Просмотр содержимого документа
«Буклет "Экзамены без стресса"»
Прием мысленных картин
Смысл данного приема состоит в переводе запоминаемой информации в картинку, желательно забавную и неординарную. Чем более необычным будет образ, тем быстрее запомнится материал. Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической. Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас.
Этим приемом активно пользуются все составители схем в школьных учебниках (принцип наглядности).
Для более эффективного запоминания материала картинки можно объединить в "видеофильм", связывая картинки друг с другом с помощью ассоциаций (картинки будут представлять собой подобие кадров, из которых будет состоять "видеофильм"). В результате, чтобы вспомнить информацию, достаточно мысленно прокрутить "видеофильм". Прием эффективен при хорошо развитом воображении.
Упражнения для релаксации (дыхательные упражнения)
Снять напряжение можно с помощью дыхания:
1. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10-20 секунд, сделать выдох.
2. Сделать обычный вдох, выдох долгий (примерно в 2 раза дольше, чем вдох), затем подышать в обычном темпе.
3. Упражнение "Воздушный шарик" (сделать максимально возможный вдох, сделать выдох, подышать в обычном режиме).
4. Упражнение "Кощей Бессмертный" (сделать максимально возможный выдох, подышать в обычном режиме).
Подготовила специалист по реабилитационной
работе в социальной сфере Татаринцева Ф.В.
Омск 2020, январь
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Отделение приема, диагностики и
перевозки несовершеннолетних
Процесс сдачи вступительных экзаменов является достаточно сложной и тревожной процедурой, требующей серьезной подготовки.
В процессе подготовки к экзаменам задействованы все познавательные процессы: особенно высока роль внимания, памяти и мышления. От того, насколько точным, четким и понятным будет запоминаемый материал, зависит, насколько эффективным будет процесс его воспроизведения.
Наиболее распространенные сложности, с которыми сталкивается большинство школьников – большой объем изучаемого материала и экзаменационная тревожность.
Для того, чтобы благополучно миновать этот период в жизни, следует:
ставить перед собой конкретные и реальные цели;
исключать мешающие факторы, отвлекающие внимание;
четко работать с материалом: выбирать формы подготовки (по темам, параграфам, текстам и т.д.), использовать приемы запоминания;
чередовать работу и отдых.
Чтобы успешно справиться с возникающими трудностями, нужно познакомиться с основными способами запоминания материала (мнемотехниками), а также приемами снижения эмоциональной тревожности, которые могут понадобиться не только в ситуации экзамена, но и в дальнейшей жизни.
Чтение и повторение
Для наиболее эффективного запоминания текста, желательно придерживаться следующих способов работы:
сначала быстро прочитать текст и выделить для себя основные мысли;
еще раз внимательно прочесть текст и дополнить основные мысли и идеи дополнительной информацией;
обзор текста (просмотреть текст в обратном порядке для установления его структуры);
изложение текста уже без книги.
На этапе обзора текста необходимо вернуться к работе с учебником, но не читать материал, а просматривать его, причем просматривать в обратном направлении, от конца к началу. По ходу работы с материалом необходимо повторять связь основных мыслей друг с другом. Такое обратное прохождение позволит прочнее запомнить материал.
Необходимо по памяти повторить весь материал, следуя от одной основной мысли к другой, по усвоенной к этому времени схеме, и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности.
Очень эффективен пересказ заученного материала вслух. Чем объемнее материал, тем больше требуется повторений для его запоминания.
Метод ключевых слов
Из каждой фразы выделить 1-2 ключевых слова, по которым можно вспомнить всю фразу целиком.
Ключевые слова должны образовывать логическую последовательность и отражать главный смысл всего текста. Последовательность ключевых слов важно хорошо запомнить. Тогда, вспоминая ключевые слова, вы сможете вспомнить связанную с ними информацию.
Для каждого абзаца выделить ключевую фразу, по которой можно вспомнить весь прочитанный абзац.
При использовании данного метода очень важно связать ключевую фразу абзаца с ключевыми словами запоминаемых фраз (цепочка "ключевые слова – ключевая фраза абзаца" должна быть прочно усвоена).
В результате по цепочке взаимосвязанных ключевых слов можно вспомнить всю связанную с ними информацию.
Фраза и абзац являются условными понятиями, они не соответствуют реальным фразам и абзацам текста, а представляют собой объем логически связанной информации, которую необходимо запомнить.