kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность выпускников к сдаче   ГИА понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.  Слайд 2
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА могут быть выделены следующие составляющие: 1) информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);
2)  предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
3) психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
По мнению А.В. Запорожец, для общей характеристики готовности имеет значение совокупность сформированных качеств «психологическую готовность нельзя свести к наличию у ребенка каких-либо отдельных свойств и умений. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной сферы, степени сформированности механизмов речевой регуляции действий и т.д.»
Показателем готовности может быть: обучаемость как общая «восприимчивость к знаниям» (Б.Г. Ананьев), «восприимчивость к усвоению знаний и способов мыслительной деятельности» (Н.А. Менчинская), «общий темп продвижения учащихся» (З.И. Калмыкова), «способность ребенка к переносу усвоенного способа, действия на самостоятельное выполнение аналогичного задания» (Л.С. Выготский).
Личностную готовность связывают со сменой ведущего типа деятельности. Смена ведущего типа деятельности приводит к переходу на новый уровень самосознания, к становлению внутренней позиции учащегося, что является, по мнению Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и других ученых, одной из основных составляющих личностной готовности к обучению.
Эмоционально-волевая готовность к экзамену включает наличие уверенности учащегося в том, что он справится с заданием; умения управлять своим состоянием, т.е. владеть собой; умения концентрироваться на выполнении задания, не отвлекаясь и т. д.
Коммуникативная готовность включает в себя такие показатели как организованность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность в принятии решения.
Под готовностью к планированию можно понимать достижение человеком такого уровня развития, при котором он способен планировать собственную деятельность с учетом состояния здоровья, своих возможностей, способностей, уровня подготовленности (ЗУН, опыт) в соответствии с возрастом.
По мнению В. Шадрикова, «ни один экзамен не выявляет способности человека. Единственное, что мы определяем, это уровень академической подготовки человека (знание и умение)».
Участниками итоговой аттестации необходимо считать всех, кто включен в разработку, проведение и участие в экзамене (от муниципальных отделов образования до родителей учащихся).
Восприятие экзамена (итоговой аттестации) его участниками может быть как негативным, так и позитивным. Важно формировать не страх или боязнь к экзамену, а положительное отношение через анализ возможностей, которые предоставляет ГИА его участникам.
Цель психолого-педагогического сопровождения ГИА: слайд 3
создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию учащегося.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: слайд 4
1)    поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;
2)    создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;
3)    систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика
развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;
4) оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС »

Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС Колесникова В.Я ., классный руководитель 9б класса

Психолого-педагогическое

сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС

Колесникова В.Я ., классный

руководитель 9б класса

Готовность выпускников к сдаче ГИА понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.  В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА  могут быть выделены следующие составляющие: информационная готовность  (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.); предметная готовность  или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); психологическая готовность (состояние готовности –

Готовность выпускников к сдаче ГИА

понимается нами как комплекс приобретенных знаний,

навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять

определенную деятельность.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА

могут быть выделены следующие составляющие:

информационная готовность (информированность о правилах

поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения

бланков и т.д.);

предметная готовность или содержательная (готовность по

определенному предмету, умение решать тестовые задания);

психологическая готовность (состояние готовности – "настрой",

внутренняя настроенность на определенное поведение,

ориентированность на целесообразные действия, актуализация

и приспособление возможностей личности для успешных действий

  • в ситуации сдачи экзамена).
Психолого-педагогическое сопровождение «Научно­ методическая деятельность»  Цель:   создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию  учащегося.

Психолого-педагогическое сопровождение

«Научно­ методическая деятельность»

Цель:

создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика, его потенциальные ресурсы, способствующих личностному и интеллектуальному развитию

учащегося.

Задачи психолого-педагогического сопровождения

Задачи психолого-педагогического сопровождения

  • поиск, адаптация и разработка необходимых методик психолого-педагогического сопровождения выпускников;
  • создание психолого-педагогических условий для развития познавательных возможностей учащихся и их успешного обучения;
  • систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика;
  • развитие психотехнических навыков саморегуляции и управления стрессом у учащихся;
  • оказание методической и консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам подготовки учащихся к ГИА; разработка психолого-педагогических рекомендаций
Уровни  психолого-педагогического сопровождения   В Методических рекомендациях по психолого - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003г №28-51-513/16) выделяется несколько уровней сопровождения:  Уровень класса  Уровень учреждения

Уровни психолого-педагогического сопровождения

В Методических рекомендациях по психолого - педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» (Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003г №28-51-513/16) выделяется несколько уровней сопровождения:

  • Уровень класса

  • Уровень учреждения

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения  на уровне ОУ     Деятельность педагога-психолога направлена на : разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся к ГИА; разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей); разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ГИА для учителей и родителей.  Формы и методы работы: групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга; проведение семинаров для учителей-предметников; групповые и индивидуальные консультации; тренинги; родительские собрания и др.

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения на уровне ОУ

Деятельность педагога-психолога направлена на :

  • разработку и реализацию программы (цикла занятий) по психологической подготовке учащихся к ГИА;
  • разработку и реализацию программы психологической поддержки субъектов образования (педагогов, родителей);
  • разработку методических рекомендаций по психологической подготовке к ГИА для учителей и родителей.

Формы и методы работы:

  • групповые психологические развивающие занятия для учащихся с элементами тренинга;
  • проведение семинаров для учителей-предметников;
  • групповые и индивидуальные консультации;
  • тренинги;
  • родительские собрания и др.

Анкета «Готовность к ГИА» 1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ 2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ 3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения зданий 4. считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего 5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене 6. Я знаю, как задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемому оценку 7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества 8. Считаю, что могу сделать ЕГЭ на высокую оценку 9. Я знаю, что могу сделать ЕГЭ на высокую оценку 10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ 11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене 12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ 13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Анкета «Готовность к ГИА»

1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения зданий

4. считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

6. Я знаю, как задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемому оценку

7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

8. Считаю, что могу сделать ЕГЭ на высокую оценку

9. Я знаю, что могу сделать ЕГЭ на высокую оценку

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ

13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

«Умею ли я?» Учебно-организационные  Учебно-организационные

«Умею ли я?»

Учебно-организационные

Учебно-организационные

  • Подготовить свое рабочее место к уроку
  • Подготовить свое рабочее место к уроку
  • Контролировать свою деятельность на уроке
  • Контролировать свою деятельность на уроке
  • Самостоятельно распределить свое рабочее время: на уроки, отдых, увлечения
  • Самостоятельно распределить свое рабочее время: на уроки, отдых, увлечения
  • Самостоятельно выполнить домашнее задание
  • Самостоятельно выполнить домашнее задание
  • Определить состояние готовности к уроку
  • Определить состояние готовности к уроку
  • Сравнивать уровень своей подготовки и полученный результат
  • Сравнивать уровень своей подготовки и полученный результат
  • Определять причины своих неудач в учебе
  • Определять причины своих неудач в учебе
  • Наметить план по преодолению пробелов в своих знаниях
  • Наметить план по преодолению пробелов в своих знаниях
  • Правильно оформлять и вести тетрадь, дневник
  • Правильно оформлять и вести тетрадь, дневник
«Умею ли я?» Учебно - логические  Учебно-коммуникативные

«Умею ли я?»

Учебно - логические

Учебно-коммуникативные

  • Выслушать мнение других
  • Выделять главное и второстепенное, существенное и несущественное
  • Задавать уточняющие вопросы
  • Составлять простой план
  • Выступить перед классом с выступлением, докладом
  • Сравнивать факты, явления, события по заданным критериям
  • Проанализировать ответ товарища
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Свой ответ подтвердить фактами
  • Участвовать в коллективном творческом деле
  • При ответе использовать известные понятия, правила
  • Соблюдать такт при общении со старшими
  • Соблюдать такт при общении со сверстниками
  • Находить разные способы решения учебной задачи
  • Делать вывод по сказанному
  • Участвовать в учебном диалоге

"Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний”

( на основе методики многомерной оценки детской тревожности (МОДТ) Е.Е. Ромицына)

Утверждения

Ответы

("+” / "–”)

Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?

 

Обычно ты волнуешься при ответе или выполнении контрольных заданий?

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

 

 

Мечтаешь ли ты о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

 

Бывает ли так, что, отвечая перед классом, ты начинаешь заикаться и не можешь ясно произнести ни одного слова?

 

Обычно ты спишь неспокойно накануне контрольной или экзамена?

 

Часто ли ты получаешь низкую оценку, хорошо зная материал, только из-за того, что волнуешься и теряешься при ответе?

 

Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

 

Часто ли бывает такое, что у тебя слегка дрожит рука при выполнении контрольных заданий?

 

Беспокоишься ли ты по дороге в школу о том, что учитель может дать классу проверочную работу?

 

результаты учащихся 9 «а»

класса

низкий

средний

12%

57%

повышенный

высокий

25%

6%

Опросник школьной тревожности Филлипса.

Опросник школьной тревожности Филлипса.

Анкета «Отношение к предмету» учащихся 9 «а» класса. 1. Как ты думаешь, где больше всего удается проявлять и развивать свои способности? Подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению: - в жизни коллектива класса,  - в общешкольных делах,  - на занятиях кружков, секций, клубов,  - на занятиях кружков или секций во внешкольных учреждениях,  - на уроках,  - в жизни и делах своей семьи,  - в общении с друзьями и приятелями по месту жительства.    2. Оцени, пожалуйста, степень проявления твоих способностей на уроках. Для этого поставь напротив каждого учебного предмета отметку в избранной тобой графе:

Анкета «Отношение к предмету» учащихся 9 «а» класса.

1. Как ты думаешь, где больше всего удается проявлять и развивать свои способности? Подчеркни перечисленные ниже ответы, которые соответствуют твоему мнению:

- в жизни коллектива класса,

- в общешкольных делах,

- на занятиях кружков, секций, клубов,

- на занятиях кружков или секций во внешкольных учреждениях,

- на уроках,

- в жизни и делах своей семьи,

- в общении с друзьями и приятелями по месту жительства.

  2. Оцени, пожалуйста, степень проявления твоих способностей на уроках. Для этого поставь напротив каждого учебного предмета отметку в избранной тобой графе:

Учебный предмет  Степень проявления способностей на уроках: Русский язык  Литература  Иностранный язык  Математика  Информатика  История и обществознание  География  Биология  Физика  Химия  Физкультура  Очень высокая  высокая  средняя  низкая  Очень низкая

Учебный предмет

Степень проявления способностей на уроках:

Русский язык

Литература

Иностранный язык

Математика

Информатика

История и обществознание

География

Биология

Физика

Химия

Физкультура

Очень высокая

высокая

средняя

низкая

Очень низкая

3. Что, по твоему мнению, является основными препятствиями для проявления твоих способностей на уроках? Подчеркни один или несколько выбранных ответов:

3. Что, по твоему мнению, является основными препятствиями для проявления твоих способностей на уроках? Подчеркни один или несколько выбранных ответов:

  • - преподавание учителей предмета,
  • - не сложившиеся отношения с учителями,
  • - чрезмерная сложность предмета,
  • - неблагополучная атмосфера в коллективе класса,
  • - мое слабое здоровье,
  • - отставание по предмету,
  • - лень и другие отрицательные качества моего характера
Классное руководство – это не должность, а образ жизни, состояние души.

Классное руководство – это не должность, а

образ жизни, состояние души.

Деятельность классного руководителя направлена на:

Деятельность классного руководителя направлена на:

  • информирование и осуществление постоянной связи между субъектами системы (обучающимися, учителями-предметниками, родителями, администрацией);
  • формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
  • оказание всесторонней поддержки выпускников на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
  • ориентировка учащихся на действие , как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Тематика родительских собраний :   1. О подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзаменов 2. Как поддержать ребенка во время выпускных экзаменов 3. Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены 4. Проигрывание ситуации экзамена во время встречи с педагогом-психологом, педагогами-предметниками, классным руководителем.

Тематика родительских собраний :

1. О подготовке учащихся 9 класса к сдаче экзаменов

2. Как поддержать ребенка во время выпускных экзаменов

3. Как помочь ребёнку успешно сдать экзамены 4. Проигрывание ситуации экзамена во время встречи с педагогом-психологом, педагогами-предметниками, классным руководителем.

Советы для экзамена 

Советы для экзамена 

  • Избегайте паники. Нервничать перед экзаменом это естественно, но впадать в панику непродуктивно, так как Вы не сможете мыслить ясно.
  • Самый быстрый и наиболее эффективный способ преодоления ощущения стресса и паники это закрыть глаза и сделать несколько медленных, глубоких вздохов. Такое дыхание успокоит всю Вашу нервную систему. Одновременно можно проговорить про себя несколько раз спокоен и расслаблен» или знаю, что смогу это сделать, и сделаю это хорошо».
  • Если Вы ощущаете в своей голове пустоту не паникуйте! Паника в данной ситуации только осложнит процесс вспоминания и восприятия информации. Вместо этого, попробуйте на минуту сосредоточиться на медленном, глубоком дыхании. Если Вы все же не можете вспомнить необходимую информацию, переходите к другому вопросу; вернетесь к этому вопросу позже.
После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по Вашему мнению, Вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые Вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что Вы могли бы, по Вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию. Если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: «Проблема, которой ты поделился решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделится своими заботами. Может быть это будет Ваш друг или член семьи. Или преподаватель университета. Или врач. Если один человек не сможет Вам помочь, то сможет другой. 
  • После экзамена не нужно попусту тратить время осуждая и критикуя себя за то, что по Вашему мнению, Вы сделали не так. Зачастую собственная самооценка бывает самой критичной. Поздравьте себя за те вещи, которые Вы сделали правильно; извлеките полезное из того, что Вы могли бы, по Вашему мнению, сделать лучше и начинайте подготовку к следующему испытанию.
  • Если экзамены действительно заставляют Вас чувствовать себя нездоровым, беспокоят или угнетают Вас, не прячьте своих чувств. Поговорите с кем-нибудь об этом. Это единственный способ получения помощи и поддержки! В Англии говорят: «Проблема, которой ты поделился решенная проблема». Следовательно, Вы обязательно должны найти того, с кем Вы можете поделится своими заботами. Может быть это будет Ваш друг или член семьи. Или преподаватель университета. Или врач. Если один человек не сможет Вам помочь, то сможет другой. 
Благодарим за внимание! Желаем всем творческого роста!   Татьяна Александровна  Вера Яковлевна

Благодарим за внимание! Желаем всем творческого роста! Татьяна Александровна Вера Яковлевна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Психолого-педагогическое сопровождение ГИА в рамках введения ФГОС

Автор: Колесникова Вера Яковлевна

Дата: 25.06.2014

Номер свидетельства: 108461


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства