь зла отдаляет нирвану: убийство, воровство, гнев, ложь, грубость... Одно из самых плохих деяний в буддизме - это гнев. Состояние гнева Будда сравнивал с ситуацией, когда человек голыми руками собирает раскалённые угли и бросает их в другого человека. В результате боль испытывают оба. Обычно гнев возникает из чувства обиды и боли. Мы думаем, что если ответим на обиду, то испытаем облегчение. Но это совершенно не так. Отвечая злом на зло, мы испытываем ещё больше боли. Гнев обычно вызывается каким-нибудь пустяком, однако его последствия поистине ужасны. Лучшее противоядие от гнева, считают буддисты, — сострадание и доброта к тем, кто вызвал в нас гнев.

Послушайте наставление из священной книги и скажите, есть ли в буддизме воздаяние за зло: «К тому, кто обижает безвинного человека, чистого и безупречного человека, именно к такому глупцу возвращается зло, как тончайшая пыль, брошенная против ветра».

Можно ли избавиться от зла? Будда говорил, что причина страдания в самом человеке. Значит, она во власти человека и может быть устранена им самим. Чтобы избавиться от страданий (зла), надо избавиться от желаний.

- Ответьте на вопросы:

1). Что есть спасение для христиан? (Вера в Иисуса Христа).

2). Какой путь прощения у иудеев? (Соблюдения договора с Богом).

3). Как следует жить мусульманину? (Следовать путём добра и справедливости).

В некоторых животных доброта заложена с рождения. Они по своей природе добры, хотя и не понимают, что такое доброта. Поэтому животные не задумываются, как поступить, когда их товарищи нуждаются в помощи, а сразу ее оказывают. Вы тоже с рождения получаете знания о добре и зле, но в отличие от животных у вас свободная воля. Мы можем помочь попавшему в беду, или, испугавшись, убежать, накормить голодного, подать милостыню или же равнодушно пройти мимо. От чего зависит выбор? Надо ли громко заявлять о своих добрых делах, легко ли быть добрым? У добра много врагов: злословие, зависть, ябедничество, а Добро – это любовь

6. - Ради чего, по вашему мнению, живет человек? (Человек живет ради того, чтобы люди, окружающие его, становились счастливее и добрее)

Светлана Копылова «Окно» -видеозапись.

Обсуждение

Притча о блудном сыне. Учебник стр.26

Можете ли вы привести пример из своей жизни или из жизни ваших знакомых?

- Бог поставил во главе своего творения, в качестве его венца - человека. В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которые должен выполнять человек.

Итог урока:

- Что нового узнали о добре и зле?

- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

- Почему важно бороться со злом?

- Достигли ли мы поставленных целей?

Заключительное слово учителя.

Зло любит жить роскошно и удобно.

Добру и в этом далеко до зла.

Но даже в смертный час добро способно

Дарить надежды и рождать дела.

Добро найдет нас в трудную минуту,

Придет, когда его уже не ждешь.

Ты сам спеши добро нести кому-то

Ведь что посеешь в людях, то пожнешь.



Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»











Конспект урока на тему:

«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздояния»







Выполнила

студентка Ш-41 группы

Каранкевич Марина









Ейск, 2018 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буклет "Рекомендации учителю по формированию детского коллектива"

Автор: Каранкевич Марина Михайловна

Дата: 17.04.2019

Номер свидетельства: 507463


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства