"Современный учебно-воспитательный процесс:? теория и практика"?
"Современный учебно-воспитательный процесс:? теория и практика"?
Традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.
Ясно, что системно это совершенно другой образовательный подход, оптимизирующий содержание универсальных и практических знаний в составе программы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Современный учебно-воспитательный процесс:? теория и практика"?»
"Современныйучебно-воспитательный процесс:теория и практика"
Автор: Дадов З.А.
МБОУ СОШ№2 с. Кизляр
2015г.
«Учитель в учебно-воспитательном процессе»
Теория и практика образования находятся сегодня на изломе между пониманием образования как «передачи опыта» и образовательной парадигмой «выращивания личности». Можно констатировать, что с одной стороны, личностно-ориентированная парадигма образования существует, а с другой стороны - отсутствует ее полноценная реализация - как в области проектирования образования, так и в школьной практике.
Традиционные способы образования устарели и будущее за инновационными методами передачи знаний. Анализ изменений, происходящих в нашем обществе, состояние сферы образования позволяет говорить о наличии нового социального заказа общества к образованию, а также о новом или обновленном содержании образования.
Ясно, что системно это совершенно другой образовательный подход, оптимизирующий содержание универсальных и практических знаний в составе программы обучения.
Актуальность данной темы связана с изменяющейся ролью учителя в современной школе. Учитель - это духовно развитая, творческая личность, обладающая способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому. Учитель должен ясно понимать самоценность образования, быть «человеком в культуре», прекрасно знать собственный предмет, педагогику и психологию, использовать личностно-ориентированные педагогические методы и обладать мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.
Учитель-профессионал должен не только в совершенстве владеть своим предметом, но и видеть место каждого участника в педагогическом процессе, уметь организовать деятельность учащихся, предвидеть ее результаты, корректировать возможные отклонения, то есть должен быть компетентной личностью.
Компетентность педагога зависит от уровня сформированности трех групп компетенций, которыми должен владеть учитель:
Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью. Идейно-нравственная позиция педагога должна отражаться на методике его воспитательной работы, требующей наличия определенных профессиональных качеств личности, отвечающих целям его деятельности, и иного взгляда на ученика, характерного для современного этапа развития школы - школьник из объекта воздействия должен стать субъектом деятельности.
Профессиональная подготовка учителя включает в себя как общее, характерное для всех педагогов (независимо от профиля), так и частное, отражающее особенности деятельности предметника, а также формирование определенных качеств личности, обеспечивающих эффективность его деятельности в определенной области. Эти качества личности являются профессионально-значимыми и формируются в процессе деятельности учителя.
Профессиональная деятельность учителя связана с конкретной предметной областью - педагогической реальностью.
Творческая направленность педагогической деятельности современного учителя предусматривает:
1) объективную оценку своих возможностей, знание своих слабых и сильных, значимых для данной профессии качеств (эмоциональные проявления, коммуникативные, дидактические способности и т.д.);
2) овладение общей культурой интеллектуальной деятельности, культурой педагогического поведения, общения;
3) умение ориентироваться в происходящих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства
Гуманизация образования предполагает формирование у учителя установки на уникальность человека; ориентацию на реальные потребности учащихся, отражение более глубоких связей между наукой, культурой, обществом и человеком; интеграцию воспитательных и образовательных задач, позволяющую сблизить мир объективных знаний с миром человека.
Исходя из этого, каждый учитель должен понимать, что цель образования - помощь ученику в стремлении стать умелым, независимым исследователем, способным к обучению на протяжении всей жизни.
Функция учителя - способствовать процессу открытий и выбора.
Ценностью является развитие индивидуальной креативности во всех сферах жизни.
Обучение должно фокусировать внимание на развитии умений общаться, включая умение говорить и умение слушать, творческое мышление, умение работать в группе, признавая ценность индивидуальных различий.
Гуманизация преподавания должна выражаться в процессе обсуждения, где принимается любая точка зрения. Главное - чтобы она была высказана.
На удачные ответы важно реагировать эмоциональной поддержкой и откровенной похвалой. Две взаимосвязанных вещи, такие, как одобрение учителя и удовлетворение от успешного обучения, являются для ученика ориентирами правильного продвижения.
В психологии обучения установлено, что поощряемые ученики достигают значительно больших успехов по сравнению с теми, кто никак не поощрялся и, напротив, у учеников, испытавших неудачу в обучении, снижается мотивация учения. Даже простое сообщение о неудаче, хотя объективно ученик все сделал правильно, влияет на успешность его учения. Неудача или вера в то, что он не справился с заданием, влияет на представление ученика о самом себе, обнаруживая тот феномен, что и на последующую мотивацию влияет не только сам факт успеха или неуспеха, но и восприятие учениками результатов своего учения.
Учитель должен постоянно помнить о важности положительных эмоций для эффективного обучения и воспитания. Одновременно он, благодаря подкрепительному действию успеха, начинает действовать с большей уверенностью. Обратная связь позволяет учащемуся узнать о результатах своих действий, понять свою проблему и лучше справиться с ней в следующий раз, а также подойти ближе в своем последующем действии к правильному поведению. Сообщение учителя, что деятельность, осуществляемая классом, или конкретный ответ правильны, не только увеличивает вероятность их повторения, но и формирует у учащихся способность анализировать и рефлексировать психологическую реальность.
Функции учителя в учебно-воспитательном процессе можно свести к следующему: 1) эмоциональная поддержка, 2) исследовательская, 3) фасилитаторская, 4) экспертная.
1. Осуществление учителем функции эмоциональной поддержки предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умением соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство». Учитель должен быть заинтересован, озабочен интересами ученика.
В проявлении уважения к ученику стиль преподавания должен соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ученика. Когда учитель проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать себя более свободно, осознать свою ценность как индивидуальности. Невозможно, чтобы учитель проявлял неуважение (или отрицательное отношение) к ребенку, демонстрировал, что чувства и переживания учеников недостойны его внимания или что он считает их неспособными к конструктивной деятельности.
2. Исследовательская функция учителя имеет три аспекта реализации его исследовательской активности.
Первый аспект связан с тем, что в компетенцию учителя входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в учебно-воспитательном процессе.
Второй аспект определяется использованием психодиагностических методов и процедур.
Третий аспект исследовательской функции состоит в осуществлении учителем в учебном процессе развивающих «технологий» личностного роста.
3. Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate - облегчать, помогать, способствовать) пришли в педагогику из гуманистической психологии. Появление этих понятий в педагогике было связано с переходом американской школы к новой парадигме обучения, в которой главная задача школы определялась как подготовка ребенка к творческому участию в жизни. В новой парадигме обучения учитель должен уже не столько передавать знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного их открытия и обнаружения. Таким образом, учитель-фасилитатор - это учитель, способствующий ученику в усвоении и освоении нового.
4. Учитель должен быть экспертом в педагогических проблемах. Экспертная (консультативная) функция учителя вырастает из потребности учащегося в учителе, обладающем глубокими, системными знаниями, разносторонними практическими навыками и умениями. Такой учитель, увлеченный той или иной сферой познания или практической деятельности, способен вовлечь подростка в экспертную сферу своих интересов
Для современной школы необходим учитель, имеющий собственные идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, обладающий высоким интеллектуальным потенциалом и научной компетенцией. Педагог должен иметь хорошую методическую подготовку, владеть различными методами организации познавательной деятельности учащихся на уроке, проводить вместе с ними поисково-исследовательскую работу, укрепляющую их интерес к учебному предмету. Учитель в современной школе - это организатор учебной, поисковой работы, наставник и консультант.
Список литературы
Андреева Г.А. Инновационные процессы в содержании педагогического образования в Англии. // Педагогика. 2003. №6. С. 97-102.
Беляков Е.М., Воскресенская Н.М. Проектная деятельность в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 3-13.
Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М., 2000.
Дахин А. Российское образование: модернизация или развитие? // Народное образование. 2003. №2. С.113-115.
Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М., 2005.
Крылова Н. Проектная деятельность школьника и педагога.// Народное образование. 2005. №7. С. 103 – 112.
Куриленко Л.В. Инновационное обучение как условие индивидуально-личностного развития школьников. // Педагогика. 1999. №3. С.3-11.
Мачехина О.Н. Ролево-игровое проектирование в свете компетентностного подхода в образовании. // Преподавание истории в школе. 2007. №5. С. 13-17.
Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование. 2004. №2. С. 146-149.
Сумнительный К. Инновации в образовании: мифы и реальность. // Народное образование. 2007. №4. С.89-100.
Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. 2003. №2. С. 58 – 64.