Просмотр содержимого документа
«Опыт внедрения проектной деятельности в МОУ "БСОШ № 15"»
Проектная деятельность как инновационная педагогическая технология
«Если для экономики средневековья главным ресурсом была земля, для экономики индустриального общества – капитал, то главный ресурс современного постиндустриального мира – знание, информация» В. Иноземцев, д.э.н., профессор
Задача школьных педагогов на данном этапе развития нашего общества заключается в обучении детей самостоятельно развиваться. Для этого мы, как педагоги, просто обязаны сформировать у учеников умение разрешать на основе полученных знаний конкретные учебные проблемы и ситуации, проявляя творческий подход к рассмотрению проблем. Важным аспектом при этом является вовлечения школьников в научно-исследовательскую работу в виде ПРОЕКТОВ . Этот вид деятельности учит ребят не только творчеству, умению анализировать процессы и явления и формулировать свою точку зрения, но и культуре публичного выступления, диалога, дискуссии, ведь каждый свой доклад учащиеся должны защитить.
Проектная деятельность - инновационная педагогическая технология обучения в младшей школе
Проектная технология в младшей школе призвана обеспечить познавательную проблемно-поисковую деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза предполагаемого или возможного объекта изучения
Сущность технологии проектной деятельности школьников заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Содержание начального обучения в школе обладает богатыми возможностями в плане применения проектной технологии
Технология проектной деятельности учащихся на уроках в начальной школе создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: - опыта творческой деятельности; - рационального стиля мышления; - эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира и общества.
Проектную деятельность ребенка следует рассматривать как одно из основных направлений развития творческих способностей .
Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.
Проект - это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления
Проектная технология деятельности младших школьников предполагает:
1) наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
5) использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.
Исследовательские проекты - практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения.
Творческие проекты – это стенная газета, сценарий праздника, театрализации, видеофильм, плакат, школьный журнал интересных дел.
Приключенческо-игровые проекты – это литературные, ролевые игры, в которых литературные персонажи или выдуманные герои, имитируют социальные или деловые отношения с придуманными участниками, ситуациями.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Практико-ориентированные проекты – получение конкретного, предметного результата деятельности, имеющий прикладное значение.
Этапы выполнения проектов учащимися :
1. Мотивация. 2. Выбор направлений исследований. 3. Постановка задачи . 4. Фиксация и предварительная обработка данных. 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез. 6. Оформление результатов работы. 7. Грамотное представление исследовательской работы
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта , а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте . Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки
Учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов;
уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Результаты проектной деятельности школьников обсуждаются, как правило, на специально отводимых для этого уроках - типа конференций, смотра знаний, отчетов или на обобщающих уроках в конце темы, раздела
Этапы проектной деятельности младших школьников
Формулировка цели исследования.
Выдвижение гипотезы исследования (в ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута).
Постановка цели и задач исследования.
Литературный обзор - подкрепление гипотезы литературными данными и логическими соображениями; краткая характеристика того, что известно; знакомство с областью исследований по нескольким источникам.
Отражение методики исследования.
Представление «собственных данных», сопоставление их друг с другом и с литературными источниками, анализ данных.
Формулировка выводов и предложений, в которых излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать не поставленные вопросы.
Структурные элементы исследовательской работы младших школьников
1.Название работы. Оно должно быть четким и ясным и при этом формулировать содержание.
2.План. В плане необходимо выделить основные смысловые позиции.
3.Введение. В этой части должны быть обозначены цель работы, постановка основной проблемы, изложение истории вопроса.
4. Основное содержание.
5. Заключение. Обобщает исследование проблемы, включает в себя выводы.
6. Приложение. Это могут быть различные таблицы, схемы, графики, карты, используемые в работе, но которые не целесообразно было помещать в тексте.
7. Список используемой литературы ( с обязательным указанием авторов, названия, года выпуска, издательства и страниц, откуда был взят материал).
При подготовке к защите исследовательских проектов учащимся необходимо обратить внимание на навыки логической речи, умение отвечать на вопросы и размышлять во время разговора
Опыт внедрения проектной деятельности младших школьниковв МОУ «Бендерская средняя школа № 15»
Экологические проекты младших школьников
в МОУ «Бендерская средняя школа № 15»
Заседание экологического клуба КОАПП (Комитет Охраны Авторских Прав Природы) в рамках недели «Начальная школа»
Подготовка Красной Книги, в которой ученики на желтых, красных, белых, зеленых, серых страницах изобразили редких исчезающих видов животного мира Приднестровья, России и мира
Практико-ориентированный экологический проект «Озеро: сигнал СОС»
Экскурсия на озеро в микрорайон Солнечный, определение экологического состояния парка и озера, выявление источников загрязнения озера, участие в озеленении берегов и уборке мусора
Практико-ориентированный экологический проект ежегодныхакций «Покормите птиц», «Помогите перезимовать птицам»
Изготовление кормушек, развешивание их на территории двора школы, установка скворечников, постоянное наблюдение за зимующими птицами, их подкармлевание
Портфолио с изображениями наиболее типичных представителей флоры и фауны Приднестровья и России
Поделки исчезающих видов животных, птиц и растений нашего края и России
фотоотчет о своей деятельности
Практико-ориентированный экологический проект«В гармонии с природой»
В начале летних каникул, в ходелетней трудовой практики, учащиеся участвуют в ряде экологических мероприятий по благоустройству при школьной территории: посадка саженцев, уход за цветами, систематическая обработка газонов. Осенью после массового листопада, каждый класс на закрепленной территории убирает опавшую листву, окапывает деревья, кустарники, белит деревья, бордюры, подготавливает мусор для вывоза с дальнейшей утилизацией в отведенных местах соответствующей структурой. При этом каждый класс делает наглядный фотоотчет о своей деятельности.
Практико-ориентированный экологический проект«В гармонии с природой»
Школьный экологическийотряд «Росток»
члены младшей группы «Подсолнух» экологического отряда «Росток» за участие в городском конкурсе экологических отрядов получили «Гран-при» за инсценировку экологической сказки «По щучьему велению» . Продолжается работа младших школьников по проекту «Изучение степени озеленения квартир и нашей школы»
Проектная деятельность как метод патриотического воспитания младших школьников в МОУ «Бендерская средняя школа № 15»
В 2012-13 учебном году учащиеся проводили исследовательскую работу «Бендеры – туристический объект Приднестровья», в которой были посещены главные культурно-исторические достопримечательности города (крепость, картинную галерею им. А.В.Лосева, краеведческий музей, Мемориал революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников, Мемориал Памяти и Скорби, Военно-исторический мемориал, Мемориал воинской славы, памятники, парки и скверы) и исследовали возможности для развития туризма в нашем городе.
На основе собранных материалов была составлена и издана брошюра «Бендеры. Туристический путеводитель». Отраженные в нем объекты туризма и могут стать, на наш взгляд, основой для разрабатываемой пешеходной экскурсии «Бендеры - город воинской славы».
Проектная деятельность как метод патриотического воспитания младших школьников в МОУ «Бендерская средняя школа № 15»
В 2013-14 учебном году в МОУ «Бендерская средняя школа № 15» учениками 4Б класса реализовался исследовательский проект «Бендеры – город воинской славы». Его целью является разработка учащимися на основе полученных знаний об истории и географии родного города маршрута и содержания пешеходной экскурсии под названием «Бендеры – город воинской славы».
Экскурсия начинается со школьного двора МОУ «Бендерская средняя общеобразовательная школа № 15» и охватывает все наиболее важные объекты исторического прошлого города ХХ в. и позволяет рассказать о нем в памятных местах, актуализировав внимание на историческое право Бендер в присвоении высокого почетного звания.
Показ объектов сопровождается рассказам самих учащихся в качестве экскурсоводов , а также вручением авторского, самостоятельно подготовленного буклета с изображением эмблемы Бендер как города воинской славы.
Таким образом, дети младшего школьного возраста - по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в различных исследовательских и практических проектах. Успех проекта во многом зависит от его организации. Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Технология проектной деятельности требует от учителя особой подготовки школьников, разъяснения им заданий, способов их выполнения, требований к оформлению результатов.