Презентация к семинару классных руководителей "Синергетические ориентиры воспитания"
Презентация к семинару классных руководителей "Синергетические ориентиры воспитания"
Цель современной педагогической науки – способствовать созданию условий самоорганизуемого творческого обучения и воспитания Личности, которая в нелинейном мире, в динамическом хаосе будет строить свою жизнь по законам синергетики.Главная задача современной педагогической науки -создание условий для самореализации и саморазвития Личности.Синергетические ориентиры – это формирование таких структур сознания Личности,
как смыслотворчество, самоактуализация,
самореализация,
обеспечение уровня духовной жизнедеятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к семинару классных руководителей "Синергетические ориентиры воспитания" »
Синергетические ориентиры воспитания.
Подготовила педагог- психолог
Зарипова Л.Л.
Главная задача современной педагогической науки
-создание условий для самореализации и саморазвития Личности.
Цель современной педагогической науки
– способствовать созданию условий самоорганизуемого творческого обучения и воспитания Личности, которая в нелинейном мире, в динамическом хаосе будет строить свою жизнь по законам синергетики.
Синергетические ориентиры
– это формирование таких структур сознания Личности,
как смыслотворчество, самоактуализация,
самореализация,
обеспечение уровня духовной жизнедеятельности.
Педагогическая синергетика
-область научного знания, сформировавшегося на стыке педагогики и синергетики, основанного на законах самоорганизации и саморазвития воспитательно-образовательных систем.
Синергетика
- достаточно молодая отрасль науки, которая стала самостоятельным научным направлением лишь в 70-е годы ХХ столетия.
Ее название происходит от греческого слова «синергейя», означающего совместное действие, сотрудничество.
Синергетика
- это кооперативная наука, изучающая системы с самоорганизацией. Это сложные, открытые, постоянно развивающиеся системы, основным свойством которых является самоорганизация - внутренняя способность системы выращивать в себе, надстраивать из себя новые качества, необходимые для выживания. В педагогике такими системами являются образование, сознание, личность.
Синергетический подход
- это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующимися системами.
Синергетический подход
Основные понятия
Принципы
Методы
Самоорганизация
Самоорганизация
Идея о нелинейности, открытости и неравномерности систем
Идея о нелинейности, открытости и неравномерности систем
Диалог
Метод сценарного мышления
Открытость
Нелинейность
Неравномерность
Бифуркация
Флуктуация
Основные понятия структуры
Аттрактор
Идея о конструктивной роли хаоса
Идея о значении устойчивости и неустойчивости, необходимости и случайности
Идея о невозможности полного и точного прогноза
Идея о резонансном воздействии и др.
Синергетические ориентиры воспитания
Открытость учебно-воспитательной информации .
Самоидентификация.
Убеждающая коммуникация.
Неявная педагогическая этнокультура.
Социогенетическая нераскаянность.
Диалогичность содержания образования.
М ировоззренческое осмысление (интерпретация) содержания образования .
Кумулятивный эффект образования
Открытость учебно-воспитательной информации.
В соответствии с методологией синергетики, путь познания должен быть в той же мере открытым, как и изучаемый предмет. В противном случае воспроизведение изучаемого предмета в мышлении будет искаженным, обедненным - редуцированным.
Открытость
- это способ представления в учебном и воспитательном материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (феноменальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания - критическая рефлексия - позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания.
Самоидентификация
-это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с кем-либо или с чем-либо. Зачастую самоидентификация выступает как эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями. Идентификация является условием начала становления личности, ее самореализации.
Самореализация личности
-специфическая форма самоорганизации личности. Необходимым условием самореализации выступает преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны - соответствия чему-либо. Несоответствие вызывает накопление противоречий, напряжений, кризисов. Соответствие делает возможным и необходимым их разрешение и является интегрирующим условием - связью для нелинейного развертывания сущности личности.
Неявная педагогическая этнокультура.
Особенностью педагогической культуры выступает ее связь с национальной и общечеловеческой культурой. Разница между культурой и цивилизацией определяется тем, что культура в целом - это выражение и результат самоопределения воли народа или отдельной личности, как носителя этой воли ("культурный человек").
Социогенетическая нераскаянность.
Унаследованная от предшествующих поколений, руководствовавшихся принципом коллективной ответственности при личном неучастии в решении собственной судьбы, данная характеристика стимулирует легкомысленное отношение к возврату коммунистической идеологии, соблазняющей простотой, легкостью и быстротой достижения целей посредством насилия.
Диалогичность содержания образования.
В подлинном диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределенности. В связи с этим, диалогическая концепция образования ведет речь о пандейе - руководстве к изменению всего человека в его существе. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему.
Мировоззренческое осмысление .
Средствами интерпретации выступают: обсуждение вероятностных (стохастических) истолкований научных данных в духе плюрализма концепций, толерантности, осознания явлений аттракции, бифуркации, не-линейности развития, атипизма в любом процессе, использование рас-суждений, аргументации, выявление противоречий, комментирование т.е. всех способов креативного мышления. Мировоззренческое содержание должно быть представлено в учебном материале в неявном, латентном состоянии; растворенное в учебном процессе, оно выступает не как данность, а как возможность.
Кумулятивный эффект образования .
На рынке интеллектуального труда котируются технически грамотные, развитые творческие личности, способные сами приобретать необходимые знания и на их основе порождать новые.
Выводы
Основой педагогической деятельности учителя становятся:
- оказание педагогической поддержки Личности, а не «научение»;
- формирование многомерного сознания ученика;
- развитие способности к саморазвитию и самореализации;
- использование педагогических технологий, способствующих востребованию извлечения нравственных ценностей, и «нравственного инстинкта сознания» и др.
Выводы
Исходя из специфики образовательной системы, связанной с ее открытостью и нелинейностью, концептуальной основой формирования информационной среды образовательного учреждения является, по нашему мнению, создание организационно-педагогических условий для актуализации и активизации информационных потоков, направленных на саморазвитие всех субъектов педагогической системы, и обеспечение координации их (субъектов) деятельности в условиях саморазвивающейся образовательной системы.