Просмотр содержимого документа
«Святые места Тамбовской земли.»
Тамбовская земля
Источники. Святые заступники.
Святые места.
Образование земли Тамбовской
Тамбовская область - уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. Древнейшим населением Тамбовского края были мордва-мокша.
Город Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец.
Первоначальное название города писалось «Тонбов» и было связано с предполагаемым местом строительства крепости на реке Липовице, «напротив крайней мордовской деревни Тонбов». («тонбов» - омут).
В XVII-XVIII столетиях Тамбовская земля по административному делению была провинцией и подчинялась воронежскому вице-губернатору. В сентябре 1779 года именным указом императрицы Екатерины II из Тамбовской и Шацкой провинции было образовано Тамбовское наместничество, во главе которого стал генерал-губернатор граф Р.И. Воронцов.
В 1781 году утверждается герб города Тамбова - улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла, которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.
Развитие промышленности Тамбовской губернии связано с переработкой местного сельскохозяйственного сырья. Суконные предприятия городов Моршанска и Рассказова имели всероссийское значение.В XIX веке Тамбов - центр оптовой торговли зерном.
Тамбовский край, имеющий богатую историю и славные духовные традиции, известен как родина или место деятельности многих знаменитых в России людей: писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры.
Православная Тамбовщина
Тамбовская епархия Русской православной церкви была образована в 1682 году
благословением ВсероссийскогоПатриарха Иоакима в царствование
Федора Алексеевича Романова. Со времени своего основания епархия
стала духовным оплотом южно-русских рубежей Московского государства.
Развитие и становление Тамбовской епархии связано с именем святителя Питирима,
епископа Тамбовского (1685-1698 гг.). Исторически значимыми памятниками
деятельности святителя Питирима стали многие храмы Тамбовщины и главным
образом созданные его трудами Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской
и Вознесенский женский монастыри. При епископе Питириме в 1694 году
начал возводиться кафедральный Спасо-Преображенский собор в г.
Тамбове, который, став местом упокоения Святителя, и ныне является
духовным центром Тамбовской земли.
10 августа Русская Церковь празднует память
Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе
была связана с Тамбовской землей.
Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы.
Святитель Пятирим Тамбовский
Христианин, монах, священник, наместник монастыря, архиерей, строитель монастырей и кафедрального собора, который он не успел увидеть… Итог жизни этого человека подводят слова из рукописи: «Вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном».
Преподобный Сирафим Соровский
Купец, не похожий на других купцов,
и монах, которого не понимали другие монахи.
Человек, живший пасхальной радостью в условиях,
которые современному человеку показались бы
невыносимыми — и, наверное,
единственный святой, при упоминании имени
которого почти все православные христиане
непроизвольно улыбаются.
Преподобный Амвросий Оптинский
Бойкий юноша, совершенно не представлявший
себя в монастыре — и известный на всю Русь
Оптинский старец. Человек, умевший быть
жизнерадостным даже во многолетней болезни и
облекавший глубокие духовные наставления
в форму легко запоминающихся поговорок.
«Как жить?» — «Надо жить — не тужить,
никого не осуждать, никому не досаждать,
и всем мое почтение».
Святитель Феофан Затворник
Ученый монах, повидавший мир,
успевший побыть и ректором Духовной академии,
и архиереем… В конце жизни он предпочел
бурной деятельности и широким горизонтам затвор
в малоизвестной обители. Именно там была
написала большая часть трудов, раскрывающих
горизонты духовной жизни поколениям
христиан последующих веков.
Преподобный Силуан Афонский
«Когда вырасту большой, то по всей земле
пойду искать Бога», — решил он
Четырехлетним малышом.
Вырос и нашел — в глубине своего сердца.
На иконе преподобный Силуан изображен
плачущим; в руках он держит свиток
со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи,
да познают Тебя Духом Святым все народы
земли!»
Праведный воин Феодор Ушаков
Адмирал, герой, одержавший ряд
блистательных побед над врагами Отечества,
мудрый политик — и человек, «мало знакомый
с требованиями светской жизни» и
дворцовыми интригами. Даже на покое
продолжал сражаться за Родину: в годы
Отечественной войны 1812 года, несмотря на
преклонный возраст и болезни, был избран
большинством голосов начальником
внутреннего тамбовского ополчения.
Преподобный Федор (Ушаков) Санаксарский
Тезка и предок адмирала Феодора Ушакова.
Дворянин, военная карьера которого только
начиналась, после внезапной смерти одного
из товарищей решивший принять монашество.
Настоятель Санаксарского монастыря и
соловецкий узник. Ученики святителя
Тихона Задонского говорили, что никому другому
из многочисленных посетителей он не был
так рад, как о. Феодору, заехавшему в
Задонский монастырь по пути в ссылку.
Священно-мученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)
Единственный иерарх в истории
Русской Церкви, последовательно
занимавшим все крупнейшие
российские кафедры — Московскую,
Санкт-Петербургскую и Киевскую.
Первый архиерей-новомученик,
с убийства которого началась волна
кровавых гонений на Церковь. Митрополита
Владимира расстреляли, когда он еще
не успел опустить рук,
благословлявших палачей.
Священноисповедник архиепископ Афанасий (Сахаров)
Автор службы всем святым, в земле Русской
просиявшим, сам прославленный в лике святых.
В его некрологе, опубликованном в
«Журнале Московской Патриархии», в частности,
говорилось: «Его многочисленные друзья могли
многие часы проводить с ним в беседах, знакомясь
с его открытиями в области литургики и
агиографии или слушая глубокие изъяснения
богослужебных текстов. Каждый уходил от него
духовно обогащенным и умиротворенным
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Профессор медицины и епископ Русской Православной Церкви.
Лауреат Сталинской премии — и исповедник, проведший в сталинских
лагерях 11 лет. Человек, умевший по-настоящему служить
Богу и людям, а при необходимости — найти чеканную формулировку,
режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?
— Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?
Разве Вы его видели, своего Бога?
— Бога я действительно не видел, гражданин общественный
обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая
черепную коробку, никогда не видел там также и ума.
И совести там тоже не находил.
Святые места Тамбова и Тамбовской области
До 1917 года в Тамбовской епархии было 30 монастырей и около 1500 храмов. К 1988 году, после нескольких десятилетий преследований верующих, в епархии осталось всего 37 действующих храмов. В наше время действует более 170 приходов и 2 монастыря. Среди дошедших до наших дней храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Например, Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района и Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р.п. Мордово, посетив которую Святейший Патриарх Алексий II отметил: "Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениям ума, рук и сердца нашего православного народа. И осознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках".
Спасо - Преображенский Кафедральный собор
Заложен в 1694 г. епископом Питиримом,
Тамбовским Чудотворцем, на месте
деревянной Преображенской церкви
Тамбовской крепости. Строился собор
очень долго – почти сто лет, завершены
работы были только с помощью зажиточных
купцов.
С 1929 по 1992 год функционировал
как гражданское здание. Ныне – один
из красивейших соборов, главный храм
Тамбовщины, в котором трижды совершал
богослужения Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Алексий II.
Адрес: г. Тамбов, Соборная площадь, 2.
Казанский богородичный мужской монастырь
Монастырь был основан иеромонахом Иосифом
на окраине Тамбова (по мере разрастания города
оказался в центре).
А с 1758 г. является резиденцией тамбовских епископов.
Казанский мужской монастырь – целый комплекс,
жемчужиной которого является Собор в честь
Казанской иконы Божией Матери, заложенный в 1791г.
Славный в былые годы своими росписями,
храм активно реставрируется и сегодня вновь
восхищает своими чудесными фресками.
Адрес: г. Тамбов, улица М. Горького, 3.
Покровский собор
Впервые деревянный Покровский храм
упоминается в 1658 г. Увы, то здание было
полностью уничтожено пожаром. На пепелище
заложили новую, каменную, церковь,
построенную в 1763 г.
Как и многие другие храмы, в начале 20-го века
церковь закрыли, однако уже в 1943 г. она была
передана верующим и стала кафедральным собором,
где люди находили утешение в годы войны.
Покровский собор оставался единственным
действующим храмом города вплоть до 1988 г.
Адрес: г. Тамбов, Кронштадтская площадь, 2.
Вознесенский женский монастырь
Монастырь был основан в 1690 г. самим
святителем Питиримом. К началу 20-го века
разросся в комплекс из семи корпусов, где в мире
и трудах проживало пятьсот человек.
Официально монастырь был закрыт в 1918 г.,
однако вплоть до 1925 года здесь совершались
богослужения. Окончательно монастырь
ликвидировали только в 1927 г.
В комплекс монастыря входили две церкви,
одна из которых – Скорбященская – была передана
Тамбовской епархии в 1989 г. В 1997 г. здесь
были построены крестильный храм во имя
Иоанна Кронштадского, водосвятная часовня,
здание воскресной школы.
Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, д. 37.
Богоявленская церковь
Возведенная в 1840 г. на средства, завещанные
Субочевым и купцом Гнусовым, эта церковь
была одним из самых чудесных храмов Тамбовщины.
Трехпрестольная (престолы в честь Богоявления
Господня,
Святой Троицы и Николая Чудотворца),
гармоничная, нарядная, Богоявленская церковь
была закрыта в 1936 г. и долгое время
использовалась
как зернохранилище. С 40-х по 80-е гг. пытались
прихожане отстоять и вернуть храм. Но удалось
это только
в 1989 г., когда церковь, одной из первых в области,
была возвращена верующим.
с. Селезни
Никольская церковь
Еще в 1705 году была построена прихожанами
деревянная церковь в с.Бокино.
В первый период правления Советской власти
в ней находилось зернохранилище. К 1943 г. церковь
стала очень ветхой, но верующие произвели
капитальный ремонт и заново открыли храм
в 1946 г. Действовал он до 1962 г., когда
по решению властей был закрыт.
Здание передали средней школе.
Только в 1998 г. начались восстановительные работы.
24 октября 1998 г. церковь была освящена малым
чином и в ней начались регулярные богослужения.
с. Бокино
Троицкая церковь ( Бондарский район)
Первое упоминание о деревянной церкви в с.Бондари относится к 1725 г.
Каменную церковь возвели на средства дворянки Татьяны Лион в 1839 г.
Это был на редкость красивый храм,
украшенный внутри живописью,
дорогим иконостасом, богатой утварью.
Однако история этой нарядной церкви трагична:
в 1918 г. весь причт Троицкого храма был расстрелян
карательным отрядом красноармейцев.
Погибшие почитаются как новомученики.
В 1946 г. Троицкая церковь вновь стала действующей.
в память гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова».
Храм бездействовал лишь 11 лет – в период с 1936 по 1954 гг.
До сих пор Благовещенская церковь является действующей.
Адрес: с. Новотомниково
Покровская церковь (Мучкапский район)
В начале XXвека выстроили в с.Мучкап каменную церковь с 2-мя престолами:
Покрова Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского.
Церковь являлась приписной к Крестовоздвижденскому храму.
Была утрачена в 1930-е гг.
Закладной камень в основание нового
Покровского храма освятил 1 сентября 1991 г.
архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.
Строительство завершили в 2004 г., и
освящен храм был епископом Тамбовским
и Мичуринским Феодосием.
Адрес: р.п. Мучкапский
Крестовоздвиженская церковь (Мучкапский район)
В 1813 г. в селе Мучкап возвели теплую каменную церковь.
Престолы освятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста и Николая
Чудотворца. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен.
Позже на его месте построили кинотеатр.
В 1990-е гг. это здание было передано Церкви
и переоборудовано под храм, который
решили освятить в память
о старой Крестовоздвиженской церкви.
Адрес: р.п. Мучкапский
Покровская церковь (Рассказовский район)
Впервые церковь эта упоминается в 1768 г. и до 1844 г. остается
однопрестольной (в честь Покрова Пресвятой Богородицы).
В 1887 г. храм, уже перестроенный
на средства горожан, имел два престола:
в честь Покрова и в честь Святой Троицы.
Церковь закрыли в конце тридцатых,
но уже в 1944 г., одну из первых
в области, вновь открыли.
Адрес: с. Нижнеспасское
Христорождественская церковь (Рассказовский район)
Приход в селе появился в 1810 г.
Но лишь в 1891 г. на средства прихожан
выстроили деревянную церковь,
главный престол которой
был освящен в честь Рождества Христова,
а придельный – в честь архистратига
Божия Михаила. После закрытия
в 30-е гг. ХХ в., по массовым ходатайствам
верующих, начала действовать уже
в 1946 г.
Адрес: с. Рождественское
Иоанно-Богословская церковь (Рассказовский район)
Эта чудесная каменная церковь была построена еще в 1879 г. и имела
3 престола: в честь святого апостола Иоанна Богослова,
Казанской иконы Божией Матери и
святого князя Александра Невского.
Церковь была закрыта в 1937 г. А в 1945 г.
в храме вновь начались богослужения.
Адрес: г. Рассказово
Мамонтова Свято - Никольская Пустынь (Сосновский район)
Недалеко от села Отъяссы Сосновского района расположена знаменитая Мамонтова
пустынь – памятник православной культуры, объект паломнического туризма.
В 1764 году пустынь упразднили, но все ее постройки в течение длительного времени
оставались монастырскими. Новый Николаевский храм был возведен в 1768-1775 годах по
указу епископа Феодосия (Голосницкого). Церковь расположилась на невысоком пригорке
рядом с озером Глубокое, неподалеку от старого, уже ветхого к тому времени, храма. В
1865 году к ней пристроили Покровскую церковь и ризницу. Иконостасы храма, с витыми
колоннами, покрывала щедрая позолота.
Святой источник Тамбова
В Тамбове восстановлена часовня
над источником Святого Питирима,
впервые возведенная около века назад
на личные средства императрицы
Марии Федоровны, но уничтоженная
в советский период.
Торжественное открытие и освящение
часовни приурочили к празднованию 325-летия
Тамбовской епархии. Реконструкция часовни
произошла в рекордно короткие сроки:
началась в июне 2007 года, а уже 12 августа
часовня открылась. Утраченные литые конструкции
воссоздались с максимальным учетом всех
сохранившихся сведений об архитектурно-художественном
облике разрушенной часовни Часовня расположилась
на прежнем месте - в парковой зоне Тамбова между
каналом Цны и Спасо-Преображенским собором.
Святой источник (Жердевский р-н, с. Михайловка)
Увлекательна история появления этого источника.
В начале девятнадцатого века помещик Михайлов во время строительства
сахарного завода велел выкопать колодец.
При этом рабочим мешал огромный валун.
Но едва они сдвинули его, как из-под камня
забил фонтан воды, чистой и вкусной.
Купание под чудесной водой и её питье
излечивали от многих болезней. Так, у одного
из рабочих сразу перестали болеть ноги, а у другого
прошла ангина.
Люди рассказали об этом местному священнику.
Впоследствии эти случаи чудесного исцеления
послужили одним из поводов для строительства здесь
в 1866 году фельдшерско-акушерского пункта,
а в 1891 году и земской больницы. При этом
вода родника
использовалась на медицинские нужды.
В настоящее время местная Шпикуловская больница
использует воду источника для приготовления дезрастворов,
а также для питья больных. Вода в источнике мягкая,
чистая, абсолютно прозрачная, с привкусом йода.
Святой источник ( Кирсановский р-н, с. Ковыловка)
Недалеко от с. Ковылка, в овраге Долгое находится источник "Вознесенский".
Раньше (в 30-е годы) здесь имелась часовня,
а сам источник был обложен срубом. Источник привлекал
множество паломников, особенно под отдание Пасхи.
У родника проходили большие службы.
Во время войны источник разрушили и завалили,
но он пробивался вновь, просачивался сквозь камни.
После этого его расчистили, но не благоустроили.
Лишь в 1994 году приехавший в село прораб АО "Ковыльское"
В.К. Сухоруков сделал сруб, стол и скамейки.
А старец Рассказовской церкви сделал над родником купол,
под которым сейчас ставят свечи.
Сегодня источник "Вознесенский" очень популярен.
На религиозные праздники около него собирается много людей.
Вглядываясь в источник, люди иногда видят
как бы лежащие там иконы или храмы.
Воде источника приписываются целебные свойства.
Родник Илии Пророка
На территории села Иловай-Дмитриевское расположен родник Илии Пророка.
По преданию, случилась однажды гроза,
и Илия Пророк послал молнию, которая ударила
в землю, где в тот же миг забил родник.
Настоятель храма Димитрия Солунского
Александр Пронин рассказывает, что с 1991 года
местные жители в день памяти Ильи Пророка
совершают крестный ход к святому источнику,
где совершается молебен. Настоятель храма явился и
организатором благоустройства родника.
Его стараниями при помощи прихожан была
построена часовня. Через реку вместо старого
моста построили новый. У источника установили Крест.
Облагородили и сам источник.
Вода здесь вкусна и чиста. Даже при кипячении от неё
не остается осадок на дне чайника. При длительном хранении
не теряет она вкусовых качеств, ведь недаром сюда приезжают
люди и из других населенных пунктов!
Святой источник села Павловка
Из воспоминаний и рассказов местных жителей следует, что первоначально святой источник
располагался выше, но его часто заливал во время половодья пруд. Рядом с источником
была построена маленькая деревянная часовенка. Бывало, сюда приходили просить дождя во время
долгой засухи. В советские годы часовня была разрушена, а родник
завален землей. Но спустя время из-под земли вновь
забил ключ, и жители Павловки и окрестных деревень
потянулись за живительной влагой. Верить или не верить
в святость природного дара - личное дело каждого.
Но сюда постоянно приходят и приезжают люди.
Благоустроен источник по инициативе самих
павловцев и при поддержке Ленинского сельсовета.
Над ключом установили колодец с крышкой, прикрепили
ведро и кружку, а вокруг посадили березки.. К колодцу
ведут ступеньки, а для усталых путников установлена
деревянная скамеечка. Как и подобает святому месту,
здесь имеется киот с иконами.
Мягкая, прозрачная, вода из источника совсем
не похожа на водопроводную. Говорят, в ней содержится много серебра. В этом, наверное, и кроется секрет целебных свойств и возможности долго хранить эту воду в домашних условиях.