kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактика суицида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия. Основные причины безнадзорности и правонарушений учащихся. Направления деятельности в рамках образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактика суицида.»

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактика суицида.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Профилактика суицида.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних   – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
  • Правонарушение   - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
  • Несовершеннолетний  - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
  • Безнадзорный  - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
  • Асоциальное поведение трудных подростков   –  выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки.
Основные причины безнадзорности и правонарушений учащихся

Основные причины безнадзорности и правонарушений учащихся

  • Среди основных причин беспризорности и правонарушений обучающихся  можно выделить следующие факторы:
  • неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм родителей, лишение их родительских прав, отказ родителей заниматься воспитанием своих детей, эмоциональное отвержение, бесконтрольность);
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.);
  • неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями.
  • Эти факторы предопределяют неадекватные формы поведения обучающихся..
  • Этим объясняется большой процент нарушенного поведения у школьников.
Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наша школа направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.
  • Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, гиперсексуальности, ранней алкоголизации, токсикомании. Обучающиеся из неблагополучных семей, имея незрелую социальную позицию, часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений.
  • Как правило, дети с таким поведением попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны образовательных учреждений. Поэтому свои усилия наша школа направляет на профилактику асоциального поведения и негативных явлений среди учащихся, на то, чтобы ребенку не пришлось остаться один на один с улицей.

Направления деятельности в рамках образовательной организации по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

1. Исследовательская работа:

5. Работа в школьном коллективе обучающихся:

  • комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияний социума:
  • наблюдение, анкетирование, собеседование;
  • мониторинговое исследование;
  • анализ и принятие решений (планирование).
  • проведение мероприятий по предупреждению правонарушений;
  • с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды;
  • индивидуальная работа, помощь обучающимся по устранению проблем школьной жизни.

2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа .

6. Работа с родителями:

3. Просветительская работа:

  • изучение особенностей, интересов и потребностей семей;
  • профилактика и коррекция негативной воспитательной среды в семье;
  • помощь в преодолении негативных явлений в семье;
  • распространение положительного опыта.
  • консультации,
  • беседы,
  • лекции,
  • привлечение специалистов,
  • наглядная агитация.

7. Взаимодействие с учреждениями и службами. Работа в социуме:

4. Приоритеты:

  • использование других учреждений для организации профилактической деятельности;
  • сотрудничество с субъектами профилактики для оказания компетентной помощи детям и семьям;
  • организация каникулярного отдыха, полноценного досуга детей, временное трудоустройство подростков.

8. Методическая работа :  выступления на МО, педагогических советах, родительских лекториях, участие в районных семинарах данного направления.

  • создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания обучающихся;
  • охранно-защитная деятельность;
  • предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного семейного воспитания;
  • пропаганда здорового образа жизни.
Профилактика суицида

Профилактика суицида

  • Суицид  – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
  • Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек.
  • Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
  • Суицидальное поведение  – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.
  • Суицидальное поведение встречается как в норме (без психопатологии), так и при психопатиях и при акцентуациях характера – в последнем случае оно является одной из форм девиантного поведения при острых аффективных или патохарактерологических реакциях.
Демонстративное суицидальное поведение

Демонстративное суицидальное поведение

  • В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать как ему трудно справляться в жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи.
  • Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему.
  • При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения.
Аффективное суицидальное поведение

Аффективное суицидальное поведение

  • Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу.
  • В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия.
  • При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами.
Истинное суицидальное поведение

Истинное суицидальное поведение

  • Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты.
  • Самоубийство  - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации.
Возможные мотивы

Возможные мотивы

  • Поиск помощи - большинство людей, думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности).
  • Безнадежность - жизнь бессмысленна, а на будущее рассчитывать не приходится. Потеряны всякие надежды изменить жизнь к лучшему.
  • Множественные проблемы - все проблемы настолько глобальны и неразрешимы, что человек не может сконцентрироваться, чтобы разрешить их по одной.
  • Попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!» Иногда человек считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
  • Способ разрешить проблему - человек рассматривает самоубийство как показатель мужества и силы.
К «группе риска» по суициду относятся подростки:

К «группе риска» по суициду относятся подростки:

  • с нарушением межличностных отношений, “одиночки”;
  • злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • с затяжным депрессивным состоянием;
  • сверхкритичные к себе подростки;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;
  • из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;
  • из семей, в которых были случаи суицидов.
  • Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов .
  • В профилактике депрессий у подростков важную роль играют родители. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
  • Во-первых , необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
  • Во-вторых,  заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
  • В-третьих , подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
  • В-четвертых,  обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Детинина Светлана Алексеевна

Дата: 12.03.2021

Номер свидетельства: 575250

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства