Презентация классного часа в рамках реализации программы "Я-гражданин России" в 9 классе СКОУ VIII вида на тему "Масленица"
Презентация классного часа в рамках реализации программы "Я-гражданин России" в 9 классе СКОУ VIII вида на тему "Масленица"
Масленица-древний русский праздник. Он символизировал проводы зимы и встречу весны. изучение традиций русского народа очень важная составляющая воспитательного процесса в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация классного часа в рамках реализации программы "Я-гражданин России" в 9 классе СКОУ VIII вида на тему "Масленица"»
Русская масленица
Цели и задачи работы
«Традиция способна возродиться из зерна»
фольклорист Андрей Сергеевич Кабанов
Самобытность русской культуры
Традиция
Сила и глубина народной памяти
Исторические судьбы
Особенность окружающей природы
Мудрость
Освоение достижений других народов
Народный опыт
Цели и задачи исследования
Основной целью моей работы является приобщение своих современников к исторической памяти народных традиций
Одной из основных задач исследования, является потребность современного общества в изучении возрождения культуры своей страны, обрядовым народным праздникам, обычаям
Обоснование выбора темы
«Те, кто не помнит прошлого, обречены на то, чтобы пережить его вновь».
Испанский философ
Джордж Саньтьяно
Обоснование выбора темы
Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейших пластов народной культуры и тем самым, окончательно разрушить духовную связь современников с творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиций народных праздников приобретает важный характер.
Вековые чаяния и мечты о расцвете человеческой личности, о народном счастье, нашедшие яркое воплощение в фольклоре народов России, удивительно созвучны идеям всестороннего, гармоничного развития человека. Именно поэтому, так актуален, сегодня воспитательный потенциал народных традиций и фольклора.
Исследовательская частьЯзычество
Слово языческий: «язык»; «языцех», происходит от древнего славянского означавшего «народ».
люди празднично славили «Правь»(мир Богов, символизировавших славных древних предков)
У древних славян существовал такой календарь:
Четыре великих славянских языческих праздника, друидов-волхвов, ориентированы на естественный Солнечный цикл, выражающийся в четырех ежегодно повторяемых годичных ипостасях бога Солнца.
Стареющее и слабеющее осеннее Солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью
зимнего солнцестояния .
Неделя состояла из девяти дней: понедельник; вторник; тритейник; четверг; пятница; шестица; седьмица; осьмица; неделя; В месяце было по 41 и 40 дней поочерёдно. В лете (в году) было по 9 месяцев, что соответствует 365 дням. (Со времён Петра I «лето» именуется «год», что в переводе с немецкого — «бог») Каждое 16-е лето (год) было священным, и в нём все месяцы были по 41 дню, т.е. 369 дней в священном лете (годе). (Слово «лето» в смысле «год» и поныне сохранилось в нескольких русских фразах, например: «С тех пор уже сколько лет прошло», «Сколько тебе лет?».)
Летнее могучее Солнце-муж Купайла.
Весеннее крепчающее Солнце-юноша Ярило.
Рождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния Солнце-младенец Коляда.
Комоедица
Во времена религии друидов (волхвов) и до XVI века — языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи. Празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).
Комоедица
Празднования священного вступления Весны в свои права.
Комоедица
- Церковная "сырная" или "мясопустная" седмица , определенная церковниками на последнюю неделю перед Великим постом.
Празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).
Почитали славянского Медвежьего бога
Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило – «первый блин комам», т.е. медведям).
В том же XVI веке "сырная" седмица получила в народе наименование "Масленица", и назначенный церковниками праздник раскололся на два по сути разных празднования
Дискредитации церкви,
разрушения стереотипов старорусской повседневной жизни.
Создание собора Петром первым
Цели:
Церковная "сырная" седмица — последняя неделя подготовки к Великому посту
Являлось отчётливое пародирование обрядов католической и православной церквей
Народная Масленица — обжорное, пьяное и разгульное празднество
Развлечения, питейные увеселения, карнавальные действа и так далее.
Название – «Масленица»
Вот вам румяная и жирная богиня,
Обжорства и питья и драк всех героиня,
Шатается по городам, по селам деревням...
Масленица воспринималась христианской церковью
как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели.
- Для славян, этот праздник долгое время был встречей
нового года, до XIV века год на Руси начинался с марта.
Согласно легенде, Масленица родилась на севере, отцом ее был Мороз.
- Само название - "Масленица" возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять.
- Празднование масленицы императорским двором.
Подготовка и проводы праздника
Русская пословица говорит: «Хоть с себя что заложить, а Масленицу проводить».
Подготовка к празднику
- «Везешь ли Масленицу?»
- Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили приветствие Масленице
- Празднование Масленицы почти повсюду начиналось с четверга
Проводы Масленицы
Рассказ очевидца
- Решение Патриарха
Обряды
Масленичная неделя
Масленица— это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, а самое главное — с обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Детям рассказывают о ритуальном значении масленичных закличек и игрищ, разъясняют, почему нужно сжигать Масленицу, заманивать Солнце блинами, славить Весну, просить доброго урожая.
Ой, Масленица , протянись! За белую березу зацепись! Сказали : Масленице семь годков, А нашей Масленице семь деньков! Ой, Масленица, протянися! Ты за дуб, за колоду зацепися! Ой, сказали - нашей Масленице Семь годков, А всего у Масленицы Семь деньков. Ой, Масленица-обманщица! Обманула, провела, Нагуляться не дала!
Воскре-сенье
-Прощеный день
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди в поле --
Едут там трубачи
Да едят калачи.
Погляди на небо --
Звезды горят,
Журавли кричат.
Раз, два, не воронь,
Беги, как огонь!
Суббота –
Золовкины посиделки
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия и правила поведения.
Пятница – Тёщины вечерки
Четверг –
Разгуляй четверток
Понедель-ник –
Встреча
Среда –
Лакомка, разгул, перелом
Вторник - Заигрыш
Праздничные забавы
Назывались праздничные гулянья на Масленицу «масленичными потехами».
- Борьба, кулачные бои, медвежьи представления, рысистые бега и катания на санях с ледяных гор, завоевания снежных городков-крепостей.
- Представления, пантомима, акробаты, фокусники и куплетисты.
Дозволялось нарушать многие запреты, появлялась возможность пародировать события
повседневной жизни . Ряженые использовали также маски, которые на протяжении многих веков были атрибутом и символом религиозных представлений, изображали чертей, ведьм и бестолковых деревенских мужиков. Встречались также костюмы разных животных, так как многие животные символизировали определенные прегрешения против христианской морали.
- Ставились палатки с пряниками, орехами, пирогами и неизменными блинами. Гремели духовые оркестры, пиликали шарманки, разливались гармошки, кружились карусели, взлетали в воздух перекидные качели.
- Катание на санях.
Поженившиеся зимой «молодые»
ездили по улицам «казать себя».
- Катание с горок.
Сжигание чучела
Чучело Зимы - главный символ Масленицы
- В качестве жертвоприношения (когда-то, это именно так и осмысливалось), изготавливали огромную смешную и страшную куклу - чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества.
- Обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть, плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы.
- Ритуальное сжигание чучела Масленицы имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках.
- Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия.
- Где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье - лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи
- Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная.
Блины
С Масленицей ласковой поздравляем вас, Пирогам повластвовать наступает час. Без блинов не сладятся проводы зимы, К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!
Закваска
Приготовление закваски. В 2-литровую банку налейте 150 мл тёплой воды и добавьте столько муки, чтобы получилось тесто консистенции густой сметаны. Банку накройте салфеткой и поставьте в тёплое место на сутки. Через сутки долейте в банку 150 г тёплой воды с 1 ч.л. мёда, хорошо размешайте и досыпьте муки до консистенции густой сметаны.
Накройте салфеткой и поставьте в тёплое место на 12 часов. Затем снова добавьте 150 мл тёплой воды, перемешайте и подмешайте муку до густоты сметаны. Банку поставьте в тёплое место на 12 часов. По истечении этого времени закваска готова.
Её можно готовить на ржаной или пшеничной муке, однако пшеничная закваска живёт гораздо меньше ржаной. После того, как вы используете закваску для приготовления теста, оставьте в банке примерно 5-6 ст.л. закваски, долейте 150 мл теплой воды и размешайте с мукой до густоты сметаны. Храните в прохладном месте, если не планируете использовать закваску на следующий день.
- История их создания
- Круглый блин олицетворял солнце.
- Блины с припеком
- Традиция - блины надо есть только руками
- В каждой стране существуют разные методы приготовления блинов.
- Сырная Масленица называется «сырной», вовсе не из-за сыра. Сыром в древней Руси называли творог.
-Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали на слуховое окошко «для душ родительских» .
- И другие блины называют — «убогие».
Празднование масленицы в других странах
В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал
Масленица — это праздник не только славян, а всей Европы.
Италия
- Продолжительность карнавала (Масленицы) в разных странах бывает разной - от 3 дней в Норвегии до 2 месяцев в Аргентине (там продолжают праздновать карнавал и весь Великий пост, и после него), но в большинстве стран - 5-7 дней.
Америка
Аргенти-на
Дания
- По времени карнавал предшествует католическому Великому посту, откуда и происходит его название (от лат. carne vale, «прощай, мясо»).
Норвегия
Герма-ния
Эстония
Фран-ция
- Происхождение карнавала определенно языческое.
Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов.
Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений .
Заключение
- В народном празднике Масленицы, оканчивающим зиму, четко прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем
- Если празднование Масленицы на Руси – истинно русский народный обычай, то все составляющие ее части должны иметь под собой настоящие русские корни, - опровергнута и не нашла своего подтверждения.
-Вместо того, чтобы развязывать излишнюю конфронтацию с новообращёнными в христианство язычниками, Церковь приспосабливала их к собственным правилам.
-Воспитательная роль народного праздника, прежде всего - в сохранении фольклорных традиций народа, проявляя их, через воздействие на каждую личность будь это ребенок, подросток или взрослый человек .
- Это веселый праздник не только России, но и всех стран Европы, у народов которых когда-то существовала религия друидов .
- В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.
Литература
1. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Наука, 1994.
2. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. - М.: Элис Лак, 1995.
3. Народные праздники на Руси. - М.: Центрполиграф, 2004.
4. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX в - Л., 1984
5. Токарев С.А. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы - М.: Наука, 1973.
6. Дубровский Н. Масляница. -- М.: Типография С. Селиванова, 1870. -- 46 с.
7. Блинова Г.П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история). Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997.
8. И.С. Шмелев “Масленица”. М., Издательство «Детская литература», 2007.
9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
10. Баллер Э.А. Приемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969
11. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - м.: Флинта: Наука, 2001.
12. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. - М., 1996
13. Б.А. Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
15. Бапбурин А.К. Календарь и трудовая деятельность человека. Л., 1989.
16. Панкеев И.А. Русские праздники. - М., 1998
17. Глан Б.Н. Массовые праздники и зрелища. - М., 1961
18. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992.
19. "Энциклопедия обрядов и обычаев" Издательство: Спб., "РЕСПЕКС", 1996 г. Составители: Брудная Л.И., Гуревич 3.М., Дмитриева О.Л. Бондаренко Э. О.
21. Коловорот. Славянский календарь-месяцеслов/ Община Крина. - СПб.: 1995.
22. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX -- начало XX в. Академия наук СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. -- М.: Наука, 1979.
23. История зарубежного театра. Учебное пособие. В 3 т. - М.: Просвещение, 1981-1984-1986гг.