«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
(Конвенция прав ребенка через призму сказок)
Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
МАОУ СОШ №45 Калининград
Цель
1. Формирование правовой культуры учащихся.
2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка через доступные детям средства (сказки).
3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
5. Формировать положительное отношение к правам других.
Задачи:
• познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка;
• на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека;
• помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о Конвенции прав ребёнка. С начала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая детей спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.
Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому воображению присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Маленький мальчик (или девочка) смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь через тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.
Однако мир сказки обеспечивает не только реализацию неудовлетворенных желаний. Решающую роль играет здесь мотив достижения равенства или, пользуясь психологической терминологией, мотив компенсации. У детей из-за их социально зависимого положения часто бывают всякого рода огорчения, терпят крах их стремления, намерения, поступки, что обычно компенсируется в мечтах, в воображении.
Сказка создает прекрасную основу для этой компенсационной потребности, приводя все непременно к счастливому концу. Воображаемый, фантастический мир в основе своей оказывается отображением реального мира в главных его основах. Сказочная, непривычная картина жизни дает малышу возможность сравнить ее с реальностью, с окружением, в котором существуют он сам, его семья, близкие ему люди. Это необходимо для развивающегося мышления, так как оно стимулируется тем, что человек сравнивает и сомневается, проверяет и убеждается.
Сказка не оставляет ребенка равнодушным наблюдателем, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказка приучает его к мысли, что зло в любом случае должно быть наказано.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Детей буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.
Читайте сказки и в них вы найдете полезные советы, в том числе, о том, как защитить свои права.
В человеческом обществе всегда существовали законы (писаные и неписаные), по которым люди жили, общались, трудились. В каждом законе определялись основные права и обязанности людей. Однако, не все люди соблюдали законы. Нежелание жить по воле государства порождало распри и войны.
Человечество всегда мечтало покончить с войнами, которые несут людям смерть и разрушения. Вот почему еще в годы 2-ой мировой войны СССР, США, Великобритания и Китай выразили намерение создать международную организацию для предотвращения таких ужасных событий в будущем, для поддержания мира и безопасности, укрепления мирного сотрудничества между государствами. Она была создана 24 октября 1945 года. На основе добровольного соглашения суверенных государств был подписан Устав Организации Объединенных Наций (ООН).
Приоритетное значение в деятельности ООН имеет работа по реализации и защите прав и свобод человека. В 1948 году Генеральная ассамблея ООН приняла документ международного значения - Всеобщую Декларацию прав человека,
Всеобщая Декларация является главным международным документом, провозглашающим неотъемлемость и неприкосновенность прав всех членов человеческого сообщества. В 30-ти статьях Декларации в определенном порядке перечисляются основные права - гражданские, политические, экономические, социальные, культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире.
В первых двух статьях Декларации подчеркивается, что все люди, без какого-либо различия, рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, и излагаются основные принципы равенства в пользовании правами человека и основными свободами.
Следующие 19 статей освещают гражданские и политические права, которыми обладает каждый человек. Последующие семь статей (с 22 по 28) об экономических, социальных и культурных правах.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». Она была принята на генеральной Ассамблее ООН 20 ноября 1989 года. В том же году ее подписала наша страна.
Этот документ должны знать все дети мира.
Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка» 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна.
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)
Повторяем, когда был принят этот документ?
Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция прав ребенка – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня остановимся на основных его положениях.
Я думаю, что вы уже не первый раз слышите об этих правах, сегодня мы рассмотрим их на примерах. Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественные произведения, с которыми вы хорошо знакомы: это сказки. С тем, как могут нарушаться эти права, мы можем наблюдать, вспомнив некоторых сказочных героев.
Рассмотрим первое право «ПРАВО НА ЖИЗНЬ».
Об этом праве говорится в ст.6 Конвенции: Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
- Что это значит?
- Вспомните сказку, где это право нарушается?
Морозко», «Колобок»
Каким образом в этих сказках было нарушено право на жизнь?
Второе право, которое мы сегодня рассмотрим, «ПРАВО НА СВОБОДУ ЛИЧНОСТИ И НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ». Что подразумевает это право?
Это право оговорено в статьях 16 и 37 Конвенции. Оно гласит Право на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на честь и репутацию, право на недопущение лишения свободы незаконным или произвольным образом.
Давайте заглянем в нашу таблицу. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
(слайд № 8)
«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»
Следующее право:
«ПРАВО НА ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО»
Это право оговорено в ст. 19, 33 и 34 Конвенции. Гласит оно следующее: Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического и психологического насилия, грубого обращения и эксплуатации, от пыток и жестокости, унижающих достоинство.
- Что вы понимаете под нарушением этого права?
Обратимся к таблице сказок:
«Золушка», «Волк и лиса»
«ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ»
В статьях 28, 29 Конвенции говорится о праве ребенка на образование. И обязывает Государство сделать всё необходимое, чтобы это право реализовалось, чтобы развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка было доступным.
- Как вы считаете, что значит нарушать право на образование?
- В каких сказках мы встречаем пример нарушения этого права?
«Приключения Буратино»
В чем это нарушение?
А теперь давайте повторим, что мы с вами узнали на нашем классном часе:
Подлинник настоящей Конвенции, английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский тексты находятся на хранении у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. А кто сейчас является главой ООН? Пан Ги МУН.
Наше государство провозглашает равенство всех людей перед законом. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов.
В данном проекте я поставил перед собой цель ознакомить детей с их правами, правовыми нормами общения, защитой прав на основе анализа сказочных персонажей, сформировать ценностное отношение к нормам жизни, правилам поведения, а также вызвать интерес у учащихся к изучению законов по правам несовершеннолетних.
Посредством изучения истории создания основного закона о правах ребенка, основных положений Концепции через призму сказок и ее героев, ролевых игр, викторин, правовых уроков, наглядных пособий эта цель была достигнута.
Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной, было больше радости в их жизни, потому что дети – это будущее города, страны, мира.
Дети имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём. Ни один ребёнок не может быть объектом произвола и должен постоять за себя. Дети имеют на это ПРАВА.
Конвенция предоставляет ребенку большие права. Но человек должен не только пользоваться правами, но и с достоинством нести обязанности. Конвенция – не волшебная палочка, а посох, на который в трудную минуту можно опереться в пути. Этот посох тяжел. И держать его надо крепко и мужественно и не роптать на тяжесть.
В Библии есть сказание о том, как на посохе вдруг раскрылись почки, появились цветы, а затем плоды миндаля.
Кажется, все люди мира вложили в Конвенцию свою доброту, мудрость и любовь к детям, что превращает ее в великую книгу жизни.
Есть в мире много прав,
Простых и очень сложных.
А есть права ребенка -
Без них нам невозможно.
Имеет право карапуз
На чистый, светлый дом,
Чтоб взрослые в его семье
Заботились о нем.
Ну, а когда придет пора
За парту в школе сесть,
Права учиться, познавать –
Такие тоже есть!
Так, может быть, все взрослые
Не станут допускать,
Чтоб о правах своих детей
Мог кто-то забывать!