kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Святые места Тамбовской земли.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа дает представление о святых местах Тамбовской земли. Источники, святые заступники, святые места.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Святые места Тамбовской земли.»

Тамбовская земля Источники. Святые заступники. Святые места.

Тамбовская земля

Источники. Святые заступники.

Святые места.

Образование земли Тамбовской

Тамбовская область - уникальный в географическом, историческом и культурном отношениях край. Древнейшим населением Тамбовского края были мордва-мокша.

Город Тамбов был основан 17 апреля 1636 года на топких лесистых берегах Цны, в том месте, где сливается с ней речка Студенец.

Первоначальное название города писалось «Тонбов» и было связано с предполагаемым местом строительства крепости на реке Липовице, «напротив крайней мордовской деревни Тонбов». («тонбов» - омут).

В XVII-XVIII столетиях Тамбовская земля по административному делению была провинцией и подчинялась воронежскому вице-губернатору. В сентябре 1779 года именным указом императрицы Екатерины II из Тамбовской и Шацкой провинции было образовано Тамбовское наместничество, во главе которого стал генерал-губернатор граф Р.И. Воронцов.

В 1781 году утверждается герб города Тамбова - улей и три пчелы на лазоревом фоне как символ трудолюбия и бортного промысла, которым с давних пор занимались жители Тамбовского края.

Развитие промышленности Тамбовской губернии связано с переработкой местного сельскохозяйственного сырья. Суконные предприятия городов Моршанска и Рассказова имели всероссийское значение.В XIX веке Тамбов - центр оптовой торговли зерном.

Тамбовский край, имеющий богатую историю и славные духовные традиции, известен как родина или место деятельности многих знаменитых в России людей: писателей, художников, музыкантов, деятелей искусства и культуры.

Православная Тамбовщина   Тамбовская епархия Русской православной церкви была образована в 1682 году благословением ВсероссийскогоПатриарха Иоакима в царствование Федора Алексеевича Романова. Со времени своего основания епархия стала духовным оплотом южно-русских рубежей Московского государства.   Развитие и становление Тамбовской епархии связано с именем святителя Питирима, епископа Тамбовского (1685-1698 гг.). Исторически значимыми памятниками деятельности святителя Питирима стали многие храмы Тамбовщины и главным образом созданные его трудами Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской и Вознесенский женский монастыри. При епископе Питириме в 1694 году начал возводиться кафедральный Спасо-Преображенский собор в г.  Тамбове, который, став местом упокоения Святителя, и ныне является духовным центром Тамбовской земли. 10 августа Русская Церковь празднует память Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе была связана с Тамбовской землей. Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы.

Православная Тамбовщина

 

Тамбовская епархия Русской православной церкви была образована в 1682 году

благословением ВсероссийскогоПатриарха Иоакима в царствование

Федора Алексеевича Романова. Со времени своего основания епархия

стала духовным оплотом южно-русских рубежей Московского государства.

  Развитие и становление Тамбовской епархии связано с именем святителя Питирима,

епископа Тамбовского (1685-1698 гг.). Исторически значимыми памятниками

деятельности святителя Питирима стали многие храмы Тамбовщины и главным

образом созданные его трудами Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской

и Вознесенский женский монастыри. При епископе Питириме в 1694 году

начал возводиться кафедральный Спасо-Преображенский собор в г.

Тамбове, который, став местом упокоения Святителя, и ныне является

духовным центром Тамбовской земли.

10 августа Русская Церковь празднует память

Собора Тамбовских святых — подвижников, жизнь которых так или иначе

была связана с Тамбовской землей.

Имена как минимум десятерых их них вам хорошо знакомы.

Святитель Пятирим Тамбовский Христианин, монах, священник, наместник монастыря, архиерей, строитель монастырей и кафедрального собора, который он не успел увидеть… Итог жизни этого человека подводят слова из рукописи: «Вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном».

Святитель Пятирим Тамбовский

Христианин, монах, священник, наместник монастыря, архиерей, строитель монастырей и кафедрального собора, который он не успел увидеть… Итог жизни этого человека подводят слова из рукописи: «Вся паства от высокородного до худородного, от богатого до бедного, от господина до раба долго, долго скорбела и плакала о святителе Питириме, как об отце родном».

Преподобный Сирафим Соровский Купец, не похожий на других купцов,  и монах, которого не понимали другие монахи. Человек, живший пасхальной радостью в условиях, которые современному человеку показались бы невыносимыми — и, наверное, единственный святой, при упоминании имени  которого почти все православные христиане непроизвольно улыбаются.

Преподобный Сирафим Соровский

Купец, не похожий на других купцов,

и монах, которого не понимали другие монахи.

Человек, живший пасхальной радостью в условиях,

которые современному человеку показались бы

невыносимыми — и, наверное,

единственный святой, при упоминании имени

которого почти все православные христиане

непроизвольно улыбаются.

Преподобный Амвросий Оптинский   Бойкий юноша, совершенно не представлявший себя в монастыре — и известный на всю Русь Оптинский старец. Человек, умевший быть жизнерадостным даже во многолетней болезни и облекавший глубокие духовные наставления в форму легко запоминающихся поговорок. «Как жить?» — «Надо жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать,  и всем мое почтение».

Преподобный Амвросий Оптинский

Бойкий юноша, совершенно не представлявший

себя в монастыре — и известный на всю Русь

Оптинский старец. Человек, умевший быть

жизнерадостным даже во многолетней болезни и

облекавший глубокие духовные наставления

в форму легко запоминающихся поговорок.

«Как жить?» — «Надо жить — не тужить,

никого не осуждать, никому не досаждать,

и всем мое почтение».

Святитель Феофан Затворник   Ученый монах, повидавший мир, успевший побыть и ректором Духовной академии,  и архиереем… В конце жизни он предпочел бурной деятельности и широким горизонтам затвор в малоизвестной обители. Именно там была написала большая часть трудов, раскрывающих горизонты духовной жизни поколениям христиан последующих веков.

Святитель Феофан Затворник

Ученый монах, повидавший мир,

успевший побыть и ректором Духовной академии,

и архиереем… В конце жизни он предпочел

бурной деятельности и широким горизонтам затвор

в малоизвестной обители. Именно там была

написала большая часть трудов, раскрывающих

горизонты духовной жизни поколениям

христиан последующих веков.

Преподобный Силуан Афонский   «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога», — решил он Четырехлетним малышом. Вырос и нашел — в глубине своего сердца. На иконе преподобный Силуан изображен плачущим; в руках он держит свиток со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи,  да познают Тебя Духом Святым все народы  земли!»

Преподобный Силуан Афонский

«Когда вырасту большой, то по всей земле

пойду искать Бога», — решил он

Четырехлетним малышом.

Вырос и нашел — в глубине своего сердца.

На иконе преподобный Силуан изображен

плачущим; в руках он держит свиток

со словами: «Молю Тя, Милостивый Господи,

да познают Тебя Духом Святым все народы

земли!»

Праведный воин Феодор Ушаков Адмирал, герой, одержавший ряд блистательных побед над врагами Отечества, мудрый политик — и человек, «мало знакомый с требованиями светской жизни» и дворцовыми интригами. Даже на покое продолжал сражаться за Родину: в годы Отечественной войны 1812 года, несмотря на преклонный возраст и болезни, был избран  большинством голосов начальником внутреннего тамбовского ополчения.

Праведный воин Феодор Ушаков

Адмирал, герой, одержавший ряд

блистательных побед над врагами Отечества,

мудрый политик — и человек, «мало знакомый

с требованиями светской жизни» и

дворцовыми интригами. Даже на покое

продолжал сражаться за Родину: в годы

Отечественной войны 1812 года, несмотря на

преклонный возраст и болезни, был избран

большинством голосов начальником

внутреннего тамбовского ополчения.

Преподобный Федор (Ушаков) Санаксарский   Тезка и предок адмирала Феодора Ушакова. Дворянин, военная карьера которого только начиналась, после внезапной смерти одного из товарищей решивший принять монашество. Настоятель Санаксарского монастыря и соловецкий узник. Ученики святителя Тихона Задонского говорили, что никому другому  из многочисленных посетителей он не был так рад, как о. Феодору, заехавшему в Задонский монастырь по пути в ссылку.

Преподобный Федор (Ушаков) Санаксарский

Тезка и предок адмирала Феодора Ушакова.

Дворянин, военная карьера которого только

начиналась, после внезапной смерти одного

из товарищей решивший принять монашество.

Настоятель Санаксарского монастыря и

соловецкий узник. Ученики святителя

Тихона Задонского говорили, что никому другому

из многочисленных посетителей он не был

так рад, как о. Феодору, заехавшему в

Задонский монастырь по пути в ссылку.

Священно-мученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)    Единственный иерарх в истории  Русской Церкви, последовательно занимавшим все крупнейшие российские кафедры — Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую. Первый архиерей-новомученик,  с убийства которого началась волна кровавых гонений на Церковь. Митрополита Владимира расстреляли, когда он еще не успел опустить рук, благословлявших палачей.

Священно-мученик митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)  

Единственный иерарх в истории

Русской Церкви, последовательно

занимавшим все крупнейшие

российские кафедры — Московскую,

Санкт-Петербургскую и Киевскую.

Первый архиерей-новомученик,

с убийства которого началась волна

кровавых гонений на Церковь. Митрополита

Владимира расстреляли, когда он еще

не успел опустить рук,

благословлявших палачей.

Священноисповедник архиепископ Афанасий (Сахаров)      Автор службы всем святым, в земле Русской просиявшим, сам прославленный в лике святых. В его некрологе, опубликованном в  «Журнале Московской Патриархии», в частности,  говорилось: «Его многочисленные друзья могли  многие часы проводить с ним в беседах, знакомясь с его открытиями в области литургики и  агиографии или слушая глубокие изъяснения богослужебных текстов. Каждый уходил от него духовно обогащенным и умиротворенным

Священноисповедник архиепископ Афанасий (Сахаров)  

Автор службы всем святым, в земле Русской

просиявшим, сам прославленный в лике святых.

В его некрологе, опубликованном в

«Журнале Московской Патриархии», в частности,

говорилось: «Его многочисленные друзья могли

многие часы проводить с ним в беседах, знакомясь

с его открытиями в области литургики и

агиографии или слушая глубокие изъяснения

богослужебных текстов. Каждый уходил от него

духовно обогащенным и умиротворенным

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)   Профессор медицины и епископ Русской Православной Церкви. Лауреат Сталинской премии — и исповедник, проведший в сталинских лагерях 11 лет. Человек, умевший по-настоящему служить  Богу и людям, а при необходимости — найти чеканную формулировку,  разбивающую все аргументы оппонента.   На показательном суде над тогда еще священником  Валентином Войно-Ясенецким обвинитель Петерс спросил:   — Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете? Отец Валентин ответил: — Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?   — Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?  Разве Вы его видели, своего Бога?  — Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая  черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.  

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Профессор медицины и епископ Русской Православной Церкви.

Лауреат Сталинской премии — и исповедник, проведший в сталинских

лагерях 11 лет. Человек, умевший по-настоящему служить

Богу и людям, а при необходимости — найти чеканную формулировку,

разбивающую все аргументы оппонента.

  На показательном суде над тогда еще священником

Валентином Войно-Ясенецким обвинитель Петерс спросил:

  — Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно,

как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

Отец Валентин ответил:

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего

режете людей Вы, гражданин общественный обвинитель?

  — Как это Вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно?

Разве Вы его видели, своего Бога?

 — Бога я действительно не видел, гражданин общественный

обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая

черепную коробку, никогда не видел там также и ума.

И совести там тоже не находил.

 

Святые места Тамбова и Тамбовской области   До 1917 года в Тамбовской епархии было 30 монастырей и около 1500 храмов. К 1988 году, после нескольких десятилетий преследований верующих, в епархии осталось всего 37 действующих храмов. В наше время действует более 170 приходов и 2 монастыря. Среди дошедших до наших дней храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Например, Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района и Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р.п. Мордово, посетив которую Святейший Патриарх Алексий II отметил:

Святые места Тамбова и Тамбовской области

  До 1917 года в Тамбовской епархии было 30 монастырей и около 1500 храмов. К 1988 году, после нескольких десятилетий преследований верующих, в епархии осталось всего 37 действующих храмов. В наше время действует более 170 приходов и 2 монастыря. Среди дошедших до наших дней храмов есть уникальные, являющиеся национальным достоянием. Например, Благовещенская церковь с керамическим иконостасом в с. Новотомниково Моршанского района и Михаило-Архангельская церковь с фарфоровым иконостасом в р.п. Мордово, посетив которую Святейший Патриарх Алексий II отметил: "Видя такую красоту, не перестаешь удивляться творениям ума, рук и сердца нашего православного народа. И осознаешь, что только глубокая вера и любовь к Богу помогали ему созидать такие святыни, которые остаются в веках".

Спасо - Преображенский Кафедральный собор    Заложен в 1694 г. епископом Питиримом, Тамбовским Чудотворцем, на месте деревянной Преображенской церкви Тамбовской крепости. Строился собор очень долго – почти сто лет, завершены работы были только с помощью зажиточных купцов.   С 1929 по 1992 год функционировал как гражданское здание. Ныне – один из красивейших соборов, главный храм Тамбовщины, в котором трижды совершал богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.   Адрес: г. Тамбов, Соборная площадь, 2.  

Спасо - Преображенский Кафедральный собор

Заложен в 1694 г. епископом Питиримом,

Тамбовским Чудотворцем, на месте

деревянной Преображенской церкви

Тамбовской крепости. Строился собор

очень долго – почти сто лет, завершены

работы были только с помощью зажиточных

купцов.

  С 1929 по 1992 год функционировал

как гражданское здание. Ныне – один

из красивейших соборов, главный храм

Тамбовщины, в котором трижды совершал

богослужения Святейший Патриарх Московский

и всея Руси Алексий II.

 

Адрес: г. Тамбов, Соборная площадь, 2.

 

Казанский богородичный мужской монастырь   Монастырь был основан иеромонахом Иосифом на окраине Тамбова (по мере разрастания города оказался в центре). А с 1758 г. является резиденцией тамбовских епископов. Казанский мужской монастырь – целый комплекс, жемчужиной которого является Собор в честь  Казанской иконы Божией Матери, заложенный в 1791г.  Славный в былые годы своими росписями, храм активно реставрируется и сегодня вновь восхищает своими чудесными фресками.   Адрес: г. Тамбов, улица М. Горького, 3.  

Казанский богородичный мужской монастырь

Монастырь был основан иеромонахом Иосифом

на окраине Тамбова (по мере разрастания города

оказался в центре).

А с 1758 г. является резиденцией тамбовских епископов.

Казанский мужской монастырь – целый комплекс,

жемчужиной которого является Собор в честь

Казанской иконы Божией Матери, заложенный в 1791г.

Славный в былые годы своими росписями,

храм активно реставрируется и сегодня вновь

восхищает своими чудесными фресками.

 

Адрес: г. Тамбов, улица М. Горького, 3.

 

Покровский собор   Впервые деревянный Покровский храм упоминается в 1658 г. Увы, то здание было полностью уничтожено пожаром. На пепелище заложили новую, каменную, церковь, построенную в 1763 г.   Как и многие другие храмы, в начале 20-го века церковь закрыли, однако уже в 1943 г. она была передана верующим и стала кафедральным собором, где люди находили утешение в годы войны. Покровский собор оставался единственным действующим храмом города вплоть до 1988 г.   Адрес: г. Тамбов, Кронштадтская площадь, 2.  

Покровский собор

Впервые деревянный Покровский храм

упоминается в 1658 г. Увы, то здание было

полностью уничтожено пожаром. На пепелище

заложили новую, каменную, церковь,

построенную в 1763 г.

  Как и многие другие храмы, в начале 20-го века

церковь закрыли, однако уже в 1943 г. она была

передана верующим и стала кафедральным собором,

где люди находили утешение в годы войны.

Покровский собор оставался единственным

действующим храмом города вплоть до 1988 г.

 

Адрес: г. Тамбов, Кронштадтская площадь, 2.

 

Вознесенский женский монастырь    Монастырь был основан в 1690 г. самим святителем Питиримом. К началу 20-го века разросся в комплекс из семи корпусов, где в мире и трудах проживало пятьсот человек. Официально монастырь был закрыт в 1918 г., однако вплоть до 1925 года здесь совершались богослужения. Окончательно монастырь ликвидировали только в 1927 г.   В комплекс монастыря входили две церкви, одна из которых – Скорбященская – была передана Тамбовской епархии в 1989 г. В 1997 г. здесь были построены крестильный храм во имя Иоанна Кронштадского, водосвятная часовня,  здание воскресной школы.   Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, д. 37.

Вознесенский женский монастырь

Монастырь был основан в 1690 г. самим

святителем Питиримом. К началу 20-го века

разросся в комплекс из семи корпусов, где в мире

и трудах проживало пятьсот человек.

Официально монастырь был закрыт в 1918 г.,

однако вплоть до 1925 года здесь совершались

богослужения. Окончательно монастырь

ликвидировали только в 1927 г.

  В комплекс монастыря входили две церкви,

одна из которых – Скорбященская – была передана

Тамбовской епархии в 1989 г. В 1997 г. здесь

были построены крестильный храм во имя

Иоанна Кронштадского, водосвятная часовня,

здание воскресной школы.

 

Адрес: г. Тамбов, ул. Московская, д. 37.

Богоявленская церковь Возведенная в 1840 г. на средства, завещанные Субочевым и купцом Гнусовым, эта церковь была одним из самых чудесных храмов Тамбовщины. Трехпрестольная (престолы в честь Богоявления Господня, Святой Троицы и Николая Чудотворца), гармоничная, нарядная, Богоявленская церковь была закрыта в 1936 г. и долгое время использовалась как зернохранилище. С 40-х по 80-е гг. пытались прихожане отстоять и вернуть храм. Но удалось это только в 1989 г., когда церковь, одной из первых в области, была возвращена верующим.   с. Селезни  

Богоявленская церковь

Возведенная в 1840 г. на средства, завещанные

Субочевым и купцом Гнусовым, эта церковь

была одним из самых чудесных храмов Тамбовщины.

Трехпрестольная (престолы в честь Богоявления

Господня,

Святой Троицы и Николая Чудотворца),

гармоничная, нарядная, Богоявленская церковь

была закрыта в 1936 г. и долгое время

использовалась

как зернохранилище. С 40-х по 80-е гг. пытались

прихожане отстоять и вернуть храм. Но удалось

это только

в 1989 г., когда церковь, одной из первых в области,

была возвращена верующим.

 

с. Селезни

 

Никольская церковь    Еще в 1705 году была построена прихожанами деревянная церковь в с.Бокино.   В первый период правления Советской власти в ней находилось зернохранилище. К 1943 г. церковь  стала очень ветхой, но верующие произвели капитальный ремонт и заново открыли храм в 1946 г. Действовал он до 1962 г., когда по решению властей был закрыт.  Здание передали средней школе. Только в 1998 г. начались восстановительные работы. 24 октября 1998 г. церковь была освящена малым чином и в ней начались регулярные богослужения. с. Бокино  

Никольская церковь

Еще в 1705 году была построена прихожанами

деревянная церковь в с.Бокино.

  В первый период правления Советской власти

в ней находилось зернохранилище. К 1943 г. церковь

стала очень ветхой, но верующие произвели

капитальный ремонт и заново открыли храм

в 1946 г. Действовал он до 1962 г., когда

по решению властей был закрыт.

Здание передали средней школе.

Только в 1998 г. начались восстановительные работы.

24 октября 1998 г. церковь была освящена малым

чином и в ней начались регулярные богослужения.

с. Бокино

 

Троицкая церковь  ( Бондарский район)    Первое упоминание о деревянной церкви в с.Бондари относится к 1725 г. Каменную церковь возвели на средства дворянки Татьяны Лион в 1839 г.  Это был на редкость красивый храм, украшенный внутри живописью, дорогим иконостасом, богатой утварью.   Однако история этой нарядной церкви трагична: в 1918 г. весь причт Троицкого храма был расстрелян карательным отрядом красноармейцев. Погибшие почитаются как новомученики. В 1946 г. Троицкая церковь вновь стала действующей.   Адрес: с. Бондари

Троицкая церковь ( Бондарский район)

Первое упоминание о деревянной церкви в с.Бондари относится к 1725 г.

Каменную церковь возвели на средства дворянки Татьяны Лион в 1839 г.

Это был на редкость красивый храм,

украшенный внутри живописью,

дорогим иконостасом, богатой утварью.

  Однако история этой нарядной церкви трагична:

в 1918 г. весь причт Троицкого храма был расстрелян

карательным отрядом красноармейцев.

Погибшие почитаются как новомученики.

В 1946 г. Троицкая церковь вновь стала действующей.

 

Адрес: с. Бондари

Никольская церковь  (Бондарский район)      Эта изящная каменная церковь была построена по проекту инженера-архитектора В.Залесского на средства прихожан в 1879-1887гг. Освятили храм в честь Николая Чудотворца.   Уникальна история Никольской церкви  в 20-м веке. В 1954 г., в связи с недостатком  строительных материалов, облисполком принял решение разобрать церковь, однако за сохранение храма не побоялись выступить местные жители. Были отправлены ходатаи в Москву. 19 мая 1954 г. облисполком запретил разборку храма.   А окончательно спасенная церковь была возвращена верующим в 1991 г.   Адрес: с. Кривополянье  

Никольская церковь (Бондарский район)  

Эта изящная каменная церковь была

построена по проекту инженера-архитектора

В.Залесского на средства прихожан

в 1879-1887гг. Освятили храм в честь

Николая Чудотворца.

  Уникальна история Никольской церкви

в 20-м веке. В 1954 г., в связи с недостатком

строительных материалов, облисполком принял

решение разобрать церковь, однако за сохранение

храма не побоялись выступить местные жители.

Были отправлены ходатаи в Москву. 19 мая 1954 г.

облисполком запретил разборку храма.

  А окончательно спасенная церковь была

возвращена верующим в 1991 г.

 

Адрес: с. Кривополянье

 

Богоявленская церковь  (Гавриловский район)  Эта чудесная деревянная церковь имеет  долгую историю: первый храм был построен  в селе в 1765 г., а современный, трехпрестольный, возвели в 1895 г. В 1962 г. церковь была определена Тамбовским облисполкомом под снос. Не добившись отмены этого решения, верующие начали борьбу за спасение храма, установили круглосуточное дежурство. Когда здание пытались снести, люди ложились под трактора. Под напором верующих власти отступили, здание храма было передано под склад, затем – под клуб. За эти годы храм пришел в упадок. Все, что осталось от церкви (колокольня), было передано епархии в 1989 г. Ныне святыню возродили. Адрес: с. 1-е Пересыпкино

Богоявленская церковь (Гавриловский район)

Эта чудесная деревянная церковь имеет

долгую историю: первый храм был построен

в селе в 1765 г., а современный, трехпрестольный,

возвели в 1895 г.

В 1962 г. церковь была определена Тамбовским

облисполкомом под снос. Не добившись отмены

этого решения, верующие начали борьбу за

спасение храма, установили круглосуточное дежурство.

Когда здание пытались снести, люди

ложились под трактора. Под напором верующих

власти отступили, здание храма было передано

под склад, затем – под клуб.

За эти годы храм пришел в упадок. Все, что осталось

от церкви (колокольня), было передано епархии в 1989 г.

Ныне святыню возродили.

Адрес: с. 1-е Пересыпкино

Иоанно-Предтеченский Трегуляев монастырь, с.Трегуляй    Этот мужской монастырь был основан епископом Питиримом в 1688 г. неподалеку от Тамбова на берегу реки Цны. В 1717 г. он полностью сгорел, но был заново отстроен уже в 1720 г.   К началу ХХ века монастырский комплекс объединял три храма: соборный в честь Рождества Иоанна Предтечи, Введенский и Спаса Нерукотворного. Имелись также два к аменных корпуса и хозяйственные постройки. В это время здесь жило 20 монахов. Уникальный своим чудесным местоположением, монастырь служил летней резиденцией для тамбовских архиереев.   Монастырь был закрыт в 1918 г., а в 1950-е гг. весь комплекс был разрушен.   В 2002 г. на руинах был возведен храм в честь Второго обретения  мощей святителя Питирима Тамбовского и обустроен Питиримовский источник. Ныне храм функционирует как приходской.    

Иоанно-Предтеченский Трегуляев монастырь, с.Трегуляй

Этот мужской монастырь был основан епископом

Питиримом в 1688 г. неподалеку от Тамбова

на берегу реки Цны. В 1717 г. он полностью сгорел,

но был заново отстроен уже в 1720 г.

  К началу ХХ века монастырский комплекс

объединял три храма: соборный в честь

Рождества Иоанна Предтечи, Введенский и

Спаса Нерукотворного. Имелись также два к

аменных корпуса и хозяйственные постройки.

В это время здесь жило 20 монахов.

Уникальный своим чудесным местоположением,

монастырь служил летней резиденцией для

тамбовских архиереев.

  Монастырь был закрыт в 1918 г., а в 1950-е гг.

весь комплекс был разрушен.

  В 2002 г. на руинах был возведен храм в честь

Второго обретения

мощей святителя Питирима Тамбовского и обустроен

Питиримовский источник. Ныне храм функционирует как приходской.

 

 

Покровская церковь  ( Гавриловский район) Первая церковь была построена в селе  еще в 1800 г. Храм сгорел, и уже через год на его месте отстроили новый. Каменную церковь заложили в 1899г. и через 6 лет освятили. Тогда в храме ыло 2 престола: Покрова и святителя Николая. С 1935 по 1999 гг. здание храма использовалось для хозяйственных нужд. Ныне церковь  восстановлена. Её гармоничный облик – главное  украшение села и предмет гордости прихожан. Адрес: с. 2-я Гавриловка

Покровская церковь ( Гавриловский район)

Первая церковь была построена в селе

еще в 1800 г. Храм сгорел, и уже через

год на его месте отстроили новый.

Каменную церковь заложили в 1899г.

и через 6 лет освятили. Тогда в храме

ыло 2 престола: Покрова и святителя Николая.

С 1935 по 1999 гг. здание храма использовалось

для хозяйственных нужд. Ныне церковь

восстановлена. Её гармоничный облик – главное

украшение села и предмет гордости прихожан.

Адрес: с. 2-я Гавриловка

Знаменская церковь  (Гавриловский район)  В 1728 г. в селе появилась первая церковь. В 1883 г. на её месте построили новый, тоже деревянный, трехпрестольный храм. Главный престол был освящен в честь иконы  Божией Матери «Знамение» - отсюда и название храма. Лишь три года был он недействующим – с 1943 по 1946 гг. Ныне за алтарем Знаменской церкви погребен причисленный к лику святых священник Петр Космодемьянский, убитый большевиками в 1918 г. Интересно, что он является дедом  Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских. Адрес: с. Осино-Гай

Знаменская церковь (Гавриловский район)

В 1728 г. в селе появилась первая церковь.

В 1883 г. на её месте построили новый,

тоже деревянный, трехпрестольный храм.

Главный престол был освящен в честь иконы

Божией Матери «Знамение» - отсюда и название храма.

Лишь три года был он недействующим – с 1943 по 1946 гг.

Ныне за алтарем Знаменской церкви погребен

причисленный к лику святых священник

Петр Космодемьянский, убитый большевиками в 1918 г.

Интересно, что он является дедом

Героев Советского Союза Зои и

Александра Космодемьянских.

Адрес: с. Осино-Гай

Церковь в честь Преображения Господня  (Жердевский район) Церковь расположена в бывшем келейном  корпусе Спасо-Преображенского монастыря. Возводили церковь монахи Валаамского монастыря во главе с иеромонахом Константином. Домовый храм монастыря был освящен осенью 1907 г. Монастырь был закрыт и почти полностью разрушен 9 лет спустя. Тамбовкой епархии его передали только в 1991 г., тогда же он был заново освящен в честь Преображения Господня. Адрес: с. Демьян Бедный

Церковь в честь Преображения Господня (Жердевский район)

Церковь расположена в бывшем келейном

корпусе Спасо-Преображенского монастыря.

Возводили церковь монахи Валаамского

монастыря во главе с иеромонахом Константином.

Домовый храм монастыря был освящен осенью 1907 г.

Монастырь был закрыт и почти полностью

разрушен 9 лет спустя. Тамбовкой епархии его

передали только в 1991 г., тогда же он был заново

освящен в честь Преображения Господня.

Адрес: с. Демьян Бедный

Церковь в честь Иоанна Предтечи  (Жердевский район) Нарядная деревянная церковь в честь  св. Иоанна Предтечи построена на  общественные средства в 1867г.  В 30-е гг. ХХ в. была закрыта, однако очень скоро – уже в 1946 г. – вновь стала  действующей, каковой остается и доныне. Адрес: с. Вязовое

Церковь в честь Иоанна Предтечи (Жердевский район)

Нарядная деревянная церковь в честь

св. Иоанна Предтечи построена на

общественные средства в 1867г.

В 30-е гг. ХХ в. была закрыта, однако

очень скоро – уже в 1946 г. – вновь стала

действующей, каковой остается и доныне.

Адрес: с. Вязовое

Михаило-Архангельская церковь  (Жердевский район) Легко возносящаяся ввысь, с ажурной резьбой, деревянная церковь эта была построена жителями села в 1889 г. Её единственный престол освящен в честь Архангела Михаила. В 30-е гг. закрылась на относительно небольшой срок - до 1945 г. Адрес: с. Питим

Михаило-Архангельская церковь (Жердевский район)

Легко возносящаяся ввысь, с ажурной резьбой,

деревянная церковь эта была построена жителями

села в 1889 г. Её единственный престол освящен

в честь Архангела Михаила.

В 30-е гг. закрылась на относительно

небольшой срок - до 1945 г.

Адрес: с. Питим

Казанская церковь  (Инжавинский район)      Первый деревянный храм в селе просуществовал с 1793 по 1871 гг. В июле 1896 г. было принято решение строить Казанский храм. Церковь возводили на истинно народные средства: в течение  пяти лет собирали по рублю с человека и заложили в 1897 г. новый храм.   Закрытый в 30-е гг., он был вновь передан верующим в 1946 г. Представляет собой  легкое благолепное здание, нарядно раскрашенное и убранное.   Адрес: с. Курдюки

Казанская церковь (Инжавинский район)  

Первый деревянный храм в селе

просуществовал с 1793 по 1871 гг.

В июле 1896 г. было принято решение

строить Казанский храм. Церковь возводили

на истинно народные средства: в течение

пяти лет собирали по рублю с человека

и заложили в 1897 г. новый храм.

  Закрытый в 30-е гг., он был вновь передан

верующим в 1946 г. Представляет собой

легкое благолепное здание, нарядно раскрашенное

и убранное.

 

Адрес: с. Курдюки

Михаило-Архангельская церковь (Инжавинский район)

Эта деревянная церковь построена в 1880-1883 гг.

на средства прихожан. Престол один - в честь

архистратига Божия Михаила. Ныне церковь славится как хранилище

чудотворной Карандеевской иконы Божией матери.

  Карандеевская икона Божией Матери прославилась

чудотворениями в XIXв. Епархиальным архиереем был даже

установлен день её чествования - первая пятница

после дня Святой Троицы. Во время закрытия храма в с.Карандеевка

икона была разрублена на части. По преданию, её сохранила

благочестивая христианка, которая услышала плач женщины,

пошла на него и обнаружила осколки образа.

Одну из 3-х частей иконы найти не удалось, и её дописали.

В послевоенные годы началось массовое паломничество

людей к иконе, это тревожило областные власти.

Однако попытки изъять образ у верующих с. Карандеевка

и передать в действующий храм заканчивались неудачей.

Верующие продолжали ходатайствовать о строительстве церкви

в с. Карандеевка. В конце 80-х гг. образ был передан в

Михаило-Архангельский храм с. Терновое Инжавинского района,

где находится в настоящее время.

 

Адрес: с. Терновое

Космодамианская церковь  (Кирсановский район) Один из старейших храмов города, впервые упоминаемый во второй  половине XVIIIв. Церковь не имела  самостоятельного прихода, являлась кладбищенской и приписанной к Успенскому собору.  После закрытия в 1929 г. вновь  была передана верующим в 1944 г. Ныне особо известна как хранящая чтимую икону Скорбящей Божией Матери. Святой образ этот прославился в XIXвеке, и не раз жители города получали благодатную помощь через эту икону. Адрес: г. Кирсанов

Космодамианская церковь (Кирсановский район)

Один из старейших храмов города,

впервые упоминаемый во второй

половине XVIIIв. Церковь не имела

самостоятельного прихода,

являлась кладбищенской и

приписанной к Успенскому собору.

После закрытия в 1929 г. вновь

была передана верующим в 1944 г.

Ныне особо известна как хранящая

чтимую икону Скорбящей Божией Матери.

Святой образ этот прославился в XIXвеке,

и не раз жители города получали

благодатную помощь через эту икону.

Адрес: г. Кирсанов

Церковь в честь иконы Божией Матери

Церковь в честь иконы Божией Матери "Спорительницы хлебов« (Кирсановский район)

Деревянная церковь в честь

Рождества Богородицы была выстроена

на средства прихожан в 1895г.

После 30-х гг. была отдана под Дом культуры.

Новый храм построен в 2004 г. уроженцем села,

префектом Северо-Западного округа г. Москвы

Ю.М.Алпатовым и освящен в честь

иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Адрес: с. Соколово

Успенская церковь  (Мичуринский район) Строительство каменной Успенской церкви было начато игуменом Кириллом в 1670г.  Церковь строилась в Троицком Козловском мужском монастыре. В 1793г. храм подвергся значительной реставрации: крышу покрыли железом, главы позолотили, на втором этаже освятили новый придел. Переустраивали церковь и в 1844 г.  К началу 50-х гг. XXв. от Козловского монастыря остались только угловая башня, фрагмент стены  и Успенская церковь, которая была передана верующим в 1999 г. Адрес: г. Мичуринск

Успенская церковь (Мичуринский район)

Строительство каменной Успенской церкви

было начато игуменом Кириллом в 1670г.

Церковь строилась в Троицком Козловском

мужском монастыре. В 1793г. храм подвергся

значительной реставрации: крышу покрыли

железом, главы позолотили, на втором этаже

освятили новый придел. Переустраивали церковь и в 1844 г.

К началу 50-х гг. XXв. от Козловского монастыря

остались только угловая башня, фрагмент стены

и Успенская церковь, которая была передана

верующим в 1999 г.

Адрес: г. Мичуринск

Боголюбский собор  (Мичуринский район) Построен храм был в память избавления города от эпидемии холеры. Строительство началось в 1849 г., однако затянулось, и освятили церковь только в 1873 г. Проект храма (автор К.А.Тон) стал архитектурным прообразом храма Христа Спасителя в Москве.  Боголюбский собор был закрыт в 1930 г. После войны в здании храма устроили склад соли, которая разъедала кладку. Над церковью нависла угроза гибели. На защиту бесценного украшения  города встали жители – и власти согласились вывезти опасное вещество из церкви. Более того,  тогда же началась реставрация храма.  Однако только в 1990 г. Боголюбскую церковь вернули верующим. Спустя десять лет возле неё  построили колокольню-часовню в честь новомучеников и исповедников российских. Адрес: г. Мичуринск

Боголюбский собор (Мичуринский район)

Построен храм был в память избавления города

от эпидемии холеры. Строительство

началось в 1849 г., однако затянулось,

и освятили церковь только в 1873 г.

Проект храма (автор К.А.Тон) стал архитектурным

прообразом храма Христа Спасителя в Москве.

Боголюбский собор был закрыт в 1930 г.

После войны в здании храма устроили склад соли,

которая разъедала кладку. Над церковью нависла

угроза гибели. На защиту бесценного украшения

города встали жители – и власти согласились вывезти

опасное вещество из церкви. Более того,

тогда же началась реставрация храма.

Однако только в 1990 г. Боголюбскую церковь

вернули верующим. Спустя десять лет возле неё

построили колокольню-часовню в честь

новомучеников и исповедников российских.

Адрес: г. Мичуринск

Ильинская церковь  (Мичуринский район) С давних лет Ильинская церковь стояла на месте древнего Ильинского женского монастыря. Несколько раз её перестраивали, пока в 1875 г. не был построен и освящен  новый каменный храм. Строителем его выступил Иван Давидович Сафонов, храмовые иконы выполнил академик живописи В.В.Шокирев. В 1924 г. храм был внесен в список архитектурных памятников, находящихся под охраной государства. Однако в начале 30-х гг. начали подготовку церкви к её уничтожению… Лишь вмешательство известного реставратора и художниа И.Э.Грабаря помогло спасти святыню от разрушения.  В 1947г. храм вернули верующим. Однако в 1964 г. церковь вновь закрыли. Повторная передача  храма Церкви состоялась в 1992 г.  В 1996 г. рядом с Ильинской церковью построена водосвятная часовня в честь новомучеников и исповедников российских. Адрес: г. Мичуринск

Ильинская церковь (Мичуринский район)

С давних лет Ильинская церковь стояла

на месте древнего Ильинского женского

монастыря. Несколько раз её перестраивали,

пока в 1875 г. не был построен и освящен

новый каменный храм. Строителем его

выступил Иван Давидович Сафонов, храмовые

иконы выполнил академик живописи В.В.Шокирев.

В 1924 г. храм был внесен в список архитектурных

памятников, находящихся под охраной

государства. Однако в начале 30-х гг. начали

подготовку церкви к её уничтожению…

Лишь вмешательство известного реставратора и

художниа И.Э.Грабаря помогло спасти святыню от разрушения.

В 1947г. храм вернули верующим. Однако в 1964 г.

церковь вновь закрыли. Повторная передача

храма Церкви состоялась в 1992 г.

В 1996 г. рядом с Ильинской церковью построена водосвятная часовня в честь новомучеников и исповедников российских.

Адрес: г. Мичуринск

Покровская церковь  (Мичуринский район)  Уже в XVIIIв. появилась первая деревянная церковь в с. Гавриловка. Новая каменная церковь была построена на её месте в период 1899-1912гг. на средства козловского жителя И.А.Павперова. Церковь освящал сам новомученик святитель Кирилл,  бывший тогда епископом Тамбовским и Шацким. Церковь закрывали в 30-е гг. Вновь действует с 1945г. Примечательно, что и в 1961 г. местные власти пытались закрыть храм, но верующим удалось это предотвратить.  Адрес: с. Гавриловка

Покровская церковь (Мичуринский район)

Уже в XVIIIв. появилась первая деревянная

церковь в с. Гавриловка. Новая каменная

церковь была построена на её месте в период 1899-1912гг.

на средства козловского жителя И.А.Павперова.

Церковь освящал сам новомученик святитель Кирилл,

бывший тогда епископом Тамбовским и Шацким.

Церковь закрывали в 30-е гг. Вновь действует с 1945г.

Примечательно, что и в 1961 г. местные власти

пытались закрыть храм, но верующим удалось

это предотвратить.

Адрес: с. Гавриловка

Иоанно-Богословская церковь  (Мичуринский район) 1783 г. стал годом строительства первой церкви в с.Изосимово.  Перестроили её в 1869 г., престол освятили  в честь апостола Иоанна Богослова.  По Иоанно-Богословской церкви никогда не издавалось офицального постановления о закрытии, однако она прекращала действовать в период с 1943 по 1945 гг.  Сегодня – это нарядная и аккуратная церковь, облик которой неотделим от облика всего села. Адрес: с. Изосимово

Иоанно-Богословская церковь (Мичуринский район)

1783 г. стал годом строительства

первой церкви в с.Изосимово.

Перестроили её в 1869 г., престол освятили

в честь апостола Иоанна Богослова.

По Иоанно-Богословской церкви никогда

не издавалось офицального постановления

о закрытии,

однако она прекращала действовать в период

с 1943 по 1945 гг.

Сегодня – это нарядная и аккуратная церковь,

облик которой неотделим от облика всего села.

Адрес: с. Изосимово

Покровская церковь  (Мичуринский район) В 1880 г. на средства прихожан была выстроена в селе каменная церковь с тремя престолами: Покрова Божией матери, святого пророка Илии и Сретения Господня.  Закрыли её в 1936 г., в 1990-е вернули Церкви. Благородных пропорций храм после реставрации вновь стал главным украшением села. Адрес: с. Красивое

Покровская церковь (Мичуринский район)

В 1880 г. на средства прихожан была

выстроена в селе каменная церковь с

тремя престолами: Покрова Божией матери,

святого пророка Илии и Сретения Господня.

Закрыли её в 1936 г., в 1990-е вернули Церкви.

Благородных пропорций храм после реставрации

вновь стал главным украшением села.

Адрес: с. Красивое

Михаило-Архангельская церковь  (Мордовский район) Первая церковь в селе была построена в 30-е гг. XIXвека. А на рубеже XXвека возвели каменный храм с тремя престолами: в честь Архангела Михаила, святых мучеников Фрола  и Лавра и Смоленской иконы Божией Матери.  Главное украшение внутреннего убранства церкви – четырехярусный фарфоровый иконостас,  изготовленный в конце XIXвека на императорском  заводе в Петербурге. Он органично объединяет элементы барокко, классицизма и русского зодчества, создавая уникальное произведение искусства.  В годы Великой Отечественной войны использовался как госпиталь, в 1945г. храм вернули верующим. Адрес: р.п. Мордово

Михаило-Архангельская церковь (Мордовский район)

Первая церковь в селе была построена в 30-е гг. XIXвека. А на рубеже XXвека возвели

каменный храм с тремя престолами: в честь Архангела Михаила, святых мучеников Фрола

и Лавра и Смоленской иконы Божией Матери.

Главное украшение внутреннего убранства

церкви – четырехярусный фарфоровый иконостас,

изготовленный в конце XIXвека на императорском

заводе в Петербурге. Он органично объединяет

элементы барокко, классицизма и русского зодчества,

создавая уникальное произведение искусства.

В годы Великой Отечественной войны

использовался как госпиталь, в 1945г. храм

вернули верующим.

Адрес: р.п. Мордово

Троицкий собор  (Моршанский район) В 1830 г. началась история строительства Троицкого собора. Тогда утвердили проект и начали сбор денег.  При строительстве стали проседать купольные столбы,  работы почти остановили, но местный мастер Степан Люлин предложил оригинальный способ закрепить столбы и своды при помощи металлической обвязки. Собор трехпрестольный и является практически точной копией Преображенского собора в Петербурге. Некоторое время считалось, что его проектировал тот же архитектор В.П.Стасов, но он сам опроверг это в «Записке по строению собора в г.Моршанске». В 30-е гг. ХХ в. храм был закрыт и использовался как склад.  В 1970-80х гг. собор пытались реставрировать как памятник архитектуры, но большая часть работ была уничтожена пожаром. Троицкий собор был возвращен Церкви в 1990 г., регулярные богослужения совершаются здесь с 1998 г., после окончания реставрации. Адрес: г. Моршанск

Троицкий собор (Моршанский район)

В 1830 г. началась история строительства Троицкого собора.

Тогда утвердили проект и начали сбор денег.

При строительстве стали проседать купольные столбы,

работы почти остановили, но местный мастер

Степан Люлин предложил оригинальный способ

закрепить столбы и своды при помощи металлической обвязки.

Собор трехпрестольный и является практически точной копией

Преображенского собора в Петербурге. Некоторое время

считалось, что его проектировал тот же архитектор В.П.Стасов,

но он сам опроверг это в «Записке по строению собора

в г.Моршанске».

В 30-е гг. ХХ в. храм был закрыт и использовался как склад.

В 1970-80х гг. собор пытались реставрировать как памятник

архитектуры, но большая часть работ была уничтожена пожаром.

Троицкий собор был возвращен Церкви в 1990 г.,

регулярные богослужения совершаются здесь с 1998 г.,

после окончания реставрации.

Адрес: г. Моршанск

Никольский храм  (Моршанский район) Первая деревянная церковь была  построена тогда еще в пригородной слободе Моршанска в 1782 г.  В девятнадцатом веке, после пожара, была вновь отстроена на средства прихожан.  Престол был освящен в честь Николая Чудотворца.  Закрыта в 30-е гг. XXвека, вновь действует  с 1944 г. В 1955 г. в храме были устроены приделы Казанской Божией Матери и апостолов Петра и Павла. До начала функционирования Троицкого собора оставался единственной действующей церковью в городе. Адрес: г. Моршанск

Никольский храм (Моршанский район)

Первая деревянная церковь была

построена тогда еще в пригородной

слободе Моршанска в 1782 г.

В девятнадцатом веке, после пожара,

была вновь отстроена на средства прихожан.

Престол был освящен в честь Николая Чудотворца.

Закрыта в 30-е гг. XXвека, вновь действует

с 1944 г. В 1955 г. в храме были устроены

приделы Казанской Божией Матери

и апостолов Петра и Павла. До начала

функционирования Троицкого собора

оставался единственной действующей церковью

в городе.

Адрес: г. Моршанск

Ильинская церковь  (Моршанский район) Алгасовский приход сегодня является самым древним в епархии. Первые дошедшие до нас упоминания о церкви в этом селе относятся к 1656 г. При посещении села в 1857 г. Епископ Макарий обнаружил, что ильинская церковь слишком ветха и представляет опасность для молящихся. В начале 60-х гг. того же века церковь была обновлена, но в 1865 г. полностью сгорела во время пожара. Правда, новую каменную церковь сумели отстроить  очень быстро: уже к 1870 г. Храм был закрыт райисполкомом в 1937 г. Вернули церковь верующим толко в 1990 г.  История Ильинской церкви чрезвычайно богата:  в ней хранилась чудотворная икона Казанской Божией Матери, а также чтимая икона Божией Матери Тихвинской древнего письма. Они прославились чудесами и  исцелениями, нисходившими на обращавшихся к ним с верой. К сожалению, сегодня ни одна из этих икон не сохранилась. Адрес: с. Алгасово

Ильинская церковь (Моршанский район)

Алгасовский приход сегодня является самым древним в епархии. Первые дошедшие до нас

упоминания о церкви в этом селе относятся к 1656 г. При посещении села в 1857 г. Епископ

Макарий обнаружил, что ильинская церковь слишком ветха и представляет опасность для

молящихся. В начале 60-х гг. того же века церковь была обновлена, но в 1865 г. полностью

сгорела во время пожара.

Правда, новую каменную церковь сумели отстроить

очень быстро: уже к 1870 г.

Храм был закрыт райисполкомом в 1937 г.

Вернули церковь верующим толко в 1990 г.

История Ильинской церкви чрезвычайно богата:

в ней хранилась чудотворная икона Казанской

Божией Матери,

а также чтимая икона Божией Матери Тихвинской

древнего письма. Они прославились чудесами и

исцелениями,

нисходившими на обращавшихся к ним с верой.

К сожалению, сегодня ни одна из этих икон

не сохранилась.

Адрес: с. Алгасово

Благовещенская церковь  (Моршанский район) Эта на редкость нарядная церковь была возведена на средства графа И.И. Воронцова-Дашкова в 1886-1889 гг.  Храм строился в русском стиле московского периода В церкви органично сочетаются деревянное зодчество и отделка простым или лекальным кирпичом, изготовленным по древним образцам. Примечательно, что строительство вели местные моршанские каменщики. Из украшений только изразцовый иконостас изготовили в Санкт-Петербурге. Освятили храм в 1890 г.  В церкви хранят напрестольное Евангелие, подаренное Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым, и икону Воскресения Христова, «сооруженную в память гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова». Храм бездействовал лишь 11 лет – в период с 1936 по 1954 гг. До сих пор Благовещенская церковь является действующей. Адрес: с. Новотомниково

Благовещенская церковь (Моршанский район)

Эта на редкость нарядная церковь была возведена

на средства графа И.И. Воронцова-Дашкова в 1886-1889 гг.

Храм строился в русском стиле московского периода

В церкви органично сочетаются деревянное зодчество

и отделка простым или лекальным кирпичом,

изготовленным по древним образцам. Примечательно,

что строительство вели местные моршанские каменщики.

Из украшений только изразцовый иконостас

изготовили в Санкт-Петербурге. Освятили храм в 1890 г.

В церкви хранят напрестольное Евангелие,

подаренное Илларионом Ивановичем Воронцовым-Дашковым,

и икону Воскресения Христова, «сооруженную

в память гардемарина Романа Илларионовича Воронцова-Дашкова».

Храм бездействовал лишь 11 лет – в период с 1936 по 1954 гг.

До сих пор Благовещенская церковь является действующей.

Адрес: с. Новотомниково

Покровская церковь  (Мучкапский район) В начале XXвека выстроили в с.Мучкап каменную церковь с 2-мя престолами: Покрова Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского.  Церковь являлась приписной к Крестовоздвижденскому храму. Была утрачена в 1930-е гг. Закладной камень в основание нового Покровского храма освятил 1 сентября 1991 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.  Строительство завершили в 2004 г., и освящен храм был епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием. Адрес: р.п. Мучкапский

Покровская церковь (Мучкапский район)

В начале XXвека выстроили в с.Мучкап каменную церковь с 2-мя престолами:

Покрова Пресвятой Богородицы и святого Александра Невского.

Церковь являлась приписной к Крестовоздвижденскому храму.

Была утрачена в 1930-е гг.

Закладной камень в основание нового

Покровского храма освятил 1 сентября 1991 г.

архиепископ Тамбовский и Мичуринский Евгений.

Строительство завершили в 2004 г., и

освящен храм был епископом Тамбовским

и Мичуринским Феодосием.

Адрес: р.п. Мучкапский

Крестовоздвиженская церковь  (Мучкапский район) В 1813 г. в селе Мучкап возвели теплую каменную церковь. Престолы освятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста и Николая Чудотворца. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен.  Позже на его месте построили кинотеатр. В 1990-е гг. это здание было передано Церкви  и переоборудовано под храм, который решили освятить в память о старой Крестовоздвиженской церкви. Адрес: р.п. Мучкапский

Крестовоздвиженская церковь (Мучкапский район)

В 1813 г. в селе Мучкап возвели теплую каменную церковь.

Престолы освятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста и Николая

Чудотворца. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен.

Позже на его месте построили кинотеатр.

В 1990-е гг. это здание было передано Церкви

и переоборудовано под храм, который

решили освятить в память

о старой Крестовоздвиженской церкви.

Адрес: р.п. Мучкапский

Покровская церковь  (Рассказовский район)  Впервые церковь эта упоминается в 1768 г. и до 1844 г. остается однопрестольной (в честь Покрова Пресвятой Богородицы). В 1887 г. храм, уже перестроенный на средства горожан, имел два престола: в честь Покрова и в честь Святой Троицы.  Церковь закрыли в конце тридцатых,  но уже в 1944 г., одну из первых в области, вновь открыли. Адрес: с. Нижнеспасское

Покровская церковь (Рассказовский район)

Впервые церковь эта упоминается в 1768 г. и до 1844 г. остается

однопрестольной (в честь Покрова Пресвятой Богородицы).

В 1887 г. храм, уже перестроенный

на средства горожан, имел два престола:

в честь Покрова и в честь Святой Троицы.

Церковь закрыли в конце тридцатых,

но уже в 1944 г., одну из первых

в области, вновь открыли.

Адрес: с. Нижнеспасское

Христорождественская церковь  (Рассказовский район) Приход в селе появился в 1810 г. Но лишь в 1891 г. на средства прихожан выстроили деревянную церковь, главный престол которой был освящен в честь Рождества Христова, а придельный – в честь архистратига Божия Михаила. После закрытия в 30-е гг. ХХ в., по массовым ходатайствам верующих, начала действовать уже  в 1946 г. Адрес: с. Рождественское

Христорождественская церковь (Рассказовский район)

Приход в селе появился в 1810 г.

Но лишь в 1891 г. на средства прихожан

выстроили деревянную церковь,

главный престол которой

был освящен в честь Рождества Христова,

а придельный – в честь архистратига

Божия Михаила. После закрытия

в 30-е гг. ХХ в., по массовым ходатайствам

верующих, начала действовать уже

в 1946 г.

Адрес: с. Рождественское

Иоанно-Богословская церковь  (Рассказовский район) Эта чудесная каменная церковь была построена еще в 1879 г. и имела 3 престола: в честь святого апостола Иоанна Богослова, Казанской иконы Божией Матери и святого князя Александра Невского. Церковь была закрыта в 1937 г. А в 1945 г. в храме вновь начались богослужения. Адрес: г. Рассказово

Иоанно-Богословская церковь (Рассказовский район)

Эта чудесная каменная церковь была построена еще в 1879 г. и имела

3 престола: в честь святого апостола Иоанна Богослова,

Казанской иконы Божией Матери и

святого князя Александра Невского.

Церковь была закрыта в 1937 г. А в 1945 г.

в храме вновь начались богослужения.

Адрес: г. Рассказово

Мамонтова Свято - Никольская Пустынь  (Сосновский район)  Недалеко от села Отъяссы Сосновского района расположена знаменитая Мамонтова пустынь – памятник православной культуры, объект паломнического туризма.  В 1764 году пустынь упразднили, но все ее постройки в течение длительного времени оставались монастырскими. Новый Николаевский храм был возведен в 1768-1775 годах по указу епископа Феодосия (Голосницкого). Церковь расположилась на невысоком пригорке рядом с озером Глубокое, неподалеку от старого, уже ветхого к тому времени, храма. В 1865 году к ней пристроили Покровскую церковь и ризницу. Иконостасы храма, с витыми колоннами, покрывала щедрая позолота.

Мамонтова Свято - Никольская Пустынь (Сосновский район)

Недалеко от села Отъяссы Сосновского района расположена знаменитая Мамонтова

пустынь – памятник православной культуры, объект паломнического туризма.

В 1764 году пустынь упразднили, но все ее постройки в течение длительного времени

оставались монастырскими. Новый Николаевский храм был возведен в 1768-1775 годах по

указу епископа Феодосия (Голосницкого). Церковь расположилась на невысоком пригорке

рядом с озером Глубокое, неподалеку от старого, уже ветхого к тому времени, храма. В

1865 году к ней пристроили Покровскую церковь и ризницу. Иконостасы храма, с витыми

колоннами, покрывала щедрая позолота.

Святой источник Тамбова В Тамбове восстановлена часовня над источником Святого Питирима, впервые возведенная около века назад  на личные средства императрицы Марии Федоровны, но уничтоженная  в советский период.  Торжественное открытие и освящение часовни приурочили к празднованию 325-летия Тамбовской епархии. Реконструкция часовни произошла в рекордно короткие сроки: началась в июне 2007 года, а уже 12 августа часовня открылась. Утраченные литые конструкции  воссоздались с максимальным учетом всех сохранившихся сведений об архитектурно-художественном облике разрушенной часовни Часовня расположилась на прежнем месте - в парковой зоне Тамбова между каналом Цны и Спасо-Преображенским собором.

Святой источник Тамбова

В Тамбове восстановлена часовня

над источником Святого Питирима,

впервые возведенная около века назад

на личные средства императрицы

Марии Федоровны, но уничтоженная

в советский период.

Торжественное открытие и освящение

часовни приурочили к празднованию 325-летия

Тамбовской епархии. Реконструкция часовни

произошла в рекордно короткие сроки:

началась в июне 2007 года, а уже 12 августа

часовня открылась. Утраченные литые конструкции

воссоздались с максимальным учетом всех

сохранившихся сведений об архитектурно-художественном

облике разрушенной часовни Часовня расположилась

на прежнем месте - в парковой зоне Тамбова между

каналом Цны и Спасо-Преображенским собором.

Святой источник  (Жердевский р-н, с. Михайловка)  Увлекательна история появления этого источника.  В начале девятнадцатого века помещик Михайлов во время строительства сахарного завода велел выкопать колодец. При этом рабочим мешал огромный валун. Но едва они сдвинули его, как из-под камня забил фонтан воды, чистой и вкусной. Купание под чудесной водой и её питье излечивали от многих болезней. Так, у одного из рабочих сразу перестали болеть ноги, а у другого прошла ангина. Люди рассказали об этом местному священнику.  Впоследствии эти случаи чудесного исцеления послужили одним из поводов для строительства здесь в 1866 году фельдшерско-акушерского пункта,  а в 1891 году и земской больницы. При этом вода родника  использовалась на медицинские нужды.  В настоящее время местная Шпикуловская больница использует воду источника для приготовления дезрастворов, а также для питья больных. Вода в источнике мягкая, чистая, абсолютно прозрачная, с привкусом йода.

Святой источник (Жердевский р-н, с. Михайловка)

Увлекательна история появления этого источника.

В начале девятнадцатого века помещик Михайлов во время строительства

сахарного завода велел выкопать колодец.

При этом рабочим мешал огромный валун.

Но едва они сдвинули его, как из-под камня

забил фонтан воды, чистой и вкусной.

Купание под чудесной водой и её питье

излечивали от многих болезней. Так, у одного

из рабочих сразу перестали болеть ноги, а у другого

прошла ангина.

Люди рассказали об этом местному священнику.

Впоследствии эти случаи чудесного исцеления

послужили одним из поводов для строительства здесь

в 1866 году фельдшерско-акушерского пункта,

а в 1891 году и земской больницы. При этом

вода родника

использовалась на медицинские нужды.

В настоящее время местная Шпикуловская больница

использует воду источника для приготовления дезрастворов,

а также для питья больных. Вода в источнике мягкая,

чистая, абсолютно прозрачная, с привкусом йода.

Святой источник  ( Кирсановский р-н, с. Ковыловка)  Недалеко от с. Ковылка, в овраге Долгое находится источник

Святой источник ( Кирсановский р-н, с. Ковыловка)

Недалеко от с. Ковылка, в овраге Долгое находится источник "Вознесенский".

Раньше (в 30-е годы) здесь имелась часовня,

а сам источник был обложен срубом. Источник привлекал

множество паломников, особенно под отдание Пасхи.

У родника проходили большие службы.

Во время войны источник разрушили и завалили,

но он пробивался вновь, просачивался сквозь камни.

После этого его расчистили, но не благоустроили.

Лишь в 1994 году приехавший в село прораб АО "Ковыльское"

В.К. Сухоруков сделал сруб, стол и скамейки.

А старец Рассказовской церкви сделал над родником купол,

под которым сейчас ставят свечи.

Сегодня источник "Вознесенский" очень популярен.

На религиозные праздники около него собирается много людей.

Вглядываясь в источник, люди иногда видят

как бы лежащие там иконы или храмы.

Воде источника приписываются целебные свойства.

Родник Илии Пророка  На территории села Иловай-Дмитриевское расположен родник Илии Пророка.  По преданию, случилась однажды гроза, и Илия Пророк послал молнию, которая ударила  в землю, где в тот же миг забил родник.  Настоятель храма Димитрия Солунского  Александр Пронин рассказывает, что с 1991 года местные жители в день памяти Ильи Пророка  совершают крестный ход к святому источнику, где совершается молебен. Настоятель храма явился и организатором благоустройства родника.  Его стараниями при помощи прихожан была  построена часовня. Через реку вместо старого моста построили новый. У источника установили Крест.  Облагородили и сам источник.  Вода здесь вкусна и чиста. Даже при кипячении от неё не остается осадок на дне чайника. При длительном хранении  не теряет она вкусовых качеств, ведь недаром сюда приезжают люди и из других населенных пунктов!

Родник Илии Пророка

На территории села Иловай-Дмитриевское расположен родник Илии Пророка.

По преданию, случилась однажды гроза,

и Илия Пророк послал молнию, которая ударила

в землю, где в тот же миг забил родник.

Настоятель храма Димитрия Солунского

Александр Пронин рассказывает, что с 1991 года

местные жители в день памяти Ильи Пророка

совершают крестный ход к святому источнику,

где совершается молебен. Настоятель храма явился и

организатором благоустройства родника.

Его стараниями при помощи прихожан была

построена часовня. Через реку вместо старого

моста построили новый. У источника установили Крест.

Облагородили и сам источник.

Вода здесь вкусна и чиста. Даже при кипячении от неё

не остается осадок на дне чайника. При длительном хранении

не теряет она вкусовых качеств, ведь недаром сюда приезжают

люди и из других населенных пунктов!

Святой источник села Павловка

Из воспоминаний и рассказов местных жителей следует, что первоначально святой источник

располагался выше, но его часто заливал во время половодья пруд. Рядом с источником

была построена маленькая деревянная часовенка. Бывало, сюда приходили просить дождя во время

долгой засухи. В советские годы часовня была разрушена, а родник

завален землей. Но спустя время из-под земли вновь

забил ключ, и жители Павловки и окрестных деревень

потянулись за живительной влагой. Верить или не верить

в святость природного дара - личное дело каждого.

Но сюда постоянно приходят и приезжают люди.

Благоустроен источник по инициативе самих

павловцев и при поддержке Ленинского сельсовета.

Над ключом установили колодец с крышкой, прикрепили

ведро и кружку, а вокруг посадили березки.. К колодцу

ведут ступеньки, а для усталых путников установлена

деревянная скамеечка. Как и подобает святому месту,

здесь имеется киот с иконами.

Мягкая, прозрачная, вода из источника совсем

не похожа на водопроводную. Говорят, в ней содержится много серебра. В этом, наверное, и кроется секрет целебных свойств и возможности долго хранить эту воду в домашних условиях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Святые места Тамбовской земли.

Автор: Ерофеева Светлана Викторовна

Дата: 13.06.2017

Номер свидетельства: 421521


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1680 руб.
2400 руб.
1570 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства